Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Переход 06.08.08

Перевал отыскали легко. Распадок, в котором он находится, вообще небольшой. А этот перевал, по сути, единственное место, где можно без особых проблем вылезти на гребень.


Техническая справка:

Перевал
Именинник
, 1А, 2612

Ориентирован: восток-запад, соединяет правый приток р. Барун-Оспа и левый исток р. Онот (Оспа)
Со стороны притока р. Барун-Оспа это осыпной кулуар, в верхней трети расходящийся надвое. Кулуар определяется явно. В нижней части осыпь сложена из крупных, малоподвижных камней, крутизна от 30 (внизу) до 40 градусов. После деления возможно прохождение как по северному, так и по южному кулуару. При этом северный в верхней части имеет участки скальных выходов, крутизною до 50 градусов. Скалы расчленены, лазанье простое. Камнеопасность компенсируется наличием укрытия, в котором могут одновременно собраться до 5-7 человек. Южный кулуар проще. До самого верха здесь средняя подвижная осыпь. Крутизна до 45 градусов.
Со стороны Онота необходимо подняться в цирк, прилегающий к левому (ор.) борту долины. Цирк небольшой, дно может быть немного затоплено. Седло явно не выражено. Подниматься нужно на левый борт примерно от середины затапливаемого участка. Крутизна склона 25-30 градусов. Осыпь практически статична, чередуется травянистыми участками.
Перепад высот от подножья до седла со стороны Барун-Оспы около 300 метров, со стороны Онота менее ста.

– Давайте вы здесь подождёте, а я поднимусь и сверху вас поснимаю, – Костя ткнул рукой в видеокамеру.

– В смысле? На самый верх залезешь?

– Да нет. Поднимусь до середины, например, а потом уже вы идите.

– Давай.

Костя шагал всё выше и выше, он удалялся от нас, а мы стояли и завидовали. Ему-то осталось лезть меньше уже метров на сто, на сто пятьдесят, на двести…

– Может, пойдём? – Мише не терпелось поскорее пуститься вдогонку.

– Подожди, куда ты торопишься?

… на двести пятьдесят, на триста…

– Накурились, товарищ генерал? – нетерпение переполнило и Тимура.

– Да ладно, идите. Я догоню.

Вообще-то я люблю перевалы. Я больше скажу – из-за них только и хожу в горы. Из-за вершин, конечно, тоже, и много из-за чего ещё, но перевалы – это самый цимес! Представляете, подходите вы вот так к перевалу, да не просто подходите, а долго идёте – по каменюкам неудобным, по болотинам, по буреломам – и всё это время перед вашими глазами одно и то же! То есть одна и та же долина, и речка та же, и горы вокруг… И вот наконец-то перевал! Там, наверху, там счастье! Там вы господин! Не над горой, нет. Над собою господин. Ведь трудно было, может, рискованно, но вы это сделали. Чёрт! Внизу-то вообще думали, что не получится, у виска мысленно самому себе пальцем крутили, а вот забрались же и подайте сюда награду! И смотрите вокруг – горы, долины, реки, озёра, лесок вдалеке виднеется. Красота! И так радостно становится, такой восторг испытываешь, такое удовлетворение.

Костя тем временем прошел полпути до развилки. Я ещё немного покопался, взглянул на небо, которое, точно старая брезентовая палатка, прохудилось и стало чуток капать, огляделся ещё раз по сторонам и пошел. А интересно, успею парней догнать? Вон Мишка с Тимуром как далеко уже упылили. Только Саня недалеко оторвался. Идёт, поди, и ругается:

– Блин, куда вы меня завели? Разве можно здесь пройти? Круто ведь – градусов шестьдесят! И камни кругом на честном слове держатся. Ой, как ещё далеко. А наверху-то вообще ужас.

