Идея данного маршрута принадлежала, как я понял Славе Петухину, он мне как-то в электричке озвучил ее еще в конце апреля. Говорил он кажется про три дня, и я сразу вычеркнул это из своего сознания как что-то почти запредельное. А дней за десять до предполагаемого события мне позвонил Женя Рензин, и сделал весьма интересное предложение поучаствовать в данном мероприятии за 4 дня — с 11 по 14 июня. Хамар-Дабан я вообще люблю, район Осиновки-Снежной – особенно, а тут к тому же для меня вообще новые места от Мамая, где я вроде бы ни разу не был. Поэтому даже сомнений не возникло, принципиально я был согласен, нужно было только дела подогнать, да своих попробовать расшевелить. Расшевелилась одна Галя, клюнув на обещание четырех дней неспешного матраса в новой интересной компании. В последствии мне эти слова не раз пришлось выслушать отнюдь не немым укором.

Нитка маршрута очень логичная — по реке Мамай дойти до ее верховий, подняться на перевал Мамай, затем на пик Поляна и по гребню до верховий Осиновки. Там перейти Осиновку и снова поднявшись на гребень, траверсировать пик Нефтяников. Далее классический гребневой маршрут до пер. Байкал, спуск по Граматухе до Селенгинки и выход по народной тропе до Выдрино.

Итак, 10 июня вечером двенадцать человек- авторов и любителей "Природы Байкала", а так же небольшое лохматое существо по имени Максик, на трех автомобилях загружаемся и едем до Мамая. Участники: неформальный руководитель Слава Петухин с Наташей, Петя, Андрей, Дима, Женя Рензин – руководитель по раскладке, и по-моему, главное связующее звено, Лена (Hasti), Даша (Zooly), Галя, Саша (AlexGreen), Саша (Mustafa), а так же автор этих строк (Sergey V).

Слава

Саша (AlexGreen)
Саша (Mustafa)
автор (Sergey V)

Доехали, увезли большую часть участников с вещами до большой поляны, вернулись до трассы, отогнали средства быстрого передвижения назад в Выдрино, вернулись на местном такси до сворота на Мамай, и в 12 ночи все участники уже в сборе в лагере из 4 палаток. Приняли за знакомство (я до этого хоть как-то был знаком только с тремя участниками). Легкий ужин и часть команды отправилась немного поспать. Другая часть, кажется сделала это попозже.
Пристанище фрирайдеров простаивает

Первое утро, как и все последующие выдалось замечательно ярким.
Солнце, свежая зелень, благоухание трав и цветов. В начале девятого мы уже выходим. Идется по хорошей дороге очень легко, пологий подъем и через 1.5 часа мы у кунга, пристанища фрирайдеров. Теперь мне понятно, отчего они сюда так стремятся. Где еще на Хамар-Дабане меньше чем за два часа пологого подъема можно дойти до катательных склонов? Вокруг уже вполне горы, широкая долина.
Пасемся по полям черемши
Может конечно это от новизны ощущений, но такое чувство, что красивей мест на Хамар-Дабане нет. Немного погодя останавливаемся у ручья, легкий перекус, сбор черемши, Галя мне категорически не рекомендует ее употреблять, опасаясь странных запахов.

Поднимаемся дальше, наконец первая небольшая ступенька покруче. Слава уходит вперед, фотографирует. Мы немного растягиваемся, усугубившие вечером предпочитают не спешить. Проходим мимо микро-озер, фотографируем минут 20. Еще чуть-чуть – и мы на перевале Мамай. Ура, обед! И всего лишь полдень. Темп взят неплохой. Поскольку завтрак для меня получился довольно легкий, и я уже давно мечтал о большой тарелке чего-то существенного. Вообще заметил, что значительная часть участников весьма неприхотлива к пище, по крайней мере к ее количеству. Я себя к таким не отношу.

Микроозера перед пер. Мамай
Hasti, ну покажи личико ..
Первый водопой
Микроозера под пер. Мамай

Варим, поглощаем приготовленное, отдыхаем, часа два расслабухи. Даа, так бы я много мог ходить, посетила меня мысль. Но я ее не стал озвучивать, чтоб не расхолаживать заряженную Галю.

Ну что ж, все хорошее когда-то заканчивается, отрываем потяжелевшие тушки от земли, грузим сверху рюкзаки и выдвигаемся. Проходит всего-то минут 20 и подходим к шикарному озеру, от которого вверх уже довольно крутой и продолжительный взлет на гребень. В озеро сползает громадный язык снежника. Красота, прохлада этого места, изумрудная чистейшая вода не дают пройти мимо. Я тут же раздеваюсь и ныряю в охлаждающую жидкость. Радостный крик вырывается наружу, и вскоре воздух начинает снова поступать в грудную клетку. Выползаю на снег, гуляю по нему босиком. Вот это кайф! Вот это контрасты! Сверху печет солнце, все тело разогрето под рюкзаком, но прохладная вода и чуть более холодный снег не дают засохнуть и погибнуть. Еще ряд участников не могли не соблазниться и попрыгали в воду. Некоторые даже по два раза. Эхх, ну и матрас, даже не думал, что может быть так все приятно и легко.

Природный бассейн
Куда в обуви то, в бассейн?
Прощальный взгляд на купальное озеро

Подъем от купального озера к п. Поляна

Наконец пора и пройтись в горку. Выхожу одним из последних. Ползем по снегу круто вверх. Где-то на середине подъема все уходят вправо, что бы подъем был поположе видимо.
Пути разошлись
Одна Наташа наоборот срезает влево, там круче, но это почти прямая к пику Поляна. Пыхтим вдвоем, круто. Вылезаем на гребень и хоть Петю мы и не догнали, остальных «обставили». Сижу, пытаюсь отдышаться. В это время все подтягиваются. Немного я выгадал. Но это все мелочи, главное мы видим через широкую долину Осиновки — немного впереди по ходу возвышается громада пика Нефтяников. Кроме того, виден практически весь наш путь на ближайшие полтора дня. Еще немного и взбираемся на пик Поляна, 1746 м. Набрали от озера более 400 м высоты, без остановок, бодренько так.
На п. Поляна
Достаем припасенные цитрусовые, рюкзаки становятся легче, а сил должно быть больше. Жадно поглощаем дольки. Слава говорит, что отсюда уже недалеко до места первой ночевки, пару раз спуститься-подняться по гребню. Ха, фигня какая.. Время – начало пятого, еще можно гарцевать часов пять. Выдвигаемся. На гребне почему то нет ожидаемой прохлады от ветерка. Солнце припекает, а движение постоянно вверх-вниз я бы не сказал, что оказалось сильно простым. И силы начинают таять как-то очень быстро. Может от жары, может от жажды, может от слишком резвых спуртов до обеда. Спускаемся-поднимаемся. Засыхаем, враз у всех заканчивается запас воды. Приваливаемся, топим снег на горелке.
Перед нами через Осиновку — Нефтяник и руч. Водопадный
Наверно около часа. Вливаю в себя порцию за порцией раствора «Зуки», облегчение очень незначительное. Пить приятно, а толку мало. Дальше у меня уже ощущение, что я ползу а не иду. Держусь почти в конце состава. Рюкзак придавливает к земле, что бы перешагнуть через камень или ветку стланика приходится делать усилие над собой.

Тут замечаем далеко через широкий цирк слева по ходу движения двоих мишек — видимо мамаша с довольно крупным уже медвежонком. До них наверно с километр, а может и побольше. Лазят там чего-то по крутому кулуару. Вылезают на снег, ложатся охлаждать набитые всякой ботвой животы. Пялимся в бинокль, а они нас не видят. Таким образом, мы немного отвлеклись от процесса передвижения, передохнули и двинулись дальше. Подходим к узкому участку гребня. Почти все, кроме Даши и Саши уже впереди. Мы с Галей решаем обходить траверсом слева. Склон крутой, трава, идти неудобно. Упираюсь палками, страхую себя, ползу.. Выходим на снег, тут уже проще но дальше длинный затяжной подъем. Галя уходит в отрыв, я из последних сил уже иду, отстаю, но взбираюсь. Наверху сидят Галя и Женя. Остальные только что двинулись дальше. Сижу, отдышиваюсь, вот блин матрас.. ждем минут 15-20, подходит Даша. Парой коротких слов она выплескивает свои эмоции, видимо по поводу жаркой погоды и просит коротко – «Пить есть?» Еще есть. Через полминуты – «Поесть есть?» О, много есть.. Смотрю вперед. Ура!! Народ прямо на гребне разбивает лагерь. Первый ходовой день подходит к концу. Отстал только Саша (Аlex), он чувствует себя не очень хорошо. Еще минут через 20-30 подходит и он.
Место первой ночевки

Место ночевки живописное. Слева по ходу глубокий цирк с еще не растаявшим озером. Спускаться туда нет смысла – круто, далековато, солнца нет и явно прохладно, да и завтра выбираться назад, терять время и силы. Тут на верху тепло, дрова, вода из снега. С водой правда что-то непонятное. Вкус у нее странный.
Нефтяник на закате
То ли состав снега неправильный какой-то, то ли с котлами проблемы... Внизу справа поблескивает Осиновка, а через долину, уже немного позади – пик Нефтяников. Освещение только не очень удачное для его съемки. Спрашиваю у Славы, как у нас с выполнением плана? «План выполнен, правда какой ценой», кивая в сторону только подходящего Саши. Ставим палатки, кто на снег, кто на землю. Достаю из рюкзака и втыкаю в снег пару бутылок пива, не собирался их тащить сюда конечно, но вечером не выпились, не пропадать же добру. Хотя пару раз грешным делом мысль приходила, а не выкинуть ли их.. Народ радостными возгласами приветствует это событие. Не стали отказываться даже те, кто до сих пор пиво даже не нюхал. Отказался только не очень здоровый Саша, сказав что это вредно для здоровья, я спорить не стал. Ужин, чуть-чуть перцовки за первый день, и в этот вечер мы не засиживались, по палаткам расползлись довольно быстро. Ночь была очень теплая. Галя не жаловалась на холод, лежала как прибитая тихо-тихо, даже не поговорила перед сном.

Рассвет (которого я впрочем не видел), подъем около 7, завтрак и выходим уже в начале девятого. Небольшой пологий подъем по гребню, заканчивающийся пролезанием через стланик, и довольно крутым участком на верху. Еще немного вниз, и – впереди узкий, весь в стланике и каких-то зубах участок гребня. Принято решение валить вниз к Осиновке. Ну и хорошо, я точно не против.

Спускаемся, теряем метров 500 высоты. Проходим при этом через обалденные цветочные поля. Первый ручей после топленого снега – напиток богов. Вода кажется сладкой. А может и не кажется, а такая и есть. В 10-00 подходим к Осиновке. Это верховья, речка уже не такая как внизу, но еще вполне может доставить проблемы при переправе. К счастью, перед нами замечательный мост, который построился благодаря сошедшей мощной лавине, накрывшей реку примерно двухметровым панцирем.

В результате короткого совета Саша, Даша а так же примкнувший к ним Максик решают в этой точке съехать с маршрута по причине плохого самочувствия. По ребятам я бы этого не сказал. Может быть они старались не подавать виду, а вот Максик действительно выглядел очень грустным. Саша потом сказал,что пес отказывался принимать пищу два дня, и только на третий немного ожил.

Я перехожу Осиновку обратно, там небольшая заводь, плюхаюсь в нее, остываю. Потом достаю камеру, начинаю снимать реку, ныряющую под нависающую толщу сошедшей лавины. Боковым зрением замечаю купающихся выше по течению за здоровенным камнем каких-то девчонок. Как человек воспитанный, особо не пялюсь на них, да и зрение не очень позволяет, и даже ни разу не фотографирую.

Долго отдыхаем, ополаскиваемся в реке, фотографируем. Делимся вещами, спиртом и продуктами с ребятами, отдаю им свою двухместку, получаю взамен порцию каши, рюкзак чуть не подлетает вверх. После того как закончилось пиво, перцовка, 1.2 кг риса и ушла палатка, кажется, я снова полон сил. Расстаемся. Немного грустно, Саша обещает наловить ведро рыбы в Осиновке, это хорошая перспектива, с надеждой на лучшее расходимся. Мы лезем снова вверх. Нам за сегодня еще нужно набрать более километра высоты. Перевалить через п. Нефтяников (2175), спуститься к пер. Медвежий и от него к большому озеру в цирке. Вроде много всего, но впереди почти весь день, еще нет и 12.

