Утром, даже немногим ранее намеченных 8 утра отъезжаем от моего дома. Радуюсь, что закончилась недавняя серьёзная непогода. Быстро мелькают знакомые места. Вот уже и гряда Тункинских Гольцов выступает над облаками, окутавшими склоны белым шарфом.

Большая вода на Иркуте
После Турана романтическое настроение сменяется тревожным – дорога приближается к Иркуту, а последний выглядит достаточно зловеще: белёсая вода ревёт, отбивая всякое желание переправляться на другой берег. У меня же самое начало маршрута – брод через исток Иркута. Попытки проэкстраполировать, сколько же из этого ревущего потока течёт с Ильчира, приводит к слишком большому разбросу.

Вот и пост на Белом Иркуте. Здесь мы обедаем (вкусно). При этом Андрей дышит свежим воздухом снаружи, я же ем внутри – подозреваю, что на улице у меня ещё достаточно трапез будет. В закусочной наблюдаю телефон-автомат с указанием ближайшего места продажи карточек: с. Орлик. Вспоминая, как в апреле мы точно также не могли позвонить с Ниловой Пустыни, думаю, что как-нибудь надо всё-таки подобную карточку купить будет, благо сейчас подобные телефоны почти во всех населённых пунктах поставили.
В точке высадки на фоне Ильчира
Вид с дороги на перевал Толта Речной

После обеда становится ясно, что весь мутный поток шёл с Белого Иркута, что радует. Но вода всё равно высока и проблема брода продолжает волновать. Реально Иркут стал смотреться привлекательным для перехода только на последних двух километрах – выше устья Толты. На подъезде к Ильчиру выясняется, что нормальной дороги вниз нет и к моему маршруту добавляется километр от автодороги до Иркута.

Брод в истоке Иркута
Вершины, присыпанные свежим снегом
Первый взгляд на Тунку-Нур
Меандрирующий приток Тунку-Нура

Контрольный снимок при высадке – и в путь. Как выяснилось позже, самым сложным для меня в психологическом плане в этом походе было уходить. Вот я оглядываюсь и вижу машину Андрея – можно ещё вернуться, вот его машины уже нет, но по дороге пылит грузовик… В общем, пока дорога не скрылась за горой, щемило в груди. А затем – как отрезало. Никакого психологического дискомфорта. Только с Шумака было снова тяжело уходить. Но не будем забегать вперёд.

На берегу Тунку-Нура
Рыбацкое зимовьё
Спустившись по кочковатому склону к зимнику, пересекающему Чёрный Иркут, я снял носки, вытащил стельки, и перешёл его без проблем (глубина чуть выше колена оказалось). За весь поход это был самый глубокий брод. От Чёрного Иркута – небольшой пологий подъём – и вот передо мной озеро Тунку-Нур. Спускаюсь к нему, перехожу меандрирующую речку – и я на берегу. Обалденно красиво. Конечно, впереди ещё много озёр, но это – первое, да и самое большое на пути. Вокруг не столько горы, сколько округлые холмы, присыпанные недавним снегом. Впереди – мой первый перевал. Чтобы не топать вокруг по болотистой долине Толты, я срезаю петлю через небольшой перевал, подъём на который начинается от южной оконечности оз. Тунку-Нур. Видно его отлично было ещё от самой дороги. Названия он не имеет, так что я условно называл его Толта Речной.

Озеро Тунку-Нур условно можно поделить на 2 части: северная, к которой я вышел, лежит среди плоских сырых берегов, южная же вклинивается в небольшой хребет. Двигаясь к южному краю, встречаю рыбацкий домик. В его районе много обрывков сетей, сани. Зимник доводит меня до начала сужения озера, после чего колеи уходят под воду и теряются. Вот и первый подъём. Набор высоты небольшой – всего 200 м, но рюкзак ещё полон, да и в ритм я не втянулся.

Перевал Толта Речной
Перевал Толта Речной вблизи
Прощальный взгляд на автодорогу
Озёра под перевалом Толта Речной

Забравшись наверх, выясняю удивительную вещь: карта (сотка) нагло врёт. Согласно ей, после небольшого бессточного озера должно быть второе, побольше, из которого вытекает приток Толты, т.е. водораздел должен быть в районе маленького озера. Оно действительно оказалось бессточным (вода просачивается из него в Тунку-Нур сквозь камни), зато в него впадает ручей из второго озера, из которого в саму Толту ничего не вытекает. Водораздел же оказывается за вторым, более южным озером.
1/2
Вид с перевала Толта Речной

Подивившись таким расхождениям действительности и картографического материала, я наконец-то поднимаюсь на настоящий водораздел (плоский как блин) и наслаждаюсь открывающимся перед собой видом долины Толты до самого озера Толта. Слева от меня – не менее плоский водораздел с р. Эхе-Сарам, куда уходит очередной зимник, пришедший с низовий Толты. Справа впереди – Тункинские Белки, переходящие как раз где-то в районе оз. Толта в Тункинские Гольцы. Впереди перед озером на отметке 2070 замечаю небольшой выступ, поросший лиственницами. Его и выбираю в качестве места ночёвки. Спускаюсь в долину и кочковатым склоном дохожу до этого выступа. В 10 метрах над рекой – кострище. Остатков стоянки не видно, но я ставлю палатку прямо на карликовую берёзку, обеспечивая себе мягкое и сухое ложе.

Несмотря на общую заболоченность долины, само русло Толты каменистое, вода приятно журчит по перекатам. Забравшись на самый верх выступа, замечаю 4 рыбаков на лошадях на берегу озера. Ближе к ночи они ушли, перевалив в долину Тумелика, откуда судя по всему есть конная тропа до Хойто-Гола. На ужин опробую монгольскую тушёнку. Рекомендую всем! Лучше Улан-Удэнской, причём упакована не в банку, а в фольгу, что облегчает вес. Единственный недостаток – в условиях хранения максимальная температура указана всего 8 градусов.

Издалека-долго течёт река Толта
Первая ночёвка
Вид в верховья Толты

Погода неустойчивая. Ветер иногда приносит капли дождя. В 9 вечера загружаюсь в палатку и спокойно засыпаю.