Авторы
Маршрут.

Желание сходить этот кольцевой маршрут появилось как минимум год назад.
На гребне Осиновского Гольца
Так же в качестве разведки давно планировал пройтись хотя бы до оз. Высокогорного. Однако время шло и тратилось на какие-то попсовые побегушки. А попытки пройти хотя бы первую часть маршрута натыкались на разного рода «засады», типа густо насаженной черники, распоясавшихся медведей, соблазнительно прохладных озер, либо неожиданных погодных явлений наподобие града с какое-то яйцо. Кроме того, возникали осложнения с составом экспедиции – когда я мог пойти на 3-4 дня, никак не находилась компания.

И вот, наконец, на очередное заброшенное на «Природе Байкала» предложение откликнулись Саша Мамонтов и Алексей Иванов. Утро субботы, встречаемся на «Мельниково», знакомимся и втроем едем улан-удэнским экспрессом до Солзана. Состав оказался очень удачным, все шли примерно с одинаковой скоростью, которая в принципе могла позволить пройти маршрут и за 3 дня. Однако мы не спешили, а иногда теряли время вследствие разных «засад».
Начало спуска с гребня. Первое озеро.

День первый. Солзан-Первое озеро.

Нет нужды останавливаться на первой части маршрута – до Осиновского Гольца прекрасная тропа, есть подробное описанием Юрия Гукова http://www.gukov.ru/qa/11.2.html. Отмечу лишь, что вторую переправу через Бол.Осиновку смыло и брод по колено неизбежен.
Кому обед, а кому — фотосессия

Не доходя до Осиновского Гольца, тропа забирает влево и плавно начинается спуск по склону. Далее спуск становится все круче, тропа входит в кулуар и … дорогу нам преграждает мирно пасущийся медведь. Животное спокойно, как корова жует чернику, не обращает на нас внимания, хотя расстояние всего метров 50. Саша роется в рюкзаке отыскивая отсыревший никон и куда то завалившийся фальшвеер.
Да это — семья!
Я – немного выше, мне ничто не мешает начать фотосессию. Подтягивается Леша и пускает в ход и свою технику. Мы переговариваемся, а медведю все пофиг.. Наконец минут через пять медведица уяснив, что мы ее не преследуем, а следовательно не несем угрозы двум симпатичным карапузикам, неспешно удаляется под щелчки фотокамер. Она неспешно уходит вниз, за ней из зарослей выкатываются два милых пушистых комочка и все семейка убирается, подарив нам возможность сделать еще с десяток кадров. Вот так начало! Мы несколько выбиты из колеи, потратили с полчаса времени и в результате не уходим далеко от первого озера. Уже вечер, есть усталость первого дня, встаем на ночевку. Решаем завтра выйти пораньше.

День Второй. До вершины 2110.

Озеро Ту
Солнце в зените, а над Байкалом — туман.
Озеро 5 и путь к верш. 2137 и 2110
Показалось оз. Высокогорное. Но напрямую к нему, хмм... затруднительно

На следующее утро действительно вышли довольно рано и уже в 11-30 – на перевале над озером «Ы». Погода – блеск, жарковато только. Идем сначала по гребню, обходим поверху еще одно озеро, покрупнее – это уже кажется пятое по счету. Далее гребень описывает длинную дугу и в его понижении показывается край оз. Высокогорного. Мы решаем срезать эту петлю, валим вниз, пополняем запасы воды, подъем по лабиринту огибая стланиковые пятачки. Понимаем, что это было зря, но дело сделано, видимо с утра еще есть избыток сил. Наконец вылезаем наверх прямо над озером. Я бы не против спуститься вниз и искупаться, но ребятам похоже не сильно хочется этого. Фотографируем, отдыхаем, смотрим на предстоящий отрезок. А он совсем немаленький. Время – ровно 14-00. Впереди как на ладони практически все, что нужно пройти сегодня. Кажется, совсем недалеко до вершин 2137 и 2110. По фотоотчету Владимира Зорина (http://nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=273), а также из разрозненной информации, которую мы собрали на форумах Angara.Net и «Природы Байкала» решили, что не пойдем узким гребнем через верш. 2137, а обойдем ее левее через соседний цирк, далее вверх по пологому отрогу на гребень верш. 2110.

Знакомые вершины
озеро Высокогорное с гребня
Полет над озером
Обходим Высокогорное

Обходим верхом вокруг Высокогорного и примерно через два часа подходим к пер. Туманный. Уходим с него влево и вниз. Воды уже давно не было, допиваем последние запасы. Выходим на звериную тропу, которая выводит нас минут через 10 к микро-озеру.
Зверинная тропка привела к маленькому озерцу
Я бегом к нему с бутылкой, но Саша меня сурово останавливает – звучит страшное слово «трихинеллез», которым, как выясняется, болеют 100% медведей. Остается только осторожно побрызгать на себя сверху. Становится чуть легче. Еще минут 20 и мы пересекаем один из ручьев — истоков Сайбата. Пьем, запасаемся водой. Начинаем подъем на гребень, который ведет к в. 2110. Пьем и набираем воду в каждом ручейке. В 19-00 поднимаемся на седловинку гребня. Впереди, метров через 100 – небольшая «балда», которая поначалу нас напугала. Разведка налегке показывает, что особых трудностей нет, все спокойно облазится. Осторожно, много живых камней! В 20-10 выходим на основной гребень немного правее вершины 2110. Внизу – шикарный вид на цирк вершин 2137, 2146 и 2110. Спуск в него довольно крут. При этом нижняя часть не просматривается. Позади, как нам казалось последний подъем на сегодня и завтра. Это нас настраивает очень оптимистично и расслабляет. Мы, особо не задумываясь сваливам вниз по крутому склону. Доходим до ручья, почти сплошным водопадом падающего вниз. Дно цирка вот оно, рукой падать, каких то 100 метров. Но дальше – сплошные сбросы. Ходим влево-вправо, прохода нет. Приехали! Здесь палатку ставить негде, нужно набирать воды и подниматься на ночевку на гребень. Я и Алексей какое-то время упираемся, предлагая сделать попытку перейти через левый отрог и попытать счастья там, но Саша стоит на своем, ему явно хочется открыть утреннюю фотосессию на вершине, отыграться за неудачу с медведями и не хочется искать проход в сырой, холодный цирк, и мы соглашаемся. Выпиваем из ручья по литру воды, заполняем бутылки и угрюмо лезем обратно вверх. Примерно в 22-30 – мы снова на гребне. Как ни странно силы еще немного есть. Ставим палатку, готовим ужин на скорую руку и еще до полуночи ложимся спать.

Из цирка левее в. 2137 на седловину и далее на гребень верш. 2110
Балда за седловиной
Весь наш путь за два дня как на ладони

День третий. До устья Сайбата.
Восход над Байкалом. С верш. 2110

В палатке жарко. Саша, со спальником выползает наружу дожидаться рассвет с подветренной стороны палатки. Рассвет/подъем как по расписанию в 6.40. Не торопясь завтракаем, собираемся и в 7-30 выходим.
Внизу все в тумане
Переваливаем через 2110 и продолжаем движение практически прямо. Спуск пологий и комфортный.
Седьмое озеро, за верш. 2110
Сверху направление движения хорошо просматривается, хотя понятно, что когда спустимся в лес, будет не все так просто. В результате оказалось, что мы прошли, пожалуй, идеально прямым и правильным путем.
Прямо перед нами удобный спуск с гребня к верховьям Серебрянки
Спуск с гольца сначала по первому встреченному правому кулуару, потом просто по лесу довольно крутым склоном, местами обходя завалы и немного отклоняясь влево от зарослей стланика уже на пологом участке. Вскоре после слияния ручьев вышли собственно на Серебрянку, которая уже в среднем течении выглядит весьма внушительно. Почти сразу подсекли тропу, «пришедшую» слева по ходу. Скорость увеличилась, хотя тропа иногда ненадолго терялась. Примерно в 12 часов уклон реки увеличивается, появляются первые небольшие водопады и, наконец тропа подходит к скальному прижиму. Далее река «ныряет» под огромных размеров горизонтальную скальную плиту и падает вниз. Похоже это еще один водопад выше «Чарующего», но подхода снизу скорей всего к нему нет. Тропа уходит влево и немного вверх. Минут через 15 начинается крутой спуск серпантином. Выходим на стоянку у Хара-Мурина. Сбрасываем рюкзаки и топаем на водопад. «Дикая» часть маршрута пройдена!

Водопад Чарующий.
Серебрянка перед впадением в Хара-Мурин
Устье Серебрянки
Кто-то поточил коготки

Время 13-00. Медленно «бежим» на водопад, превозмогая усталость, фотографируем это чудо природы. Возвращаемся на берег. На удивление чисто. Расслабляемся, обедаем, отдыхаем целых три часа. Наконец в начале пятого выходим – задача дойти до устья Сайбата и там заночевать. Последний раз в этих местах я был 2 года назад, тропа по-моему изрядно заросла. К тому же вода в Хара-Мурине высокая и все протоки приходится преодолевать с некоторым трудом. В одном месте я умудряюсь искупать рюзак, хотя была альтернатива – искупаться вместо этого самому. Наконец подходим к Сайбату, там стоят рыбаки, которых мы видели на подъеме на гребень Осиновского. Время – 20-15, силы на исходе. Устраиваем праздничный ужин – осталась в общем-то самая простая и понятная часть маршрута.

День четвертый. Устье Сайбата-Солзан.
Водопад на ручье Иркут

Утром в 8-30 выходим, начинается подъем по ручью Иркут. В 2-3 местах провешены перила из «шестерки». В одном месте они держатся на честном слове – на старом шпагате. Так что осторожнее, не сильно их нагружайте! Вскоре тропа уходит вверх-вправо от ручья. Идется легко и приятно, ноги натренировались за три дня. А рюкзаки стали заметно легче. Мы с Алексеем немного отрываемся, останавливаемся на седловинке в лесу с шикарным видом на Хара-Мурин. Минут 10 едим чернику, ее тут очень много! Саша в это время проходит мимо, не замечая нас. И мы его немного теряем. Бегаем вниз-вверх по тропе, пока соображаем что он уже впереди. Далее он старается не отставать т.к. принял за нас двух байкальчан, идущих впереди нашим направлением. А мы гонимся за ним проливая ручьем пот и нагоняем уже на гребне! Легкое приключение под занавес. Около 17-00 – мы в Солзане. Финиш.

Карты, с помеченным на них треком:

1. От Солзана до гребня

2. По гребню до озера Высокогорного

3. От озера Высокоорного до 2110

4. От 2110 до устья Сребрянки

Sergey V

Эраст БутаковМне понравилось, здорово. А фотографии ещё с медведями есть? Если есть — покажите, очень любопытно!
16.08.2008, 10:19:39 |
Sergey VСпасибо!
Так вот, самое удачное фото —
18.08.2008, 11:27:16 |
Андрей ЗоринИнтересный получился вариант маршрута, только из-за ряда "нетрадиционных" обходов чуть попутался счет озёрам :) — ну, так это мелочи. Под некоторыми фотами я отписался- для уточнения, где какое по счету. Я так понял, что вы или не видели, или не обратили внимания на 6-е (Изумрудное) озеро, небольшое, в следующем за Высокогорным цирке. Зато открыли "другое Седьмое" озеро под вершиной 2110. "То самое" Седьмое озеро — в висячем цирке к ЮЗ от 2137. Возможно с 2110 оно не видно, а вот c 2137 "Другое Седьмое" озеро, виденное Вами, точно не видать. Вообще, если посчитать все озера по тамошним циркам, их м.б. наберется и поболее десятка. Но название "Семь озер" уж больно звучное, поэтому как туда не иди, а озер по пути придется насчитать ровно семь :)

А за медвежью фотосессию — агромадный респект! Особенно за фото Мариванны постом выше.
18.08.2008, 12:34:14 |
WladimirА какова протяжённость у этого маршрута, можно дать ссылочку?
19.08.2008, 00:03:36 |

Wladimir:  А какова протяжённость у этого маршрута, можно дать ссылочку?

Находите в меню слева "Таблица маршрута". Там в конце цифра сама подсчитается.
19.08.2008, 00:25:41 |
Sergey VАндрей, спасибо за поправки и комментарии. Да, "Семь Озер" — отличное название и менять не стоит, это точно. Если же считать по 500-метровке или километровке, то получается девять озер, по крайней мере которые видны близко. В том числе "наше Третье" — оно отмечено на карте, а на фото — нет, оно осталось закрыто за пупырем. Оба "седьмые" — большие, им бы вообще названия дать. Ну или пронумеровать, да в объекты внести.

Андрей Зорин: Интересный получился вариант маршрута, только из-за ряда "нетрадиционных" обходов чуть попутался счет озёрам :) ... Но название "Семь озер" уж больно звучное, поэтому как туда не иди, а озер по пути придется насчитать ровно семь :)

19.08.2008, 11:44:07 |
Андрей Зорин>>Sergey V: В том числе "наше Третье" — оно отмечено на карте, а на фото — нет, оно осталось закрыто за пупырем >>

Сдается мне, это "маленькое Третье" озеро на карте должно быть обозначено как пересыхающее. В засушливые годы воды там нет, только заболоченная мокруха. Ну а нынче лето дождливое, так что на маршруте одним озером больше.
Кстати, среди курумников в этом цирке в начале лета встречаются еще и микроозера с талой водой. Когда их ледовое ложе протаивает, вода из них уходит.
19.08.2008, 15:12:18 |
Константин Суханов

...тропа входит в кулуар и … дорогу нам преграждает мирно пасущийся медведь... Мы переговариваемся, а медведю все пофиг...

Устраиваем праздничный ужин...

А вот здесь бы поподробнее: холодные закуски, горячие блюда, напитки...

18.07.2018, 21:46:45 |
Sergey V

Константин Суханов: Это был специально обученный медведь-охранник. У него задача: загонять всех обратно на гребень! Но, видимо, чем-то вы ему приглянулись...

Воспоминания об этом медведе, а точнее — медведицы до сих пор волнуют )) А вообще, это был период, когда в течение пары лет мишки встречались в каждом походе. Сейчас только следы попадаются, может и к лучшему..

Про закуски не помню , память уже не та.