29 апреля 2009 г.

Стоянка не доходя 100 метров до устья притока Белого Иркута – р. Белый Иркут – цирк у подножия вершин Катька-дура, Тыхен-Ордын и пик Конституция – г. Катька-дура (3065 м) – пер. Горный (1Б 2800 м) – цирк – р.Белый Иркут — Стоянка не доходя 100 метров до устья притока Белого Иркута

В день восхождения, проснулись как обычно ни свет ни заря. Погоды стояли великолепные — солнечно, ясно.

Заходить на Катьку-дуру сначала решили по гребню с перевала Горный. Описаний гребня и прохождения перевала у нас не было. По фотографиям угадывалось, что гребень состоит из наваленных друг на друга камней, но ширину его и крутизну наклона определить было сложно. Не внесло ясность и рассматривание вершины со стороны перевала Контрастов. В общем была немалая вероятность встречи с сюрпризами. Поэтому на восхождение взяли большие рюкзаки, сложив туда всю снарягу, включая веревку.

Пока собирались мимо нас прошли трое парней. Мы перекинулись с ними парой слов. Ребята шли на пик Конституция. Серьезная вершина, настоящая альпинистская, а не пешеходная как у нас.

Ботинки так и не высохли, а превратились в ледышки. По предложению Жеки, мы одели ноги в полиэтиленовые пакеты поверх носков и на них уже надели боты. Благодаря этому, ноги продолжительное время оставались сухими.

Накипятили чай в 2 термоса и в 8:30 вышли. Легкий морозец сковал реку, превратив ее в отличную дорогу. Поэтому до начала подъема в цирк дошли быстро.

По Белому Иркуту
Вид на цирк с Белого Иркута

По пути увидели интересный путь подъема на Катьку с севера. Но лезть не решились. На 2/3 пути угадывалось выполаживание, а то что за ним не просматривалось. Было непонятно какие еще сюрпризы находились на этом склоне. Подумали, что возможно используем этот маршрут как путь спуска.

На курумах моренного вала увидели парней, шедших на пик Конституция. Видимо они решили срезать, но сделали это неудачно. После этого подъема начинается сильное понижение и им придется заново набирать высоту. Я, как хитрый индеец, это знал по фоткам и карте и мы прошли чуть дальше и поднялись на плато цирка по более пологому склону.

Люди на склоне
Вид с подъема на плато
Подъем на плато
Вид на долину Белого Иркута и Тункинский хребет

Поднявшись на плато, увидели, что все не так уж и страшно, как казалось от перевала Контрастов. Подъем на перевал Горный, пологим не назвать, но и на стенку он явно не тянул. Все было реально и вполне проходимо.

Пер. 26 партсъезда и пик Конституция

Метров 300 мы прошли по почти ровному плато цирка. Старались держаться камней т.к. снег почти не держал. Проваливаясь по развилку в снег, рискуешь сломать ноги между притаившимися под снегом камнями.

Путь подъема на Катьку-дуру
На плато

С началом уклона, группа разделилась. Жека пошел траверсируя левый (по ходу) борт ребра, спускающегося с Катьки-дуры, а все остальные прыгая по камням по центру подъема.

Наш маршрут оказался проще и несмотря на то, что Жека ходит быстрее всех, он шел с нами наравне и даже чуть-чуть подотстал.

В месте сбора группы

Уклон становился все круче и круче. В сужении бортов, образованных склонами Тыхен-Ордына и Катьки-дуры, группа собралась вместе. Устроили привал. Рассматривая перевал Горный, увидели что там ходят люди.

Обсудив дальнейший путь подъема, решили на перевал не идти, а взять метров 300 левее в небольшую седловинку перед началом подъема гребня.

Скальный кулуар на склоне Катьки-дуры

Далее путь пошел по снегу, который довольно неплохо держал. При первой возможности, наши любители камней – Саня и Жека ушли на левый борт гребня, а мы с Таней пошли по снегу. Уклон был градусов 30, я шел впереди и делал ступени. Вдруг из-за поворота пути между скалами выкатился камень диаметром с тарелку и толщиной сантиметров 15-20. На большой скорости он проскочил в 30 сантиметрах от моей ноги. Подумав, что это «подарок» от нашей «скальной» группы, я громко объявил им все что думаю о них и об их способностях передвижения по камням. Однако выйдя из-за поворота, понял что был не прав. Камень оставил четкий след, показывающий, что он выкатился откуда-то далеко сверху.

Саня лезет

В сужении между скальными выступами, группа снова воссоединилась и дальнейший путь пошел по крупной осыпи. Шли довольно легко. Да, это не Кавказ, где приходилось ходить по живой осыпи камней размером с письменный стол. Живых камней было очень мало и мы достаточно легко продвигались к цели.

На склоне Катьки
Типа привал

Тем временем уклон все возрастал. Не буду давать оценку в градусах, т.к. мои оценки Жека сильно критикует. Скажу лишь, что в отдельных местах пришлось карабкаться на 4-х костях, помогая себе руками. Этот участок сильно напоминал зимний Борус в случае восхождения по ребру, только круче и выше.

Похоже я начал входить в форму и шлось достаточно легко.

На каком-то участке подъема, мы увидели что с перевала спускается группа из 7 человек с рюкзаками. Попытались вступить в голосовой контакт. Подумав, что это одна из наших групп, спросили: — вы не из Красноярска ? На что получили ответ: — Слава богу нет. В свою очередь нас спросили: — а вы куда ? Наверное они подумали что мы перепутали перевал. Мы пояснили: — На Катьку !. В ответ прозвучало понимающее: — а-а-а.

Судя по одежде, Таня предположила что это спасатели, но у меня были сомнения – с какой целью спасателям мотаться с такими тюками по перевалам ?

На одном из привалов, я предложил возвращаться по их тропе. Ведь группа нам оставила отличный путь и нам не придется тропить по пояс в снегу. Решили, что если присмотренный утром путь спуска нам не подойдет – пойдем по тропе.

Примерно в 14:30 мы, наконец достигли седловинки на гребне Катьки-дуры.

Пик Тыхен-Ардын и пре. Горный со склона Катьки-дуры
На гребне Катьки-дуры

Поджидая, отставшую Таню, исследовали гребень и обнаружили его достаточно острым. В сторону долины Мугувека он обрывался крутыми склонами. С нашей стороны было положе. С гребня открывались потрясающие виды на долину Мугувека, озеро Эхой и высшую точку Саян – вершину Мунку-Сардык.

Скальные сбросы в долину Мугувека
Вот отсюда мы поднимались

Склоны Мунку выглядели грозно. Стало ясно что нам предстоит непростое и нелегкое восхождение на эту вершину. По ходу дела было решено завтра сделать переход на озеро Эхой, для того чтобы максимально сократить время восхождения.

Подошла Таня и сказала что у нее кружится голова. Сначала хотели дать ей Диакарб (лекарство от горной болезни), но потом Саня рассудил, что не стоит давать то лекарство, которое не испытано самим человеком дома. Если организм не примет его, то может быть еще хуже. Переговорив с Таней решили, что она посидит тут отдохнет, а мы по быстрому сбегаем на вершину.

На пути к вершине

Примерно полчаса перекусывали с чаем в термосах. Затем, без рюкзаков, налегке пошли по гребню вверх. Подъем не составил труда. Возле вершины была пара мест, где в принципе не грех было бы проложить горизонтальные перила т.к. путь шел по узкой снежной полке. Правда в случае обрушения полки лететь пришлось бы не далеко – метра два, а дальше склон был хоть и крутоват, но состоял из крупной осыпи и далеко улететь бы не удалось.

На вершине Катька-дура

В 15:30 мы собрались на вершине. Решили что долго сидеть тут не стоит, по-быстрому сфотаемся и вниз. По очереди сходили за камень посмотреть что там. Там была еще площадка, а на камень не было вообще никакой возможности забраться. С той стороны, где мы вышли – возможность была, но смысла в этом мы не увидели. Было ветренно и боты были скользкие от снега.

Вид на Мунку-Сардык с вершины Катька-дура

Тут я вспомнил, что не взял с собой ни штатива, ни флагов, т.к. они остались в рюкзаке возле Тани. Пришлось вместо штатива обойтись камнем, а вместо флага использовать шарфик. Само собой, вершинный камень был украшен фирменной Калабахской наклейкой.

Окалабашеная Катька

Изучили спуск в сторону Белого Иркута. Показалось страшно и спускаться решили с перевала Горный по проложенной тропе.

Нафотавшись, минут через 15 двинули вниз. На седловинке Таня сообщила что пришла в полную норму, что нас сильно порадовало. Мы подобрали, рюкзаки и в 16:20 были на перевале.

Седловина пер. Горный
Вид на спуск с пер. Горный в долину р. Мугувек

Стали изучать путь спуска в сторону долины Мугувека. Страшно. Очень крутой снежный обрыв. Вобщем конечно может это и 1Б, но что-то как-то уж слишком крутой 1Б.

На пер. Горный

В перевальном туре Жека нашел записку. Оказывается, та группа, что сегодня спускалась с перевала, действительно были спасателями. Правда в записке стояла дата 29 мая и было перепутано направление прохождения перевала. Забирать записку или ложить свою не стали – это дело спортсменов, а мы просто гуляем.
Вид на Мунку-Сардык с пер. Горный

Вот по этому склону мы поднимались на Катьку-дуру

На перевале проболтались с полчаса, а затем начали спуск. Спускаться было легко и непринужденно. С этой стороны перевал скорее тянет на 1А. В ряде мест пробовали ехать на заднице, но густой снег не давал разогнаться. Съехать получилось только метров 30 в узости между скалами.

Начало спуска с пер. Горный
Скорее вниз

Спустившись на Белый Иркут, пошли прямо по реке. Лед изрядно раскис, но нам было наплевать т.к. ботинки не просыхают уже второй день.

Ледопад на Белом Иркуте

К лагерю подошли в 19:15 и ужаснулись. Почти все продукты, что лежали в тамбуре были сожраны или разорены. Даже пачка чая была частично распотрошена. Видимо дело лап бурундука. Уцелела крупа, которая хранилась в бутылке и часть продуктов, которые лежали в палатке.

Разорение

Подсчитав убытки, решили, что для восхождения на Мунку нам еды хватит, а потом выйдем на Стрелку и будем просить «Христа ради» по лагерям.

Развели большой костер для просушки, приготовили ужин, выпили за вторую вершину и за сбычу мечт. Собираясь на Мунку, я мечтал забраться на эту вершину, наверное даже больше чем на сам Мунку-Сардык.

На следующий день наметили переход на озеро Эхой по Белому Иркуту и Мугувеку. Спать решили пока не надоест, так как день сегодня был нелегкий и надо восстановить силы.

Пройдено 6 км. Набор высоты – 1000 м. Сброс высоты – 1000 м. Высота ночевки – 2000 м.

Далее (Глава 5 Озеро Эхой)