Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Переход 04.08.08

Сане, например, такой приснился:

– Еду я, значит, не то на поезде, не то на автобусе.

– Куда едешь-то, Саня?

– Да не важно, не помню. И гляжу в окно, а там снег! И моя остановка. А на мне кроссовки, шорты и кофта какая-то. Дубак – жуть! Я эту кофту и так натяну, и эдак, а всё равно не помогает. Просыпаюсь и смотрю – не одному мне этот сон приснился. И Костя, и Миша с головою в спальники залезли. Надо же, так попасть в первую же ночь! Если и дальше так будет, то я как-нибудь точно не проснусь.

– Да ладно, Саня, прорвёмся! Я тоже задубел, иначе чего бы я первым соскочил?

– О, ты видал, лёд!

Ручей, который течёт здесь прямо по дороге, действительно покрылся тонкой коркой льда. Ночью явно был хороший минус. Я легкомысленно улёгся спать в одной термухе и не выдержал первым. Едва рассвело, как я уже выскочил из палатки и, рискуя потерять трясущуюся челюсть и прикусить язык, развёл костёр. Хорошо, что угли со вчерашнего прогореть не успели и удалось это достаточно быстро. Я подставлял огню то руки, то спину, то ещё чего и дрожь стала потихоньку отпускать. Выглянувшее из-за горки солнце окончательно вдохнуло в меня жизнь. Глоток горячего чая сделал её абсолютно прекрасной. Вот оно – счастье!

Сегодня нам нужно пройти к истоку Арлык-Гола и встать максимально близко к перевалу Банзарова.


Техническая справка:

Река Арлык-Гол
Левый приток р. Китой. В верхнем течении (а вероятно и до самого устья), долина реки относительно широкая, берега пологие, сильно заболоченные. Ширина реки небольшая, пять-десять метров, глубина около 0,3 м, течение небыстрое. Брод проблем не представляет. В истоке находится цепь озер. Граница зоны леса расположена почти у нижней оконечности нижнего озера, отдельные деревья можно встретить вплоть до второго (снизу) озера.

Пока завтракали, пока собирались, трава успела подсохнуть. Реку решили не бродить. Наличие дороги по левому берегу хоть и вероятно, но не стопроцентно, а учитывая, что и здесь можно двигаться, поступили по принципу: «От добра добра не ищут». Идти пришлось вдалеке от реки, то и дело огибая болотистые участки. На тропу нет и намёка. Представляю, как здесь пакостно во время дождя. Ведь все болотистые участки можно обойти, только забравшись на самый склон, а такие манёвры вряд ли можно назвать благоразумными. Но нам с погодой везёт. Прыжки по мягким кочкам остались без последствий. Ботинки у всех сухие!

Почти вся долина, которую нам предстояло пройти в этот день, была видна с самого утра. Вершина 100 лет Новосибирску находилась почти на финише. Её остроконечный пик выглядывал из-за правого (ор.) борта долины, как бы заманивая нас: подходите, мол, ближе, разглядывайте меня, любуйтесь моей статью и красотой! И мы любовались. И хотелось скорее подойти ближе, разглядеть крутые склоны, отыскать ниточки оптимальных вариантов штурма. Стало даже жалко, что в наших планах не было восхождения на неё.

Возле второго озера присели
перекусить. Теперь нашему взору уже открылся весь цирк. И перевал Банзарова, который станет первой серьёзной преградой на нашем пути, и одноимённая вершина, на которую мы хотя бы попытаемся подняться. Если, конечно, погода не внесёт свои коррективы. Уже отсюда видно, что, по крайней мере, с этой стороны, подъём на перевал проблемы не составит. А вот вершина… Даже страшно немного стало.

Было ещё совсем рано, часов пять вечера, когда мы уже озаботились выбором места под палатки. Костя вызвался сбегать повыше и глянуть лужайку ближе к перевалу. Успехом сие мероприятие не увенчалось, и расположились мы на большой ровной площадке, открытой всем ветрам. До перевального взлёта осталось около получаса ходу. Дровами здесь, конечно, уже и не пахнет, но вода рядом. Правда, она здесь почти стоячая, и Саша даже опасался её пить. Бедное дитя Уральских гор. Неужели чистая вода становится такой редкостью, что даже в горах люди её кипятят?

Ветер не заставил себя ждать. Его сильные порывы прилетали снизу, из долины. Словно кто-то доложил Эолу о непрошенных гостях, и он пустился вдогонку, разузнать, кто мы такие, и нельзя ли с нами позабавиться. Позабавиться над собой мы не позволили. Улизнули в палатку и даже принялись готовить ужин.

– Чем нынче станем трапезничать? – полюбопытствовал Миша.

– Кашей «Быстров».

– Чем? – на лице у Кости изобразилось непереносимое страдание.

– Овсянка, сэр!

– А-аа! Я не ем эту гадость!

– Ну блин! Она в раскладке аж на двенадцать раз предусмотрена. Так что давай, Петрович, за маму, за папу, за нашу олимпийскую сборную. Единственное, что могу для тебя сделать – дать самую вкусную – с черникой.

С гримасой безысходности мой верный товарищ высыпал овсянку в миску и принялся выбирать черничинки. Остальные тоже радости не проявили, но отнеслись к своей участи более сдержано. Я кипятил воду малыми порциями и по очереди разливал по мискам. Петровичу и здесь не повезло. По неопытности я налил ему воды несколько больше, чем нужно. Каша превратилась в жиденький овсяный кисель. Чтобы перебить сладость, Костя сыпанул в него соли. Отведал и скуксился так, что смотреть на него стало больно. Каждую ложку он заглатывал, сжимаясь в комок, словно больной, принимающий хинин. Я, хоть и сготовил себе последним, но свою порцию уже съел, а он всё ещё не замучил и половины.

– Всё, я больше не буду! Выливать?

– Стой, давай сюда.

С детства я являюсь почётным членом «общества чистых тарелок» и позволить просто так выбросить еду не мог. Первая же ложка, к-хм, каши объяснила всё. Есть это было решительно невозможно. Я, надеясь что первая ложка это какая-то вкусовая галлюцинация, отправил в рот вторую – нет, действительно жуть!

– Ладно, вываливай.

К чаю я выдал Косте дополнительную ириску и кусок хлеба.

С видом фокусника, вынимающего из шляпы кролика, Миша выудил из рюкзака апельсин.

– На, Женя, дели.

– А чего это вдруг я-то?

– Ты же у нас всё делишь.

– Э-нет. Апельсин не раскладочный, так что сам дели.

Все были очень рады такому дополнению рациона и спасибо Мишке говорили от души.

Ветер стих. В закатных сумерках мы попивали чаёк и разглядывали окрестности. Согласно карте, наш цирк богат перевалами. Ближе всего перевал Дикий (1Б). С этой стороны он совершенно безобидный. Вероятно, определяющей является противоположная. Чуть дальше перевал Озёрный (2А). Точно сказать, где именно он находится, трудно – с этой стороны подъём на него точно смысла не имеет. Ведь он выводит в ту же долину, что и Дикий, только чуть выше, а путей подъёма даже на 1Б не просматривается. Дальше, по часовой стрелке, перевал Банзарова Северный (2А). Его тоже явно идентифицировать не удалось. И последний, тот, через который мы пойдём завтра.

Спать легли рано. Почти сразу начался дождь. И хорошо. Авось, за ночь всё выльется.


Далее (05.08.08 г.)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную