Полеванов В.П.
Доктор геолого-минералогических наук,
академик РАЕН

К истокам Амура в страну «Непобедимых»

1. Вместо введения

Это было давным-давно. По библии в это время «земля была безвидна и пуста, и только дух божий носился над водой». Но дух божий носился в районе междуречья Тигра и Ефрата, где собственно и произошли многие из библейских событий. А на Дальнем Востоке в это время в полной гармонии жили в верхнем космосе 99 рядовых высших духов – тэнгриев – и один верховный, который и обеспечивал спокойствие и порядок во вверенном ему участке Земли. Не было ни добра, ни зла, царили мир и спокойствие. Но случилось непоправимое, то ли от усталости, то ли от избытка благодати, то ли по каким-то другим причинам, до сих пор не установленным, верховный Тэнгрий отправился дальше в космос, оставив рядовых тэнгриев без надзора. Рядовые, как и положено, тут же начали выбирать главного, но ничего у них не вышло, все хотели быть главным… В конце-концов 99 тэнгриев разделились на две большие группы: тэнгрии добра – в количестве 55 особей, и тенгрии зла – в количестве 44. Добро, как бы это странно сейчас не звучало, поселилось на Западе, а 44 тэнгриев зла облюбовали в качестве местожительства – Восток. Раз в одиннадцать лет, мобилизовав смертную пехоту из людей, 44 всадника зла бьются с 55 всадниками-тэнгриями добра. Погибают все, но наутро 99 бессмертных тэнгриев оживают и разбредаются по своим сторонам света, накапливая силы для очередной схватки. Судя по тому, что и сегодня в мире ни добро, ни зло так окончательно и не победили, решающие схватки всё ещё впереди.

Но где-то в середине 19-го века, скорее всего локальную победу одержали 44 тэнгрия зла и постановили считать истоком великой реки Амур – реку Хайлар в Китае. Ничем другим, кроме этого, невозможно объяснить, почему эта идея перекочевала в справочники и энциклопедии. И на 230 км короче система Хайлар — Аргунь – Амур. И на 780 метров ниже, чем система Онон – Шилка — Амур, а все до вчерашнего дня были уверены, что Амур начинается в Китае. Такого надругательства над Амуром я долго не мог выносить, тем более, что совсем недавно жизнь вынудила меня стать губернатором именно Амурской области. Поэтому лозунг наших воздушно-десантных войск: «Никто, кроме нас!», который давно уже является и моим лозунгом, просто-таки обязывал действовать.

2. Краткое Истоковедение

Казалось бы, что может быть проще: исток — устье, верх – низ, инь – янь?! Не тут-то было! С верхом и низом, инью и янью, может быть, и просто, но с истоками рек, особенно великих рек, существуют проблемы. Для многих из них истоки до сих пор не установлены. И это при том, что вода – это кровь Земли, а её кровеносные артерии – это великие реки, роль кровеносных сосудов и капилляров, при этом, выполняют средние и малые реки. И это не красивости, а абсолютно научный факт.

Человеческая цивилизация, как таковая, родилась на берегах четырёх рек: Тигра, Евфрата, Инда и Ганга, европейская – на берегах Дуная; невозможно себе представить русских без Волги, а китайцев без Янцзы и Хуанхэ. Для египтян Нил во все времена был просто божеством. Реки Амазонка и Конго были, есть и будут основой всякой жизни в Латинской Америке и Африке. Список рек, играющих ключевую роль в истории человека, как вида, можно продолжать долго. В него войдут и Нигер (целых две страны по нему названы – Нигер и Нигерия), Сенегал, Миссисипи с Миссури, Парана, Рейн, Днепр…

Вода имеет память, входит в состав всего на Земле (нет ни одной породы, где бы не было воды), бывает живой и мёртвой…

Человечество всегда стремилось познать и изучить воду, как основу жизни на Земле во всех её проявлениях, и в первую очередь, оно изучало Великие реки.

Стремление к истокам Великих Рек, такое же естественное состояние Человека Разумного, как стремление к полюсам.

Достижение истоков рек, кроме научных и прикладных целей, имеет в своей основе и генетическую потребность Человека дойти до края и заглянуть за горизонт.

России и здесь повезло. Из десяти крупнейших рек мира по России протекают четыре: Обь, Енисей, Лена и Амур. Амур мы, правда, делим с Китаем.

Но проблема истоков настолько запутана, что до сих пор самой длинной рекой в мире считается Нил, хотя на самом деле — Амазонка.

Даже десять великих (самых длинных и многоводных) рек планеты Земля до сих пор не имеет точно установленных истоков. Енисей имеет целых три официальных истока, Амазонка – около десяти, Нил – несколько… Всё потому, что в географической науке до сих пор не был установлен математически выверенный и однозначный критерий истока. Истоками могут считаться и точка слияния двух рек, и исток с более длинной составляющей, и исток реки с большей площадью водосбора… А ведь река, как и человек не могут рождаться дважды, или 10 раз, как Амазонка. Устье – одно и исток один!

Сейчас известные истоки рек – зачастую считаются таковыми лишь по инерции. Нередки случаи, когда приток длиннее, чем та часть главной реки, которая расположена выше устья притока. Так длина реки Миссури – 4710 км, а длина участка Миссисипи выше впадения Миссури в два с лишним раза меньше – 2240 км; длина Иртыша – 4248 км, а длина участка Оби выше устья реки Иртыша – 3176 км.

