Итак, некоторые итоги.

Поездка однозначно удалась. Мы посетили три вершины и три перевала массива в том числе и высшую точку Саянских гор – вершину Мунку-Сардык. При этом группа отлично отдохнула и получила огромный заряд бодрости.

Немного жалею о том, что во время тумана мы устроили днёвку. Нам вполне реально было выдвинуться как можно ближе к Катьке-дуре, а на следующий день пройти перевал Горный, с радиалкой на вершину. Это было бы и логично и интересно, но вот были ли мы готовы к этому физически – сложно сказать.

Пара слов о снаряжении. Не буду подробно на всем останавливаться, остановлюсь лишь на отдельных деталях.

Из группового снаряжения совершенно не пригодились основная веревка, расходная веревка и репик. Вот если бы мы пошли на Эхой через Горный веревки бы пригодились, а так – совершенно ни к чему их таскали.

Отлично себя показали легкие и тонкие фольгированные маты на дно палатки. Даже на льду Эхоя, спалось великолепно.

Газ показал себя с отрицательной стороны. Неплохо показал себя лишь газ Tramp в желтых дихлофосных баллонах, который не смотря на свою низкую цену и непритязательный вид, отлично показал себя на Кавказе и на Мунку.

Ковеевский газ в белых, «дихлофосных» баллонах равен по качеству тому, который продается в красных и совершенно не пригоден для походов. При температуре в районе нуля горит плохо, воняет так что режет глаза и баллона хватает совсем ненадолго. Ковеевский газ в белых 400 граммовых картриджах, несмотря на рекомендации продавцов в магазине Путешественник, при совсем небольшом минусе горел плохо, расход газа был повышенным. По результатам опыта эксплуатации газа в условиях низких температур, делаю для себя однозначный вывод: на холод буду брать только бензин и ни о каких газах слышать больше ничего не хочу. Газ хорош только при теплой погоде.

По еде. Если бы не сожрал бурундук, еды бы хватило, но впритык. Все-таки в условиях небольших высот аппетит хороший и надо брать больше продуктов. По набору продуктов – полное попадание. Все елось с удовольствием.

По личной снаряге. Бахилы ОЗК показали себя с отличной стороны. Легкие, компактные, недорогие, но кроме как на Мунку, вряд ли я их куда возьму. Все-таки это специфика именно массива Мунку-Сардык конца апреля – начала мая.

Прекрасно показали себя мои штанцы — Red Fox Alpine. Совершенно не промокали и при этом достаточно дышали. Вобщем вопрос со штанами для походов в условиях снегов или дождей для меня закрыт раз и навсегда.

Связка двух спальников тоже удалась. Спать было как правило жарко, при этом пух, защищенный сверху синтепоном, не намокал.

Обкатал я в этом походе свое мегадорогое приобретение – рюкзак Tatonka Bison 90. По вместимости – полный отпад ! Казалось что туда может влезть все на свете. Таскал его разделив на две половины. В нижнюю часть, через нижний вход заталкивал: палатку, бахилы ОЗК, каспер, то есть все то что предназначено для сырости и дождя.

В верхнюю часть свободно влезало все остальное, при этом каримат, я сворачивал в рулон и тоже ложил его внутрь. Рюкзак не выглядел набитым до упора. В нем еще оставалось порядочное количество объема.

По поводу удобства носки впечатление неоднозначное. Немного смущают жесткие лямки и пояс. Одевая рюкзак создается впечатление что ты влазишь в космический скафандр, все очень плотно и жестко прилегает к телу. Однако особых неудобств я при этом не испытывал. Рюкзак сидел на спине четко, без вихляний, что помогало на сложных участках рельефа. Вобщем я так понял к этому просто надо привыкнуть.

Из специальной личной снаряги постоянно были нужны лишь треккинговые палки. Очень часто использовали кошки при переходах по рекам. Остальная снаряга пригодилась лишь при восхождении на Мунку-Сардык. Там пошло в дело абсолютно все. Конечно, есть те кто идет на вершину в кедах и тришках, но как говорится – дуракам закон не писан. Можно, при желании и удаче и в шлепанцах зайти, но стоит ли оно того ?

Если говорить серьезно, то я считаю, что для восхождения на Мунку-Сардык требуются: кошки, ледоруб и каска. Страховочная система тоже не помешает из-за той самой полочки перед самой вершиной. Поскользнуться в кошках на наклоном камне – раз плюнуть, так стоит ли рисковать ?

На следующий год в это же время хочу приехать туда еще раз. Рекомендую этот район всем без исключения. Там каждый найдет себе отдых по душе. Желающие могут сходить в горы, все остальные могут посмотреть на горы снизу, сходить на прогулочную вершину Обзорная или просто отдохнуть в хорошей компании на чистом, горном воздухе.

P.S. В настоящее время монтирую фильм об этом походе, а короткий видеоролик вы можете посмотреть тут: http://vkontakte.ru/video2554221_108397616