1 мая 2009 г.

Восхождение на вершину Мунку-Сардык (3491 м)

Спалось опять хреново. Встали как обычно ни свет ни заря. Утро встречало нас практически безоблачным небом и легким морозцем. По верхам гулял ветер, но на озере было относительно спокойно.

Ночью у спасателей сорвало и унесло на середину озера пустую палатку, которую они установили по соседству с нами.

Ботинки околели настолько, что около часа после одевания напоминали пластики.

К половине восьмого утра мы были готовы к выходу на вершину. Однако выходить не торопились. В этот день проводился забег на Мунку-Сардык. Люди поднимались на вершину на скорость. Старт был аж у Моста. За ночь замело тропу, ведущую к вершине. Мы, как хитрые индейцы, хотели дождаться пока пройдут первые участники и набьют новую тропу.

Спортсмены не заставили себя долго ждать. Первые лоси появились около восьми и бегом (!) пересекли озеро Эхой. Надо пояснить, что Мост находится примерно в 10 километрах от озера и на 1100 метров ниже. Как говорится – гвозди бы делать из этих людей.

Начало подъема на Мунку-Сардык

Вслед за ними потянулись и обычные восходители, которые шли от Стрелки.

В 8:30 мы решили что уже пора, спасатели пожелали нам удачи, и мы начали пересекать замерзшее озеро. Перед выходом они нам посоветовали сразу одеть кошки, но после озера начался каменистый участок и нам пришлось их снять. Впрочем я видел, что некоторые шпарят в кошках прямо по камням.

В начале подъема

После ровного каменистого участка начался подъем вдоль хребта влево. Подъем был весь покрыт снегом, который плохо держал. Тропы еще не было и мы поднимались сначала по камням, но затем я все-таки пошел по снегу в котором получались неплохие ступени.

Этот подъем мне дался очень тяжело. В начале выполаживания я подумал, что если так дело пойдет и дальше, то на Мунку мне ни за что не взобраться.

На верхнем плато

На верхнем плато гулял ветер. По мере приближения к вершине его порывы становились все сильнее и сильнее. Над вершиной проносились редкие облачка.

Маршрут подъема на Мунку-Сардык

Посредине каменистой россыпи расположился еще один лагерь спасателей. Там стояли 2 палатки, которые нещадно трепал ветер.

Лагерь спасателей

Справа, на перевале Седло Мунку кучковались люди, а затем начали спускаться вниз. Я так понял, группа собиралась на перевале. Они наверное пришли из Монголии. Подобные нарушения границы здесь не редкость. Уйдут в Монголию через какой-нибудь перевал Острый, а возвращаются в Россию через Седло Мунку. Этот участок границы практически не охраняется. Говорят 2-мя днями ранее группа англичан поднялась на Мунку-Сардык из Монголии, спустилась на нашу сторону и ушла обратно через перевал Седло Мунку.

Перевал Седло Мунку

Наконец, дошли до участка где уклон увеличивался и камней уже не было. Спрятавшись за большим камнем от ветра, одели кошки и перекусили с чаем т.к. подумали, что с таким ветром на открытом месте не сильно приятно чаёвничать.

Далее подъем шел до заснеженного выступа, примыкающего к склону Мунку. На этом участке нас догнал наш сосед – спасатель Саша. Сегодня приедет их начальник и завтра всех погонит в гору на время, поэтому он решил сегодня не спеша зайти самостоятельно.

Восхождение началось

Порывы ветра становились все сильнее и чаще. Но нас этим не запугать, на Кавказе и посильнее было. К тому же одежда позволяла себя чувствовать совершенно комфортно.

До вершины еще топать и топать

Неожиданно в ногу, чуть ниже колена мне попал камень размером с шайбу, но к счастью, прошел по касательной. Саня рассказывал что другой камень ему угодил в каску, оставив на ней глубокую царапину.
На подъеме к памятнику

Уступ расположен на высоте 3000 метров. На нем мало камней и совершенно негде спрятаться от ветра. Здесь расположена памятная табличка в честь девочки, сорвавшейся с Мунку в 2007 году. Восходители на Мунку называют это место «Памятник».

"Стану озером — буду лежать и отражать облака..."

От уступа начинается крутой, покрытый снегом и льдом взлёт, ведущий практически прямо на вершину. Собравшись у «Памятника» мы сделали последний нормальный привал и выдвинулись непосредственно на штурм вершины.
Последняя возможность посидеть перед вершиной

До вершины было еще полкилометра крутого подъема, но здесь я почувствовал какой-то прилив сил и понял, что на Мунку сегодня я все-таки заберусь. Таня приотстала и Жека остался ее ждать чтобы забрать ее рюкзак и максимально ее облегчить, а мы с Саней пошли дальше. Меня что называется поперло. По мере приближения к вершине сил у меня становилось все больше и больше и я значительно оторвался от остальных. Вскоре Жека дождался Таню, переговорил с ней и очень активно стал меня догонять.

Всего полкилометра по вертикали осталось

На этом участке порывы ветра были настолько сильными, что приходилось останавливаться для того чтобы их переждать. Это радовало т.к. давало дополнительную возможность отдохнуть.

Метров 200 выше Памятника

Ветер дул прямо с вершины, что называется прямо в харю, нес с собой снег, ледышки и даже мелкие камни, которые интенсивно стучали по каске. Уже дома обратил внимание на то что каска стала вся в царапинах.

Саня не отстает

Метрах в 50-ти от начала перил, снег заканчивался и начинался особенно крутой уклон и почти голый лед. На этом месте лежал мужичок. Он шел без кошек. Проходя мимо него, я поинтересовался все ли у него в порядке. Он ответил что все нормально и я пошел дальше. Когда мимо него проходил Жека, тот рассказал ему, что тут круто и скользко и он делает уже 10-ю попытку преодолеть этот 50-ти метровый участок склона с разбега. Жека, сжалившись отдал ему свой ледоруб и парень успешно зашел на вершину.

"Вот вершинный уже виден взлет"

Наконец, тропа пошла траверсом влево, к началу перил. Можно немного вздохнуть.

У начала перил

Участок откуда начинается проложенный по каменистому участку тросс в простонародье называют «начало перил». Тросс в диаметре примерно 8-10 мм и большей частью покрыт пластиковой оплеткой. При желании, по нему можно жумарить (пользоваться жумаром, жумар – устройство зажим, который движется только вверх, используется для подъема по веревочным перилам, выглядит почти как дверная ручка). Как правило люди лишь держаться за трос рукой, иногда прицепляются к нему карабином через ус самостраховки.

Трос закреплен к скале с помощью мощных шлямбуров. В точках крепления троса, некоторые восходители, вешают на карабины, ненужные на этом участке ледорубы и палки. Некоторые оставляют здесь свои рюкзачки.

Участок троса до полки я преодолел как-то незаметно для себя. Перед выходом на полку пристегнулся к тросу. По полке прошел без каких-либо эмоций. Все-таки на рельефе страха высоты как такового нет.

Крест на вершине

За поворотом скалы увидел в паре метров выше людей, стоящих на вершине, шест с флажками и крест. Первое ощущение — радость от того что все закончилось ! Осознание того что я достиг вершины пришло чуть позже.

Я на вершине

На вершине стоит наш сосед – спасатель Саша и спрашивает: а где твои остальные ? Говорю что уже на подходе.

На вершину вышел примерно в 12:30-12:40. Итого, на подъем ушло 4 часа. Впрочем, могли бы забраться и быстрее, но цели показывать рекорды скорости не было, главная задача состояла в том чтобы в принципе зайти на вершину.

Озеро Хубсугул

На вершине открылись восхитительные виды на просторы Монголии, на озеро Хубсугул, которое считается младшим братом Байкала. Такое ощущение, что после хребта Мунку-Сардык, горы кончаются, местность резко переходит в степь.

Странное дело, но по мере приближения к вершине, ветер начал ослабевать. На вершине порывы ветра были очень слабыми. Посмотрев вниз, увидел, что наши еще далеко внизу, лишь Жека уверенно приближался к финалу по перилам. Прикинув, что сидеть на вершине придется долго, я одел пуховку прямо поверх штормовки.

Жека на вершине

Решил что сниму на видео всех наших в момент выхода на вершину, но пока фотал окружающие виды и иным образом щелкал клювом, Жека уже оказался тут как тут. В общем его выход на вершину я прозевал.

Пока ждали остальных, Жека совершил небольшое путешествие в Монголию по пологому ребру с широким гребнем.

Победа !

Минут через 40, подтянулся Саня, а вскоре и Таня подошла. Сделали групповое фото, радость !

Таня на вершине

Тем временем на вершину подтянулась куча народу. Собралось наверное человек 15. Создалось некое мимолетное братство горы. Люди угощали друг друга тем что занесли на вершину: чаем, конфетами, шоколадками, зефиром и даже квасом.

Калабахи на вершине Мунку-Сардык

Через некоторое время, на вершину поднялись те самые ребята, что ходили на пик Конституция. Что-то уж совсем тесно пролегали наши маршруты.

С сопредельной территории поднялся монгол. С той стороны подъем очень пологий. Он пришел в каких-то джинсиках, ботиночках и китайской курточке. Рассказал что он пастух и интересовался долго ли идти до позной возле Моста. Наверное это был шпион.

Казалось, что на вершине мы пробыли не более получаса, но судя по фоткам, я наверху проторчал более полутора часов. Уходить не хотелось. На вершине было какое-то светлое состояние души с которым не хотелось расставаться.

Однако народ все прибывал и прибывал и пора было уступать место другим, да и на перилах создалась очередь, пора было валить вниз пока чего доброго не создалась пробка.

Вниз по каменистой полке идти было страшнее, но как-то в обнимку со скалой все мы ее успешно прошли. Дальше путь был простым. Закидываешь тросс за спину, обвиваешь вокруг рук и таким вот дюльфером, почти бегом спускаешься до очередной точки крепления. Каменистый участок преодолели в считаные минуты.

По льду спускаться было медленнее так как надо соблюдать осторожность, но кошки держали на льду уверенно и скорость спуска была неплохой. Жека даже совершил небольшую прогулку на участок открытого льда. Прошелся вверх и вниз, демонстрируя эффективность кошек.

При спуске, я старался держаться подальше от тропы чтобы не мешать тем кто идет наверх, потому что им труднее. К тому же, по ровному фирну и льду спускаться было удобнее, чем по снегу.

На каменистом участке скопилась толпа народу и оттуда полетели камни. Периодически приходилось оборачиваться на крик: «Камень !», транслировать вниз и некоторое время стоять, наблюдая за его скачками, чтобы угадать траекторию и уйти с его пути. Один из таких камней угодил в Таню, но ее спас рюкзак.

Удивительно, но по мере спуска, ветер становился все сильнее и сильнее. В районе памятника, он снова приобрел мощь урагана. Я специально дождался мощного порыва ветра чтобы заснять это безобразие на видео.

По склону вверх прошла группа спасателей. У памятника тоже дежурили спасюки с акьей (сани для спуска вниз пострадавшего). Это всегда происходит во время массовых восхождений на Мунку.

Возле приметного камня мы сняли кошки и почапали вниз по каменистому плато. Жека ушел влево, прыгать по камням, а мне попалась утоптанная тропа по снегу, уходящая чуть вправо. Оказалось что это наиболее короткий и удобный путь к выходу на спуск с плато.

На спуске с плато был накатан в снегу целый жолоб для спуска на заднице. Воспользовавшись им, я за считаные секунды, с ветерком преодолел ту сотню метров, которая так трудно далась мне утром.

Столпотворение на Эхое

На озере Эхой – просто аншлаг. По соседству с нашей палаткой вырос целый лагерь МЧС. Далее – с десяток палаток восходителей.

Было чертовски приятно топать мимо всех этих людей, зная что ты уже был на вершине, а им это все еще предстоит. Так что зависти к тем «у которых вершина еще впереди» не было никакой, наоборот, скорее сочувствие. Народ здоровался, поздравлял с вершиной, спрашивал «как там наверху ?» Конечно, не бог весть какое восхождение, но не скрою, все это доставляло удовольствие.

Вскоре подтянулись все наши. Вчера, перед сном мы решили, что если останутся силы, то после вершины, свернем лагерь и в этот же день уйдем на Стрелку. По возвращении, я было сгоряча начал собираться, но потом накатила усталость. Тоже самое почувствовали все остальные и мы решили, что на Стрелку пойдем завтра как проснемся.

Паломничество на вершину

По озеру еще идет вереница людей на вершину, а мы уже готовим закусь для праздничного ужина. Вечером употребили две разводки за успех. Спать решили до талого, пока не надоест.

На Стрелку пойдем завтра

Итак, на вершину и обратно обернулись за 6 часов. Восхождение технически не сложное, но требует определенной физической и психологической готовности. Сам процесс доставил настоящее удовольствие. Погода была в самый раз. Не холодно, не жарко, а сильный ветер лишь придавал элемент экстрима. Думаю, что в совсем идеальных условиях было бы не так интересно. Вершина оставила желание придти еще раз.

Набор высоты — 900 м. Сброс высоты — 900 м. Высота ночевки — 2600 м.