Часто от слияния двух достаточно крупных рек образуется река с новым названием: Нил образуется от слияния Белого и Голубого Нила, Амур – от слияния Шилки и Аргуни, Енисей от слияния Большого и Малого Енисеев. То, что двигаясь по реке сверху вниз по течению, мы можем проходить отрезки, где эта река называется по-разному, и то, что главная река короче своего притока, связанно исключительно с традицией и никак не характеризует качества самой реки.

Но эта традиция очень сильна, и она нередко создаёт путаницу. За последние 40-50 лет три реки претендовали на право называться самой длинной рекой в мире. В 40-50-х годах лидировала Миссисипи с Миссури. Потом вспомнили, что от слияния Белого и Голубого Нила, Нил вовсе не берёт своё начало, а только получает своё название, что Белый Нил вытекает из озера Виктория, а в него впадает река, которая в верховьях называется Рукарара, а дальше Кагера. Таким образом, получился водный путь длиннее, чем Миссисипи с Миссури. И по сей день именно эта река – Нил с Кагерой – считается самой длинной, что совершенно несправедливо, т.к. есть ещё Амазонка. Следует вспомнить, что определение реки Мараньон, как главного истока Амазонки – не более чем дань традиции. Амазонка начинается от слияния Мараньона и Укаяли. Главным истоком Укаяли следует считать исток реки Апуримак. Длина Амазонки от истока Апуримака – 7030 км, и именно Амазонку следует считать самой длинной рекой в мире, что мы и делаем в Таблице №1.

Как сказал бы товарищ Сухов: «Исток – дело тонкое, Петруха».

И всё. При таком подходе у реки появляется лишь один исток. Река рождается один раз и место её рождения устанавливается однозначно при помощи анализа космоснимков или точных топокарт.

Если вернуться к нашим великим рекам, истоки которых мы искали в июле 2006 — 2007 гг: Енисею и Лене, то выясняется, что в обоих случаях истоки этих, казалось бы хорошо изученных рек, установлены неверно и считаются таковыми лишь по традиции.

Несколько слов о самих реках Енисее и Лене. Оба названия в переводе на русский означают: «Большая вода» или «Большая река». В основе названия Енисей лежит эвенкийский народный географический термин «енэ (йэне)» — «большая река», который использовался для обозначения Енисея ниже впадения Ангары. Более поздние жители этого края, кеты, добавили к эвенкийскому названию свой термин «сес» — «река», а получившееся сочетание Енэсес, трансформировалось в языке русских первопроходцев в более привычное русскому слуху – Енисей.

Во времена первооткрывателя Лены, землепроходца Пенды, в 1619 – 1623 гг, река называлась «Елюене» — «Большая вода» — по-эвенко-эвенкийски, «Ленна» — по-тунгусски. Казаки переиначили оба названия в «Лена» — совершенно вписавшееся в стиль русского языка.

Истоком Лены считается небольшое болото в 15 км от перевала Солнцепадь и в 10 км (по прямой) от берега Байкала, на высоте 1470 м. Здесь в 1997 году даже была установлена часовня. В действительности, истоком Лены является безымянный правый приток Лены, берущий начало в хорошо выраженной долине у высоты 2023 м Байкальского хребта и имеющий высоту 1670 м, что на целых 200 метров выше. Этот исток Лены и был открыт нами в июле 2007 г. Исток с часовней на высоте 1470 м просто удобен. От него от центральной усадьбы Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном начинается хорошо набитая тропа по ручью Солнцепадь, по которой на платной основе работники заповедника и турфирмы давно уже водят туристов к якобы истокам Лены.

Ситуация с истоком Енисея ещё более запутана. В Большой Советской Энциклопедии указаны целых три истока Енисея: от места слияния Большого и Малого Енисея (традиция!) – 3487 км, от истоков Большого Енисея – 4092 км (именно эта длина фигурирует во всех основных справочниках) и даже от истока р. Селенги, крупнейшего правого притока Байкала – 5075 км. При таком подходе, озеро-море Байкал, куда впадает от 300 до 500 рек (по разным подсчётам) лишается своего статуса и становится частью Енисея. Вряд ли это правильно!

Если исходить из тезиса о самом высоком пути, который проходит капля воды, попавшая в систему р. Енисей, то настоящим истоком р. Енисей будет р. Кок-Хем (Голубой Енисей) – правый приток озера Кара-Балык в Саянских горах. По традиции и инерции истоком Енисея, почему-то, принято считать озеро Кара-Балык, откуда и вытекает Бий-Хем (по-тувински «Большая река»).

Но именно исток Кок-Хема и будет самым высоким (по топокартам – 2550 м) и самым длинным путём капли енисейской воды в Северный Ледовитый океан. Официальный исток Енисея из озера Кара-Балык находится на высоте 1780 м. Исток Кок-Хема с пика Топографов (3089 м) является действительным истоком Енисея – 14-ой реки мира по длине и 8-ой по площади бассейна; он расположен на 800 м выше и на 31 км длиннее. Т.е. исток Енисея расположен на высоте 2550 м, длина Енисея не 4092 км, а 4123 км, что и было нами установлено в 2006 году.

Вооружившись «бессмертной теорией» я «со товарищи» решил восстановить историческую и географическую справедливость и дать каждой Великой реке по одному «настоящему» истоку.

Команда 2006-2007 гг состояла из Валентина Сивякова, Андрея Подрябинникова, Евгения Любимого и меня. Ассоциированным членом команды был Эрик Бутаков, наш «человек с ружьём», ответственный за охрану от медведей. С 2008 года Эрик Бутаков был повышен до постоянных участников команды с правом указания фамилии на табличке первооткрывателя истока.

