Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Переход 10.08.08

Этот день оказался днём встреч. За перевалом, на Ильчирском озере, мы встретили Иркутян из СЮТУРа. Они ещё не свернули лагерь и готовили завтрак. Санька воспользовался остановкой и сразу полез купаться. Остальные его порыв не поддержали и ограничились общением с ребятами. Оказалось, что они идут официальную пешую четвёрку и впереди у них ещё куча перевалов. Мы пожелали друг другу удачи, хорошей погоды и пошли на Ильчирский перевал.


Техническая справка:

Перевал Ильчирский, н/к, 2422
Ориентирован: север-юг, соединяет верховья рек Ильчир и Хуша-Гол.
Через перевал идёт вездеходная дорога. Перепад высот от подножья до седловины не превышает двухсот метров. Крутизна около 15 градусов. Характеристика справедлива для обеих сторон.

Затылками мы чувствовали взгляды СЮТУРовцев и решили взять перевал без передышек. Поначалу это казалось вполне лёгкой задачей, но последние метры дались очень тяжко. Мы уже бы и остановились, только присесть было решительно некуда. Дорога, идущая через перевал, явно пользуется популярностью. И не всякая машина здесь может запросто проехать. Обрывки стальных тросов, глубокие колеи – явное тому подтверждение. В результате и грязи полно. Пришлось нам медленно, шаг за шагом, забираться на самую седловину. Тут немного передохнули, а когда начали спускаться, нас догнали местные охотники на лошадях. Здрасти, здрасти, откуда, куда – всё традиционно. Охотники поехали дальше, а мы, как дошли до речушки, сели перекусить – всё-таки два перевала уже позади. Пусть и некатегорийных.


Техническая справка:

Река Хуша-Гол
Левый приток р. Горлык-Гол. Исток реки расположен чуть выше подножья Ильчирского перевала. Долина здесь широкая, плоская, сильно заболоченная. Вдоль реки идёт хорошая автомобильная дорога. Недалеко от устья, примерно в километре, она раздваивается и, срезая угол, одна идёт вверх, а другая вниз по Горлык-Голу. Здесь же начинают встречаться первые деревья – кедры. На всём протяжении берега пологие. Ширина реки небольшая, до пяти метров, глубина до 0,2 м, течение не быстрое. Брод проблем не представляет.

Когда трапеза была в разгаре, послышалось тарахтение. С перевала спускалось чудо инженерной мысли – гусеничный вездеход. У подножья он крутанулся и поехал в верховья – там стоит какой-то домик.

Не прошли мы и получаса, как встретили народ на ГАЗ 66. Весь экипаж пьян. Кое-кто и вовсе в отрубе. И это в разгар дня. Длинные беседы постарались не вести и поскорее пошли дальше.

Ещё через полчасика опять гул моторов. Просто автобан какой-то. На этот раз навстречу нам ехала пара бортовых Уралов. В кузове одного из них стоя ехало человек десять. Возле нас машины остановились. Оказалось, что это старатели-нефритчики. Они рассказали, что те зелёные камушки, которые кучами валяются на Ильчирском перевале, не нефрит, а серпентинит. Миша предъявил им подобранный где-то осколок. Оказалось, что ему повезло – нефрит.

Позже мы встретили ещё один Урал. Он, видимо, отстал от первых двух. Затем нас догнал вездеход. Тот самый, что мы уже видели. Его сопровождали всадники. Пьянющими были все. Слава богу, в этом месте наши пути расходились – вездеход ехал в сторону Саган-Сайра, а мы отворачивали к хребту Сухэ-Батора, к перевалу 40 лет Победы.

Немногим ранее, меня, в очередной раз, одолел топографический кретинизм и, если бы не Костя, ушли бы мы в другой распадок. Это несмотря на то, что находились мы на левом борту долины Горлык-Гола, высоко над рекой, и почти весь хребет Сухэ-Батора был как на ладони. Как же так получилось? Да просто я больше разглядывал подробную, пятисотметровую карту, а на ней была только часть хребта. К тому же я абсолютно не обратил внимание на то, что у меня за спиной. Костя же взял двухкилометровку и просто посчитал все распадки. Не зря я на него понадеялся!

После последней встречи, той, что с вездеходом, мы спустились в долину Горлык-Гола. В отличие от своих бортов, поросших кедрами, долина совсем лысая и прилично заболочена. Под последними деревьями присели отдохнуть в тенёчке, а Саня увидел до сих пор не растаявший ледничок и рванул к нему. Он скинул ботинки и, усевшись на камень, опустил разгорячённые, избитые дневным переходом ступни на кристаллы разваливающегося игольчатого льда. Блаженство! Сверху жарит, а снизу освежает. И как до сих пор не растаяло!? Ведь здесь уже совсем невысоко. Не больше двух километров. Сколько же нужно было запасти снега, наморозить льда, чтобы он и к середине августа ещё не стаял? Эх, так бы и сидел здесь до вечера.

– Саня, давай обувайся. Пора в путь-дорогу.

– Ага, сейчас.

Горлык-Гол бродить не пришлось. Большая часть воды распределяется по широкой долине и остаётся под землёй. Основное русло совсем узкое. Мы просто его перепрыгнули. Возле устья «нашего» притока остановились передохнуть и полюбоваться. Небольшой островок делит здесь ручей надвое. Один из рукавов пробуровил канаву и второй, догоняя его, прыгает с метрового уступчика. Затем, слившись воедино, речушка течёт в небольшом изогнутом каньончике и в лучах уже клонящегося к горизонту солнца смотрится замечательно.

До взлёта перевала 40 лет Победы так и не дошли.

– Петрович, а почему бы нам здесь не перевалить, – я указал на вполне проходимое место в гребне.

– Так это и есть 40 лет Победы.

– Ты чего? Он вон там, за поворотом.

– Да?

– Ты забыл что ли?

– А, точно.

Мы решили, что так и сделаем. На небольшой каменистой площадке разбили лагерь и убили вечер придумыванием названия будущему перевалу и вершинке, находящейся рядом. Она является высшей точкой хребта Сухэ-Батора и взобраться на неё мы задумали ещё после восхождения на Оспин-Улан-Сардык.

Спать я отправился, предвкушая радость первопрохождения. А ведь ещё накануне остаток пути виделся мне просто дорогой к дому. И вот, нежданно-негаданно, нашлось место «подвигу». Скорее бы утро!


Далее (11.08.08 г.)


Александр Даровенько народ, эт один и встреченых вами на Илчирском озере (кашеварил я тогда), читаю ваш отчет и думаю, а не выложить ли отчет по нашему походу. Как закончили маршрут?
27.02.2009, 22:19:06 |
Евгений РензинПривет, Саша. Отчет, конечно, выкладывай. Вы же там целую кучу перевалов прошли. Может быть, какие-то из них до сих пор не описаны на сайте. Может, фоток их нет. Да в любом случае интересно!

 Александр : Как закончили маршрут?

Так читай до конца:)
28.02.2009, 00:47:16 |
Александр Дочитаю, просто времени мало, защита практики на носу
05.03.2009, 17:12:53 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную