Находится эта гора на Байкальском хребте. Добраться до неё довольно просто, но нельзя сказать, что дёшево. Основных способов, как минимум, три. Все они предполагают, что, так или иначе, вам придётся вначале посетить славный городок Северобайкальск. От него можно доехать на маршрутке или такси до села Байкальское, а оттуда либо на моторке, договорившись с местными рыбаками, либо пешочком. Для больших же групп проще всего нанять теплоход типа "Ярославец" в самом Северобайкальске и дойти на нём до мыса Котельниковский. Мы воспользовались именно этим способом – как никак, орава набралась порядочная.

Сам мыс весьма примечателен. На нем находятся горячие, вернее – очень горячие источники. В этой связи, там же, в настоящее время, завершается строительство суперфешенебельной турбазы. Но "дикие" ванны всё же остались и принять их можно совершенно бесплатно.

По прибытии на мыс, мы сутки разлагались в ожидании одного из участников нашей команды – у него задержали самолёт и, в итоге, добираться ему пришлось индивидуально. Но, наконец, вся толпа из одиннадцати человек была в сборе и мы отправились к вожделенной горе.

Надо сказать, что троп и даже дорог в этом районе хватает. В результате мы неслабо плутанули, причём дважды. Сейчас-то я могу с достаточной долей уверенности указать оптимальную стёжку. Она начинается от правого дальнего угла турбазовского забора (если стоять спиной к Байкалу). Примерно через час хода, возвышающаяся справа от вас сопка, останется позади, а речка Горячая, которая на самом деле очень даже холодная, отвернёт на север.
Змеюка
Тут вы, вероятно, наткнётесь на большое зимовье (в весьма плачевном состоянии), а если и нет, то точно выйдете на перпендикулярно идущую дорогу. Если встать на дороге спиной к зимовью, то по дороге нужно идти налево. Недалеко, метров двести, наверное. Здесь находится отворот (хорошо набитая тропа) направо. По нему и нужно идти. Очень скоро вы дойдёте до р. Куркулы (Байкальской).
р. Куркула
Дальше блудить совершенно негде, так как тропа всё время идёт вдоль её левого (орографически) берега. Даже бродить её нигде не придётся. Правда нужно будет форсировать пару полноводных притоков, но через них есть добротные мостки.

Но мы-то всего этого не знали и убили на этот отрезок добрую половину дня. Да ещё и с погодой повезло. Грех, конечно, жаловаться – не в дождь какой-нибудь идти пришлось, наоборот, – в жару. Пекло было просто жуткое! И кули у доброй половины компании оказались весьма тяжелыми – барахла всякого понабрали, вспомнить страшно. В общем, не все оказались к этому готовы, и до озера Гитара тащились мы аж трое суток! Ориентироваться на этот график стоит только "чайникам". Некоторые монстры вполне способны пройти и за день.

Вопреки предостережениям, которые звучали на форуме, на Гитаре оказалось полно мест под стоянки.
На одной с нами поляне расположилась группа из трёх человек во главе с Юрой Власовым, белорусский "солист" и… место ещё осталось. Чуть не доходя была пустая поляна поменьше. В самом начале озера ещё куча места – там стояла толпа из тридцати, кажется, школьников. А уж сколько народа подтянулось, когда мы отправились на выход – просто не счесть! И всем места хватило. Правда многие стояли не на Гитаре, а выше, над водопадом Большой каскад.

В связи с тем, что ползли мы до Гитары столь долго, было решено откорректировать маршрут и от изначально запланированного выхода по р. Молокон (Байкальский) отказаться. Но у меня и забойщика нашей связки – Кости, впереди было ещё самое важное – восхождение на гору Черского. На другой день после прихода на Гитару мы полдня протусовались на озере и уже после обеда пошли в сопровождении ещё троих ребят ставить лагерь под самой горой.

Шли неспешно. Любовались озером Тазик, грандиозным водопадом Большой каскад, Изумрудным озером. Разглядывали легко угадывающуюся вершину Птица и, конечно, саму гору Черского. Последняя, по понятным причинам, надолго приковала к себе наши взгляды. Как на неё забираться – не сразу становится понятно.

Так или иначе, на следующий день решили для начала подняться на Птицу.