3. К истокам Амура

Название «Амур» произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» — «большая река». И Енисей и Лена и Амур просто «большая река» или «большая вода» в переводе с различных местных языков. Китайцы называли Амур «Хэйхе» — «чёрная река», теперь повысили до «Хейлун-цзянь» — «река чёрного дракона». У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» – «чёрная вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки – «узкая долина» по эвенкийски и Аргунь – «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.

Мне очень хотелось, чтобы исток Амура был в России. Левые притоки р Онон начинаются в Чикойском хребте Читинской области. Многочисленные замеры высот рек и ручьёв, начинающихся в России с Чикойского хребта, показали, что как ни крути, а придётся уходить в Монголию, в хребет Хэнтий, с максимальной отметкой в 2451 м. Хребет Большой Хинган в Китае, где якобы начинается река Хайлар, исток реки Амур, можно сразу же исключить из рассмотрения. Система рек Хайлар-Аргунь, мало того, что на 230 км менее протяжённая, чем система Онон-Шилка, так она ещё и на целый километр ниже. Высшая точка хребта Большой Хинган в верховьях реки Хайлар равна всего 1510 метрам, а в хребте Хэнтий — 2451. Итак, сомнений не оставалось: настоящий исток Амура находится в северных отрогах хребта Хэнтий. Туда мы и решили направиться. Монгольскую часть экспедиции готовила компания «Ар Монгол Трэвел» во главе с генеральным директором Батжаргалом. Монголы предоставили в наше распоряжение два джипа, прекрасного переводчика и знатока местных обычаев – Арюку, договорились об аренде лошадей. Справились они со своей частью подготовки блестяще, без сучка и задоринки.

Прежде чем приступить к Амуру, я должен вернуться на год назад, к нашему броску к истокам Лены. …14 и 15 июля 2007 года, нарушив многовековые запреты, мы первыми прошли через ручей Рытый к истокам Лены. Делать это по местным поверьям категорически не рекомендовалось, т.к. в этом ручье (более 20 км длиной) обитает злой дух Байкала Ухэр-Нойон. Нарушивший запрет должен умереть в течение года, т.е. никто из нас не должен был дожить до 16 июля 2008 года. Статья об открытии истока Лены была напечатана в апрельском (№895) номере журнала «Техника – молодёжи» за 2008 год. Она заканчивалась так: «Постскриптум. И всё-таки пребывание на Рытом не прошло для нас совсем безнаказанно. Из шестерых участников экспедиции хорошие любимые собаки были у троих: у Эрика Бутакова, Евгения Любимова и у меня. И в течение месяца после нашего возвращения собаки умерли у всех троих – две в Иркутске и одна в Москве. Уверен – случайность! Но мои сибирские друзья думают иначе: приняв наше подношение, Ухэр-Нойон смягчился, но гибелью собак показал нам, что нарушение запрета не может оставаться безнаказанным!»

Если бы история Рытого закончилась преждевременной смертью собак, это было бы полбеды. К глубочайшему несчастью, 25 февраля 2008 года на озере Байкал трагически погиб один из первопроходцев Рытого житель Улан-Удэ – Валентин Сивяков, самый молодой и самый опытный таёжник из всех нас. Погиб нелепо, на рядовой подлёдной рыбалке на озере Байкал, где он бывал сотни, если не тысячи раз. В машине, где взорвался газовый баллон, находилось ещё двое, но смерть выбрала именно Валентина. Я до сих пор в шоке, поскольку все 13 лет нашего знакомства, Валентин Сивяков был моим другом. Поэтому мы вылетели 16 июля, в первый же день после окончания годового проклятия Рытого.

К московской постоянной части команды: Полеванов, Подрябинников, Любимов присоединился Грибков Алексей. Несколько слов о Грибкове: 45 лет, предприниматель, постоянно ищет смысл жизни, посещая для этого то Тибет, то Тянь-Шань, то Париж с Миланом, занимаясь восточными единоборствами. Не замыкается на одном Востоке, не пренебрегает и Западом. Уверен: рано или поздно смысл жизни будет им найден, и Алексей начнёт искать что-нибудь другое. И тоже найдёт.

16-го июля вечером в Улан-Батор на джипе своего друга Монакова Александра прибыл из Иркутска Эрик Бутаков. Александр Монаков был в этой экспедиции в почётной роли «сына полка». Нельзя не упомянуть о лучшем знатоке Монголии Юрие Кручкине, к тому же постоянно живущем в Улан-Баторе. Заочно я познакомился с ним в процессе подготовки экспедиции, очно – в аэропорту. Во второй части экспедиции Юрий Кручкин показал нам неизвестный Улан-Батор: дом Рериха, где он жил в 1926 г перед Тибетским походом, дом и штаб неоднозначного, но исторического персонажа барона Унгерна и многое другое.

