Переход 9.08

Далее в наших планах — пройти по перевалам билютской гряды, где, как известно, почти все перевалы не слабее 1б. Единственная 1а — перевал Долгожданный, судя по названию, является мечтой многих поколений туристов, на мой взгляд, весьма сомнительной. Я предпочту туда-сюда пройти Ясный, нежели два часа корячиться на Долгожданный со стороны Правого Шумака, делая шаг вперед и укатываясь по крутой сыпухе на два шага назад.
Там пришлось бы спускаться с перемычки в тумане

Вот он, перевал Ясный в ярких лучах восходящего солнца. Перемещаемся под него по живописному цирку, сплошь заваленному глыбами различных размеров. Время от времени кошусь вправо, на стенку, по которой Сергей планировал сюда спуститься в тумане. Нигде нет ни одного шанса при нашем снаряжении.

Описания Ясного содержат массу ужасов, вроде прохождения пятидесятиметровых стен и прочего. Конечно, при желании можно здесь что-то такое найти, но в реальности, перевал проходится довольно просто.
Ясный с Билюты
Нужно подниматься чуть правее центра стены, оставляя плиту слева, подойти под горизонтальную полочку и залезть на нее (метра три простого лазания). Далее пройти по этой полочке влево до упора и вылезти на расположенный выше плиты склон из крупных камней (еще метров десять лазания по крупным ступеням). Здесь нынче брошена свежая спусковая петля… Ах да, это же москвичи спускались. При выходе на склон-сыпуху нужно быть очень осторожным и не сбросить камней вниз на идущих следом. Далее по сыпухе до седла, тур в центре, над туром дюралевая табличка от киевлян героям Саян. Здесь же гильза от мелкокалиберного артиллерийского снаряда, в ней записка. Действительно, группа туристов из Кунцево под руководством И.В. Дубова прошла этот перевал 31 июля 2008 года.

Круговая панорама с Ясного

С перевала захватывающие виды как вперед, так и назад. Еще при подходе к перевальному взлету я увидел, что из долины Билюты за нами поднимается туман. Одно время даже казалось, что нас ожидает вторая серия фильма "ежики в тумане". Туман, однако, высоко не полез и остался лежать на уровне нашей ночной стоянки. Из него там и сям торчат известные и не очень пики и гребни. Полное ощущение, что вся долина Билюты и ее притоков завалена немыслимым количеством ваты. Сергей: "Вот здорово, наверное, когда идешь в тумане и внезапно появляется солнце, а туман весь оказывает под тобой. Может быть, если бы мы вчера забрались чуть повыше, так бы и получилось, кто знает. Или если бы сегодня шли вчерашним путем :) "

Долина Билюты в тумане
Табличка от киевлян
Вата

Панорама озера под перевалом

В сторону Перевальной, куда мы спускаемся, виды более привычные, но от этого не менее впечатляющие. Под перевалом расположено крупное озеро, в нем находит свое отражение вся окружающая красота, поэтому здесь ее в два раза больше. Остановившись на берегу, сушимся и перекусываем. Грязных носков в озере не стираем, клизм не ставим. Всему свое время и место.

С Ясного на Перевальную
Две красоты

Панорама верховий Перевальной

Далее движемся вниз по притоку Перевальной и траверсом, почти без потери высоты, попадаем к первому из озер в основном течении этой популярной для посещения речки. Места здесь действительно впечатляющие и намного интереснее, нежели район источников. Чего только стоит сохранившийся с зимы снежник в горловине-стоке озера, из-под которого вода мощным потоком устремляется вниз и… неожиданно теряется среди небольших и ровных камней, образующих нечто вроде мостовой в средневековом городе. По ним можно аки посуху пересечь речку, которая чуть ниже неожиданно снова появляется на свет и продолжает свое бурливое течение. Выходим на торную тропу, набитую гуляющими-отдыхающими по левому берегу Перевальной. По ней немного вверх и открывается озеро, за ним второе. Озера имеют разный цвет и глубину. Вокруг бесчисленное множество перевалов, на гребне Ветреного видна крупная группа туристов, человек десять. Вот мелкие фигурки движутся вдоль перемычки и теряются по ту сторону перевала. Сергей: "Затем, поднимаясь на Лавинный, мы слышали голоса людей с соседнего гребня где-то между Лавинным Ложным и перевалом Изумрудных Озер. Правда, я так и не понял, что они там делали. Популярное, однако, место, это вам не перевалы Бобкова."

Мостовая
Два состояния воды
Первое озеро
Второе озеро и перевал Ветренный

Наша цель — висячий чуть правее цирк, из которого доступен перевал Лавинный 1б. Подъем в этот цирк прост, но по жаре несколько утомителен. Взойдя туда, мы оказываемся чуть ли не на уровне перевала Университетский. Через этот перевал можно попасть на источники. В подтверждение этого мимо по ущелью пролетает красный минивертолет на двоих (такие в буржуйских фильмах возят крутых менов на разборки с одного небоскреба на другой). Вертолет летит очень низко, явно ниже окружающих гребней, и, чуть набрав высоту, уходит через дырку Университетского на Шумак.

В висячем цирке под Лавинным
Университетский с Лавинного
Озера в верховьях Левой Билюты

Круговая панорама с Лавинного

Слегка завидуя этим карлсонам, мы готовимся к еще трехсотметровому подъему из уже и так довольно высоко расположенного цирка.

Перевал Лавинный летом прост как три копейки, но зимой здесь явно неуютно и очень лавиноопасно. Все дело в крутых (до пятидесяти градусов) склонах этого перевала. Особенно это ощущается на его противоположном, более длинном склоне, где ноги просто забиваются от долгого спуска по противной мелкой сыпухе. В результате хитрого военного маневра, мы всего за один день попали из долины Левой Билюты в долину Левой Билюты. После спуска оказываемся в районе нескольких довольно причудливых озер, имеющих место быть в ее истоках. Осматриваю сложенный здесь кем-то зачем-то из большого количества камней крест, информирующий о сторонах света. Неизвестно для чего уходим к нижнему из озер, по берегам которого долго ищем место для ночлега. Все какие-то кочки и камни. Находим его только под небольшой моренкой. Долго и подозрительно разглядываем снующих по этой морене пищух, те так же внимательно изучают нас.

Сергей: "Спускались от верхнего озера к нижнему каким-то страшно хитрым путем, по моренам и чемоданам вдоль стока между ними, вместо того, чтобы спокойно пройти рядом по травянистому склону. Это нам головы напекло с непривычки после туманов. Вообще, ходить целый день под солнцем — это не так уж приятно. Я раньше почему-то думал, что в горах никогда не бывает жарко. Обычно всегда какое-нибудь движение воздуха есть. В крайнем случае, несколько часов пожарит, а потом натянет какую-нибудь грозу. А тут, начиная с этого дня, установилось такое пекло, что я скоро стал скучать по облакам и тучам. Однако небо было практически чистым еще пару дней. Ну и, как обычно, забыл захватить с собой какое-нибудь средство против загара, и конечно же скоро обгорел и потом буквально прятался от солнца под панамой, милосердно одолженной мне Олегом."

Далее (10 августа. Медвежуть)

Алексей МисюркеевВашу записку с Ясного мы сняли через три дня, двигаясь в обратном направлении.
14.03.2009, 12:09:25 |
Константин Суханов"Грязных носков в озере не стираем, клизм не ставим."

Насчёт носков — это как угодно. Видимо, весь дальнейший путь пришлось вам идти в грязных. Зато, озеро осталось чистым наверняка.
А вот про клизмы — не вводите неискушённого читателя в заблуждение, пожалуйста. Так-то, можно подумать, будто весь поход был пройден без применения этого чудо-средства. Хотя, нет, вот дальше — "Всему свое время и место". Значит, клизмы всё-таки применялись. Но где и когда, и почему об этом в рассказе ни слова?
29.08.2011, 14:04:02 |
Сергей ЗубковЭто скорее подражание классикам было ;)