Переход 3.08

Еще одно новшество нашего мероприятия заключается в использовании в качестве быстрых заварных блюд не приевшихся уже лапши и картошки, а московских сублиматов от фирмы Гала-Гала. Закидываемся ими с утра для ускорения процесса сборов. Вечерами же варим супчики. Претензий к сублиматной фирме практически нет. Разнообразие поражает: тут тебе и ресторанный набор первых блюд, тут и столовский набор вторых блюд, тут и творог, сметана, сублимированное мясо, овощи. Нынче вот омлет. Все, кроме рыбы и риса, вкусно. Только вот дороговато и порции маленькие, в среднем по 40 грамм, приходится по две за раз съедать. Сергей: "А в следующий раз я бы вообще стал исходить из расчета три порции на раз. А то все равно как-то мало было."

Прожевав омлет, собираем палатку и валим к разведанному вчера кулуару Белоруссии. Меня интересует вторая, спусковая сторона перевала. Как правило, прохождение 2а предусматривает использование веревки. В тех случаях, когда перевальное седло достаточно широкое, можно исхитриться и, маневрируя, проскочить без веревки. Например, так можно пройти перевал Зун-Бортойский. Если же движение происходит по узкому, щелеобразному кулуару, возможность маневра резко сокращается, и тут без веревки можно и не пройти. Перевал Белоруссия явно относится ко второму типу. Важным вопросом тут становится, сколько этой веревки по-минимуму нужно. Во всех описаниях народ, не парясь, бросает 60 метров, надевает обвязку и съезжает до низу по перилам. Тащить с собой серьезное альпснаряжение нет никакой охоты, да и надобности. У нас, например, малый набор для сушки белья: 20 метров восьмерки, 10 метров расходника и один карабин. Со всем этим барахлом мы и попытаемся сейчас взлететь.

Прежде чем соваться на перемычку с кулями, принимаю решение произвести вторую разведку. Бросаем (как потом выяснилось, очень дальновидно) упакованные в полиэтилен рюкзаки в точке, где расходятся пути на БЕПКАН и Белоруссию, оставляю Сергея в качестве наблюдателя, а сам поднимаюсь по узкому кулуару вверх. Казавшаяся вчера проблемной стенка перед выходом на перемычку, таковой не является и проходится без проблем. Значит, они будут дальше. Действительно, спуск никак не обнадеживает. Это глубокий каньон десятиметровой ширины, в который еще нужно спуститься по крутой зеленке слева. Что там в самом каньоне, сверху не видно, но обычно присутствуют несколько водопадных ступеней. Все зависит от их высоты. Хочешь не хочешь, а приходится спуститься ниже и посмотреть. Ко всему добавляется сначала моросящий, а потом все более усиливающийся дождь.
Шишкин Пуп
По мокрой зеленке с трудом спускаюсь на дно кулуара, далее примерно четверть спуска без особых проблем. Первая ступень метров пять, без рюкзака проходится справа по ходу лазаньем, местами камнеопасно. Сразу за ней вторая ступень, без веревки непроходима. Представляет собой большую горизонтальную плиту, козырьком нависающую над карманом с десятиметровыми стенками. Ниже просматривается третья, непонятной сложности, но до нее сейчас мне не дойти. Все, в принципе, проходимо, но на пределе.

Изрядно промокнув, возвращаюсь на другую сторону водораздела, где меня подстерегает Сергей: "Я же все это время (около часа) ждал Олега под скалой в нижней части кулуара. Наблюдал, так сказать. Лучше бы пошел с ним, а так только задубел от холода и неподвижности." Дождь явно надолго, нужно ждать. Сверху видно, что если от места, где мы оставили кули, немного подняться в сторону БЕПКАНа, то можно встать на ровной зеленке. Ставим там палатку, что-то перекусываем, залазим в спальники, спим.

Поляна под БЕПКАНом
Круговая панорама с Белоруссии

Часов в шесть вечера монотонная дробь по крыше палатки стихает, выглядываю наружу — светит солнце, по ущелью ветром таскает куски тумана, можно продолжать движение. Через час мы наверху, за нами гонится туман, но, наткнувшись на область более высокого давления по ту сторону водораздела, недовольными языками заворачивает назад. Сергей долго орудует фотоаппаратом, я не тороплю, пусть зеленка и скалы подсохнут. Напротив видно красивое висячее озеро.

Верхняя треть подъема на Белоруссию
Зловещие клыки
Висячее озеро над притоком Билюты
Белоруссия с притока Билюты

Панорама цирка под Белоруссией
Два озера

Наконец спускаемся по зеленке на дно каньона, без особых приключений. Первую ступень снова проходим лазаньем, рюкзаки спускаем на веревке. Для спуска со второй ступени бросаю петлю расходника, сквозь нее продеваю пополам перильную веревку, до низу хватает. Сергей, обмотав пару раз веревку вокруг руки, по-спортивному уходит вниз, все нормально. Спускаю рюкзаки, спускаюсь сам, выдергиваю перила. Участок пройден. Третьей ступени почти что нет, так, два-три метра лазания, после этого выкат в долину труднодоступного притока Билюты. В закатных лучах эффектно переливаются серебром еще два озера. Встаем на ночевку у нижнего озера, окружающая природа в восторге. Мы с ней согласны. Сергей: "Тем не менее, с заходом солнца резко холодает, и на ночь, опасаясь заморозка, надеваем все теплые вещи на себя. Как оказалось, не напрасно."

Далее (4 августа. Панорамы)