17-го июля утром прилетев и получив багаж, мы сразу же погрузились на джипы, два монгольских и один наш и, не теряя времени на раскачку, поехали по долине к реке Керулен к Хэнтийскому хребту. Поздно вечером, почти перед ночью мы остановились в южных предгорьях хребта Хэнтий в верховьях р.Керулен, проехав около 400 км. Здесь произошло событие, практически невероятное с точки зрения теории вероятностей. Когда джипы остановились в глубоких сумерках, я вышел и сделал несколько шагов в густой траве по пояс, в поисках места для лагеря. И практически наступил на отличный охотничий нож. Сколько лет он пролежал здесь неизвестно. Но качественная нержавеющая сталь лезвия ничуть не потускнела, абсолютно цела была и ручка из хорошего дерева. С одной стороны основания лезвия была выгравирована бабочка с надписью под ней: “Made in USA”. C той же, а может быть, и большей вероятностью я мог бы наткнуться на снежного человека. Вспомнив всё, что связано с находками ножей, мы пришли к выводу, что это добрый знак.

Переночевали, и утром 18 июля джипы попытались пробиться дальше по как бы дороге по направлению к реке Херлен-Гол, по которой мы должны были выйти с юга к одному из Хэнтийских перевалов, чтобы перевалив его выйти на исток Амура. Как и следовало ожидать, через 10 км пути джипы уткнулись в болотистую, непроходимую для них местность. До истока оставалось более 50 км пути. Во второй половине дня 18 июля подтянулись лошади, и уже ночью с 18 на 19 июля мы стояли в нижней части долины Херлен-Гол в каких-нибудь 30 километрах от будущего истока Амура. Всю вторую половину дня 18 июля мы шли под дождём, который к вечеру превратился в сильнейшую грозу. Молнии беспрерывно били где-то рядом, а когда ты в центре грозы, то создаётся полное ощущение, что каждая молния метит в тебя. Поразмыслив в шаманском ключе, я пришёл к выводу, что это духи гор приветствуют нас. Самый возрастной и прагматичный из нас Андрей Подрябинников, разрезал пополам пластиковую бутылку и заизолировал конец трекинговой палки, чтобы обмануть атмосферное электричество. В условиях непрекращающейся вакханалии молний Андрей Валентинович с радостью поделился своим ноу-хау, сопроводив его словами: «Я тут заизолировал конец». Из-за грозы он запамятовал о многозначности русского языка и потом долго вынужден был объяснять народу, какой всё-таки конец он заизолировал. К счастью, всё кончилось без потерь для нас. Молнии прошли мимо, и уже 19-го июля к вечеру мы разбивали очередной лагерь почти у Хэтийского водораздела, чтобы назавтра выйти на исток Амура. Природа весь день 19-го, как впоследствии и 20, 21 и 22 июля баловала нас солнцем и кедровым лесом у самого водораздела хребта.

Наш лагерь был разбит в кедровой чаще на берегу холодного горного ручья при звенящей хорошей погоде. Душа пела! Как поведали нам наши монгольские друзья мы шли по долине Херлен-Гола, на левобережье которого расположена священная для каждого монгола гора Хэнтий-Хан-Ула на топокартах, или Бурхан Халдун у монголов (высота 2361 м), которую регулярно перед заграничными походами посещал сам Чингисхан, и где расположено главное обоо Монголии. На обратном пути мы посетили эту вершину, поблагодарив духов Хэнтийских гор за взаимодействие, хорошую погоду и доложив им о проделанной работе по открытию истоков Амура. Особенно счастлив был наш монгольский переводчик Арюка, который мало того, что волею судеб оказался причастным к географическому открытию, так ещё и смог посетить священную гору Бурхан Халдун в диком ненаселённом месте. Но это будет на обратном пути 21-го июля. А пока 19 июля мы ночуем в вековом кедровом лесу у Хэнтийского безымянного перевала и накапливаем силы для завтрашнего броска.

И день 20-го июля настал. Он был солнечным, очень жарким, безоблачным. Вспомнилось, что именно 20 июля 2006 г мне «со товарищи», удалось установить истинный исток Енисея в приводораздельной части хребта Большой Саян, в отрогах пика Топографов (журнал «Гео» №3 2007 г).

И 20-го же июля 2008 года мы восстановили историческую справедливость, достигнув в 11 часов 30 минут местного времени истока Амура в Монголии. Истоком Амура являются верховья безымянного притока Онон-Гол (по крайней мере не обозначенного на топографических картах масштаба 1:100 000) в точке с координатами:

48°48´69" северной широты

109°01´44" восточной долготы

Высота истока Амура 1930 метров. Безымянный исток Амура начинается в северных отрогах Хэнтийского хребта вблизи высоты 2407,0 обозначенный на карте как Хэнтий Ула. У истока мы приклеили на коренном выходе пород традиционную табличку с нашими именами. По настоятельной просьбе нашего переводчика Арюки, который вместе с нами дошёл до истоков, я доцарапал ножом, кроме наших пяти фамилий, выгравированных на титане ещё в Москве, и фамилию Арюки. Практически непроизносимую: Баярсайхан Ариумбат. К базовому лагерю перед истоком нас сопровождали егерь Аюш Энхболд и конник Рэнцэн Хурэпбаатар. Прекрасные, достойные представители монгольского народа, без которых наша экспедиция была бы невозможна!

Не доверяя уже никаким географическим стереотипам, которые сплошь и рядом ошибочны, мы померили и длину Амура и длины основных его притоков на карте масштаба 1:1 000 000. И оказалось не зря!