А может и не ругается, но идти ему сложнее всех. Дело в том, что у Сани слабое зрение и совсем мало опыта. Наш перевал кажется ему настоящей стеной. Ещё несколько лет назад я и сам бы на такой лезть не отважился. Это сейчас, если вижу, что до самого верха осыпь, лезу не задумываясь. Понимаю, в чём смысл известного сравнения: «Гора, как женщина – нужно потрогать и она ляжет». А со стороны-то всякие ужасы привидеться могут.

Мишу с Тимуром я догнал уже возле развилки. Тут Костя устроил наблюдательный пункт и снимает наши передвижения.

– Что, Петрович, по правому или по левому пойдём?

– Да пофиг.

– Тогда давай по левому. Мне кажется здесь положе.

– Давай.

– Тимур, Миша! – ору я во всю глотку – по левому пойдём.

– Это потому, что тебе так ближе? – подкалывает Тимур.

Чтобы не завалить друг друга, поднимались мы широким фронтом. Я к этому моменту действительно был слева. Врать не буду, это действительно сыграло свою роль. Но слева был и Саня, а для него траверс склона до правого кулуара, это дополнительные минуты ожидания для нас. Да и интересней по левому.

– Нет, там, вроде, положе, – отмазываюсь я.

Революционные настроения подавлены. Идём дальше. Метров за тридцать до седла собираю всех в укрытии под отвесной стеной. Дальше становится слишком круто и камнеопасно. Ждём Саню, но он совсем выдохся и тащится кое-как. Да и остальные подустали. Но стоять холодно. Дождик хоть и слабенький, но успел нас намочить.

– Может, я пойду, а?

– Давай, Миша. Саня! – кричу я – держись левее, чтобы в случае чего камни на тебя не попали.

Мы остаёмся втроём. Минут через десять, когда я уже совсем было замерз, сверху, через пелену тумана, донеслось:

– Свободно!

Наверх отправился Тимур. Я не стал ждать,
пока он залезет и пошел следом, стараясь не отрываться и держаться чуток в сторонке. Когда мы с Тимуром вылезли на перевал, Саня добрался до Кости, и они, тоже парой, двинулись к нам. Лезли очень медленно. Костя откровенно скучал, и только время от времени, когда Саня совсем останавливался, советовал ему, куда поставить ногу и за что схватиться рукой. Мы, в свою очередь, подсказывали и подбадривали сверху. Шаг за шагом, загнав свой страх в самый дальний уголок души, Саня выбрался наверх. На самом деле, я считаю, что это гораздо круче, чем когда страха нет, и человек спокойненько ходит по краю обрыва. Вот перебороть себя, собрать волю в кулак, наплевать на инстинкты – вот что дорогого стоит!

– Поздравляю вас с прохождением перевала Именинник!

– Ура-а-а!

– Саня, дай свою мужественную руку.

– Что-то ты рано поздравляешь, ещё спуститься надо.

– Не боись, Саня, тут всё совсем просто.

Мы ещё немного посидели, дали ребятам отдохнуть, и отправились глянуть, что там вверху у правого кулуара. Оказалось, что он немного проще. Скальных выходов нет и до самого верха идёт осыпь. Тут и тур сложен, а в нём записка:

«Группа иркутян: Петухин В., Захарова И., Кузьменко В., Куликов Ф, Куликова Т. Поднялись на перевал Именинник 1Б 2620 со стороны Барун-Оспы 10.07.08 в 15.20 Движемся по гребню к Саган-Сайру. Погода хорошая: солнце, град. Удачи»

Мы написали свою и поторопились вниз. На выходе из цирка, когда нашим взорам открылась вся верхняя часть долины Онота, остановились сориентироваться. Посёлка Оспин видно почему-то не было. Я этому хоть и удивился, но значения не придал. Зато перевалы Онотский и Оспин-Дабан обнаружились без труда. Кстати, на Оспин-Дабан идёт вездеходная дорога. За что ему дали 1А – непонятно.

