Правая Билюты
Долина Правой Билюты
Встаю. Наконец-то я вижу долину, по которой пришёл. Верхушки гор освещены солнцем, но ко мне оно прийдёт очень не скоро. Собираюсь как никогда медленно. Походная одежда всё-таки ещё сильно мокрая, а вчерашнего заадреналининого настроя уже нет. В итоге вышел только в 10:12. Вода за ночь спала сильно – Правая Билюты выглядит уже обычно горной рекой, а не злобным монстром. Приток тоже преодолевается без особых проблем. Негативом является то, что за вчерашнюю пробежку сбил старый мозоль и сильно хромаю.
Следы драмы
Стальные скалы
Пластырь помогает слабо и болящая нога омрачала затем весь день. Сразу после притока тропа начинает забирать вверх по склону. Иду в ожидании тропы с верховий притока. Но на выполаживании тропа вдоль Билюты теряется. Если и тропа сверху такого же качества, то несложно и мимо пробежать будет. С такими мыслями поворачиваю направо и лезу прямо вверх по склону. Когда я натыкаюсь на тропу, становится понятно, что её пропустить сложно было бы. В отличие от тропы вдоль реки, с этой я ни разу не сбился. Прохожу мимо множества мест стоянок, поднимаюсь выше зоны леса. Натыкаюсь на следы некоей драмы – брошеные много лет назад вещи, одежда, рюкзак, проржавевший фонарик… Что-то случилось в этих местах…

Расположившись на обед, устраиваю большие посушилки: расстилаю палатку, тент, развешиваю на камнях одежду. Слева впереди уже виднеет нужный мне перевал БЕПКАН.
Перевалы Бепкан и Снежный
Озеро под перевалом Снежный
Перевал Бепкан
Остатки льдин
Ещё один взлёт – и я на берегу озера, лежащего прямо под перевалом. Начинаю подъём и натыкаюсь на тропу. Вот наличие тропы меня несколько и сбило с верного пути – дойдя до скалы, вижу слева кулуар, в который уходит тропинка. Основная же седловина вверху украшена скальным сбросом, поэтому углубляюсь в кулуар, даже не удосужившись взглянуть на GPS. Тропа-то вроде и есть, но почему-то камни неустойчивые как ни на одном другом перевале – некоторые катяттся вниз на 10 и более метров. Начинаю сомневать в правильности выбранного пути, но перед гребнем вижу дрова, которые явно кто-то сюда притащил, что успокаивает. Вот и гребень. М-да… А подо мной всё то же озеро в верховьях правого притока Билюты: кулуар вывел на боковой отрог. Я наконец-то решаю достать GPS. До перевала больше 300 метров. Путь вверх на основной водораздел отсюда выглядит слишком страшным, так что приходится спускаться назад по кулуару с живыми камнями. С другой стороны скалы, от которой я повернул в неверную сторону опять натыкаюсь на тропу. Но в этот раз, судя по показаниям навигатора, она ведёт меня куда надо. Не дойдя до скального сброса, тропа-таки поворачивает налево в очередно кулуар, но в нём камни если и смещаются, то на сантиметры, а не скачут, громыхая по пути.

Так кончаются горы
Озеро в верховьях Барун-Хандагая
Кулуар в конце подъёма
Вид на перевал Лазаря

Вот я и на перевале. Последнее пересечение ГВХ. Впереди виднеется перевал Динозавр, на который мне завтра. Спуск с перевала несложен, неприятно только в нижней части по руслу идти было – снежники ещё не растаяли, идти по ним было тяжело, так как снег проваливался, а на другом склоне приходилось лезть по чемоданам. А вот и очередное озеро. Возле него множество мест стоянок, здесь решаю заночевать и я. А справа открывается вид на Тункинскую долину – впервые с 25-го числа я вижу как кончаются горы. Какое-то странное чувство посещает меня – с одной стороны радость, что самая сложная часть уже позади и дальше я уже как-нибудь выберусь, с другой грусть, неужели всё уже заканчивается…