Переход 7.08

Мыши любят творог

Утром пережидаем дождь, подсчитываем убытки, которые не ограничились упоминавшимися ночными потерями. Как выяснилось, Сергей поступил очень мудро, когда оставил рюкзак на ночь открытым. Утром в нем и вокруг него обнаруживаем много кусочков фольги, в которую упакованы наши сублиматы. В обертке оставшейся пачки сублимированного творога эффектная дыра. Не-е-т, пора валить с этой разбойной тропы, где проходящие толпы туристов развратили окружающих зверушек.
Приток, по которому мы чуть не ушли
Не трогайте меня, я сохну

В одиннадцать уходим по тропе в противоположном вчерашнему направлении, то есть вверх по Шумаку. Наша цель — его следующий правый крупный приток, берущий свое начало под малоизвестным перевалом Пушкина. Судя по схеме, он (приток, а не перевал) должен быть не менее полноводным, нежели ручей Бобкова. По пути попадаются несколько правых притоков, все не те. В какой-то момент, при выходе на очередной правый приток, я сравниваю схему с окружающим пейзажем, и прихожу к выводу, что этот приток — наш. Смущает, что он не очень мощный, но его русло обширно, и может вместить в два раза больший поток. Если бы не современные технологии, так и ушли бы по этому притоку вверх. Достав GPS, Сергей за пару минут проясняет ситуацию. На его гипсометрии нужный приток расположен чуть дальше, чем на схеме Стрелюка, а тот приток, на котором стоит красная точка, обозначающая наше местоположение, значительно короче, и с него никуда не перевалишь. Да здравствует Google!

Еще минут пятнадцать по тропе, и вот, несомненно, наш приток. Он даже мощнее Бобкова, переправляться через него не очень-то и хочется. Уходим с тропы вверх по орографически правому берегу этого притока. Вскоре становится ясно, что подъем здесь будет похлеще, чем спуск по Бобкова. (Сергей: "Я уже морально готов к этому. Так что сегодняшний подъем мне дается значительно проще, чем позавчерашний спуск, впрочем, как и Олегу, на мой взгляд.") Бурелома вроде поменьше, но склон значительно круче и местность сильнее изрезана мелкими поперечными каньончиками. Смотрю на противоположный берег — там пятидесятиградусный склон, наш берег все же получше. В любом случае, особого выбора у нас нет, так как ручей протекает в мощнейшем каньоне. Стены каньона отличаются особой вертикальностью, если можно так сказать. При ближайшем рассмотрении, становится ясно, что здесь размываются довольно редко встречающиеся слюдоносные породы, все камни поблескивают. Таких ровных стен я еще не встречал. Ни с того, ни с сего, поперек пути встает одна из этих стен, непонятно откуда взявшаяся, она действительно одна, противоположной нет. Принимаем неверное решение снова попытать счастья в русле, куда можно спуститься по слюдяному куруму. На схеме Стрелюка на этом притоке не указано ни одного водопада, хотя на других притоках они вроде отмечены. С ходу перепрыгиваем на другой борт, небольшой каньонинг, перепрыгиваем обратно и упираемся в невысокий, но от стены до стены непроходимый водопад. Ну его, пыхтим, лезем вверх. И правильно, лучше вверх-вниз по крутой зеленке, чем сомнительное удовольствие от акробатических упражнений в русле с возможностью свалиться в стремнину. Для любителей каньонинга сообщу, что на этом притоке далее встречаются двадцати- а потом почти тридцатиметровый водопады, почему-то нигде не зафиксированные. Впадаем в состояние легкого отупения, и вид открывшегося под ногами, давно ожидаемого поперечного каньона, почти такого же, как и основной, нас ничуть не тяготит. Одним больше, одним меньше. Достаем из рюкзака очередную порцию терпения (его там еще много) и начинаем подъем вверх по притоку притока, все же надеясь, что третьей производной не будет. Этот приток притока так же протекает с большим сбросом высоты в сложном для пересечения каньоне, но в одном месте, буквально на сто метров каньон прерывается, а русло выполаживается и, что самое главное, туда можно спуститься без пятидесятиметровых перил. Скорее туда.

Сергей: "Как обычно, нам повезло с погодой. С утра моросило, но как раз к началу подъема без тропы дождь перестал, и иногда выглядывало солнце. После пересечения последнего поперечного каньона с беспокойством посматриваем на тучу характерного лилового цвета, поливающую соседний приток Шумака."

Дальнейшее — дело техники. Возвращаемся на главное русло, еще час лавирования по кустам, и вот он, конец (или начало) каньона, можно идти по руслу. Этим мы и занимаемся еще примерно час. По правую руку остается красивый пик правильной шлемообразной формы, по левую руку остаются два или три параллельных водопада из висячего цирка, по среднюю руку открывается завершающая ущелье невысокая гряда. Где-то там перевал Пушкина 1а, можно подойти к нему поближе, но граница-то леса здесь. Принимаем слабохарактерное решение ночевать с костром (Сергей: "зато на ужин снова была отменная порция супца"). Пакет с перекусом в эту и все последующие ночи до конца похода ночует на полке под куполом палатки. До него никому нет дела.

По левую руку параллельные водопады