Влезаем на плоскотину с лесом, на большой заснеженной поляне – свежие мишкины следы. Проходим еще вперед и в слегка заболоченном цирке встаем на обед. Есть невысокие деревья, тень от них, ручьи. Хорошо. Часа 2.5 обед, отдых, даже с дремотой немного. Женю растолкали с трудом и только посредством Гали. Наконец, по команде вяло поднимаемся и начинается самый длинный по продолжительности и высоте подъем.
Пик все ближе, но идти еще не один час
Сначала на гребень, потом по нему постепенно к пику Нефтяников. Мы его наблюдаем на протяжении 2/3 всего похода, это вам не на какой-нибудь Мунку-Сардык наткнуться из-за угла.

От обеда и до 20-00 мы медленно, с частыми остановками приближаемся к пику. Теперь я уже понял, что это система – до обеда идем очень резво, остановок немного, и устаем не особо, после обеда сил становится меньше, лень, слабость, жажда.. Бредем по гребню. Запомнилось место, где снежник лежит на прогреваемых солнцем камнях и «плачет» стекающими струйками. Останавливаемся, пьем, пополняем запасы, двигаем дальше. Надо сказать, шли довольно плотно, иногда только Петя и Дима вырываются вперед. Слава не торопится, даже если окажется первым, останавливается, много фотографирует, ждет нас отстающих. Женя на всех более сложных технически участках тоже норовит убежать, но потом типа одумывается. Перед пиком участок покруче, кое-где приходится придерживаться руками, палочки сворачиваются.
По гребню перед самым пиком
Последние метры перед пиком
И наконец в 20-00 мы все на вершине!
На Нефтянике
С п. Нефтяников назад — гребень, который прошли
Ощущение — офигеть! Кажется, вырастают крылья за спиной. Ну вот и все, думается мне, самое трудное — позади. Галя вслед за мной заползает, высота ее пригибает к земле. Сидит тихо. Подальше от края, за которым очень крутой склон обрывисто уходит метров на 500 вниз. Есть связь БВК, звоним, радостно сообщаем новости о нас родимых. Фото в разные стороны в лучах уже довольно низкого солнца, смотрим на замерзшее озеро, оно не совсем близко и к нему еще не понятно как подойти, там участок довольно неприятного даже издалека гребня.
С перевала Медвежий. Большое озеро, до которого вечером не дошли.
Спускаемся по гребешку до перевала и с него сначала просто вниз, потом траверсом по склону и до гребня. Солнце скрывается за вершиной, становится прохладно. Силы меня уже покидают, а тут начался стланик, он цепляется, не дает двигаться вперед. Галя попадает в его сети, бьет "крыльями", размахивая палочками, и начинает на меня наезжать. Припоминает обещанные 4 дня «матраса», проходится по ребятам , «которым, конечно все только в кайф, чем труднее тем интереснее, а я вообще никакая, и больная к тому же — температура у меня». Хорошо, что рядом никого. Выдерживаю паузу, предлагаю помолчать и высказать все когда уже остановимся в более удобном месте. Становится даже полегче, пар выпущен, я понимаю, что не мне одному плохо и к тому же начинаем спускаться вниз, чтобы обойти надоевший всем гребень. Сваливаемся в сумерках в цирк с небольшим замерзшим озером, болотцем и ручьями, чуть выше – водопадик. Встаем на ночевку, позади п. Нефтяников и пер. Медвежий. Время 22-30. Прохладно, дует весьма ощутимый ветер. Я после кратковременной ванны почти час не могу согреться. Немножко развели, хотя даже не хотелось, как-то угрюмо поужинали. Слава правда успокоил, сказав что второй день он и есть второй — и всегда самый тяжелый. Это дало нам надежду, что завтра все будет легче. Только Наташа припомнила какие-то затруднения, несколько лет назад встреченные ею на этом участке. Я не придал значения ее словам, а Галя запомнила хорошо. С этим и засыпаем, три почти трупа в Жениной трехместке. Впрочем, у Жени может быть другое мнение..

Проснувшись, выслушал жалобы нашей вчерашней «больной» на холод по ночам и каких-то никаких мужиков. Ладно, мы это запомним хорошенько.

Обнаруживаю, что ноги, то есть ступни какие-то совсем больные. Припомнил собак, которые «босиком» совсем сбивают лапы, и потом вообще не ходят. Как-то становится не по себе. Остальные боли по всему телу постепенно проходят через 10 минут после начала движения и возвращаются так же скоро после его прекращения. Наблюдаю за другими участниками – у кого-то по полноги залеплено пластырем, кто-то вообще стер почти половину поверхностей. Ладно, тихо молчу, мне значит грех жаловаться. Третий день. Идется вообще то легче уже. Взлетаем вверх к большому озеру, которое есть на всех картах за пиком. Озеро замерзшее еще, и не очень уютное. Хорошо, что мы не дошли до него вчера.

