Идея этого похода зародилась два года назад, в 2005 году, после ознакомительного путешествия по Тункинским Гольцам. Захотелось вернуться в эту же горную страну, и пройти новый маршрут — посмотреть истоки реки Ара-Ошей и его притоки. Первоначальный план таковдер. Хойто-Гол — Тропа вдоль р. Ихе-Ухгуньперевал Хонголдойр. Ара-Хонголдойр. Зун-Голперевал Зун-Голр. Бого-Хонголдойперевал Бого-Хонголдойоз. Бол. Ара-Ошейскоер. Ара-Ошей -руч. СреднийПеревал Хургутыгол-Дабанруч. ПоисковыйПеревал Крокодилр. Архатр. Баром-Голпер Хубутыр. ХубутыНилова Пустынь. Если не будет хватать времени, то можно заменить два перевала (Зун-Гольский и Бого-Хонголдойский) одним Самарским, который тоже выводит в долину Ара-Ошея, только к Малому Ара-ошейскому озеру. Таким образом, можно будет сэкономить один день. Окончательное решение примем на месте, осмотрев оба перевала. Участников было четверо — я, мой сын Алексей, жена Оля, и Андрей Сошкин. Андрей решил ехать до Слюдянки на поезде, а мы — самолетом до Иркутска, и далее до Слюдянки на электричке. В поезд загрузили газ и большую часть продуктов.

День 0 — 7 июля

С самого начала все пошло не так, как планировалось. Прилетели в Иркутск не в 6.00, как было означено в расписании, а в 11.00. Соответственно, на утреннюю электричку опоздали. Следующая электричка пойдет только вечером, а день терять не хочется, поэтому пришлось ехать на автостанцию, чтобы пытаться уехать на автобусе. Автобус должен отправиться только через два часа, и мы воспользовались такси. Дорого, конечно… (сторговались на 2500 р) Доехали до Слюдянки часа за два, встретили в зале ожидания Андрея. Быстро договорились (3250 р) со следующей машиной до Хойто-Гола, и уже в 18:50 были на окраине деревни. Машина дальше ехать не может — мост через ручей разрушен. Погода переменная — то дождь, то солнце. Перепаковались, и через полчаса пошли по тропе в направлении разрушенного скотного двора, стоящего позади деревни. Вскоре подсекли грунтовую дорогу, по которой и идем. Лес — лиственницы, сосны и березы. Видны следы недавнего пожара-низовика. Рюкзак тяжелый (почти 30 кг), но пока терпимо. На сегодня план простой — отойти от деревни и заночевать. Надо перестраиваться на другой часовой пояс и понемногу привыкать к высоте. Отошли от деревни по дороге два километра, и вышли на берег ручья. Ручей этот не обозначен ни на одной карте, но это не мешает ему течь и быть достаточно полноводным — на броде немного черпанул одним ботинком.

Да, карты в этом месте не соответствуют действительности. Ручей, о котором идёт речь — это на самом деле основное русло реки Эхе-Булнай, показанное же на карте русло сейчас практически превратилось в старицу.

Примечание В. Петухина

На этом ручье мы и встали на ночевку, отойдя от тропы метров на 200 вверх по ручью. Дрова есть, вода хорошая. Место ночевки — N51 42 34.2 E101 27 23.2 Высота — 957 м

День 1 — 8 июля

Ночью шел дождь, но к утру перестал. Встали поздно — около 10 утра, (потому что почти сутки не спали), соответственно вышли около 12 часов. Погода хорошая — тепло и солнечно. Продолжаем идти по дороге, по которой шли вчера. Дорога идет заболоченным лугом, потом входит в лес, опять со следами недавнего пожара- низовика. Интересно, как низовику удалось перескочить реку шириной метров 20? Скорее всего, тут было несколько пожаров. Переходы делаем по 40 минут. Местность немного не соответствует карте — двухкилометровке: реки и тропы расположены явно по-другому, хотя рельеф на карте отображен довольно точно. Справа от нас по ходу движения виден горный хребет, и мы ориентируемся по нему. Судя по карте, дорога несколько раз должна пересечь Ихе-Булнай и Харагунь, на самом деле она этого не делает, а идет точно между реками (что логичнее).

Сейчас вместо тропы, указанной на карте есть две дороги: по одной шла группа, вторая проходит ближе к горам и уходит вверх по Эхе-Булнаю. Что касается речки Харагунь, то возможно, это мифическая речка, так как ни одна из дорог её не пересекает. В верхней части там где на карте река — её нет, в нижней части река тоже не существует, так как её должно подсекать новое русло Эхе-Булная.

Примечание В. Петухина

Местность удивительно ровная для предгорий, даже оврагов пока нет. Высота увеличивается плавно. Километров через 5 от ночевки дорога выводит к реке Ихе-Ухгунь, хотя, судя по карте, она должна отходить от нее километра на два, и идет недалеко от берега. Вскоре дорога превращается в конную тропу, отходит от реки и довольно круто поднимается в гору. Начинает идти дождь, довольно сильный, но вскоре прекращается. Встречаем двух конников — буряты, муж с женой, едут на рыбалку. Проходим несколько сотен метров — нам навстречу идет турист из Иркутска — путешествует в одиночку почти по нашему маршруту, но в другую сторону, возвращается в Хойто-Гол. Тропа спускается к притоку Ихе-Ухгуня, и мы на нем устраиваем обед. После обеда продолжаем идти по тропе. Тропа часто забирается вверх, обходя прижимы, а иногда выходит на берег реки и идет прямо по руслу, по камням. Видно, что тропой пользуются — завалы пропилены, много конских следов. Делаем еще пару переходов, и становимся на ночевку, на берегу очередного притока Ихе-Ухгуня. Место ночевки — N51 43 51.0 E101 15 11.7 Высота — 1265 м.

День 2 — 9 июля

Опять ночью шел дождь, а утром — солнечно. Встали в 7 утра без проблем — акклиматизация закончилась. Идем дальше по тропе, и за один переход доходим до притока, где, судя по карте, тропа должна круто начать набирать высоту. Приток есть, а тропы в горы нет. Склон горы в этом месте достаточно крутой, (это и по карте видно) каменистый, и для лошади почти непроходим. Следовательно, тропы тут быть не может. Судя по рельефу, тропа должна идти в горы дальше, через километр-другой — там склон горы немного выполаживается. Действительно, продолжение тропы находится дальше вдоль реки, у самого подножия горы. Проходим по тропе с километр, выходим к избе и около нее встречаем вчерашних конников, которые показывают нам не очень очевидное продолжение тропы на перевал —

(N51 44 40.3 E101 13 24.0).

Тропа довольно круто набирает высоту, идти тяжело. Через полчаса останавливаемся, делаем альпенштоки из подходящих берез: высота уже больше 1500 м, дальше березы могут исчезнуть. Еще через полчаса тропа выходит на небольшой перевал (даже тур есть), за которым становится видна долина р. Убур-Хонголдой. Нам как раз туда и надо! Координаты перевала — N51 45 27.4 E101 12 47.6, высота — 1693 м

Тропа идет краем подболоченной седловины, много удобных мест для стоянок, есть вода и дрова. Обед устроили на небольшом ручье, с видом на голец Хонголдойский (3106 м). Отсюда он кажется неприступной громадиной. В горах это частое явление — снизу гора кажется огромной, крутой, и неприступной. А подойдешь поближе, наберешь высоту — и становится ясно, что не все так страшно, как казалось с первого взгляда. Хотя сейчас лезть на Хонголдойский голец мы вроде как не собираемся. После обеда продолжаем идти по тропе в долину Убур-Хонголдоя. Тропа идет траверсом вдоль склона, явно стараясь не терять высоту, подходит к реке, и начинает подниматься вдоль нее. На ночевку встали на границе леса, на небольшой поляне рядом с рекой. Дров много, растет золотой корень и карликовая смородина, душистые листья которой мы заварили в чай. Очень вкусно.

Место ночевки — N51 47 05.9 E101 12 22.7 Высота — 1866 м.

День 3 — 10 июля
Перевал Хонголдойский. Перевальное озеро

Продолжаем подъем по тропе вдоль реки. День обещает быть жарким, даже с утра солнце припекает, на подъеме пот льется градом. Тропа набирает высоту плавно, но быстро. Подходим к перевальному взлету. Впереди — красивый водопад, на котором мы делаем остановку и фотографируем.

Координаты водопада — N51 48 28.5 E101 12 44.2, высота — 2032 м. Выше водопада Хонголдой остается справа от нас, а впереди — перевальная седловина, перегороженная скальной стенкой. Не будь здесь тропы — не сообразишь, куда надо лезть. Но не зря первое правило тайги говорит, что тропы дураками не прокладываются. Тропа подходит к удобному проходу в скальнике, и мы идем по нему. За скальной стенкой видно перевальное озеро — из него вытекает река Ара-Хонголдой, которая течет в сторону Китоя.

Здесь тоже карта не соответсвует действительности. Русла из озера в реку Хонголдой в действительности нет, река Ара-Хонголдой течёт с востока по направлению к озеру, около него поворачивает к северу и протекает мимо.

Примечание В. Петухина

Не перевальной седловине пасется стадо коров. Да, коровы здесь живут высокогорные. Координаты перевала Хонголдой — N51 48 40.8 E101 12 49.0. Высота — 2091 м. Перевальная седловина широкая, слегка заболоченная. Обходим озеро с пасущимися коровами, оставляя его слева от нас. Тропа исчезла — растворилась в лугах, потому что по седловине можно идти где угодно. Уже накопилась усталость, пора обедать, но дров нет, а до границы леса далеко. Спускаемся с небольшой морены, и готовим обед на горелке. Место для обеда удобное — морена защищает от ветра, который тянет с перевала. После обеда подсекаем тропу, которая идет по берегу реки, и продолжаем движение по ней. Уже видна долина Зун-Гола — (правого притока Ара-Хонголдоя), в истоки которого нам надо попасть. Я решаю срезать угол, и пройти в эту долину другим берегом. Бродим реку, и идем по берегу без тропы. Скорость сразу падает, идти становится тяжело. Проходим с километр, и — чудо — подсекаем конную тропу вдоль Зун-Гола! При планировании маршрута я не рассчитывал, что в этом месте будет тропа. Тропа хорошо заметна, на ней много конских следов. Видимо, она ведет к пастбищам в долине реки, поскольку перевалов, проходимых для лошадей, дальше нет. По тропе идется значительно быстрее. Тропа обходит прижимы сверху, потом спускается к реке. Впереди видны узкие кулуары, забитые ослепительно белым снегом. Как он не растаял по такой жаре? Подходим ближе, и видим, что это не снег, а ослепительно белый песок! Очень мелкий, и белый-белый. На склоне горы видны места, откуда он вымывается ручьем — гора исчерчена белыми полосами; издалека их можно принять за снежники, которые лежат на подозрительно крутых склонах. Бродим Зун-гол, и встаем на ночевку на другом берегу, недалеко от места слияния двух его истоков. Недалеко видна седловина перевала Зун-Гол. Круто, конечно, но проходимо. Лиственничный лес много дров, вода рядом, и под ногами мягкий ягель. Заброска в горы закончена, Завтра — дневка. Место ночевки — N51 51 07.4 E101 17 32.5 Высота — 2138 м.

День 4 — 11 июля
Долина Зун-Гола

Дневка. За два дня мы набрали больше километра по высоте, причем с тяжелыми рюкзаками, надо отдохнуть и посмотреть водопад на одном из истоков Зун-Гола. Во-вторых, надо разобраться с тем, какими перевалами мы идем в долину Ара-Ошея. Я склонялся в сторону Самарского перевала, который сразу выводил нас к одному из озер, на которых хотелось бы сделать дневку. Но этот перевал высокий (судя по карте, больше 2900 м), и нам надо набрать еще почти 800 метров высоты, чтобы до него добраться. Погода с утра ясная, солнечная, но смесь перистых и кучевых облаков на небе внушает некоторые опасения. Я и Оля взяли часть продуктов, чтобы отнести их поближе к перевалу и пошли на разведку-заброску. Долина Зун-Гола оказалась живописной, но суровой — карликовая березка, по кулуарам — невысокие кустики ивы. Много золотого корня. В одном месте (N51 50 20.7 E101 18 40.3 высота — 2342 м) обнаружили источник — из-под земли бьет фонтан воды высотой сантиметров 10. Посмотрели, подивились, пошли дальше. Дальше горные духи, видимо, чем-то остались недовольны: поднялся ветер, начал накрапывать дождь, опустились облака, и видимость упала до 300-400 метров. Набрав по высоте около 400 метров, мы обнаружили террасу, на которой можно удобно переночевать — ровная площадка, рядом ручей, и есть гарантия того, что со склона не свалится камень — что еще нужно для счастья? Мы спрятали мешок с продуктами под камнями, немного посидели в надежде, что облака продует и можно будет хотя бы посмотреть на перевал. Сейчас виден только относительно пологий травянистый склон. Прошло полчаса, облака не пропали. С перевала тянет ветерок, мы начали замерзать и решили вернуться. Завтра на этой террасе мы пообедаем и пойдем дальше. А если погода не позволит, то на ней можно и заночевать. Я все же принял решение идти завтра на Самарский перевал, хотя толком его разведать не получилось. Не совсем понятно, какую категорию имеет этот перевал: по одним данным — 1А, по другим — 1Б. Ладно, будет видимость — разберемся. В конце концов, веревка есть, должны пройти. Вернулись в лагерь, там нас ждал обед — суп и чай с горным чабрецом и сахан-дали. После обеда мы прогулялись к водопаду на другой исток Зун-Гола. Долина этого ручья совсем другая, хотя их разделяет невысокий хребет и расстояние всего с километр. Этот исток весь утыкан останцами из белого камня, которые имеют причудливые формы. Водопад (N51 50 37.0 E101 17 24.8, высота — 2161 м) тоже оказался красивый. Вернулись в лагерь, приготовили ужин и легли спать.

День 5 — 12 июля

С утра солнечно, но редкие кучевые и слоистые облака предвещают неустойчивую погоду. Позавтракали, и пошли на Самарский перевал. Рюкзак немного полегчал — часть продуктов еще вчера отнесли поближе к перевалу. На небе собираются тучи, но между ними есть разрывы, в которые светит солнце. На солнце — жарко, когда оно скрывается — становится прохладно. Во время одной из коротких передышек, мы накопали золотого корня, чтобы заваривать в ближайшие дни. Оля, видимо, решив напугать солнце, намазалась солнцезащитным кремом. Солнце действительно испугалось — разрывы в облаках исчезли, начал накрапывать дождик. В долину наволокло облака и пропала видимость. Но до нашей террасы с закладкой остается недалеко. Последние метров триста перед этой террасой довольно сложные — приходится лезть по курумам размером с чемодан и крупнее, причем под дождем камни становятся скользкими. Впрочем, дождь вскоре притих, хотя облака не исчезли и видимость не появилась. Придя к полке с закладкой, мы соорудили камин из плоских камней и сварили на горелке обед. Опять начал моросить дождь. Становится холодно, мы быстро ставим палатку и едим суп уже в ней. Дождь усилился, перешел в настоящий ливень. Часа через два стало ясно, что сегодня на перевал мы уже не успеваем — надо ночевать здесь. Ничего страшного — такой вариант тоже предусмотрен проектом. Завтра со свежими силами берем перевал, если, конечно, погода не будет препятствовать. Часов в шесть вечера поднялся небольшой ветер, облака продуло, и появилась видимость. Я принял решение налегке пройти к перевалу, и хотя бы посмотреть на него. На разведку отправляемся вдвоем — я и Андрей. Держим постоянно включенным GPS, чтобы в случае чего можно было вернуться своими следами. Ориентироваться непросто, несмотря на наличие подробной карты и GPS. Процесс ориентирования сильно осложняется плотной облачностью. Иногда в разрывах между облаками открывается вид на склон горы или вершину, но только на десяток — другой секунд, после чего видимость пропадает. Мы посмотрели на перевал, потом поднялись на его седловину. Последний взлет под перевалом довольно крут, но к нему подходят травянистые кулуары, на которых цветут желтые маки. Идти лучше по этим маковым дорожкам, лишь иногда переходя с дорожки на дорожку по курумнику. Седловин у Самарского перевала две, мы поднялись на южную седловину. Тур есть, но записки в нем не нашли.

Южная седловина перевала — N51 49 17.8 E101 19 27.8 Высота — 2928 м.

Постояли на гребне, осмотрели спуск с перевала с другой стороны, сориентировались. Круто, но проходимо. Похоже, категория перевала все-таки 1А. Но в плохую погоду спуск может быть осложнен скользкими камнями. А зимой склоны наверняка лавиноопасны, отсюда и взялась категория 1Б. С перевала в разрывах между облаками удалось разглядеть малое Ара-Ошейское озеро. А к юго-западу от нас видна седловина Ихе-Булнайского перевала. Этот перевал тоже имеет две седловины. С северной стороны склон перевала относительно пологий, травянисто-осыпной. А южный склон, обращенный к Ихе-Булнаю, довольно крут и каменист. Не удивительно, что у этого перевала категория 1Б. Пока ориентировались, долину заволокло плотными облаками, так что спускаться пришлось по треку, записанному в GPS. Вернулись около 21:00, усталые, но довольные. После ужина наблюдали, как ветер гонял облака по долине. Облака проплывали рядом с нашей палаткой, то в одну сторону, то в другую. Иногда два облака, плывущих навстречу, сталкивались, сливались, и при этом причудливо меняли свою форму. Место ночевки — N51 49 37.8 E101 18 42.7 Высота — 2521 м.

День 6 — 13 июля

Ночью шел дождь. Утром — тоже дождь и плотная облачность. В такую погоду идти на перевал опасно. Не исключено, что по другую сторону перевала погода значительно лучше, но нам от этого не легче. Сидим на месте, то есть лежим в палатке и ведем философские разговоры на разные темы. К вечеру ситуация немного прояснилась — сквозь облака стали видны склоны горы напротив. Видели и слышали несколько обвалов в нашем ущелье. Хорошо сидеть в безопасном месте, и смотреть, как по противоположному склону горы с грохотом летят камни размером с автомобиль…

День 7 — 14 июля

Ночью опять шел дождь. Утром — тоже дождь и плотная облачность. И днем — дождь с облаками. И вечером — облака и дождь. Это ничегонеделание может закончиться тем, что нам придется дальше идти без дневок. Не лучше ли вернуться в Хойто-Гол своими следами? Считаем ходовые дни, дневки, продукты. Гадаем на картах (за неимением игральных карт используются карты топографические). Результаты гадания не утешают — если завтра к вечеру мы не оказываемся в долине Ара-Ошея, то нам не хватает дней для успешного завершения маршрута. Андрей предлагает альтернативные варианты — через другие перевалы. Я считаю эти варианты неприемлемыми — или большой крюк по тайге, или несколько категорийных перевалов.

День 8 — 15 июля

Ночью опять шел дождь. Утром — тоже дождь и плотная облачность. Утром было принято непопулярное, но единственно верное в данной ситуации волевое решение — если к обеду не появляется видимость, то мы с позором возвращаемся в Хойто-Гол. 12:00 — Плотная облачность, моросит дождь, видимость не появилась, и появляться явно не намерена.… Я начинаю, скрипя зубами, реализовывать волевое решение. В 13:00 мы собрались уходить и свернули лагерь. И тут происходит чудо — дождь утихает, облака редеют, местами сквозь них даже пробивается солнце. Видимо, горные духи решили, что они добились полной деморализации в наших рядах, и на этом успокоились. Посмотрев на небо, я принял еще одно волевое решение — идти на перевал. Конечно, есть определенный риск — если вернуться мы сможем при любой погоде, то на перевале мы оказываемся полностью во власти погоды. А она, как показывает практика, отличается на редкость капризным нравом, и за свои поступки не отвечает. Но риск был сочтен оправданным. В конце концов, если погода решит испортиться — вернемся по треку GPS. Хотя портиться дальше ей уже вроде как некуда. Поэтому мы схватили рюкзаки, пошли наверх. Первую сотню метров идти тяжело — опять приходится лезть по скользким камням размером с чемодан — но потом мы выходим на травянистый склон. Дождь периодически начинал капать, но облака потихоньку поднимались и рвались. На перевале холодно, дует ветер, и долго на гребне находиться не хочется. Поэтому немного переводим дух, быстро съедаем перевальную шоколадку, и начинаем спуск. Спускаться надо осторожно — довольно круто, а камни скользкие после дождя. Сначала прошли кулуаром, в котором лежат камушки — мелкий гравий. Они подвижны, но на спуске это не страшно. Спуск по кулуару занял почти полтора часа. За это время потеряли 200 метров по высоте. Немного передохнули. Дальше идем пологой террасой, по ней текут множество ручьев — это истоки Ара-Ошея. Терраса вскоре закончилась ригелем, перегораживающем долину, ручьи сливаются с него водопадом. Погода дразнит нас — иногда проглядывает солнце, но ненадолго. Через несколько минут опять начинает капать дождь.
Малое Ара-ошейское озеро
Сделали еще пару переходов, прошли еще один ригель с живыми камнями на склоне, и вышли к малому Ара-Ошейскому озеру. Передохнули, перекусили сухофруктами. Спустились еще с одного, последнего ригеля и, наконец, вышли на травянистую долину. Она оказалась буквально пропитана водой. Ручьи стекают по траве, по цветам, по кустам карликовой березки. Пройдя немного по долине, нам удалось найти сухую ровную площадку для лагеря — она располагалась между двумя ручьями, которые работали как дренаж. На этой поляне мы и заночевали. Погода, похоже, не спеша, но налаживается. Сварили на горелке праздничный ужин. Ура, перевал Самарский взят! Место ночевки — N51 49 24.9 E101 21 44.5 Высота — 2300 м.