Истинный исток Амура, в км Ложный исток Амура, в км

ВодотокНаши замерыПрежние данныеВодотокНаши замерыПрежние данные

Онон859818-1032Хайлар475555-669

Шилка560560Аргунь750740-951

Амур28242824Амур28242824

42794202-4416 40494119-4444

Особенно удивительны разночтения по полностью пограничной реке Аргунь. С момента впадения в него правого китайского притока Хайлар и до слияния Аргуни с русской рекой Шилкой с места слияния в районе села Покровка, на Усть-Стрелке и образуется соответственно река Амур – Аргунь является государственной границей. Левый берег — русский, правый – китайский. Казалось бы уж с протяжённостью государственной границы можно было бы не ошибиться! Но правильная информация о длине Аргуни находиться лишь на сайте Сретенского погранотряда!!!

Итак; истинная длина Амура в системе Онон – Шилка – Амур равна 4 279 км при высоте истока 1 930 м; длина системы Хайлар – Аргунь – Амур – 4049 м при высоте истока Хайлара 1 150 м над уровнем моря, что на 230 км длиннее. Указанная во многих справочниках длина Амура в 4444 км с истоком в верховьях Хайлар является, к сожалению, географическим мифом!

4. Спящий гигант — Монголия

Монголия сегодня производит впечатление спящего гиганта. Гигантские просторы – 1 564 116 км2, крупные запасы полезных ископаемых (медь, молибден, золото, свинец, цинк, серебро, уголь…), гигантское поголовье скота (более 40 млн голов), неограниченные возможности для экологического туризма… И вместе с тем небольшое население – 2,8 млн человек, 152-й в мире уровень ВВП на душу населения (всего 2 000$), политическая нестабильность, выражающаяся в постоянной борьбе «коммунистов» и «демократов». Последние всё время проигрывают и не находят ничего лучшего, чем вывести на улицу тысячу-другую своих сторонников и погромить и пожечь штаб-квартиры ненавистных «коммуняк». Там в Монголии осуществляется голубая мечта нашей мадам Новодворской, правда с тем же нулевым эффектом. В начале июля этого года за 15 дней до нашего прилёта в Улан-Батор произошёл как раз такой инцидент. Законная власть применила силу к любителям «кашемировых» революций и установила в столице Улан-Баторе чрезвычайное положение. К 17 июля порядок и спокойствие были полностью восстановлен, остались лишь ещё не отремонтированные сгоревшие здания в центре города.

Столь долгое просыпание Монголии объясняется, на мой взгляд, всё ещё формирующейся Монгольской государственностью. До 29 декабря 1911 года Монголия именовалась Внешней Монголией и была провинцией Циньской империи (Китая). Китайская революция, свергшая династию Цинь, дала возможность Монголии провозгласить свою независимость. На стороне Монголии сразу же выступила царская Россия, а затем и Советский Союз. Революционный, гоминдановский и поначалу маоистский Китай пытались вернуть свою провинцию. И лишь в феврале 1950 года Китай официально и окончательно признал независимость Монголии. То есть целых 39 лет Монголия находилась в состоянии борьбы за независимость. Я бы сравнил её с макро-Андоррой, только если Андорра зажата между двумя крупными странами: Францией и Испанией, то Монголия граничит с двумя гигантскими сверхдержавами – Китаем и СССР (Россией). В обоих случаях рецепт суверенитета один и тот же: искусно играть на противоречиях великих соседей, чтобы они не объединились и не разделили зажатую между ними страну.

До начала шестидесятых годов двадцатого века Монголия была практически полностью изолирована от внешнего мира, поддерживая отношения лишь с СССР. Лишь в 1961 году она вступила в ООН, дипломатические отношения с Великобританией были установлены в 1963 году, с Францией – в 1965, с Японией – в 1972, а с США лишь в 1987(!).

Второй причиной политической битвы среди Монгольской элиты, на мой взгляд, является банальное желание возглавить и провести основной этап приватизации. В Монголии приватизация затронула лишь сферу обслуживания – кафе, рестораны, химчистки, отели и т.д. А металлургия, горнодобывающая промышленность, дороги, связь, обрабатывающая промышленность – и многие другие, на порядок более денежные отрасли всё ещё государственные. Поэтому и кипят страсти, произносятся красивые слова о правах человека, невидимой руке рынка и т.д. (вспомним российские 90-е годы). Когда это всё закончится и Монголия окончательно определиться с проблемами внутренней и внешней политики, тогда и скажется гигантский потенциал страны. Тем более, что в соседней китайской Внутренней Монголии проживают 4,8 млн монголов. При разумной иммиграционной политике эти люди также могут способствовать расцвету страны.

Монголия, настолько неизвестна в России, что о ней можно написать не один том. Поэтому, несколько кратких зарисовок. На уровне ощущений – мощная энергетика бескрайних, и в тоже время ограниченных горами пространств. Взгляду комфортно, он не упирается в непреодолимые снежные горы, типа Кавказ или Гималаев. Зелёные пологие горы и голубое небо, радующие глаз цвета. Практически беспрерывно и везде пасутся те самые сорок миллионов голов коз, овец, лошадей, коров, яков. Почему-то крайне редки свиньи, и вообще нет птицы: ни тебе кур, ни тебе уток с гусями. Никто не кукарекает и не кудахчет.

В степи юрты монгольских скотоводов, где они и живут – хотайлы. Мы ночевали в одной из таких юрт. Прохладно, комфортно, чисто! Каждая юрта имеет «джентльменский набор» из спутниковой антенны, солнечной батареи и чёрной собаки, охраняющей стадо и юрту. Благодаря этому вечером в юрте есть свет, почти всегда существует мобильная связь. Но как и тысячу лет назад в пять утра хозяйка юрты, где мы ночевали, пошла доить коров, коз, кобылиц. Вечером то же самое. Болит у тебя что-то, не болит, а доить надо, доить вручную. На мой взгляд – каторжный повседневный труд, за год которого я бы правительственные награды вручал. Мясо, молоко во всех видах – основная еда монголов. Вкусно, калорийно, традиционно!