Поднимаемся на гребень.
Вид с гребня назад — пимпочка над озером
Все это от стоянки заняло 30 минут. И видим впереди что-то уже особенное на гребне, это уже скалы.
Гребень, который обошли слева траверсом
Петя и Слава идут на разведку, мы смотрим, ждем. Видим, что они как бы замешкались, стали уходить влево. Не помню, кто первый, но двинулись и мы, сразу обходя гребень слева. Это был один из самых трудных участков. Крутизна склона около 45 гр судя по фотографиям. Мои боты вроде держат, но без должного опыта я чувствую себя неуверенно от этого передвижение в раскоряченном виде, вгрызаясь где надо и не надо палками. Примерно так же поначалу и Галя. Ей немного помогает Женя, «придерживая в необходимых местах», потом на минутку отвлекается, чтоб помочь Лене, а в это время Галя чешет по склону уже самостоятельно, только пятки сверкают. Я ее догоняю минут через 20, уже вылезая обратно на гребень. Тем временем Лена в своих видавших виды «обутках» эпизодически скользит по склону, тихо приговаривая «ой, мама!». Женя к счастью рядом, подстраховывает ее. Обход в общем-то небольшого участка гребня занял полтора часа. Тем временем нам навстречу очень резво по верху прошла группа, кажется ангарчан. Они немного поперекрикивались с Петей и Славой насчет дальнейшего нашего пути. Рекомендовали обходить следующую, вскоре предстоящую нам "задницу" справа по ходу.

Переваливаем через гребень, небольшой спуск по снежнику по следам встреченной нами группы и дальше еще ниже.
Поскольку я иду в конце, то отсутствую в момент принятия решения, и подчас мне не очень понятны мотивы, по которым мы пошли именно этим путем. В данном случае, мы стали спускаться в широкий и глубокий цирк, обходя гребень слева, а не справа. Спустившись примерно наполовину, мы обнаружили, что далее внизу – почти сплошные сбросы. Петя, Слава, Женя, Наташа и Саша расходятся в разные стороны и пытаются найти хоть какой-то вариант дальнейшего спуска. Если его не будет.. даже не хочется думать о том, что придется снова подниматься наверх и искать другой вариант обхода. Мы остальные пассивно сидим и ждем своей участи. Слава и Петя ничего не находят, это уже видно. Наташа скрывается в густых зарослях стланика, густо поросшего на крутом, местами скальном склоне. Женя эпизодически ныряет в эту же гущу, выныривая неожиданно в других местах. Наконец он нам радостно машет, указывая, что Наташе удалость пройти вниз! Идем за ними. Цепляясь за ветки как обезьяны пробираемся вниз, наконец вылазим из стланика, тут некоторые сложности – нужно спуститься по крутому каменистому склону с помощью рук. Женя и Дима помогают, подсказывают где поставить ногу, где перехватиться. Все, мы спустились, ура! Это был наверно ключевой момент всего маршрута. Наташа, можно сказать наш спаситель!

Где-то здесь очень хочется спуститься
По пути, проложенному Наташей
Неприятная ступенька теперь позади

Дальше полого вниз, выходим на ручей, вдоль него еще идем минут 15 и подходим к уютному озеру, отгороженному небольшим пупырем. Для чего этот пупырь стало понятно очень скоро. Сначала мужская часть команды пошла неспешно окунуться в озеро, смыть с себя усталость и пот, пролитый на самом трудном участке.
Озеро за пупырем
Не прошло и 15 минут, как из-за пупыря появились наши девушки, не дав возможности всем нам хоть немного одеться. Улепетываем, получая строгое указание не пытаться подглядывать и устраивать фотосессию на озере.

Обед, отдых, блаженство. Как обычно, обед растягивается. Некоторые успеваю вздремнуть.
После обеда
По небу ползают тучки, из них перед самым нашим выходом даже капают 3-4 крупные капли.

Нам предстоит вернуться на гребень. Полные сил, мы проделываем это довольно быстро, не дойдя до верха совсем немного. Тут Слава смотрит на ГПС и говорит – в 270 метрах от нас – озеро! Это слово уже как заклинание, как магнит, какие могут быть разговоры, конечно к нему, еще попить и может окунуться. Переваливаем через пологий отрог и вот оно, озеро прямо под нами. Но немного ближе шевелится на склоне мишка. Ходит по склону, выбирается на снег и начинает балдеть, не обращая внимания на нас. Переворачивается, задирает лапы кверху, катается на спине. Мы наблюдаем за ним в бинокль, фотографируем, хотя далековато, метров 150. Вниз идти никто не рискует, ползем наверх, на гребень, по дуге обходя мишку и озеро. Где-то поравнявшись с ним, я нечаянно спускаю небольшой камень, мишка замечает нас, и удирает к озеру и дальше вниз. Теперь он был гораздо ближе к нам, Слава успевает его щелкнуть раза 3 на длинном конце своего телевика.

Позабавившись, вылезаем наверх, проходим еще немного вперед и видим перевал Байкал уже совсем близко. Нужно перевалить через одну горку в гребне и все. Отдыхаем на ручье. Отпиваемся как можем. Снова короткий подъем – далеко внизу в дымке и в тени два темных изумрудных пятна – Соболя и из них белой кипящей ленточкой вытекает Селенгинка. Высоко же мы забрались! На верхушке перед перевалом – триангулятор. Собираемся около и частично на нем, устраиваем фотосессию. С трудом удается собрать народ для группового фото. Звоним домой, и начинаем спускаться. Внизу красивейший, освещенный ярким вечерним солнцем цирк, весь в ручьях, цветах, местами поросший лесом. Просто курорт какой-то. Все есть рядом, и еще совсем не поздно. Еще нет и 9 вечера, а мы начинаем устраиваться тут жить.

Пик Нефтяник, прощальный взгляд
На перевале Байкал
Цирк под перевалом Байкал
Место праздничного ужина и последней ночевки

Готовимся к праздничному ужину. Гребневая часть маршрута закончена. От Жени поступает очень правильное предложение, не ждать когда все сварится, а развести и немного пригубить пока в котлах идет неспешный процесс закипания и набухания. С радостью поддерживаю его. Оттопанные за три дня ступни ног требуют уже общей анестезии, изнывающее от усталости тело – расслабления, а душе нужен простор и легкость. Дружно разливаем, праздник начался. Выпиваем и за горы, и за стойких и стройных девушек, и конечно за человека-сайта Славу. Хорошо.. Благодаря покинувшему нас на Осиновке Саше запасы не кончаются. Сегодня кажется можно «нарушить режим», осталось то идти всего-ничего. Спуститься быстренько до стрелки Снежной и Селенгинки, а там почти по асфальту 3-4 часа до Выдрино.

Последнее наше утро. Пробуждение с легким головокружением, вылезаю из палатки. По травке уже ползает Лена, ей то чего не спиться? Голодная тоже, поди.. Мы получились дежурными. После праздника руки не слишком слушаются, выливаю один, почти вскипевший котелок на траву. Не беда. Народ потихоньку просыпается и вылазит наружу. Этот завтрак проходит неспеша впервые за все время. Так же медленно собираемся. Ну все как будто говорит – «Финиш, мы почти уже пришли!». Выходим около 10.

Спуск по одному из истоков Грамотухи поначалу получается не очень легким, то вода в подболоченных плоскотинах, то довольно крутые спуски, да еще по пути обалденные по красоте безымянные водопады, метров по 30. Потоки воды разбиваются на десятки и сотни струек, уходить не хочется от этой красоты. Выходим на пологий участок, топаем все время по левому берегу. Начинается лес, а с ним и слабая тропа, которая то появляется, то исчезает. Остановки довольно частые, кажется что спешить особо некуда. А время идет, и водопада все нет. Наконец река входит в каньон, и тропа начинает вести себя странно. Она то забирает круто вверх, и приходится даже держаться кое-где руками, то резко падает вниз к бурлящей реке. Так раза 2-3, и вот и Грохотун. Мы его уже устали ждать. Встаем прямо под водопадом. Фотосессия минут на 20. Андрюха устраивает заплыв в природном джакузи. Вода кстати не такая и холодная, это не высокогорные озера со снегом и льдом. Слава влезает на скользкое бревно, фиксирует себя палочками и покачиваясь в воздухе снимает водопад. А мне он почему то почти безразличен, может потому что был тут уже пару лет назад, может после прошлогоднего Чарующего, но в общем Грохотун не впечатляет. Пересиливаю себя, делаю 3-4 кадра, с таким настроем ничего хорошего не может получиться.

