Незадолго до полуночи ветер ослаб. После этого налетел шквал с грозой. Моментально сломалась дуга у палатки и угол залился водой. Я быстро вылез из спальника, закинул его в полиэтиленовый мешок и стал держать то что осталось от палаточной конструкции. Ветер завывал просто бешено, вокруг яростно сверкали молнии. Я же, вкупе ко всему, не мог найти фонарик. Страшно было примерно как при встрече с медведем, только значительно продолжительнее. Попытка выйти наружу и посмотреть размер повреждений оказалась дурной затеей – кроме того, что изменить я всё равно ничего не мог – в такой ветер чинить дугу нереально, так ещё и одежду сухую промочил, заодно дополнительно залив угол палатки в котором почти плавали куртка с непромокаемыми штанами.

Наконец-то удалось найти фонарик. Стало значительно веселее, да и молнии сверкать прекратили. Стало ясно, что нужно просто дожидаться утра. Несколько раз зажигаю горелку погреться – в таких ситуациях вещь незаменимая. Доедаю сгущёнку, которая на удвиление не перевернуласьи не растеклась внутри. К двум часам ночи шквальные порывы стихают и я выхожу, чтобы как-то поприличнее поставить палатку для защиты от дождя. Сломалась третья от края секция плюс в средней части дуги две секции разъединились, прорвав направляющую. Соединяю разъединившиеся секции, после чего пытаюсь входящую в палаточный ремнабор трубку надеть на поломанную дугу. К сожалению, это не удаётся – металл в месте разрыва пошёл лепестком и дуга никак не хочет пролезать в трубку. Понимаю, что ремонт придётся отложить до лучших времён и втыкаю в отверстие для дуги сломанную секцию. После этого палатка стоит, хоть и несколько перекошено. С одной стороны кладу палку между палаткой и тентом, с другой – сидушку. На какое-то время это защитит от протекания, тем более, что дождь несколько ослабел.

Пытаюсь заснуть, но получается это с трудом – у меня оказались мокрыми все трое штанов, поэтому в спальник надеть нечего и я подмерзаю. Наконец, в 4 утра удаётся заснуть. Просыпаюсь через 40 минут от того, что палатка всё-таки начала протекать: дождь усилился. Начинает светать. Думаю, в какой последовательности лучше собираться. В это время слышу снаружи достаточно громкое шуршание, но выяснять, что это за звук нет никакого желания. К полседьмого утра звук дождя снаружи затихает, что настораживает. Выглядываю из палатки – и точно, пошёл снег. Однако, пора отсюда сваливать в лес. Радуюсь как никогда, что никто больше со мной не пошёл и решение нужно принимать только за себя. На горелке делаю кашу быстрого приготовления, чай. Надо собираться. Всю сухую одежду со спальником упаковываю в пакеты и укладываю ближе к центральной части рюкзака наименее подверженной промоканию. После этого надеваю всю мокрую одежду. Её достаточно много, так что во время движения мёрзнуть я не должен. Собираю палатку – никогда она не была такой тяжёлой. Ветер, хоть и значительно ослабел, но всё равно дует прилично. Радуюсь, что у меня есть перчатки – без них вполне бы мог пальцы обморозить. Ну что ж в путь! Выхожу в 8:12 утра – самый ранний выход за весь поход. Можно сказать, что лечь-встать пораньше получилось.

О! А что это с озером?! Залива, у которого я останавливался нет – вместо него течёт ручей. Само озеро осталось только в нижней части, сменив с вытянутой форму на круглую и уменьшившись по площади раза в 3. Вот что, оказывается, шуршало ночью — озеро прорвало ледяную пробку. Ну раз так – пойдём по притоку – залив больше обходить не нужно.

Иду, вспоминая ёжика в тумане – видимость не превышает 100-150 метров. Спускаясь по притоку, пересекаю снежники, которые то держат отличным фирном, то оказываются рыхлятиной, в которую проваливаешься по пояс. Спустившись до Правой Билюты, понимаю, что идти по притоку было абсолютно верным решением – сама река, вытекая из озера неторопливым потоком, затем низвергается водопадами, зажатыми скалами. Спуск по ней был бы просто невозможен. Странно, что ни в одном отчёте об этом не написано. Может быть потому что все, что я читал описывали движение в обратном направлении, в котором это очевидно?

