Ура! С утра солнце. Небольшой туманчик поднимается вверх, но рассеивается, выходя из тени. Собираюсь – и в путь, вверх по Хото-Голу. Иду правым берегом (орографически). Метров через 100 подсекаю хорошую тропу. Судя по всему, идёт она от устья Хото-Гола, отходя там от большой тропы по Эхе-Угуни. Скорость резко возрастает, становясь даже выше, чем при вчерашнем спуске. Прохожу мимо стоянки. Быстро добегаю до правого притока, впадающего у границы зоны леса. Перед ним тропа раздваивается. Вроде бы выбираю нужную правую, но почему-то сбиваюсь с неё. Вариантов дальнейшего пути 2 – или по ручью или подняться на плоскую «подушку», расположенную над устьем правого притока. Выбираю второй вариант, и, по крайней мере, он меня не разочаровывает – после крутого подъёма по плоскотине путь лёгок и приятен. Через какое-то время подхожу назад к Хото-Голу, натыкаюсь на тропу. Она уже заметно хуже, чем в лесу, но всё равно идти по ней приятно. Впервые за поход становится жарко. Метров через 200 тропа переходит на другой берег, где вскоре я теряю её окончательно.
Попытки понять, где лучше всего начинать подниматься на
перевал Хото-Гол оказываются не слишком успешными – начинаю подъём к перевалу только перед поворотом долину налево и выясняю, что саму седловину я проскочил. Правда, в том месте, где я поднялся наверх тоже значительное понижение. Иду вдоль озера, наслаждаюсь цветочками под ногами. В его восточной оконечности останавливаюсь передохнуть. Из озера вытекает узкий, но глубокий ручей, окружённый небольшими кочками – типичная картина, для речки, текущей по болоту.
Отдохнув, продолжаю путь. Пройдя немного вперёд вижу Хонголдойское озеро и одноимённый перевал. Туда-то мне и надо. Причём, что интересно, к Хонголдойскому перевалу я спускаюсь, а от него буду подниматься. Такой вот хитрый перевал. Спускаюсь траверсом по левому борту притока Убур-Хонголдоя, затем перехожу на правый берег и почти до самого перевала иду в стороне от реки. Тропы нигде не попадается. Не знаю, оптимальный ли это путь, но скорость передвижения была неплохая, даже плечи разболелись от прыганий рюкзака вверх-вниз. На подходе к Хонголдойскому озеру создаётся впечатление, что Убур-Хонгодой вот-вот в него впадёт. Но нет! Река делает в болоте плавный поворот направо, после чего устремляется вниз ревущим потоком. Перейдя её, оказываюсь даже не на тропе, а на тропище шириной с метр. Впереди на берегу озера пасутся коровы. Ощущения, что это ГВХ, нет никакого. Вспоминаю, как мы тут были в мае 2004 года, когда озеро было скрыто слоем снега. Съев второе и последнее яблоко (первое ушло на берегу оз. Толта), несколько сот метров двигаюсь по тропе вдоль озера, после чего сворачиваю направо вверх по Ара-Хонголдою, не доходя до пасущихся коров. Подрезаю хорошую тропу и дальнейший путь продолжаю по ней левым берегом реки. Метров за 200 до притока с перевала Саратовский останавливаюсь на обед.
В прошлый день из-за непогоды обед получился достаточно скорым, здесь же отдыхаю больше часа, наслаждаясь летним теплом и восхитительным видом. Однако через час с небольшим замечаю, что начинают формироваться тучи и пора сваливать.
После притока с Саратовского перевала тропа теряется. Ара-Хонголдой выше течёт в небольшом ущелье с водопадами, поэтому я решаю подниматься по каменной россыпи, срезав заодно поворот реки.
Подъём оказался несложным, только после выполаживания пришлось спуститься метров на 20 к реке. Где-то впереди – перевал Девяти. Это самое «где-то впереди» тянулось дольше ожидаемого – два раза казалось, что очередное выполаживание уже точно – перевал, но долина заворачивала всё левее, а перевала не было. Наконец, справа по ходу появляется чёткая седловина – и вот первый категорийный перевал на пути. Здесь, в отличие от Авиаторов и Хонголдойского перевала, уже спокойно верится, что пересекаешь ГВХ. Легко взбегаю на седловинку и… Во-первых, становится понятным, что категорию перевалу дали не зря – спуск к притоку Эхе-Булная куда круче, да и глыбы на нём не выглядят жизнеутверждающе, во-вторых, над Эхе-Ухгунью поливает дождь, двигающийся в мою сторону. Понимаю, что хотя бы первый участок спуска лучше пройти посуху.
Более безопасным выглядит участок правее седловины, куда и начинаю спускаться. На середине склона поворачиваю левее, чтобы в конце спуска оказаться на «зелёнке» почти под перевалом. За 5 метров от неё несколько расслабляюсь, за что сразу оказываюсь наказан – от падения спасла только палка, заклинившаяся между камнями. После этого палку приходится выправлять – согнулась она градусов на 15. Начинает пробрасывать дождик. Приходится облачаться в плащ, на рюкзак – накидку. Но путь несложен и приятен: широкая долина, уклон небольшой, несколько небольших сбросов спокойно проходятся по травянистым склонам. Так я дохожу почти до ручья, текущего с
перевала Саратовский, но к нему-то как раз спуск снова становится крутым. Верхние водопады миную левым бортом, после чего спускаюсь к самому ручью и продолжаю путь по руслу. Больше трудностей на пути не предвидится, но я уже достаточно устал, скорость движения падает. Отдыхаю каждые 20 минут. Дохожу до левого притока, после которого уклон ручья увеличивается к
Эхе-Булнаю. По воспоминаниям прошлого года в том районе стоять особенно негде, так что располагаюсь в кедрах на правом борту вышеописанного притока. Дождь на время прекращается, давая мне поставить палатку и поужинать. За весь поход, на этой ночёвке уклон был наибольшим. Зато за счёт кедра ночью только по одной половине палатки стучал дождь.
Таким образом, за прошедший день я прошёл 3 перевала (максимальное число за день за весь поход).