Переход 1.08

Второй рюкзак явно не входил. Багажника на крыше маршрутки не было. Видимо отдыхающие либо ездят в Аршан на своих четырех, либо все имущество умудряются умещать в карманах. Водитель, неопределенно пожав плечами, пообещал в ближайшее время еще одну маршрутку, и, загрузив пару жаждущих отдыха на курорте, уехал. Мы с Сергеем остались на площади перед ж/д вокзалом с билетами на руках и толпой не уехавших сограждан. Толпа все прибывала, касса продавала билеты всем желающим без разбору. Становилось ясно, что и на вторую, пока гипотетическую, маршрутку мы можем не попасть. Почти так оно и вышло. Истана, на этот раз с багажником, все-таки вынырнув из небытия, подкатила к кассам и, пока мы с рюкзаками пытались пробиться сквозь толпу, особо юркие и проворные отдыхающие успели занять по три места вокруг себя. В итоге нам осталось одно сиденье и приятный выбор уехать на нем вдвоем, либо ждать три часа следующую маршрутку с перспективой дальнейшей ночевки в глухих лесах Тагархая. Выбрав первый вариант, пытаюсь выжать из него максимум, и договариваюсь с водителем о бесплатной заброске до конца вышепоименованного улуса после выгрузки всех назойливых отдыхающих в Аршане. Радует то, что мы оба с Сергеем далеко не Гаргантюэли, и с трудом, но все-таки умещаемся вдвоем на одно сиденье. Так и едем до Аршана.

Конец асфальта на околице Тагархая настиг нас в восьмом часу вечера, можно сказать, в самый разгар рабочего дня. Благодаря правильно выбранной тактике у нас есть еще примерно три с половиной часа условно светлого времени, чтобы забросить себя как можно ближе к Барун-Хандагаю. Однако не все это время оказывается светлым. Пока идем по бескрайним тагархайским покосам, наступает восемь часов, и солнце начинает меркнуть. Это солнечное затмение и оно полностью дезориентирует окружающую нас долину. Кузнечики начинают свое вечернее стрекотание, дует закатный ветерок. Необычный полумесяц солнца (дугой кверху), посылает нам свои прощальные лучи из-за бегущих облаков.
Попытка снять затмение
Картина весьма необычная, и, вспоминая ужас древних перед таким явлением, задаюсь вопросом, хорошо это или плохо — начинать подобные мероприятия с затмения. Пока предаюсь философии, затмение заканчивается, и кузнечики в замешательстве замолкают.

Из нескольких вариантов ночевки выбираю самый удаленный и, не запасая воды из Зуна, мы максимально быстро движемся по дорогам и тропе в сторону Баруна. Там, возле самого русла Баруна, есть одна полянка, пригодная для ночевки, только попадаем мы на нее практически в темноте. Уже настоящей. Мое стремление заночевать как можно выше обусловлено большой протяженностью Барун-Хандагая. Заброситься по нему за один день довольно сложно, но, учитывая ударное начало, возможно. Может кому-то и нравится плестись по Баруну три дня, я же разделяю стремление пожилых людей к максимально быстрому передвижению по неприятным и малопригодным для жизни Тункинским Гольцам.

Удивительно, но на этой поляне, расположенной в десяти минутах ходу от пресловутого бревна-переправы через Барун, то есть практически уже в ущелье, имеет место быть сотовая связь. До чего техника дошла.

Комментарий Сергея: "У меня этот день был немного длиннее, чем у Олега. С утра я прилетел из Москвы и вчерашний день плавно превратился в сегодняшний. Под конец, уже за Тагархаем, было странное ощущение нереальности окружающего, а тут еще это затмение. На последнем отрезке, поднимаясь по барунской тропе, я сильно отстал и брел по лесу один в темноте. Пару раз мне слышались какие-то странные звуки, напоминающие горловое рычание, довольно громкие в окружающей тишине и как будто где-то рядом. Воображение у меня разыгралось тогда, адреналинчик и прочее, мда... Олег, как выяснилось, ничего такого не слышал, и источник этих звуков так и не был установлен. А может и померещилось от усталости, мало ли."

Далее (2 августа. Мегалит)