Радиалка 6.08

Я уже давно хочу посетить Моткины Щеки. Ничего сногсшибательного увидеть там я не ожидаю, ничего сакрального в эту идею не вкладываю. Мне говорят, что летом сверху там вообще делать нечего, зимой и по льду — вот это да, хотяаа... Для меня это просто точка на карте, как и все остальные, туда можно двигаться, пока не дойдешь. Вот уже пару лет, я иногда, при обдумывании маршрута, поглядываю на этот изгиб Китоя и направляюсь по Барун-Хандагаю туда. Как говорили аргонавты крестоносцам, движение к цели само по себе есть цель. Нынче эта цель как никогда близка, всего полдня пути. По плану, мы сегодня налегке, без кулей, по тропе радиально добегаем до каньона, осматриваем его, пока не надоест, и возвращаемся назад.

Начавшийся ночью дождь решил эти планы подкорректировать. В девять часов, к дождю добавилась еще одна морока. Незаконные мышиные бандформирования. Однажды в верховьях Ихэ-Ухгуни кордуру моего рюкзака мыши уже попробовали на зуб. Нынче опробован навороченный, только что купленный в Москве, рюкзак Сергея. Мышам ночью очень захотелось полакомиться арахисом в сахаре, и тот факт, что он находится в его рюкзаке, ничуть их не смутил. Следствием мышиного пира стала порядочная дырка в днище рюкзака, как говорится, на самом интересном месте. Улыбаясь доброй печальной улыбкой, Сергей запасается иголкой, ниткой, куском муфты от моего рюкзака, и с полчаса изображает старательного мальчика из известного рассказа Носова. Сергей: "Ага :) Жалко конечно, но бывают вещи и менее приятные. Я вот посмотрел на чертыхания Олега на следующий день, когда потери затронули и его."

К двенадцати дня дождь почти заканчивается. Принимаем решение все же предпринять попытку прорыва к щекам. Собираем перекус и обувь для переправы, остальное, включая палатку, пакуем в рюкзаки, а те прячем неподалеку в лесу. Сергей: "И потом меня целый день преследовала навязчивая мысль о мышах и двух дырявых, как сыр, рюкзаках. И еще мне приходило в голову, что по возвращению у нас может не хватить материала на заплатки ;)"

Первый брод в устье Шумака

Мне казалось, что передвижение по хорошей тропе, да еще без рюкзаков, очень приятно. Поначалу, может, так оно и было, но вскоре, честно говоря, достало. Тыгдык-тыгдык-тыгдык. На следующий день, когда мы сошли с этой тропы в дебри, лично я почувствовал себя счастливым. За час дотыгдыкали до устья Шумака. Все это время подозрительно поглядываю на стремительный поток под собой и с сомнением вспоминаю речи своего одноклассника Антона, что, мол, Шумак в устье можно-де пересечь чуть ли не в любом месте.

Панорама с места первой переправы

Несмотря на то, что в устье Шумак действительно распадается на пять-семь рукавов, основной поток все равно весьма силен. Уходим с тропы и в одном месте обнаруживаем, что этот основной поток делится островком на два. Рискнем. У Сергея для переправы приготовлены кроссовки, у меня простые китайские пластиковые тапочки. Вещь в походе довольно полезная, Слава Петухин, например, может найти таким тапочкам три-четыре довольно неожиданных варианта применения. Но я всегда подозревал, что это не очень хорошее решение для серьезной переправы. Перебрели чуть выше колена первый поток, широкий и довольно мелкий, и вышли к основной струе. С ходу пытаюсь ее пройти и чувствую, что еще одно движение, и поплыву. Поскальзываюсь, и с ноги срывает правый тапочек, который синим корабликом уплывает в сторону Северного ледовитого океана. Каким-то образом возвращаюсь на берег. Ну ничего, мы люди упертые. Одеваю трекинговые ботинки и со второго раза проскакиваю поток. Впечатлений масса, в ботинках приятно хлюпает. Сергей выбирает дрын подлиннее, долго морально готовится, и успешно преодолевает преграду.

Последний рукав Шумака при впадении в Китой
Дулган
Вверх по Китою

Панорама Китоя

Далее в течение часа перебредаем еще пяток мелких шумакских рукавов, проходим полосу леса до Китоя, теряем и находим друг друга, обнаруживаем остатки того, что на схеме Стрелюка носит название "избы", наконец движемся в сторону щек. Время уже пять, а эти треклятые щеки только показались на горизонте, еще часа два пути. Понимаю, что правы были крестоносцы, когда говорили аргонавтам: "видно не судьба" и показывали фигуру из трех пальцев. Закидываемся остатками арахиса в сахаре, милостиво оставленными нам мышами и, несолоно хлебавши, возвращаемся восвояси. Обратная переправа доставляет теперь Сергею массу приятных ощущений, в результате и у него один ботинок, висевший через плечо, оказывается полон воды.

Не обращая внимания на имбецилов-крестоносцев, Судьба любит упорных аргонавтов, она делает им королевские подарки. Не прошло и десяти минут, после того как мы стали возвращаться по тропе обратно, а я уже стал счастливым обладателем синего пластикового китайского тапочка моего размера на правую (!) ногу. Он почему-то отличается от моего фасоном и лежит на обочине тропы, почему-то не завернутый в подарочную упаковку.

В сумерках возвращаемся до гостеприимной поляны, на кули днем никто не покушался. Идти уже никуда не хочется, палатку ставим на месте прошлой ночевки. Мыши радостно потирают свои мерзкие серые лапки. Сергей, наученный горьким опытом, убирает из рюкзака почти все съедобное, гостеприимно расстегивает сам рюкзак и пытается раздать мышам пригласительные билеты на ужин. (Сергей: "я всего лишь расстегнул оба клапана и расположил рюкзак так, чтобы у мышей, не дай бог, не возникло ощущения, что от них там что-то прячут.") Я еще не сломлен, пристраиваю пакеты с перекусом и колбасой прямо в палатке, возле уха. Ночью нас мучают кошмары, снятся крадущиеся полчища мышей, постоянно будят какие-то шорохи из тамбура. В три часа ночи просыпаюсь, дрожащими руками включаю фонарик и обнаруживаю в днище палатки дыру. Она прицельно ведет в многострадальный пакет с перекусом, в котором зияет уже второе отверстие, на этот раз пострадал миндаль. Два-ноль не в нашу пользу, занавес.

Далее (7 августа. Каньонинг)