День 9 — 16 июля

Хорошо бы устроить здесь дневку, но тогда у нас уже не остается резервных дней. Я решил с утра сходить в радиалку к большому Ара-Ошейскому озеру которое находится в полутора километрах от нас, и сразу после возвращения пойти дальше. Погода с утра неплохая — солнце, редкие высокие кучевые облака. Как же хорошо, когда сверху не капает! Горы вокруг сказочные — острые скалистые гребни, вершины. А мы стоим на цветущем альпийском лугу. К озеру пошли я и Андрей. Озеро тоже оказалось красивым — оно расположено в каменной чаше. Из озера вытекает ручей — второй исток Ара-Ошея, он сразу входит в каньон и обрушивается красивым многоступенчатым водопадом. К такой красоте хочется возвращаться вновь и вновь. Не зря эти горы называют сибирскими Альпами — очень похоже на Альпы европейские. Посидели на берегу озера, немного фотографировали. Местность пропитана каким-то шаманским духом. Вернулись в лагерь, собрались, пошли вниз по течению Ара-Ошея. Идем по самому берегу реки, держась левого берега — он положе и удобнее для ходьбы. Вскоре подсекли тропу. Раз есть тропа — значит, мы — на правильном пути! Несмотря на то, что движемся по тропе, скорость невысокая. Основное препятствие — красотища вокруг, приходится часто останавливаться и фотографировать. Ара-Ошей образует в верхнем течении несколько крупных водопадов, на которых мы делаем фотосессии. Координаты верхнего каскада водопадов на Ара-Ошее — N51 50 12.6 E101 22 53.8 высота 2193 м N51 50 17.6 E101 23 01.1 высота 2169 м Мы проходим у подножия горы, которая называется Саянский Маттерхорн. Действительно, она похожа на тот самый Маттерхорн. Ближе к обеду Оля вдруг вспоминает, что на месте предыдущего отдыха забыла часы. Отошли от этого места недалеко, я решаю делать обед у ближайших деревьев, а она пусть сходит и поищет свои часы. Ближайшие деревья нашлись напротив водопада, который образовался на правом притоке Ара-Ошея. Они оказались кустами ивы, но горели хорошо. Приятно погреться у костра после четырех дней без дров.… Пока варили суп, Оля вернулась с часами, и мы приступили к обеду. Координаты водопада — N51 50 47.9 E101 23 34.9, высота — 2091м После обеда мы вошли в редколесье. Горные духи, видимо, решили, что мы еще не заслужили хорошей погоды. Потемнело, и закапал дождик. Но ненадолго — мы переждали его под раскидистым кедром. Кедр — удивительно удобное дерево: под его кроной практически не капает. Дождь приутих, и мы пошли дальше. Тропа идет вдоль реки, аккуратно обходит прижимы верхом, а когда Ара-Ошей входит в каньон, она идет почти по краю, так что можно любоваться водопадами и снежными мостами на этой реке.

Координаты каскада водопадов в среднем течении Ара-Ошея -

N51 51 48.6 E101 25 52.8, высота — 2006 м N51 51 53.0 E101 25 55.0, высота — 1974 м N51 52 03.0 E101 26 15.3, высота — 1955 м

Вскоре мы подошли к устью ручья Среднего. Ара-Ошей в этом месте разливается, образуя наледь. Сейчас, от этой наледи остались только небольшие кусочки голубого льда, высотой примерно по пояс. Мы сошли с тропы, перебродили Ара-Ошей и подошли к устью Среднего. Удача нам сопутствует — быстро находим тропу в долину Среднего и начинаем подниматься по ней.

Начало тропы — N51 52 05.2 E101 27 04.1 высота — 1898 м.

Хотелось бы сегодня дойти до границы леса — чем больше мы пройдем сегодня, тем меньше нам подниматься на перевал. А погода явно портится — поднимается ветер, начинает накрапывать дождик. (Давно дождя не было — уже почти час великая сушь стоит). На Среднем тоже есть водопад, тропа идет по краю каньона, но оценить его красоту я не могу — надо быстро дойти до удобного для ночевки места. Андрей неудачно наступил на скользкое бревно и упал плашмя в лужу. Мы прошли еще пару сотен метров и встали на ближайшей сухой площадке, под кедром. Палатку ставили уже под проливным дождем, хотя кедр сдерживал его натиск. Ужин сварили в палатке на горелке, но пока ужинали, дождь приутих. Чай вскипятили уже на костре из кедровых дров. А потом долго сушились и грелись около костра. Место ночевки — N51 51 45.1 E101 27 25.1 Высота — 2010 м.

День 10 — 17 июля

Дневка в долине ручья Среднего. Погода с утра хорошая. Андрей остался в лагере, а мы втроем сходили к двум водопадам, которые образовал ручей Средний, и заглянули в долину, в которую пойдем завтра. Для того, чтобы эту долину найти, пришлось немного пораскинуть мозгами. Ручей Средний имеет довольно развесистую сеть истоков, каждый из которых течет в своей долине и заканчивается (точнее, начинается) цирками с крутыми скальными стенками. В результате долина этого ручья просто напичкана перевалами — почти из каждого цирка можно через какой-нибудь перевал пройти в долину другой реки. Изучая карту, я насчитал 8 перевалов:

Улан-Гол (1Б),

Хургуты (1Б),

Прямолинейный (1А),

Кхер (1Б),

Аполлон (1Б),

Молодежный (1Б),

Август (1Б),

Хургутыгол-Дабан (1А)

- Именно Хургутыгол-Дабан нам нужен, поскольку только этот перевал ведет в долину ручья Поисковый. На карте — двухкилометровке обозначены не все истоки, хотя рельеф на ней прорисован довольно точно. Пришлось внимательно ориентироваться перед тем, как нашли нужный исток. Приемник GPS, конечно, несколько упрощает задачу ориентирования, но не освобождает от необходимости уметь пользоваться картой и компасом. Хорошо, когда все вокруг видно. Можно спокойно посмотреть на склоны гор, приложить компас к карте, наметить оптимальный путь. Вспоминается, как мы совсем недавно пытались рассмотреть склоны гор около Самарского перевала, урывками разглядывая их через разрывы в облаках. Место, в котором все истоки ручья Средний собираются в одну реку, оказалось очень живописным — большой плоский альпийский луг, кедровое редколесье, много дров и цветов. Мы не дошли до него вчера всего с километр по причине непогоды. Обидно, конечно, что на погоду могут влиять только горные духи. Но сейчас погода отличная — яркое солнце, тепло. Водопады оказались красивыми, и мы их много фотографировали во всех ракурсах.

Координаты водопадов — N51 51 56.7 E101 27 16.7, высота — 1978м N51 51 50.5 E101 27 21.2, высота — 2007м N51 51 06.0 E101 28 08.8, высота — 2128 м В долину, ведущую к перевалу Хургутыгол-Дабан, идет слабая тропа — она появляется только в откровенно сложных местах. Подниматься надо, траверсируя склон горы. Местами мы шли по гладким скальным щекам, которые, впрочем, на самом деле оказываются не такими уж страшными, как можно себе представить. Камни оказались шершавые и совсем не скользкие, даже будучи мокрыми. Вернулись в лагерь, а после обеда немного насобирали чабреца, который в изобилии растет вдоль реки.

День 11 — 18 июля

Сегодня надо пройти через перевал Хургутыгол-Дабан (1а) и оказаться в долине ручья Поискового. Погода хорошая — солнце, облаков нет. День, похоже, будет жарким, и мы вышли пораньше, чтобы подойти к перевалу по утренней прохладе. Дошли до нужной долины, путем, разведанным вчера. Долина плоская и травянистая. Но взлет под перевалом оказался крутым — градусов 35-40. Склон травянисто-осыпной, осыпь по большей части устойчива. Забегая вперед, скажу, что на фотографии этот взлет выглядит совсем не таким крутым, как было в действительности. Координаты перевала — N51 51 21.8 E101 30 22.7, высота — 2581 м

Медленно влезли на седловину, прочитали записку в туре, а потом задумались крепко,… как слезать-то? Спуск оказался едва ли не круче, чем подъем! Начинается он кулуаром, заваленным камнями, а потом наблюдается перегиб склона, и за ним, похоже, сброс.… Съели перевальную шоколадку, мыслительный процесс пошел быстрее, но результата не принес. Я решил прогуляться траверсом по склону горы до соседней седловины, посмотреть спуск с нее. Прогулялся, даже немного спустился по кулуару и заглянул вниз. Круто... спуститься, конечно, можно, только… без рюкзаков. Ладно, думаю, в крайнем случае рюкзаки спустим отдельно, на веревке. Но не все так просто — ведь тур-то не на этой седловине сложен! Решил все-таки сначала обследовать и другую седловину. Пришел назад. Она за время моего отсутствия рассмотрела внимательно склон и нашла в одном месте следы предыдущей группы. Спускались они именно по этому кулуару! Я решил проверить догадку, начал спуск первым, дошел до перегиба, посмотрел вниз и счел этот кулуар вполне пригодным для спуска. Хотя узкий траверс будет осложнять движение группы. Камни лежат не совсем устойчиво, и осыпь оказывается подвижной. Спускались осторожно, по одному. За час потеряли всего 30 метров по высоте. Но потом приноровились, и пошли быстрее. Спустились к подножию, дальше пришлось лезть по чемоданам к травянистому островку, до которого было совсем недалеко, но приближался он очень уж медленно.… После этого островка размер камней немного уменьшился, и идти стало легче. А через пару переходов мы вышли на ровную полянку, и на ней устроили обед. Ура, перевал взят! Мы — в долине ручья Поисковый. После обеда продолжили путь вдоль ручья — хотелось бы ночевать на границе леса. Шли альпийскими лугами, плавно теряя высоту и любуясь скалами и водопадами, которыми изобилует долина Поискового. После слияния двух истоков ручей Поисковый входит в каньон, который решили обходить по левому берегу — справа просматривался глубокий кулуар, переходить который у нас желания не было. С левого берега хорошо виден водопад в каньоне, который образовал Поисковый. А после каньона надо переходить на правый берег — два года назад мы там уже были и знали, что там есть удобные места для стоянок. Мы перешли реку — я и Алеша перепрыгнули по камушкам, а Андрей и Оля решили переобуться в сапоги. Проходя мимо буддистской ступы, сняли рюкзаки и немного постояли. Место насквозь пропитано шаманским духом. Рядом со ступой — удобный брод через реку. Мы перешли ее, как выяснилось, в не самом удобном месте.

Координаты ступы — N51 53 36.1 E101 31 05.2, высота — 2007 м Ступа стоит в лиственничном лесу, но чуть ниже по течению видно кедровое редколесье, и я решаю дойти до него. В этом редколесье, под высоким кедром мы и заночевали. Координаты ночевки — N51 53 54.9 E101 30 51.2, высота — 1972 м

День 12 — 19 июля

Дневка в долине ручья Поисковый. Погода хорошая — солнце, тепло. Мы прогулялись по долине, к водопадам. Все очень красивое и приятное глазу. Много фотографировали.

Координаты водопадов — N51 54 12.3 E101 30 50.2, высота — 2019 м N51 53 17.4 E101 31 09.0, высота — 2100 м N51 52 53.1 E101 31 23.2, высота — 2150 м N51 52 46.1 E101 30 47.9, высота — 2200 м

