Переход 10.08
Ночь прошла спокойно, пищухи показали себя воспитанными и культурными зверьками. Утром наша стоянка вся открыта первым солнечным лучам, этим пользуется большая пищуха, греющая в них свою спину. Она долго и лениво косится на меня, пока я пытаюсь ее закадрить, наконец, явно обиженная, покидает насиженное место.
В очередной раз срезаем стрелку высоко над потоком. По правому истоку Левой Билюты движемся к его самому дальнему цирку. Справа остается цирк перевала Эдельвейс. Слева грандиозный взлет к перевалу Байконур. Но где грандиознее, у нас, при подъеме к перевалу Медвежий или на Байконуре, еще вопрос. Высота набирается ступенями по 20-50 метров. Постепенно местность становится безжизненной, какой-то особенно нивальной. В Саянах не очень много таких мертвых цирков, но цирк Медвежьего и среди них явно выделяется. Чувствуешь себя как на другой планете, пейзаж марсианско-мезозойский. (Сергей: "Кстати, то же самое и с другой стороны — одни камни, даже воды почти нет. Зато необычно много снежников.") Ни один медведь здесь не выживет, назвали перевал в связи с метафорой "медвежий угол", которая в данном случае явно слабовата. Единственное за что можно зацепиться взглядом — это неожиданное озеро среди груд, курганов и барханов камней. От него за два приема попадаем под перевальный взлет. Разглядываю пресловутую границу красной и черной сыпух, по которой рекомендован подъем. Начитавшись об ужасной скальной пробке в основном варианте спуска и явно заниженной сложности, принимаю решение пройти северным вариантом перевала, обещанном в описании Стрелюка, поэтому подъем происходит несколько правее границы сыпух с выходом на перемычку чуть выше тура. Ухожу сразу вправо-вверх по гребню, пытаюсь найти хоть какой-то спуск, когда-то якобы пройденный моими коллегами из ИГПИ. Две безуспешные попытки, везде только скальные плиты и большой риск улететь. Если это легкий вариант, то, что тогда в сложном? (Чуть позже, анализируя эти события, прихожу к выводу, что так называемый самостоятельный вариант "Медвежий Северный" или "ИГПИ", должны полностью совпадать со стороны Правого Шумака с обычным Медвежьим, ну нет там других вариантов, а отличаются только со стороны Левой Билюты. Тогда можно пробить еще десяток-другой подобных вариантов, благо склон это позволяет. В любом случае описание Л.Е. Стрелюка допускает неоднозначные трактовки, нужно как-то его подкорректировать.)
Из уныния меня выводит Сергей, предложив весьма нетривиальную мысль все же хотя бы посмотреть основной вариант спуска. Подхожу к нижней точке седла и, о радость, почему я сразу сюда не заглянул? Не так страшен черт, как его малютки. Пробка, конечно, есть, но не сплошная, справа под нее уходит плита, по которой можно пролезть, если без рюкзака, даже без перил. Но рюкзаки никуда не делись, поэтому бросаем наши 20 метров, тут есть спусковая петля. Как раз хватает под пробку. Далее все уже отработано. Сергей уходит вниз, за ним его рюкзак. Под пробкой есть место для одного человека, где можно перегруппироваться. С рюкзаком Сергей уходит метров на 40 ниже до выполаживания. Возвращается под пробку, принимает второй рюкзак. Спускаюсь сам, выдергиваю перила, участок пройден. Аккуратно спускаемся до первого рюкзака и бегом вниз. Перевал, несомненно, сложнее 1б, но проще, чем 2а. Лично мне он очень понравился.
Сергей: "Мне он тоже пришелся по душе. Сверху отличные виды, как раз для панорам. Хочу еще отметить для описания, что скальная пробка находится сразу под перемычкой, т.е. на самом верху. Кулуарчик сразу под ней довольно-таки крутой (градусов 60, если не больше), узкий и сопливый, во всяком случае, спускаться по нему с рюкзаком спиной к скале было очень неуютно, надо постоянно опираться руками и искать опоры для ног. По-хорошему, там нужны перила. И там очень много живых камней, а уйти от них на этом участке некуда. Ниже начинается кулуарная осыпь, там уже нормально. Прохождение в противоположном направлении, со стороны Шумака, на мой взгляд, сложнее: во-первых, надо войти в правильный кулуар (их там несколько очень похожих рядом), во вторых, эта самая пробка, пройти ее вверх труднее, чем вниз, как ни странно."
Долго движемся по притоку Правого Шумака, пытаемся опознать перевалы в гребне слева, но что-то не срастается. При впадении нашего притока в Правый Шумак, приток уходит в глубокий каньон. Здесь зачем-то уходим правым берегом, хотя нам нужно налево, в верховья. В итоге, при вхождении в зону леса, приходится форсировать каньон, впрочем, без особых хитростей. Немного движения по моренам правого берега Шумака, пересекаем его, и вот мы на тропе левого берега, ведущей к перевалу Политехников.
По пути разглядываем Рекорд, мимо которого промахнулись в прошлом году. Нет никаких сомнений, если смотреть из русла Правого Шумака, Рекорд находится слева, а Травянистый (Пламя) справа. Еще одна неоднозначность в описаниях перевалов.
Поднимаемся на болотистое озеро в истоке Правого Шумака и останавливаемся точно там же, где жили год назад, после незапланированного прохождения Травянистого. Закатное солнце, рассеивающая его мелкая спокойная вода, песок и болотная травка, из которой торчат останцы, создают необычную композицию в духе японского сада камней. Тянет остаться здесь лет на сто и предаться медитации. (А господ гусаров попрошу помолчать.)