Грохотун

Отходим от водопада метров 50, и .. тропа заканчивается, слева прижим, мостика нет. Говорят, раньше было бревно, но видимо смыло. Нужно бродить. Ничего страшного конечно, просто мокро и прохладно, не все это любят. Галя дольше всех страдает выбором, как все это лучше преодолеть. Брод нам чуть выше чем по-колено, ей соответственно… Предлагаю Гале снимать как все брюки. «Ни за что!». Засучивает штаны, ниже колена. Стоит, еще мнется с минуту. Наблюдает, как все один за другим, спокойно раздевшись переходят на другой берег.
Бродим Грамотуху
Наконец решается, снимает лишний в данном случае предмет одежды, стоит, типа позирует. Кто-то успевает заснять. «А может ты меня перенесешь?», спрашивает Галя? Я не против. Перенес свой рюкзак, вернулся, и не успел отогреть ноги, как Галя забралась сверху. Шераборется что-то там почти на шее, да еще и язык бесперебойно работает. Короче я чуть не навернулся в реку. Галя это поняла и сползла пониже, прошу ее успокоиться, и мы благополучно переходим Грамотуху. Слазит. Стою. Высказываю мысль вслух – «Галя, а ты штаны то зачем снимала?» Все хохочут. Для фотосессии конечно.

Одеваемся, обуваемся, идем дальше и через 50 метров – то же самое, Прижим справа, вроде есть обход по весьма крутому склону с элементами лазания. Слава забирается наверх, за ним еще примерно половина участников. Остальные снова бродят, примерно теми же способами. Все трудности наконец позади. Выходим уже на народную тропу и чешем до стрелки. Вот и здоровая поляна, на ней сидит народ, так же люди ходят туда-сюда. Как-то дико даже по началу. Мы отвыкли от чужих. Уже довольно поздно, 15-30 примерно. Купаемся, варим обед, стараемся побыстрее «заправиться». Но небольшой отдых нужен – натопались с утра прилично уже. Хорошо хоть все происходит в лесу, не жарко. Примерно в 17-20 выходим. Я очень не люблю ездить в темноте, поэтому прикидываю, что нужно поторапливаться. Выхожу вперед, позади– Галя. Сразу стараюсь идти в хорошем темпе, но Галя на пятки наступает, попадает под "стреляющие" ветки, я прибавляю, она не отстает. Еще прибавляю, оборачиваюсь – так нормально, летит метрах в 10 за мной, хоть под ветки не попадает. Тропа – супер, автобан, только с какими-то нелогичными поворотами иногда, типа чтоб не скучно было, аж заносит иногда. Минут через 10 оглядываюсь, Галя тут, а остальные – потерялись где-то. Стоим ждем, собираемся все вместе. Народ слегка ропщет – куда бегом то? Думаю про себя – а как я за вами по косогорам корячился? Ладно, потопали дальше. После 2/3 дистанции очередной перекур на 10 минут. Вперед выходит Слава, скорость ничуть не меньше. Это такой эффект – если кто-то висит на хвосте, невольно прибавляешь ходу. Выходим на еще лесную, но дорогу. Останавливаюсь, переобуваюсь в легкие кроссовки. Кажется взлетаю, и через полчаса в 21-10 мы с Галей первыми почти подбегаем к домику на краю Выдрино, у которого сидят Саша и Даша. Радость встречи, обнимаемся, делимся впечатлениями. Тут же подходят и остальные. Все, по машинам и домой. «Матрас» закончен. За спиной всю дорогу жужжит Галя, не давая уснуть в первую очередь мне за рулем, но попутно мучаются и Женя с Дашей. Ближе к Иркутску Галя, кажется уговаривает Женю встать зимой на лыжи, по крайней мере он уже не сопротивляется этому предложению.