День 13 — 20 июля

Нам надо сегодня-завтра пройти перевал Крокодил, и оказаться в долине Архата. Возможно, с перевала можно будет пройти на вершину 3041. Но с утра на небе — как-то хмуро и пасмурно. Собрались, позавтракали. Во время завтрака начинается дождь, видимость пропадает, но потом восстанавливается. Дождь тоже притихает. Подходим к ступе, от которой надо начинать восхождение на перевал. Небо затягивает облаками, видимости нет. В таких условиях лезть на перевал рискованно. Я решаю подождать минут 15, обуваю ботинки. Начинается дождь, становится холодно. Видимость не появляется, а дождь только усиливается. Да, похоже, горные духи на перевал нас в этот раз не пускают…. Ладно, мы пойдем другим путем. Я опять обуваю сапоги, и мы идем вниз по долине Поискового, к Ара-Ошею. Через пару переходов мы подсекли тропу, которая идет в долину Ара-Ошея и пошли по ней. Тропа спустилась к реке и пропала. Мы разошлись веером, и ищем продолжение тропы, постоянно держась в прямой видимости. Поиск оказались успешным — тропа нашлась метрах в сорока от реки. Идти по тропе значительно легче, чем без тропы. Дождь периодически прекращался, но вскоре начинал лить с новой силой. Вершин гор не видно, но по тайге идти можно. Услышали собачий лай, и вскоре увидели трех бурятов — охотников на лошадях. Спрашивают, не видели ли мы зверей? Отвечаем, что никого, кроме бурундуков и пищух, не видели. Попрощались с ними, идем дальше. На ходу тепло, но, как только остановишься, начинаешь замерзать. Обед устроили на морене, покрытой лесом. Во время обеда дождь еще капал, но под кедром этого не чувствовалось. А после обеда как-то распогодилось. Видимо, горные духи и впрямь испортили погоду исключительно для того, чтобы не пустить нас на перевал. После обеда мы вышли к зимовью, в котором отсыпали себе немного соли — у нас соль расходуется быстрее, чем мы планировали. Рядом с зимовьем — родники: вода льется прямо из-под скалы. Зимовье — N51 57 14.5 E101 33 39.0, высота — 1638 м Источники — N51 57 15.2 E101 33 35.1 и N51 57 19.3 E101 33 35.5, высота — 1622 м Идем дальше по тропе вдоль Ара-Ошея. Тропа достаточно заметная, иногда мы ее теряли, но вскоре всегда удавалось найти ее продолжение.. Через три километра после зимовья мы нашли тропу, которая идет в долину Ара-Хубыты, срезая приличный угол. Начало тропы — N51 58 15.8 E101 35 24.2, высота — 1592 м. Идем по ней. Тропа набирает высоту, потом идет заболоченными лугами на восток, и после небольшого перевала начинает терять высоту. Пересекаем ручей — приток Ара-Хубыты, и опять начинаем лезть в гору, выходя в долину Ара-Хубыты. Тропа идет по левому берегу реки, но не рядом с рекой (как ожидалось), а в нескольких сотнях метров от нее, по довольно крутому склону горы. Со склона мы увидели привлекательные полянки на берегу реки, на одной из таких полян мы и заночевали. Алеша немного поворчал, что дрова из лиственницы, а не из кедра, но пришлось разводить костер из того, что растет рядом. Впрочем, и лиственничные дрова горели отлично. Координаты ночевки — N51 57 11.3 E101 37 23.6, высота — 1695 м.

День 14 — 21 июля

Вчера хорошо поработали, Дошли до Ара-Хубыты, поэтому можно будет сделать полудневку. Я решил выходить после обеда, а с утра немного передохнуть. Погода хорошая — тепло и солнечно. После обеда вышли на тропу и пошли по ней дальше. Тропа идет по склону горы, не набирая и не теряя высоту. Пересекли несколько небольших притоков, а также пару сухих каменистых кулуаров с неожиданно крутыми стенками. Как будто трактором траншею выкопали.… Не верится, что это делают лавины и весенние потоки. Напротив, по другую сторону Ара-Хубыты — устье Зун-Гола. (это совсем другой Зун-гол, не тот, который был в начале похода). Тропа спускается к реке и пересекает ее. Воды в реке мало, но в ботинках не перейдешь, не залив их. Поскольку погода жаркая, я решил сапоги не обувать, а просто разулся. Холодная вода приятно освежает. Координаты брода Ара-Хубыты — N51 55 51.7 E101 37 21.3, высота — 1780м. После брода вылезли на коренной берег и идем по тропе, стараясь держаться берега реки и не уйти в долину Зун-Гола, часто посматриваем на компас. Вскоре тропа пересекла Баром-Гол, недалеко от его устья. В этом месте Баром-Гол и Архат сливаются, образуя Ара-Хубыты. Баром-гол перешли по камням, не замочив ботинок. Координаты брода Баром-Гол — N51 54 33.5 E101 37 04.4, высота — 1892м. Дальше тропа идет вдоль Баром-Гола на перевал Хубыты. Но нам сейчас туда не надо, поэтому после брода мы сошли с тропы и начали двигаться вдоль берега Архата. Архат в этом месте прорезал глубокий каньон, поэтому к его берегу можно близко не подходить, а идти ближе к подножию горы. Без тропы идти нелегко, но нам граница леса, на которой мы хотели остановиться, совсем рядом. Вскоре мы вышли на хорошо заметную тропу, которая идет в долину Архата. Тропа вскоре выходит на край каньона, и мы видим высокий водопад на Архате. Координаты водопада — N51 54 13.1 E101 36 38.9, высота — 2004 м. Посидели, отдохнули. Дальше тропа пошла вдоль Архата через заболоченные луговины. Пройдя несколько сотен метров, дошли до нашей стоянки двухлетней давности. Видно, что тут совсем недавно стояла группа Николая Владимирова, который собирался попасть в это место немного раньше нас. Много дров, удобное место для кухни под кедром. Координаты ночевки — N51 53 46.3 E101 36 19.0, высота — 2061 м.

День 15 — 22 июля

Сегодня — дневка в долине Архата. Погода отличная, солнце, тепло. Лагерь стоит напротив каньона, чуть выше Архат разливается по широкому песчаному полю. Зимой тут, видимо, наледь, но сейчас она растаяла. В верхнем течении Архат представляет собой цепочку из трех озер, разделенных ригелями и водопадами. Я с Андреем пошел в радиалку в истоки Архата. Андрей дошел до третьего (верхнего) озера, и вернулся, а я прошел до цирка, из которого вытекает Архат. Немного пофотографировал и пошел назад. На обратном пути решил искупаться в среднем озере. Место для купания очень удобно — пляж, песочек. Вода оказалась неожиданно теплой, а озеро — неожиданно глубоким. Дно в нескольких метрах от берега резко обрывается вниз. Выкупался, пошел дальше. Вскоре встретил Олю и Алешу, они шли купаться к озеру. Совсем недалеко от лагеря нашли скальный выход, который весь покрыт небольшими (высотой по колено) останцами. В общем, Архат — это сборище чудес света в одной отдельно взятой долине.

