Этот сплав стал известным еще до своего начала. Если конечно сплавы могут быть известными. Если действительно когда-нибудь друзья собираются вместе и звучит что-то типа: "А помните, в тыща-лохматом году... Тот сплав...". Наверное, я слишком много значения придаю воспоминаниям, летописи и хронологии. Конечно, правильнее было бы успокоить это приключение в памяти, поместить улыбающиеся фотографии друзей в толстые и значительные фотоальбомы, а их телефоны — в пухлую телефонную книжку. Правильнее было бы планировать и мечтать о новых дорогах, и убрать наконец с рабочего стола кусок нефрита. Только Ципа — это река, которая не отпускает просто так, да и ее забывать и отпускать тоже никак не хочется. Проходит год за годом, а она, как давняя любовь, хранится в пыльных сердечных кладовых, снится и грезится, ясно и незыблемо проступая среди новых рек. Ципа относится к тем местам, куда, как в известном изречении, "ты знаешь, ты должен вернуться". Теперь уже я могу сказать, что тот, кто не был на Ципе... просто не был на Ципе, и это останется на его совести и в его судьбе.

Первой половины этого лета для меня не было. Его заменил автобус номер 119, офис, телефон и экран монитора. Эта тягучая и пыльная рутина закончилась 14 июля, когда в спокойной непредсказуемости сырого июльского утра я уехала на Саянскую Оку. К сожалению, она не то что не оправдала моих надежд, но подарила малоприятные размышления о надежности и честности людей, оказавшихся рядом; о целях, столь диаметрально противоположных, что даже странно, как так могло получиться, что принадлежат они людям, сидящим на одном катамаране. Даже сейчас мне до сих пор странно как мы оттуда выбрались живыми, хотя я часто повторяю себе о том, что опыт бесценен и цена, заплаченная за него, всегда вернется сторицей.

Зачем я вспоминаю Оку, хотя очерк называется "Ципа"? Мне бы хотелось, чтобы вы хотя бы чуть-чуть представили мое состояние на тот момент, когда простой телефонный звонок вновь соединил течение моей жизни с течением реки со странным названием.

Учебно-тренировочный сплав Иркутской поисково-спасательной службы по Маршруту Чита — Богдарин — р. Ципа — р. Витим — г. Бодайбо обсуждался еще в прошлом году. Несколько раз перекраивался маршрут, участники, финансирование. Откладывалось, потом вновь возникало сухим списком необходимого на белом листе бумаги. И я, еще в прошлом году сидя у костра на берегу Утулика, тихо радовалась за тех, кто собирался туда, и в груди светились и грели воспоминания... И снова ожидание, новые походы и отложенный в ящик проект. Возможно, ему грозило стать просто забытым начинанием, несбывшейся мечтой или просто несостоявшейся командировкой.

Но однажды пришло время и для этого приключения. И пусть что-то не учли, пусть что-то не додумали и не предусмотрели. И мне до сих пор неясно каким чудом в самый последний момент вспомнили обо мне. По странному стечению обстоятельств судьба вдруг открыла мне зеленый коридор — неожиданно появилось место в команде, и перегруз самолета отступил на второй план, нашлась гидра, каска, жилет, и даже мой суровый непререкаемый шеф вдруг ослабил галстук и подписал мне отпуск на 22 дня...

Далее (Часть I. Речка движется и не движется.)