Мне же пора срезать «собачий хвост». Небольшое повышение (всего на 10-15 метров выше реки) и исток ручья, по которому я должен спуститься в нижнюю часть «хвоста». Спускаюсь очень медленно и осторожно – все камни, естественно мокрые и скользкие. Снег переходит в дождь, ветер чуть стихает. Спуск тянется на удивление долго. Наконец, внизу я вижу озеро, которое принимаю за расположенное на реке. Удивляюсь только небольшому потоку воды, впадающему в него. После достижения истока озера, мои радужные настроения были развеяны самым жёстким образом – в него втекала не Правая Билюты, а небольшой ручей. Сама река несётся ревущим беснующимся потоком. Мне же по идее надо на другую сторону. К счастью, в этом месте река растекается на 3 рукава, каждый из которых в отдельности переходится без проблем или по камням или в брод. А вот ниже перейти её невозможно в принципе. Несколько волнуюсь насчёт притоков. После резкого сброса высоты наконец-то оказываюсь ниже облаков – хоть видимость появляется. А вот и первый приток на пути. В приустьевой части он выглядит слишком грозно, зато выше на склоне 2 рукава по отдельности переходятся более менее нормально. Начинаются первые деревья, временами попадается тропа, но почему-то быстро теряется. Впереди уже показалась морена. Я помню совет пересекать её по сухому руслу. Вот только до русла этого ещё дойти надо – из-за паводка перед мореной образовалось озеро и приходится всё равно лезть по чемоданам. Дождь к этому моменту перестаёт идти постоянно, но камни от этого суше не становятся. Лезу-лезу. Наконец-то и русло. Действительно сухое. Лихо пересеаю морену, после чего приходится выходить траверсом на правый склон, чтобы обойти вырывающийся из камней поток реки. В общей сложности на морену ушло минут 50. Отдыхать больше чем по 4-5 минут не получается – начинаешь сильно мёрзнуть – одежда-то вся насквозь мокрая. Во время таких небольших остановок подкрепляюсь дольками шоколадки.

Ниже по течению тропа теряется уже реже, но всё равно с завидной постоянностью. Большинство притоков преодолеваются без особого напряжения, так как в приустьевой части они разбиваются на несколько рукавов. Последнее хорошее место для стоянки обнаруживается не в 4-х, как указано в отчёте, а в 3-х километрах от устья притока №5. Ещё через 700 метров – место похуже, а затем, действительно, становится негде. И вот – последний приток на сегодня. Он почему-то течёт единым потоком (2 протоки из трёх сухие, видимо перемыло русло во время очередного селя). Нигде не находится места, чтобы перейти его – местами не хватает всего одного надёжного камня. Чувствую, что сильно устал – начинаю спотыкаться на относительно ровных участках, на которых напряжение меньше и контроль за движением ослабевает. Перебираться как-то надо… Или же возвращаться назад полтора километра. Поперёк потока лежит старое сучковатое бревно толщиной около 25 см. Несколько раз «проверяю», не собирается ли оно сломаться. Проверка очень условна – просто палкой тыкаю. Не найдя иных вариантов, лезу по бревну, обхватив его ногами. Сучки с одной стороны мешают ползти, с другой – за них удобно держаться. Переползаю основную часть потока, после чего необходимо сползти с бревна на плоский камень под ним, Аккуратно перекидываю ногу, за которую цепляется сразу половина сучков, стараясь делать это аккуратно, чтобы рюкзак при повороте не скинул меня по инерции в ревущий поток. Ура! Я на камне! Ещё 600 метров – и я у устья 5-го притока. Время – без пяти четыре. Что ж, неплохо. Дождя уже почти нет, временами налетает морось. Нужно срочно разводить костёр. К счастью рядом лежит сухой кедр, не все ветки которого успели уйти на дрова. С долгоиграющих спичек костёр не разжигается, приходится помогать горелкой. Наконец-то горит! Немного согревшись, занимаюсь ремонтом дуги. С помощью камня и топора удаётся выровнять место поломки дуги, после чего на него надевается трубка из ремнабора. Ставлю палатку. М-да, сколько воды я тащил, если после постановки на дне целые лужи.

Иду за водой и радуюсь, что сегодня 5-й приток пересекать не надо. У него в принципе нет рукавов, поэтому переход на другой берег был бы весьма проблематичен. Удаётся частично подсушить вещи (по крайне мере вода из них больше не отжимается). Перед сном активно сушу штаны термобелья, чтобы было не холодно ночью. Снова ложусь спать в 8 вечера, но в этот раз отрубаюсь сразу. Проснувшись в 10 вечера, вижу ползущий вверх по долине туман. Интересно, это хорошая примета. В 12 ночи понимаю, что хорошая – все тучи растянуло, показались отдельные звёзды. Так прошёл единственный день, в который я не сделал ни одного снимка.