Одно из таких блюд мы дважды опробовали – хорхог. Режется баран, разделывается, а в это время на костре накаляются камни. В котёл бросаются куски баранины, специи, травы и последними забрасываются раскалённые камни. Затем котёл закрывается крышкой, на неё укладываются крупные камни, и всё это сооружение на час ставится на медленный огонь. Получается ни с чем не сравнимое блюдо. Одновременно жареное и варёное в собственном соку мясо.

Удивило отсутствие элементарного душа в юртах. Сейчас производятся даже туристические, носимые в рюкзаках модификации душа. Но до Монголии этот товар ещё почему-то не дошёл. В степях в избытке орлы, грифы, серые журавли. Особенно удивительны последние. По-моему, их там даже больше, чем воробьёв.

Скот – главное богатство Монголии, и поэтому в декларации о доходах руководителей Монголии, кроме обычных граф «транспортные средства», «акции», «квартиры», присутствует и обязательная графа «скот». Президент страны Н.Энхбаяр задекларировал на начало 2008 года 38 лошадей и ни одной машины, премьер-министр С.Баяр – наоборот, задекларировал наличие Ландкруизера и ни одной головы скота.

Асфальтовых дорог в Монголии 1 500 км, остальные дороги представляют собой направления в степи, часто, расходящиеся веером. Без дождя, да на джипах, ездить по ним можно! Кстати, и по количеству джипов на душу населения, Монголия занимает первое место в мире!

Монголия страна буддистская, но такой обязательный атрибут шаманизма, как Обоо распространены повсеместно. Обоо – жертвенные камни (пирамидальная груда из камней или шалаш из веток), определяющие место для произнесения клятвы и преподношения жертвоприношения духам местности. Обоо находятся на вершинах многих гор, на перевалах у основных троп и дорог. У обоо путник обязан остановиться и принести какой-либо подарок духу местности. Таким подарком может быть сигарета, монета, пуговица. Желательно брызнуть в этом месте вином или водкой. Тогда можно ехать спокойно! Нам удалось посетить главный Обоо страны, на горе Хэтий-Хан-Ула 2 361 м, находящийся на южных отрогах хребта Хэнтий, в 15 км южнее открытого нами истока Амура. Обоо на высоте 2 361 км посещал лично Чингисхан перед каждым крупным зарубежным походом. Сейчас это одна из пяти священных гор Монголии, посетить которую большая удача и мечта каждого монгола.

Монголия – это культ Чингисхана. Как у нас «Пушкин – это наше всё!», так и у монголов – Чингисхан! Их всё! Чингисхану Монголия обязана и своим названием: именно после побед Чингисхана Монголия стала называться Монголией, что в переводе означает немного не мало, а «страна непобедимых». В 1962 году, не посоветовавшись с руководством СССР, монгольские товарищи начали пышно отмечать 800-летие со дня рождения Чингисхана. В СССР в то время Чингисхан считался реакционной фигурой; последовал окрик старшего брата, торжества по случаю 800-летия были спешно свёрнуты, кадровые чистки завершили тот этап почитания Чингисхана! Зато после начала 90-х годов прошлого века ничто не мешает монголам восхвалять Чингисхана. Везде установлены памятники объединителю монгольских племён, его именем названы улицы и гостиницы, лучшая водка Монголии называется «Золотой Чингисхан». Повсеместно продаются сувенирные карты империи Чингисхана и магнитные значки для холодильников. Сомневаться в том, что Чингисхан велик и родился в Монголии – для монгол вершина безответственности и неприличия. Родился Чингисхан как раз в верховьях реки Онон, скорее всего там же и похоронен. Могилу ищут до сих пор и вряд ли когда-нибудь найдут.

Озеро Хубсугул громко величают младшим братом Байкала. Как же было не заехать на озеро и не проверить «степень родства»! Пришлось правда, ехать туда 26 часов по северной дороге через город Эрденет с ночёвкой на берегу реки Селенги, и назад добирались 27 часов с ночлегом в юрте. Но озеро того стоило. Более ста километров длиной, до 20 км шириной, 238 метров – максимальная глубина, соединено с Байкалом через реку Селенгу, впадающую в Байкал. Та же чистейшая ледяная вода, высокие горы по берегам (до 3 км высоты!), то же рифтовое, то есть тектонически провальное происхождение. Красивейшие кедровые леса на берегу, племена монгольских кочевников-наасанов, которые, как и тысячу лет назад, пасут оленей, богатейшие рыбные запасы, гигантские залежи фосфоритов на западном берегу озера, птичьи базары на безымянных островах. Несомненно, Хубсугул – туристическая жемчужина Монголии мирового значения!

Улан-Батор – столица Монголии гигантский по площади (больше Москвы) город с населением около одного миллиона человек. Из значимых достопримечательностей регионального уровня отметил бы две: дворец бохдыхана и монастырь Гандам, как утверждают монголы, третий в мире по буддийской иерархии. И дворец, и монастырь предельно интересны. Монастырь Гандам – центр буддизма Монголии – настоящий буддийский монастырь со ступами, молитвенными барабанами, гигантской 18-ти метровой статуей Будды.

