Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

"Здесь тропинки леший заметает,
Берендей зовёт в свои края.
Снег кружась, уже совсем не тает,
Мы идём неведомо куда."


Участники похода: Александр Иутинский, Зоя Сенникова, Вадим Плискин, Владимир Ленденёв.

Маршрут.


Утренняя электричка мчит всё ближе к Байкалу. Тёплые лучи солнца в этот холодный осенний день отражались, переливаясь солнечными бликами, в водных гладях Байкала. Немного пугал снег, лежащий на Олхинском нагорье на восток от Подкаменной.

Вершины хребта Хамар-Дабан, с взромоздившимся над ними пиком Черского, были уже давно в снегу. Внизу был виден мыс Шаманский, вдающийся в Байкал. И вот уже Култук, о/п Вербный: нам выходить.

Сильныи, холодный пронизывающий ветер, дул со стороны Монгольского тракта, который сразу за железнодорожным мостом привел к отвороту от основной дороги в падь реки Тигунчиха.

Дорога, идущая вдоль правого берега (орографически) горной речки от Култука, вскоре отвернула на развилке вверх по склону налево – нам же надо было идти направо проторенной тропой, держась русла реки. Несколько километров тропа идёт вдоль живописно переливающейся среди камней Тигунчихи. Золотая осень давно вступила здесь в свои права. Пока радует погода – день ясный, солнечный.

У большого камня с источником под ним развилка – мы не идём сразу вверх по склону, а продолжаем движение вдоль русла речки.

Вскоре тропа постепенно отворачивает от Тигунчихи, постепенно поднимаясь вверх по склону. Приличный набор высоты выше 1000 м на уровнем моря вывел на вершину хребта, и мы как-то незаметно из осени очутились в Царстве снежной королевы — вся тайга оказалась в снегу. Солнце стало прятаться за тучи…

Где-то там, позади, внизу остался Байкал.

Тропа через редколесье и вырубки вывела на развилку с лесной дорогой. Дорога оказалась очень сырой, с глубокой колеёй и большим количеством длинных, глубоких луж – приходилось часто обходить их стороной, прыгая по придорожным камням и кочкам. С подъёмом по глухой тайге снега становилось всё больше. Рыхлый снег мешал движению, впору было одевать лыжи.

Во многих местах часто попадались следы копытных, волков, а также множество ям, вырытых медведями в поисках запасов ореха в схронах бурундуков. Наверное, Топтыгины в таком схроне намеревались обнаружить пару ведер отличного кедрового ореха.

Справа по движению, показались крупные валуны. После сверки с картой это оказались Казачьи камни. С них открылся неплохой вид на окрестные сопки, Хамар-Дабан.

Дело шло к вечеру и темноте. Нужно было становиться на ночь. Посовещались и решили остановиться на ночлег в истоках ручья Берёзовый, на котором когда-то распологалась заготовительная база, ныне заброшенная – осталось одно зимовьё с развалившейся печкой, без окон. Рядом с нею, на поляне, был найден удобный «пятачок» для ночлега и разбит базовый лагерь. Вода, дорога и дрова (сушняка в лесу оказалось много) – всё это находилось рядом.

У костра было немало рассказано всяких страшилок про опасные повадки медведей и волков, что нагнало страху на некоторых слушателей, да и рассказчики почувствовали себя неуютно.

Внезапно за всполохами костра в темноте увидели свет, мерцавший среди деревьев. Пошли проведать, не забрёл ли кто в такую глушь. Охотники, туристы иль ещё кто? Оказалось, что это всходившая луна создавала иллюзию всполохов костра или света керосинки в зимовье. Вообще самый страшный зверь в тайге это человек — не знаешь, что от него ожидать.

Полная луна осветила окружающую тайгу. Треск костра создавал тепло и уют, чему способствовал и присутствовавший во фляжке одного из участников коньяк.

Ночь в палатке была вполне комфортной, никто из четверых участников не замёрз. Дружно встали около 8:30, приготовили макароны с тушёнкой и чай. В этот момент на дороге рядом с палаткой появился человек — пожилой уже охотник из Култука с тяжёлым горбовиком, шедший на зимовье.

Мы пригласили его к костру на чай. Он обьяснил, как удобнее выйти к главной цели нашего похода — Камню Мойготы и советовал не ходить на Царские вороты, раз мы идём по этому маршруту первый раз. Дорог и развилок на пути к Царским Воротам в тайге много, можно и заплутать. Поблагодарили его за помощь, таёжник ушёл вперед, предложив нам его догонять. Мы допили чай и вышли на маршрут к Мойготам. Вскоре после выхода дорога разделилась – направо по буреломной колее уходили следы нашего гостя. Мы же, ориентируясь на карту, взяли от развилки влево. Начавшийся затяжной подьём вверх, вывел на гребень горы. На вершине гребня мы увидели следы нашего знакомца – они поворачивали налево по довольно таки неприметной колее. В этом месте оказывается и нужно было повернуть налево, к камню Мойготы. Этот поворот через несколько минут вывел нас к приметному плоскому камню справа от дороги. Здесь отдыхал тот же таёжник, с которым мы разговаривали утром. Оказывается, от этого камня вверх, двигаясь без тропы через лес, можно быстро выйти на сам Камень Мойготы — высшую точку Олхинского плоскогорья. Ещё раз, поблагодарив нашего знакомца, мы двинулись на Мойготы.

Среди деревьев нам открылся скальник. Подъём по уже обледенелым скалам не сулил ничего хорошего. Но картина, открывающаяся с каждым метром подъёма, завораживала. И вот стала видна каменная стела триангулятора — отметки преобладающей высоты 1222. На нём выбита табличка «Госгеосьёмка. НКВД. 1936 год».

Панорамный вид, открывшийся оттуда, завораживал прекрасными видами. Небо играло в течение нескольких минут разнообразными красками – то солнце освещало лучами всё олхинское нагорье, то на него находили тучи и панорама приобретала постельные тона. Стала видна южная оконечность Байкала, заснеженные вершины Хамар-Дабана с пиком Черского, цепь Тункинских гольцов, уходящая вдаль, долина Иркута, убегающая петлёй от Байкала. Красиво и грандиозно!

Со стороны гольцов, пронизывающим ветром несло тяжёлые снеговые тучи. Они придавали особую суровость небесам.

Холодало. Вместо дождя, на высоте птичьего полёта пошёл снег. Запечатлев увиденное на фото и видео, мы стали спускаться вниз.

Запорошил лёгкий снежок, занося следы копытных и волков. В поисках скальника Царские вороты вернулись на главную (танковую?) дорогу, с которой свернули до этого и по ней дальше через перевальный гребень вниз. Продолжительный спуск заставил засомневаться в правильности нашего пути. Должны были выйти на так называемую визирку, пробитую лесниками через тайгу. Сомнения не подтвердились — мы были на верном пути. Первый сворот дороги налево (вначале извилистый) вывел непосредственно на визирку. Прямая, словно по линейке, она уводила вдаль через бурелом и заснеженную тайгу. Вокруг становилось всё больше следов, страх нагнетали скрипы деревьев, принимаемые за звуки живых обитателей тайги.

От визира направо повернула нужная нам дорога. Небольшой подьём — и мы выходим на гребень. Здесь расположена высота 1212 м. Где-то за ней, судя по карте, должен быть скальник Царские вороты. А вот и небольшие скальники. За ними тропой, ещё угадывающейся под снегом, вышли на обширный скальный массив. В поисках характерной арки наскоро осмотрели левую сторону скальника. Ничего не нашли и спустились по гребню тропой ещё ниже, обнаружив новые небольшие скальнички. Отчаявшись найти вороты пошли назад, уже нужно было успевать на электричку. И тут внимание привлёк характерный профиль арки под скальником, проглядывавшийся среди молодых ёлочек. Раздвинув кусты, увидели те самые потерянные Царские вороты. Проходили мимо, не заметив, и потеряли около часа уже драгоценного времени... Быстро фотографируемся, снимаем его на видео и рысью мчимся обратно.

По своим следам мы возвращались к палатке и рюкзакам, оставленным возле зимухи. После танковой дороги, поднявшись наверх, к свороту на Мойготы, не стали возвращаться той же дорогой, а по следам охотника срезавшего путь к Мойготам от ручья Берёзового, сразу за перевальным взлётом ушли налево по тропе. Тропа уводила вниз со значительным сбросом высоты, срезая расстояние по склону горы почти прямо к зимовью, местами переходя в зарастающую дорогу.

Спуск вниз занял намного меньше времени, чем подъём. По расчётам, времени до электрички оказалось с запасом, можно было чуть подольше побыть на Царских Воротах… Успев скипятить и попить чаю, начали неспешный спуск в долину Тигунчихи.

И опять словно перенеслись из зимы в осень.

Тропа вдоль Тигунчихи перешла в дорогу, запахло цивилизацией….

Темнело. По шпалам мы вышли на Вербный, только дойдя до остановки, сообразили, что к ней от Култука можно дойти по хорошей дороге, идущей в стороне от полотна ж/д. В ожидании электрички обсудили пройденный за два дня маршрут.

Поход оказался коротким, но насыщенным эмоциями и впечатлениями. Посетили три замечательных скальника и увидели панораму с вершины Мойготов панораму Олхинского нагорья. Решили, что ещё не раз вернёмся сюда. Наконец с опозданием подошла электричка, при чём местный житель стоявший с нами на остановке, упорно предлагал перейти для посадки на другую сторону полотна – днём составы ходили по другой колее в сторону Иркутска. Но всё обошлось и электричка пришла по правильной колее… Едем домой, усталые, но довольные!


Александр Иутинский


WladimirСаша, а фотки чего не вставил?
24.10.2008, 18:00:12 |
Олег БерловФотки в студию!
25.10.2008, 11:03:11 |
Александр ИутинскийПо просьбам трудящихся, фотки в студию! http://www.nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=386
08.05.2009, 20:10:47 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную