Просыпаюсь под звуки дождя. Удивляюсь, что на палатке не видно капель. Выглядываю наружу и понимаю, что это не дождь, а снег. Идёт он зарядами, при этом на землю не ложится, тая и испаряясь от её тепла. Глядя вверх по долине, радуюсь, что перевалил ГВХ вчера – сегодня все верховья Ара-Ошея затянуты облаками.
Рассудив, что такая погода движению по крайней мере в зоне леса не помеха, собираюсь в путь. Обходя горку, дохожу до развилки троп. Вначале иду по левой, но она быстро теряется, поэтому, возвратившись назад, перехожу на правую. На спуске потерялась и она, иду вниз просто по лесу. Дойдя до Ара-Ошея, выхожу на тропу. Где она была – непонятно. Вскоре тропа снова начинает забирать вверх на обход водопадов. Удивительно, но умудряюсь вверху снова потерять тропу. Зато чуть дальше нахожу целых 3 тропы, идущих параллельно: самая левая, судя по всему,– та, которую я потерял на развилке перед спуском, средняя – основная тропа, с которой я сбился недавно, а самая правая – обзорная тропа над водопадами. Спускаюсь к Ара-Ошею, вскоре после чего тропа снова отходит от реки на последний обход прижимов перед устьем ручья Средний. Здесь я снова каким-то чудом умудряюсь сбиться с тропы, хотя в прошлом году мы прошли по ней без проблем. Причём долго не мог понять этого, так как шёл не по лесу, а по какой-то звериной тропке. Хоть вовремя сообразил, что я как-то высоко забрался, а то вскорости на склоне скалы начались.
Напротив устья Среднего вижу место прошлогодней ночёвки. Брод через Ара-Ошей оказывается совсем несложным – река растекается на множество рукавов. Сложнее было спуститься к самой реке – наледь у берегов ещё не растаяла. На ручье Средний выбираю для передвижения над каньонами правый (орографически) берег и не ошибаюсь – по нему идёт хороша тропа. Причём она, хоть и менее натоптана, чем Ара-Ошейская, но почему-то при этом не теряется. Потерялась она уже выше каньонов, при выходе на русло, но там это было непринципиально.
Дохожу до впадения правого притока, по которому мне и надо вверх. Ручей течёт каскадом водопадов, но на правом борту я снова натыкаюсь на тропу, по которой прохожу над беснующимся потоком. Затем тропа спускается в сам ручей, снова поднимаясь на правый борт перед очередным водопадным каскадом. Наконец-то долина расширяется и выполаживается. Слева впереди виднеется перевал с трудновыговариваемым названием Хургутыгол-Дабан. В это время я вспоминаю, что где-то впереди должен быть не показанный на карте Стрелюка перевал Прямолинейный, по которому можно напрямую попасть на Архат, минуя перевалы Хургутыгол-Дабан и Поиск, срезав пару километров зигзагов.
Да он ещё и ближе к ГВХ расположен. Только во-первых, сложность у него отмечена была 1А-1Б, а, во-вторых, точное место его я не помню. Оставляю
перевал Хургутыгол-Дабан по левую сторону и поднимаюсь сразу выше него.
По достаточно пологому склону подхожу к водоразделу и вижу скальный обрыв не меньше ста метров высотой. Правда, расположен он над долиной ручья Поисковый, значит мне нужно выше и правее. Прохожу траверсом под вершиной, разделяющей приток Среднего, Поисковый и Архат и выхожу к седловине, похожей на перевал.
На неё оказывается закреплённым верёвочное кольцо, чуть ниже – уступ около двух метров, а затем снежник, заворачивающий направо вниз в кулуар и теряющийся в тумане.
Вообще, долины Архата не видно – всё покрыто сплошной пеленой. Периодически с той стороны отдельные клочья облаков переходят и ко мне. Я же изучив снежник, выясняю, что верхняя часть его рыхлая, нижняя же спрессовалась в фирн. Здраво поразмыслив, решаю не проводить эксперименты и вернуться к первоначальному плану.
Как позже выяснилось, сам перевал был расположен ещё правее и выше, по этому же кулуару люди ходили, но в качестве оптимального варианта он рекомендоваться не может.
По гребню спускаюсь к перевалу Хургутыгол-Дабан, иногда заглядывая за край обрыва. Впечатляет! Понимаешь, что приближаешься к сердцу хребта.
На спуске с перевала не очень приятная сыпуха, к тому же снег неожиданно начинает валить хлопьями и впервые за весь день припорашивает камни. А сразу после сыпухи – поле чемоданов. Зато как только я преодолел неприятные участки, тучи ненадолго растянуло, и стало отлично видно скальные обрывы, вверху которых я был совсем недавно.
До запланированного места ночёвки остаётся около двух километров, поэтому я обхожусь без горячего обеда, быстро перекусив. Выглянувшее было солнце снова скрывается за тучами, и неожиданно впервые за весь день начинает идти дождь, который сопровождает меня до самого места ночёвки в устье ручья с перевала Поиск. Ещё раньше, изучая карту, я удивлялся, как это при высоте 1900 м там ещё не растёт лес. Оказалось, что на карте ошибочно проведены горизонтали – резкий сброс высоты в долине на самом деле идёт ниже, а не выше устья ручья с перевала Поиск, как показано на карте. В итоге, оказалось, что высота в месте ночёвки около 2100 м и отсутствие леса вполне оправдано. Приятным сюрпризом явилось то, что несмотря на расположение выше зоны леса, дрова в районе места ночёвки находятся — на растопку идут сухие ветки стоящих поодаль кедров, а основным топливом являются принесённые кем-то с низовий чурки.
Это было одним из самых красивых мест ночёвки. Дождь налетал ненадолго, а затем выглядывало солнце, освещая не полностью растаявший водопад неподалёку. Но главное – это облака! Они клубились за Ара-Ошеем, создавая поистине фантасмогорические картины, периодически приоткрывая Сухэ-Батор и скрывая его вновь. Никакие снимки не способны передать ощущения от этого зрелища, когда всё меняется прямо на глазах. Хотя место красиво и само по себе – широкая долина, зажатая однако скалистыми склонами, отдельные деревья, водопад и где-то высоко над ним – перевал Поиск.