Итак, пройден весьма разнообразный, очень красивый, средний по продолжительности маршрут. Оптимально по времени года — не возникают проблемы с водой, на гребне полно снежников, уже не затрудняющих движения. Это уже явно не ПВД, но на четыре дня — в самый раз. Очень повезло с погодой, четыре дня на Хамар-Дабане вообще без дождя — редкость по-моему. Лично мне вся эта затея очень понравилась, прежде всего — уникальной возможностью сразу познакомиться с таким количеством интересных людей, причем многие из них известны по Природе Байкала. Как ни странно, люди с довольно выраженными лидерскими качествами вполне сумели уживаться эти 4 дня, по умолчанию видимо принимая руководство Славы. Все прошло очень гладко и какие-то технические трудности сейчас вообще воспринимаются как мелочи. Я бы с удовольствием повторил еще что-то подобное.

В тексте использованы фото Вячеслава Петухина, Петра Королькова, Дмитрия Котова, Андрея Фролова и автора.

Sergey V

ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все
Юрий ВласовЖень ! Побольше бы таких людей как ты ! Вот честное слово ! :)

Мне тоже нравиться учить людей, но у меня вот есть мечта и есть некоторый жизненный план. Ну в смысле не то чтобы жизненный, но план отдыха в горах :) И вот с некоторого момента участника очень сложно натаскать с нуля.

Ну я это к чему. Разные бывают в жизни ситуации, а клуб это дело нивелирует.
11.07.2009, 01:38:45 |
SoG

Евгений Рензин:  У нас в Саянах есть один попсовый маршрут Ниловка-Шумак-Аршан. Классическая единичка. Раньше "плановики", насколько мне известно, ходили его за десять дней. А в прошлом году Ильдар прошел его за 48 часов и несколько минут.//

Небольшое уточнение, если позволите.
От старта до финиша — за сорок четыре с половиной часа.
13.07.2009, 14:00:04 |

Ильдар Г.: ...за сорок четыре с половиной часа.

Извини, Ильдар, почему-то мне казалось, что ты не уложился в какой-то срок. До тебя-то за двое суток никто не ходил, вот и отложилось у меня, что за 48 часов с минутами.
13.07.2009, 22:55:31 |
Владимир Зоринhasti

Вот встречнные ангарчане - те ребята молодцы!!! Явно бегали спортивно

С тем, что мы молодцы спорить глупо :) , но у нас как раз был "классический" ПВД, мы шли три "выходных" дня по маршруту р.Снежная-р.Грамотуха-пер.Байкал-п.Нефтяник-р.Осиновка. Там, где мы с вами разминулись, по гребню пройти было намного проще и быстрей. Просто вы заложили слишком низкий траверс, поднимаясь от озера, и на вас произвел впечатление вид сбросов снизу-сбоку. Вам можно было подняться чуть выше по пологому плечу пупыря до выхода на сам гребень, а затем идти прямо по нему или обходя самые "заковыристые" препятствия небольшими траверсами.
14.07.2009, 09:38:08 |

Евгений Рензин: Извини, Ильдар, почему-то мне казалось, что ты не уложился в какой-то срок.

Освежил память. Ильдар не уложился в 24 часа, чтобы пройти от Аршана до Шумакских источников. Это расстояние он покрыл за 24 часа 30 мин!
14.07.2009, 13:35:55 |
ArtemНаконец-то добрался прочитать рассказ. Супер! И фоты супер!
17.10.2009, 21:23:24 |
vika pogozevaОЧЕНЪ
КРАСИВО ТОЛЪ
КО О ВЫДРИНО МАЛО ФОТОГРАФИЙ СПАСИБО,
28.11.2009, 06:24:38 |
Вячеслав ПетухинВ преддверии годовщины добавил две фотографии, на которых виден маршрут.
Гребень Поляны

Гребень Нефтяника
22.05.2010, 23:54:19 |
Александр Тарановскийhttps://www.irk.ru/news/20170312/avalanche/
Вчера на Мамае сошла лавина. Под лавину попала группа из четырех человек. 3 француза и один Иркутянин. Один француз погиб.
13.03.2017, 15:24:51 |
Светлана БогородскаяПрочитала отчет с большим удовольствием!

Александр Тарановский: Вчера на Мамае сошла лавина.

А попавших под лавину жаль — еще одна рулетка :(
14.03.2017, 12:56:18 |
Alisaэх, а меня тогда не взяли, сказали, что я слишком медленная, ну хоть почитать и посмотреть, как это было...
10.12.2017, 11:28:39 |
Константин Суханов

Достаю из рюкзака и втыкаю в снег пару бутылок пива... пару раз грешным делом мысль приходила, а не выкинуть ли их..