Птица

г. Птица
По альпинистским меркам встали мы не очень-то рано, но уже часов, эдак, в девять потопали в сторону вершины. В назначенное заранее время на связь вышла уфимчанка Эмма, которая накануне сопровождала нас до нового лагеря, но после вернулась вниз. Она не захотела плющиться со всеми на озере и уже шла в нашу сторону. Я обрисовал ей, как именно нужно подниматься, велел постоянно быть на связи и мы отправились дальше.

Куропатки
Само восхождение технически очень простое. Во всяком случае, если идти оптимальным путём. Мы начали восхождение выше оз. Изумрудное, преодолели практически неподвижную морену, местами, правда, сложенную из очень больших камней, далее пришлось забрать немного направо, чтобы не лезть по гладким крутым плитам и выйти на ребро. Дальше сложностей тоже не было. Весь маршрут, пожалуй, даже не тянет на единичку (альп.).

г. Черского
Когда я, наконец, добрался до вершины, Костя уже вовсю разглядывал гору Черского, но каких-то однозначных вариантов восхождения и отсюда высмотреть не удалось. На этом мы не успокоились и решили попытаться спуститься на перемычку. Мне идея не очень-то понравилась. Даже если бы нам это удалось, то не факт, что мы бы сумели впоследствии спуститься с самой перемычки, а уж подняться назад – наверняка бы не смогли. Тем не менее, разведать стоило.

Я, вслед за Костей, стал спускаться вниз, как бы переваливая хребет. Первые метров двадцать (по вертикали), спуск был простым, хоть и страшненьким с непривычки. Затем мы обвязали вокруг здоровенного камня петлю, встегнули в неё верёвку и по очереди дюльфернули на все пятьдесят метров.

К сожалению, даже отсюда определить, что там ниже, было проблематично. Ещё одной верёвки у нас не было, да и не факт, что её бы хватило. В общем, мы сочли за благо вернуться.

пер. Солнечный
Народ, включая уже поднявшуюся наверх Эмму, успел заскучать и, не особо растележиваясь, мы всей толпой потопали вниз.

Комарьё
На этом похождения не кончились. Костя предложил сходить на разведку к самой горе, на ледник. Все, кроме меня, идею поддержали. Я же что-то совсем приуныл и даже сама мысль о том, что завтра нужно будет предпринять хотя бы попытку восхождения уже совсем не казалась мне заманчивой. Я залез в палатку, наконец избавившись от порядком доставших комаров, и предался мыслям, что, мол, если бы не Костя, которого я же сюда и заманил, то никуда бы я завтра не полез. А так-то придётся – иначе он же больше со мной вовсе никуда ходить не будет. А с другой стороны, рассуждал я, повезло мне с этим "паровозом"! Вот уж у кого никогда и тени сомнения не возникает, когда нужно куда-то лезть. Я один за двоих боюсь. И хорошо, что боюсь – не то давно бы уже шеи переломали с этим шапкозакидательством. Так, валяясь со своими мыслЯми, я и уснул.

К вечеру вернулись мои друзья. Вернулись довольные – ещё бы, не всякому доводилось бывать на настоящем леднике, причём долинном. С трещинами, ранклюфтами и прочими "прелестями". Я даже позавидовал. Костя с воодушевлением поведал, что, по крайней мере начало подъёма, он отыскал. К тому же оно совпадало с имеющимися у нас скудными описаниями. Ну что ж, значит завтра на штурм!

г. Черского

Маршрут
В восемь утра меня разбудил Костя. Мы быстренько позавтракали, набрали с собой воды, скидали в рюкзаки всё необходимое и отправились на восхождение.

Ледник, который расположен под самой горой, судя по описаниям, приведённым на карте, и по нынешнему состоянию, растаял минимум наполовину. Отступая, он оставил после себя порядочные морены. Мы взобрались на правую (по ходу) и минут через 20-30 уже были у начала маршрута.

Начало подъёма
Начало это находится под самой стеной Птицы. Да и весь остальной путь до перемычки далеко от неё не уходит. В этой связи, камнеопасность здесь очень даже высокая. Не при нашей, правда, погоде. Уже минимум неделю с неба не упало ни капли воды. Снег на склонах Птицы почти весь растаял. Та вода, которая ещё есть среди камней, по ночам не замерзает. Даже ветра нет. В общем, падать камням совершенно не от чего. Это не может не радовать, но каски мы всё равно одели.