Для нас интересны были дом, где в 1926 году жил Рерих, дом и штаб-квартира белогвардейского генерала барона Унгера фон Штернберга, захватившего Ургу у китайцев в 1920 году и выбитого Красной Армией в 1921 году.

В целом Улан-Батору ещё предстоит стать комфортабельной и красивой столицей. Учитывая потенциал Монголии, это непременно произойдёт.

29 июня 2008 года, благодаря усилиям нашего соотечественника Юрия Кручкина, ставшего нашим горячим единомышленником, мы изучали Улан-Батор и знакомили монгольскую общественность с нашим открытием. На пресс-конференцию пришло более 40 журналистов, шесть из семи монгольских телеканалов рассказали об этом событии. Монголы с большим удовлетворением приняли весь о том, что исток великой реки Амур находится у них, да к тому же и на родине Чингисхана, а не в Китае. В тот же день нас приняла министр иностранных дел Монголии Аюна, по иронии судьбы внучка выдающегося русского географа Андрея Дмитриевича Симукова, автора первой «Географии Монголии». Симуков был незаконно репрессирован Сталиным в 1937 году и только сейчас его выдающиеся труды становятся достоянием Монголии и России.

Мы предлагаем высшую безымянную вершину Хэнтийского хребта высотой 2 451 м назвать горой Симукова. Своим беззаветным служением науке он заслужил этой чести.

Утром 30-го июля мы покидали гостеприимную Монголию, оставляя в этом краю частицу самих себя и почти не сомневаясь в том, что мы ещё вернёмся! Поэтому, до свидания Монголия!

Таблица №1 (к статье Полеванова В.П. «К истокам Амура» в страну «непобедимых»)

Самые протяженные реки

13. НигерГвинея, Мали, Нигер, Нигерия4160
14. Енисей*Россия4123

* — Длины указаны после установления нами настоящих истоков Лены, Енисея, Амура

Реки с наибольшей площадью бассейна

НазваниеСтранаПлошадь (тыс.км2)

12. АмурРоссия, Китай1855

карта 1
карта 2

Владимир Павлович Полеванов и его талисман-оберег (для тех, кто читал "Мыс Рытый)
Вот он какой исток!
Экспедиция (Сан Саныч снимает)
Камень на память из истока в мою коллекцию!

Сан Саныч и Палыч
Ариука — первый и единственный монгол, открывший исток Амура!
Табличка (Зооли спрашивала?)
Теперь Амур там!

К истоку!
К истоку, к истоку!
Пресса, все дела. Теперь Амур Монгольская река!

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Эраст БутаковНемного непонятно в самом конце получилось, но пытливый ум поймет! Так статья должна былы быть опубликована. Надеюсь, в "Технике молодежи" она выйдет в полном объеме.
23.10.2008, 20:22:42 |
И. ФефеловКстати, помню хорошо, что в атласах мира 1950-х и 1960-х гг. (советского издания, конечно) — длину Амура, которая там была указана, точно не скажу, конечно, а вот что там была формулировка "Амур с Шилкой и Ононом" — это да.

Что до журавлей, там в основном не серые журавли (они, безусловно тоже есть — но по болотистым местам и куда менее заметны), а журавли-красавки. Вот такие:
И их там действительно неимоверно много, причем человека не боятся.
23.10.2008, 20:48:37 |
Эраст БутаковСейчас, Игорь, покажу, что там есть!
23.10.2008, 20:52:32 |
Олег БерловНу, молодец, Эраст!
С интересом прочитал.
"Технику Молодежи" куплю из принципа ;-))

Замечание одно -
"центральной усадьбы" Байкало-Ленского заповедника
на мысе "Солнечном" нет, как нет и такого мыса.
Мыс называется "Покойники" (Покойный).
Там есть кордон БЛГЗ и в 2-х км севернее кордона
имеется метеостанция "Солнечная".
"Центральная усадьба" БЛГЗ находится в Иркутске.
23.10.2008, 20:56:06 |
Эраст БутаковОлег, спасибо большое, и замечания принимаются — мы делитанты (или дилетанты? Как правильно — не знаю!) в этих делах, как чукчи, что говорят, то и пишем! Но сначала, купи "Науку и жизнь" 10 номер! (Блин, где её купить?! Сам сегодня всё обыскал!)

Игорь, подвешиваю фотки:

Вот так их таких там уйма! Спасибо за уточнение!
23.10.2008, 21:12:51 |
Эраст БутаковЧто-то фотки-карты и таблица не открывается. Слава, спасибо, что отредактировал, но что-то немного глючит с открытием.
23.10.2008, 21:15:21 |
Эраст БутаковДа, ещё, Олег — это Палыч написал, а не я — так что, это он молодец!
23.10.2008, 21:16:42 |

Эраст Бутаков:  Что-то фотки-карты и таблица не открывается.