День 16 — 23 июля.

С утра пасмурно, иногда начинает капать дождик. А нам надо возвращаться, так как продуктов осталось на 2 дня. Собираемся, идем в долину Баром-Гола по тропе, по которой шли позавчера. Вскоре мы вышли на хорошо заметную тропу, которая идет на перевал Хубыты. Первые пару переходов идем под дождем, потом дождь притихает, и даже начинает просвечивать солнце. Тропа пересекает Баром-Гол (координаты брода — N51 53 09.3 E101 37 52.1, высота — 2105 м), и начинает подъем к перевалу. Не спеша, набрали высоту, и через полтора часа мы уже едим шоколадку у перевального озера.

Перевал Хубыты — N51 52 15.1 E101 38 55.1, высота — 2433 м. Теперь надо спускаться с перевала. Идти вниз по тропе просто и приятно. Да и рюкзаки полегчали. Но сказывается усталость — ноги на спуске побаливают, идем медленно и осторожно. Тропа грамотно обходит сбросы и курумники, хотя для этого иногда приходится набрать немного высоты. В одном месте я решил, что могу быть умнее, и пошел обходить морену у подножия. Результат не замедлил сказаться — скорость сразу упала, и пришлось возвращаться на тропу довольно крутым кулуаром. Больше не умничал. Встретили большую группу школьников из Самары. Идут на Шумак. Их почему-то очень обрадовало то, что мы прошли Самарский перевал... Остановились на обед, заодно накопали золотого корня. Быстро теряем высоту. И вот уже впереди показалось редколесье. Чуть ниже границы леса долина Хубыты образовала террасу, и река стекает в этом месте красивым водопадом.

Координаты водопада — N51 49 05.4 E101 40 32.9, высота — 1780м.

Рядом находится зимовье. Тропа идет дальше, серпантином спускается с террасы и дальше идет по тайге. Местность немного заболочена, но мы идем в ботинках — вполне проходимо. Еще пара переходов — и мы у следующего зимовья, стоящего на развилке троп (на Хубыты и на Шумак) Координаты зимовья — N51 47 48.7 E101 40 01.7, высота — 1587м. Тропа стала широкой и разбитой лошадьми. Встретили несколько групп водников, которые поднимаются к Китою. Мы прошли еще с полтора километра, и остановились у небольшого торфяного озера недалеко от тропы. Рядом — родничок с чистой и холодной водой. Координаты ночевки — N51 46 57.7 E101 39 29.1, высота — 1434 м.

День 17 — 24 июля

Поднимаемся пораньше и идем по тропе. Высота быстро уменьшается. Проходим еще одно зимовье, тропа превращается в грунтовую дорогу. Видно, что здесь давно не было дождей — дорога пересекает только сухие русла. Проходим Эхе-Гэр — воды в реке нет совсем. Вскоре вышли на автодорогу ТуранХойто-Гол, и идем к Ниловке. Зашли в дацан, посмотрели, оставили дар Бурхану — конфету. Координаты поворота на тропу Хубыты — N51 42 36.9 E101 37 36.2, высота — 933м Координаты дацана — N51 42 32.5 E101 38 44.0, высота — 929 м. Идти по дороге скучновато и неинтересно. Через полчаса пришли в поселок Нилова Пустынь. В 14:00 мы сели в рейсовый автобус и около 6 вечера уже приехали в Слюдянку. Андрей уехал в Иркутск на вечерней электричке, а мы купили продуктов и пошли переночевать в лесу недалеко от поселка, чтобы завтра сесть на поезд до станции Порт Байкал. Палатку ставили на берегу руки Слюдянки под слабым дождем, который вскоре стал проливным. Ужин готовили в палатке на горелке.

Координаты ночевки — N51 37 52.2 E103 40 36.7, высота — 587 м.

День 18 — 25 июля

C утра зашли в магазин, на рынок, купили продуктов. Потом пошли на ЖД станцию, сели в экскурсионную электричку, следующую по КБЖД, доехали до ст. Половина и остановились на берегу Байкала, на Половинном мысу — прямо на пляже.

Координаты ночевки — N51 47 50.2 E104 22 02.0, высота — 446 м.

День 19 и 20 — 26 и 27 июля

Стоим на берегу Байкала, отдыхаем, купаемся. Думали уехать 27 июля на Мотане, но опоздали на поезд. Возвращаться на старое место не хотелось, поэтому нашли другое местечко на берегу — повыше и под кронами сосен. Хотя палатка стояла совсем рядом с рельсами, поезда нам совсем не мешали — по КБЖД они ходят не часто. Координаты ночевки — N51 47 53.5 E104 20 49.8, высота — 482 м.

День последний — 28 июля

У Алеши — день рождения. В 14:00 сели в электричку, которая довезла нас до порта Байкал, там переправились на пароме через Ангару в Листвянку, а оттуда на маршрутке уехали в Иркутск. Там нас встретил Николай, был вкусный ужин с тортом, просмотр фотографий, и чаепитие до глубокой ночи. А рано утром мы пошли в аэропорт.

Пройденный маршрут

Выводы

Главный вывод — поход удался на славу, несмотря на некоторые происки погоды.

компаниец максим

Алексей МисюркеевА почему так мало фотографий? Добавьте — хочется посмотреть.
20.04.2009, 15:35:30 |
Сергей Зубковда, знакомые места. приятно так было почитать, самому их вспомнить. хорошо там.