Казавшиеся издалека жутко крутыми, плиты, на поверку, оказались очень даже приятными. Крутизна, вместо воображаемых 50-60 градусов, не превышала 45, а преимущественно 35-40 градусов. Обилие щелей позволяло организовать надёжную страховку на различных «закладухах», а разнообразные зацепы – уверенно продвигаться вверх одновременно.

Мы, однако, не стали рисковать и шли с переменной страховкой. Причём, страхующий почти всегда был прицеплен к двум закладкам, а если и к одной, то к исключительно надёжной.

Уже в самом низу мы, как, вероятно, и большинство из тех, кто лезет на Черского впервые, совершили ошибку. Нитка, представляющаяся отсюда оптимальной, таковой на самом деле не является. Нужно было уходить левее, но мы пошли почти прямо. Первое, пока ещё не очень серьёзное препятствие, подстерегало нас недалеко от перемычки. Плиты тут лежали как бы внахлёст. Высота этого «нахлёста» была около двух метров – что там, наверху, было не видно. Для того, чтобы забраться наверх, проще всего было пройти в правый край, где плиты упирались в стену. Как назло, ни одной трещины, пригодной для закладки. Костя уже было собрался бить крюк, даже сделал несколько ударов, как я заметил за его спиной оранжевенький крюк, забитый нашими предшественниками. Я даже догадываюсь, кем именно. На сайте Angara.net есть рассказ Элеоноры Крыжаевой, где она описывает видимо это место. Крюк был очень даже надёжным и, прощёлкнув через него верёвку, мы по очереди прошли вправо. Пролезть дальше было относительно просто.

Но впереди нас ещё ждал самый серьёзный «ключ»! Плиты упёрлись в короткий желоб, упирающийся в вертикальную стену, да ещё и с карнизом наверху. Внутренний угол наклонён примерно под сорок пять градусов. Правый борт, высотою около двух метров, под шестьдесят. Оптимальным было перелезть именно его. Будь я ведущим, восхождение на этом бы и кончилось. Но Костя забил три или четыре крюка и так, на ИТО, смог перелезть эту «засаду». Мне, даже на жумаре, проделать это было совсем непросто.

Кстати, если вам доведётся лезть именно там, и вы обнаружите невытащенные мною крючья, не пользуйтесь ими бездумно. Я хоть и не смог их достать, но это скорее от нехватки опыта и умения, чем оттого, что они стоят надёжно. К тому же, я порядочно расшатал пару из них.

К счастью, уже измотавший нас (прежде всего психологически), склон тут же закончился и мы оказались на перемычке. Дальше никаких особых сложностей не предвиделось. Правда, из-за неоптимальности маршрута нам предстояло спуститься с «лишнего» жандарма, но это ерунда. Только вот на часах уже 14.00! Долго же мы карабкались.

Зная из описаний, что на этот жандарм нам обратно залазить не придётся, мы без тени сомнений верёвку сдёрнули. А вот со следующим поступить так было бы опрометчиво – после восхождения придётся карабкаться на него обратно. Не то, что без верёвки это невозможно, но уж точно приятных минут не добавит.

Ну, перемычка пройдена, и перед нами относительно пологий, 30-35 градусный склон, укрытый снежником. Мы нацепили кошки (хотя бы ведущему их очень даже желательно иметь), и потопали наверх с одновременной, наконец-то, страховкой. Комары, атаковавшие нас всю дорогу, видимо наелись и, слава богу, отвязались. Зато захотелось есть самим. Не мудрено – на часах уже без двадцати пять. У верхней кромки снежника устроили перекус.

Между тем, со стороны Лены надвигалась гроза. На душе стало как-то нехорошо. Мало того, что давно пора сваливать вниз, так тут ещё и дождём пахнет. По мокрым-то плитам совсем уж скверно передвигаться. И ладно бы, если бы мы хотя бы тент от палатки да флиски прихватили – можно было бы и на горе заночевать, а так: замёрзнуть – раз плюнуть! В общем, перекус был омрачён весьма тревожными думами.

Как бы то ни было, полезли дальше. Сначала, двигаясь вправо, обошли что-то типа «бараньих лбов» и вылезли на гребень. Он хоть и узенький местами, но зато почти горизонтальный. А через некоторое время и вовсе нарисовалась приличная площадка. Тут даже есть место, приготовленное под установку палатки. Ветрозащитные стенки по всему периметру – всё как надо! Места, которое однозначно можно назвать наивысшим – нет. Если бы не приметный тур да отсутствие времени, мы бы точно прошли дальше. А так, сочли уже здесь задачу выполненной. Тур не простой. Какие-то энтузиасты припёрли сюда настоящий якорь! Не знаю сколько он весит, но килограммов десять, наверное, есть. Ещё тут валяется компьютерная клавиатура.

А ещё, гудит здесь всё, как в трансформаторной будке! Поднимаю я руку с ледорубом, Косте на что-то показать хотел, а он как загудит! Стоит чуть привстать и волосы на голове начинают топорщиться. Неприятно – того и гляди молнией шарахнет. Причём, не подумайте, что всё это нам примерещилось – есть видео, – Костя снимал, так там все эти звуки отчётливо записались. А вот я фотик так и не вытащил. Буквально через минуту, как дошли мы до тура, начался дождь, следом мелкий град, гроза и ветер. Не до фотоаппарата было. От сигареты только воздержаться не смог. Покурил и рванули мы вниз.

Только добрались до снежника, как дождь кончился. Тут же вылезло солнышко. Пока пробирались по перемычке, пока лезли на жандарм – уже и камни, и одежда высохли. Костя было стал придумывать, куда бы петлю повесить, как я обнаружил чужой, опять рыжий, крюк. По очереди дюльфернули по сдвоенной, ещё и надвязанной верёвке метров на тридцать. Тут крепить опять было не за что и напарник мой, не выспавшийся накануне, даже начал психовать. А я, рассудив, что плиты стали положе – около 35-40 градусов, предложил ему спуститься первым, с моей подстраховкой, а я уж пройду и на нижней. Так и сделали.
Мне, откровенно говоря, было очень приятно хоть что-то, относительно сложное и опасное, взять на себя. Сложность, правда, была минимальной – гладкие плиты отлично держали на трении, я даже руками почти не придерживался. Но вот опасность – вполне реальная. В нескольких метрах от линии спуска, которая проходит слегка по диагонали, высоченный обрыв. Стоит оступиться или поскользнуться, как полёт на ледник станет весьма вероятным. К тому же, страхующий меня Костя, сам держался не очень надёжно и при рывке наверняка полетел бы следом. Всего этого, конечно, не произошло.

Дальше спуск становился ещё проще. Уже не помню сколько раз мы пользовались верёвкой, но в 20.40, очень довольные собой, мы стояли у подножья горы и я на камеру рассказывал о том, какие мы герои, и, как мы ещё совсем недавно и небезосновательно, опасались схватить "холодную". Чуть ниже нас встречала Эмма. Она хоть и не могла разглядеть нас на всём маршруте, но иногда всё же видела и со своего поста, на который сама себя поставила, не уходила.

Уже втроём поплелись мы к нашим палаткам. Там нас поджидал Миша – наш товарищ. Видимо мучаясь от безделья, он соорудил здесь здоровенную каменную башню. Высотою она была с баскетболиста из олимпийской сборной и издалека я даже подумал, что это человек.

Другие "человеки", не особо переживая, ждали известий в нижнем лагере, на Гитаре. Мы вышли на связь по рации и сообщили о своих достижениях. Нас, естественно, поздравили и замахнули в честь этого по рюмашке.

Я уже не помню, говорил ли тогда Косте спасибо, но, в любом случае, не поленюсь повторить.

– Спасибо, Петрович, за твой азарт, за смелость и надёжность, за то, что опять ты воплотил мою идею и "затащил" меня на вершину!

Послесловие

Для тех, кто как и я, интересуется категорией сложности маршрута восхождения, сообщаю: по моим, не очень компетентным оценкам, наш маршрут тянет на добрую 2Б (альп). Оптимальный, т.е. наиболее простой маршрут, не более, чем 2А. Но его ещё отыскать надо! Сведений об официально присвоенной категории у меня нет.

hastiЕвгений!!! Отличный отчёт! Спасибо!)
16.07.2008, 23:18:02 |
KasimysОт меня тоже — спасибо!
Хороший отчет!!! :)
17.07.2008, 00:06:07 |
Евгений РензинДевочки, вы мне льстите. Но мне приятно:) Спасибо!!!
17.07.2008, 00:32:22 |
Светлана Мальцева Спасибо!!! Действительно очень интересно.
17.07.2008, 11:23:00 |
Рассадин КонстантинИ от меня большое спасибо, если бы не твои Женя организаторские способности, сидел бы я и еще лет десять думал, как было бы хорошо сходить на гору Черского
17.07.2008, 16:04:35 |
Игорь ТупицынНе смотря на то, что посмотрев вначале фото, я знал, что вы поднялись наверх и благополучно вернулись, во время чтения отчета ощущение интриги не покидало (что там дальше, дойдут-ли?). Спасибо за интересный отчет. Поздравляю! Молодцы!
17.07.2008, 17:56:06 |
Евгений РензинСпасибо, Светлана, спасибо Игорь! Отдельное спасибо за поздравление с успешным восхождением — обычно все ("неходячие" друзья-знакомые) об этом забывают. Ну, и тебе, Петрович, спасибо:)
18.07.2008, 00:56:52 |
Юрий ВласовЖеня, постоянно слежу за публикациями на этом сайте, но каким-то странным образом пропустил твой отчет. Совершенно случайно наткнулся на него сегодня. Испытал резкое ностальжи. Отличный рассказ, было очень интересно !
26.12.2008, 03:04:08 |
Евгений РензинСпасибо, Юра! Надеюсь к середине января 2009 г. закончить ещё один отчёт-рассказ:)
26.12.2008, 11:55:57 |
Trekker Возможно ли подняться на гору без веревок, кошек и т.п. снаряжения? Т.е. горному туристу...
Насколько сильно достают комары днем/ночью?
Возможно ли от мыса Котельниковский дойти до оз. Гитара за 1 день? Ск-ко примерно км или часов пути?
16.02.2009, 05:02:49 |
Евгений Рензин1. Без кошек, соблюдая особую осторожность, можно. Без верёвки — только если вы супер-крутой мега-скалолаз.
2. Ночью комары спят. Днём достают всех по разному. Учитывая, что место безлесое (непосредственно под горой), ветерок их сдувает. В общем, жить можно, но лучше в куртке.
3. От Котельниковского дойти за сутки можно. Особенно, если не терять время на поиски нужной тропы. Расстояние 25-30 км.
16.02.2009, 12:22:21 |
Евгений РензинИнтересное кино: https://www.youtube.com/watch?v=axzA7qRg7RM
14.08.2017, 21:59:51 |
Kasimys

Евгений Рензин:  Интересное кино: https://www.youtube.com/watch?v=axzA7qRg7RMОсобенно мне понравилось, что из-за нехватки времени, ребята с перемычки решили не ходить на Черского (что гораздо проще и быстрей), а поднялись на Птицу. Монстры! :)

Разве Птица труднее чем Черский?
15.08.2017, 18:31:27 |

Kasimys: Разве Птица труднее чем Черский?

Птица снизу — н/к. Птица с перемычки, насколько я видел, как минимум 2Б. Я вообще-то уже плохо помню, но мне кажется, там вертикальная стена вначале. А чтобы с перемычки подняться на гору Черского даже лазать не нужно. Там единственная сложность — несколько метров снега/льда градусов под 30. Правда, если на перемычку вылезти не в низшую точку, а правее (северо-восточнее), (а снизу очень хочется уходить именно туда, хотя вверху это чревато сложностями), то вначале ещё придётся несколько метров дюльфернуть. Они, как и мы, как раз вылезли правее.
Тут нужно оговорится, что ребята шли большим "паровозом". Такой толпой, да ещё малоопытной, дюльферяли бы они (с перемычки до земли) очень долго. На Птицу же с перемычки, если память мне не изменяет, что-то около 1 верёвки. Причём, верхние метров 10-15 идутся ногами. Если у них в группе был кто-то матёрый, которому ведущим пролезть стену было не сложно, то вроде бы и разумно поступили. С Птицы-то спускаться можно хоть с закрытыми глазами. Но мне бы такое даже в голову не пришло:)
15.08.2017, 22:14:32 |
KasimysСпасибо! Теперь понятно!
16.08.2017, 00:14:32 |

Евгений Рензин: если память мне не изменяет

Перечитал отчёт — память изменяет. С перемычки до Птицы минимум 2, а скорее 3 верёвки.