Тут в моей голове что-то заклинило и я решил, что Оспин-Дабан – это перевал Травянистый, тот самый, к которому мы шли. Вообще, ориентирование далеко не мой конёк. У меня для этого есть Костя. И не то, чтобы я страдал «топографическим кретинизмом», но как-то ленюсь я искать правильные решения при неоднозначных вариантах. А уж если устану или дождь сосредоточиться не даёт, то мне вообще лучше карту в руки не давать. К тому же, уповая на Костю, я могу предложить первое попавшееся направление, зная, что уж он-то не допустит ошибки. В этот раз вообще дошло до абсурда. Иду я, гляжу на GPS, там чёрным по белому пишут: «перевал Оспин-Дабан». А я пру, как ни в чём не бывало. Да и Костя вроде со мной согласился. И вот, когда авангард уже вышел на дорогу и пополз вверх, отставший Костя вдруг орёт:

– Стойте!

– Чего-о?

– Стойте!

Оказывается, озарение на него снизошло. Дотумкал он, где-чего, и куда теперь идти. Как? – ума не приложу! У него ни GPS, ни карты. Даже маршрут он не прорабатывал. А вот ведь сообразил. И не тогда, когда карту разглядывали, а уже когда в гору идти нужно было. Видать, лень ему в гору-то за так ползти. И то хорошо! Потопали вниз, по дороге.

А дорога здесь очень даже добротная. И жигулёнок с такой бы справился.

– Ну и дела! Разделительной полосы только не хватает. Ты куда нас завёл, Генерал?

– Знаете, Тимур Владимирович, если вам не нравится ходить по дороге, вы вполне можете перебраться на обочину или вообще в лес.

– Да не то, чтобы не нравится, но как-то я от гор другого ждал. А тут дороги, посёлки. Не хватает ещё пивной и ментовки.

– Сейчас придём и купим там чего-нибудь вкусьненького, – размечтался Саня.

– Ты чего, оголодал что ли?

– Не оголодал, но вкусненького охота.

– Саня, ты особо на магазин-то не рассчитывай. Там, скорее всего, ничего такого нету.

– Кто-то же там живёт. Может у них чего-нибудь купим.

– Ну-ну.

– А что? Ну, хотя бы банку сгущёнки с печенюшками или шоколадку…

Из-за деревьев показались крыши домов.

– О! Пришли. Чего-то даже собак не слышно.

– Лю-у-уди! Лю-уу-ди-и-и!

В посёлке не оказалось ни души. На каждом домике висели объявления примерно такого содержания:

«Посёлок принадлежит ООО СА «Китой». Для обогрева и ночлега используйте дом №3, остальные дома заперты и опломбированы, проникновение в них влечёт уголовное преследование. Просим соблюдать чистоту»

Мы, конечно, воспользовались гостеприимством и поспешили в домик №3. Это было очень кстати. Дождик, хоть и кончился к этому времени, но успел нас изрядно намочить.

Чистотой и порядком мы, к сожалению, поражены не были. Всё как обычно – пустые консервные банки, бутылки, ведёрко какой-то плесени, грязная клеёнка на столе. Одним словом – бардак! Зато есть буржуйка, а прямо за домом обнаружили кучку дров в виде чурок и колун. Командовать мне не пришлось. Тимур принялся колоть дрова, Миша развёл огонь, Костя сходил за водой, мы с Саней убрали мусор.

Когда все дела были переделаны, я отправился осматривать окрестности. Домиков насчитал штук десять. Разной величины: от малюсеньких – для начальников, до здоровых – для работяг. На самом берегу реки стояла большая баня. Топить её смысла не было – на это ушла бы куча времени и два куба дров. Поодаль обнаружилась мельница для шелушения кедровой шишки. Других хозяйственных сооружений я не нашел. Зато на одном из домиков нашел термометр – 12 градусов. И это притом, что солнце ещё не село. Но сегодня нам холод совсем не страшен. Некоторые «туркмены» печку накочегарили так, что пришлось проветривать.


Далее (07.08.08 г.)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную