Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Может там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок…

(М. Пляцковский)


Итак, 1.08. часов в 8 вечера мы с Пашей сели в маршрутку Улан-Удэ – Кырэн ( по 500р с носа) и часа в 2 ночи приехали в этот самый Кырэн. Вышли, вокруг темно, где находимся, не известно. Спросили у ехавших с нами людей, где можно поставить палатку, чтоб переночевать. Сказали, что недалеко через дорогу есть парк. Пошли мы туда, ну НИЧЕГО не видно! Ставили палатку, опасаясь, что утром она окажется на дороге, и об нас будут спотыкаться недоумевающие буряты.

2.08. Но беспокоились мы напрасно. Утром никто не изъявил желания ни то что бы споткнуться об нас, но и просто явить свой лик заплутавшим путникам, дабы указать, где же всё-таки находится автовокзал. Буквально по наитию вышли мы из безлюдного парка, и набрели на искомый объект. Автобус на Нилову Пустынь был на 12.00, и мы успели подкрепиться в кафешке напротив и пройтись по магазинам. Обнаружили не менее десятка моделей дешёвых фотоаппаратов, которых не нашли в Улан-Удэ. Резюмировали, что Серёжин отказ от дальнейшего продвижения по маршруту был опрометчивым.

Итак, чуть больше часа езды вдоль красивейшей линии Саянских гор, и мы прибыли в посёлок Нилова Пустынь (он же — Ниловка). Вместе с нами из автобуса вышли трое ребят с огромными рюкзаками. Оказалось, что идут тоже на Шумак, причём в четвёртый раз, имеют опыт прохождения перевала, знают стоянки, у них есть фотоаппарат и видеокамера и всем этим богатством они готовы с нами делиться. Нам оставалось только благодарить Бога за очередную удачу. Удачу звали Андрей, Лёша, Дима.

Примерно через час дошли до дацана. Поговорили с ламой, он спросил наши имена и спел дорожные молитвы. И заручившись благоволением местных духов, мы отправились дальше.

Дошли мы в тот день до стоянки у озёр и еле оттеснили с неё любопытных коров. У Димы дала о себе знать какая-то старая травма ноги, и он решил вернуться. Так что продолжать путь нам предстояло вчетвером.

3.08.Утром Паша уговорил меня оставить здесь мой любимый трофей этого похода – коряжку, которую я назвала Утулик-Изюбр (похожа на голову изюбра в виде барельефа, несла с собой с верховья Утулика). Возвращаться собирались этой же дорогой. Положила я своего Изюбра в синий пакетик, выкопала ямку под деревом, аккуратно сложила, мхом прикрыла, веточек сверху набросала. Начался дождь. Позавтракали мы вчерашней кашей, выпили кофейку и под весёлые раскаты грома и интенсивную дробь капель дождя по капюшону бодро двинулись в путь.

Сначала был затяжной подъём. Дождевик и прочие нехитрые приспособления от дождя перестали приносить ощутимую пользу на первом же часу подъёма. Струйки воды стекали по телу, смачно чавкая в кроссовках. Но благодаря быстрой ходьбе холода не ощущалось. Постепенно тропа превратилась в ручеёк, и грань между горным и водным туризмом стала весьма иллюзорной. Ногам предоставлялся выбор: наступать на скользкие камни, в грязевые лужи или в чистый, но очень холодный ручеёк. Надо признаться, они были лояльны ко всем вышеозначенным предложениям. Весь путь следования был помечен лошадиным, коровьим и медвежьим навозом, что, несомненно, добавляло колорита этой и без того живописной тропе. Примерно через час от начала подъёма тропа стала пологой и пошла вдоль ущелья, дна которого не было видно. Далеко внизу мы видели белое облако… Красиво и жутковато… Ноги скользят по жидкой грязи, а внизу — облако…

Потом начался спуск. Тропинка, ставшая на время ручейком, временами превращалась в средней силы водопадик. Но я уже перестала обращать внимание на воду сверху, снизу и внутри и думала о том, что впереди десять часов ходу по гольцам, где нет дров. И перевал, где ледяной ветер и возможно – снег… А мы мокрые насквозь. Но мы шли, проваливаясь по колено в холодную жижу, и готовились мужественно встретить и это испытание. На границе лесистой местности и гольцов встретили людей, спустившихся с перевала, которые сказали, что на перевале сильный ветер и идёт град. И тогда Андрей сделал историческое заявление: « Ребята, мы же не экстрималы, остановимся, обсушимся, подождём погоды…» Господи, как тепло, как обнадёживающе это прозвучало! Никогда не слышала ничего более приятного! Мы – не экстрималы! Ура! Мы не пойдём под град!