Это просто текст был в процессе редактирования. Сейчас всё нормально.
23.10.2008, 21:20:14 |
Эраст БутаковДа, спасибо, Слава — сейчас всё нормально!
(Блин, настроение отличное — похвалили меня, я доволен! Спасибо ещё раз!)
23.10.2008, 21:23:22 |
И. ФефеловЭрик, да, это красавки (и красавцы :)
23.10.2008, 21:27:13 |
Эраст Бутаков

И. Фефелов:  Эрик, да, это красавки (и красавцы :)

Верю — кому, как ни тебе это знать! (Кстати, это фотографии Сан Саныча Монакова — чтобы не было недоразумений. У меня с мыльницы их плохо видно)
23.10.2008, 21:33:50 |
Эраст БутаковПонятия не имею какие фотографии опубликовала "Наука и Жизнь", но я не мог нинапихать своих фоток под эту статью! (И, чувствую, ещё напихаю!)
23.10.2008, 22:11:32 |
Вячеслав ПетухинУ меня вот какой момент возражение вызывает. Если уж ставится цель нахождения "истинных" истоков, то странен довод

Вроде как заявляется, что надо руководствоваться не традицией, а формальными соображениями (длина русла, площадь водосбора, высота истока). Но почему тогда в этом случае не так? Ведь Енисей по всем этим параметрам проигрывает Ангаре с притоками Байкала. Ну и вообще логика не очень понятная: раз Байкал такой большой, то мы его считать не будем, а главным будем считать Енисей.

Ну а "Если исходить из тезиса о самом высоком пути", то найдутся истоки и повыше Кок-Хема. В частности, исток Мугувека — притока Белого Иркута из озера Эхой. Озеро на высоте 2613 м (даже если не искать притоков этого озера — уже очень много). У Ара-Ошея исток (опять же, даже если не искать более мелких) из озера на высоте 2646 м. Да и ещё повыше наверняка есть.
24.10.2008, 19:48:11 |
И. Фефелов

Вячеслав Петухин:  Ну и вообще логика не очень понятная: раз Байкал такой большой, то мы его считать не будем, а главным будем считать Енисей.

На мой взгляд, логика "не считать Байкал" всё ж таки вполне логичная логика.
24.10.2008, 20:38:09 |
Эраст БутаковПозволю себе порассуждать.
Почему вообще в горах (на высоте) воды больше, чам в низинах? (Ответ я знаю). Казалось бы, чем ниже, тем легче до воды докопаться. Но это, практически, всегда ни так (вспомним пустыни — они ниже гор).
Поиски истоков, как было замеченно кем-то из девушек, вообще занятие "беспонтовое". Истоки всегда меняются — на мой (неуча) взгляд, конечно, — тряхнет землетрясение или сель сойдет (и т.п.) — бац!, и нет истока!
Если воспринимать ЗЕМЛЮ, как живой организм, а реки, как "кровеносные сосуды", значит есть где-то сердце (может быть, два или пять, или шесть — по количеству материков, как минимум). А это означает (опять же на мой делитантский взгляд), что на кажом материке исток ВСЕХ рек может быть (может быть!) один. И ни факт, что он выходит на ружу (на поверхность), он и под землй может протекать — как с истоком Енисея, к примеру.
И, тем не менее, в данный период истории какой-то исток может находится там, где я его обнаружил — это дело других ребят из будущих времен найти "истинный" исток своего времени. Что касается меня лично (при всем уважении к Владимиру Павловичу), я бы искал "сердце" (сердца) ПЛАНЕТЫ, а не выходы "кровеносных сосудов" наружу. Но ему видней, а мне очень интересно с ним ездить, размышлять, писать книжки, и, самое главное, общаться и пополять свою черепную коробку от телевизора новыми знаниями и мыслями!
24.10.2008, 21:25:26 |

И. Фефелов: На мой взгляд, логика "не считать Байкал" всё ж таки вполне логичная логика.

А можно подробнее мысль развернуть? Я не могу понять. Если считать какое же расстояние пробегает вода от истока до стока в океан, то почему не надо считать Байкал? Если учитывать площадь водосбора, то опять же как можно пренебрегать Байкалом?
24.10.2008, 21:45:21 |
И. ФефеловБайкал — не река. И его участок от устья Селенги до истока Ангары в сравнении с обоими этими реками ... иными словами говоря, такое сравнение вряд ли естественно. Слишком разные "весовые категории" получаются внутри этой байкальской связки "река — озеро, через которое она протекает" по сравнению с другими подобными парами на реках, длину которых меряют.
24.10.2008, 21:53:47 |
Вячеслав ПетухинНу да, в традиционном представлении это понятная логика: Ангара и Селенга — разные реки. Но Владимир Павлович же предлагает считать по другому. Вот: "Поэтому, истоком реки следует считать наиболее длинный путь, который может пройти до устья капля воды, выпавшая в наиболее высокой части сформировавшегося русла самого длинного притока." Ну и Нил же считают вместе с притоками через озеро Виктория — а оно по площади побольше Байкала будет. Как-то совсем нелогично получается. Произвольно решаем: там считать, здесь нет.

Ещё один довод. По такой логике вот как получается. Если при слиянии Енисея и Ангары исток ищем в истоках Енисея (мол Ангара короче, она всего лишь из Байкала вытекает), то получатся, при слиянии Ангары и Иркута истоком надо считать исток Иркута — он же длиннее!
24.10.2008, 22:05:47 |
Эраст БутаковБраво, Слава! Палыч сам об этом говорил, что кто-то про это скажет! Уверен, он читает эти строки, хотя сам не заевляется на сайте. Но, будучи человеком мудрым, что-нибудь придумает в ответ. Но, повторюсь, он это ожидал! Критикуйте — в спорах рождается истина!
24.10.2008, 22:09:28 |
Вячеслав ПетухинЕщё довольно интересный вопрос: что будет длиннее: Бий-Хем с Кок-Хемом или Хамсара с Додотом и Дэдэ-Ишхэ (или Додо-Ишхэ). Очень близкие значения должны быть. И довольно трудно сравнить, для этого надо точно подсчитать все петли Бий-Хема и Хамсары — необходима точная карта и аккуратность.