Немного вернулись, нашли ровное место, установили нашу большую палатку, закинули в неё рюкзаки, ввалились сами, расстелили коврики, переоделись в сухое (благословенные штучки – гермопакеты!), зажгли газовую горелку и выпили по 50 граммов водки (были у Андрея). Стало сухо. Тепло. Воистину, это и есть счастье. И совершенно не омрачает настроение тот факт, что внизу палатки стоит вода. Мы же сидим в её верхней части…

А вскоре этот всемирный потоп закончился. Ребята вышли на улицу разжигать костёр, а я стала сушить тетрадь над горелкой (о чём и свидетельствует пятно на этой странице) и попыталась запечатлеть недавно обуревавшие чувства. Люди, спустившиеся с перевала и имевшие весьма синий вид, сказали, что на перевале сильный ветер и выпал снег. И мы решили заночевать здесь, всё просушить.

4.08. Встали в 6.30. Собрались, позавтракали. Вышли около 8.00. Погода была чудесная. Солнце, небо чистое. Праздник. От границы гольцов шли по долине необычайной красоты.

С обеих сторон возвышались горы. На тех, что были слева, лежал снег. Их грани ломаные, изрезанные потоками воды, выступали резко и чётко. Справа — ровные как пирамиды холмы, сложенные из камней разной величины.

Перешли речку (множество мелких ручейков уже и не считаю), взобрались по насыпи из красивых зелёных камней. В голову взбрела строка из противной песенки, которую с детства терпеть не могла: «Ты агрегат, Дуся, ты, Дуся, агрегат…» Н-да, но не будучи агрегатом попробуй-ка угнаться за этими двухметровыми, длинноногими, несущимися семимильными шагами… Так что, я безнадёжно отстаю. Ребята остановились меня подождать на привале под водопадом. Перекусили у водопада, решая тактическую задачу: идти в обход холма по тропе пологой, но более длинной, или напрямую вверх по камням вдоль водопада. Единогласно склонились ко второму варианту. Поднялись по водопаду (люди, которые пошли в обход холма, пришли под перевал позже нас минут на 10).

Подъём на Шумакский перевал ничего особенного собой не представляет – тропка «серпантином» по голым камням на высоту около 1800 метров. Я поднималась около 1,5 часов, ребята гораздо быстрее. Моё появление приветствовали дружными поздравлениями (впрочем, всех поднимающихся встречали столь же доброжелательно).

Вид с перевала замечательный во все стороны (нам повезло – видимость была прекрасная). А на самой седловине то ли из-за суеверий (подношение духам гор), или от недостатка воспитания, или от невозможности нести дальше, люди оставляют массу ненужных предметов. Мне кажется, надо ввести новый обычай: каждый УНОСИТ с перевала одну единицу мусора и хлама, а бесконечно благодарные духи гор обеспечивают за это беспроблемную Вид с перевала в сторону Шумака дорогу. От такого бартера выиграют и люди, и духи, и экология.

Спуск по «человечьей» тропе – с центра перевала вертикаль вниз, в расщелину. Конская тропа метров 50 влево вверх и спускается серпантином. С перевала хорошо видны два озера ярко зелёного цвета, с которых начинается река Шумак.

Спустились, начиная с «человечьей» тропы примерно за час. Ещё часа два ходу вокруг — гольцы, из растительности только кустарник. Поэтому, спустившись, вскипятили воду на горелке, закрывая её от ветра ковриками и рюкзаками, заварили картофельное пюре. По левую сторону от тропы, внизу бежит ручей (с тропы не виден), растёт иван-чай.

Через два часа от озёр – водопад. Далее несколько хороших стоянок, но только самая дальняя с близкой водой. Ещё через 2 часа – зимовьё «Бегущий олень». Печка разломана, палати на 8-10 человек. Вода рядом. Есть место для сна на полу. Там ночевали.

5.08. Андрей с Лёшей ушли вперёд и дошли до Шумака за 2 часа, мы с Пашей за 4. Сразу за зимовьём серьёзная переправа по камням или бревну (нужны палки), потом две опасные осыпи. Особенно неприятно, когда нога скользит по мху, кажущемуся вполне надёжным, и попадает в расщелину по колено и выше. На осыпях тропа теряется, и первый раз в жизни моя душа не возопила в возмущении против фантиков и сигаретных пачек на камнях – какая-никакая маркировка. Растёт здесь каменная смородина (листья мелкие и округлые, очень душистые). Ягоды только-только начинали зреть, очень кислые. Повсюду растёт жимолость, в это время вполне спелая. Грибов огромное количество (если собирать только те, что растут вдоль тропы, вполне хватит на еду). Также очень вкусен ревень черешковый (большие глянцевые листья, похожи на лопух). Цаган даля (рододендрон Адамса) в горах практически есть везде. Заваривать с осторожностью: три листочка на кружку или веточку на котелок. Мощный стимулятор, может прихватить сердце. Употреблять лучше утром, на ночь не рекомендуется — не уснёшь.

Шумакскую долину с целебными источниками пройти невозможно. По левую сторону видны палатки, несколько мостов деревянных, один большой подвесной с уловительными сетками и флажками. Шумак в этом месте течёт несколькими рукавами, на берегах стоят башенки из камней.

Андрей встречал нас у мостов. Жильё он нашёл замечательное, у входа к источникам, рядом с грязевыми ваннами. По конструкции – то же зимовьё, но здесь их называют балаганами. Всё сделано добротно, на века, палати, стол, скамья из толстенных кедровых досок. Печь, сваренная из железа и обложенная камнями по центру балагана, и очаг под навесом у входа.

Источников более 120, но подписаны не все и не единообразно (где-то название органов, а где-то болезней, излечивающихся от пития из этого источника). Итак, по порядку (обходить источники нужно «по Солнцу»): «Порок сердца», «Похмелье» (популярностью, видимо не пользуется, торговля спиртным и сигаретами на территории заповедника запрещена), «Ангина», «Бронхит», «Нервы», «Желудок», «Зубы», «Ухо-горло-нос», «Нос», «Повышенное давление», «Повышенная кислотность», «Кишечник». Мне больше всего понравилась вода в источнике «Нервы» — тёплая, газированная, неповторимо вкусная. Когда воздух от +2 до +12 (выше не бывает), а вода — +38, она воспринимается как Нектар Богов. Далее по мосту «Женские Капризы» и дорожке в лесу переходим к источникам «Рак» (самое большое количество пожертвований) и «Головная боль». Жертвуют всё подряд: монеты от 1 копейки до 5 рублей (редко), поделки из дерева, ленты, конфеты, игрушки, спички, даже сигареты. Источник «Рак» предсказывает погоду: если он чист – небо ясное, редкие белые пятна – редкие облака, затянут сплошь белым – сплошная облачность, затянут зелёным – идёт дождь. Мы назвали этот определитель «Ракометром».

Потом по мостику «Мужское Упрямство» переходим к источникам «Желчь», «Почки», «Мужское Упрямство» (дословно – «потенция»), с вырезанной из дерева фигурой мужичка почти в натуральную величину, с весьма солидным «упрямством», далее «Бронхит» и «Печень».

Справа – «печёночная ванна», в которую стекает вода из всех этих источников. Многие из источников тёплые, но вода в «ванне» (небольшое углубление в каменном дне ручья, огороженное брёвнами) всё же прохладная. Но не ледяная, как в реке. Некоторые принимают ванну в купальниках, а иные (без ложной скромности и комплексов) – в чём мама родила.

Начинать обход источников необходимо «по Солнцу», начиная с «Печени», пить по три глотка из каждого (иначе лопнешь) или только из тех, что необходимы. Многие за каждый глоток кладут деньги (копеек по 10). Лежат монетки на камнях и ржавеют. Я в качестве благодарности, дарила источникам свою любовь и чистила те из них, которые в этом нуждались (заиливаются после дождя).

На этом же левом берегу метров 200 вниз – санаторий (огорожен сеткой), вертолётная площадка, магазин (работает с 10 до 12 и с 17 до 19). Продукты первой необходимости и сувениры, цены – 300 % от «Большой земли». Шоколад любой(100гр) – 60р, крупа любая (800гр) – 100р, овсянка (450гр) – 60р, масло подсолнечное (0,5л) – 90р, хлеб – 70р, карамельки (0,5 кг) от 70 до 90р, пряники (0,5кг) – 80р, тушенка – 100р, сгущёнка -70р.

От магазина по подвесному мосту можно перейти на правый берег – там дацан, радоновый источник и радоновые ванны (платная каменная и бесплатная деревянная). Дальше направо метров 50 – глазной источник с серебром.

Радоновая ванна – это чудо! 38 градусов, булькает, плавают в ней маленькие пиявочки, плоские и чёрные, но людей не трогают, чем питаются, не понятно. Принимают её по 10 минут, есть песочные часы. После неё так тепло во всём теле. Но рекомендуется принять полный курс (7-10 дней), иначе, говорят, лучше не начинать. Но я не удержалась, попробовала. Ощущения после неё необыкновенные: благодать, истома, тепло, блаженство, чувство полёта…

Направо вверх по дальнему руслу – Мраморный водопад, место необычайно красивое. Там растёт цаган-даля. Налево вниз по руслу часах в двух ходьбы – скала «Мать», куда приходят женщины просить детей. Говорят, помогает, иначе не лежали бы здесь пожертвованные золотые цепочки и другие дорогие украшения.

Высоко в горах растёт «золотой корень», уходить за ним надо на целый день. В качестве «подножного корма» в изобилии грибы (дождевики, грузди, маслята, шампиньоны, опята, лисички, сыроежки), земляника, шиповник, жимолость, черника (чуть позже поспевает), голубика. Для чая – иван-чай, смородина, можжевельник, цаган-даля.

Дров достаточно, но надо уходить за ними дальше от жилья. На правом берегу домики более цивилизованные, почти у каждого – деревянные туалеты. На левом – нет, надо строить самим из плёнки, или носиться по склонам, как горная лань, в поисках уединения. Буряты ведут себя дружелюбно, но всё время просят водки и сигарет.

Далее (Глава 4. Возвращение.)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную