На подъёме к Поиску
Вид с Поиска

С утра – отличная погода. Собираюсь, обхожу водопад по левому берегу и иду прямо по руслу ручья. Дойдя до устья ручья с перевала Поиск, поднимаюсь на его левый борт и продолжаю подъём. Иду то вверх, то траверсом налево. Оказавшись прямо под перевалом, понимаю, как мне повезло, что я здесь в начале дня – мелкая сыпуха смёрзлась во время ночного заморозка и отлично держит меня, в противном случае последний этап подъёма был бы намного более неприятен.

Верховья Архата
Перевал Поиск
Архат огибает озеро
Песчаный остров

Перевал Панкова
Куропатка
Вот подо мной и долина Архата. Сегодня, в отличие от предыдущего дня, никакого тумана нет и в помине. Начинаю спуск и убеждаюсь, что мне действительно сильно повезло на подъёме – с южной стороны склон уже раскис от солнца и совершенно не держит. Обхожу начальный участок спуска слева по камням. Дальше особых трудностей спуск не вызывает, хотя и держит в напряжении. Замечаю каменную куропатку, убегающую от меня как-то медленно вразвалку. Пока я думаю, какого ей так по горам бегать, она неожиданно взлетает и секунд за 10 заворачивает за край кулуара, скрываясь из виду.
Верхнее озеро
Среднее озеро
Всё-таки она намного приспособленнее к здешним условиям, нежели я. Спускаясь по ручью к Архату вижу два верхних озера на нём, причём на среднем плавает большая льдина, которую я вначале принял просто за блики солнца. В верховьях Архата вижу седловину, на которую я вылез вчера. М-да, хорошо, что я не полез по снежнику, как-то всё там негостеприимно выглядит.

Истоки Архата
Архат и среднее озеро
Льдины на озере (1)
Льдины на озере (2)

Дойдя до Архата, продолжаю путь вдоль него и озёр. Больше всех мне понравилось среднее озеро. То ли за счёт плавающего льда, то ли благодаря песчаным берегам. Даже захотелось как-нибудь прийти и пожить на его берегах. Но обедал я на нижнем озере. Устроил себе настоящую расслабуху – получился самый долгий обед за весь поход – 1:40. К концу это времени я уже заскучал и быстро собравшись продолжил путь. К этому времени вдоль реки/озёр шла отличная тропа, почему-то не показанная на карте Стрелюка.

Нижнее озеро
Зелёный залив
На нижнем озере
Архатские разливы

Ниже последнего озера, в месте впадения ручья с перевала Крокодил, Архат ведёт себя потрясающим образом – растекается по песку на множество мелких проток. Общая ширина этого чуда достигает нескольких сот метров. Сразу после этого тропа поднимается вверх, срезая каньоны на Архате, и спускается прямо к устью Дабан-Жалги. Затем тропа снова отходит от реки, минуя очередной отрезок Архата с каньонами и водопадом. Пройдя по лесу, неожиданно выхожу на плоский голый участок, в дальнем конце которого виднеется зимуха. Странно, что она не отмечена на карте.

Широкая долина
Зубцы скал
Большая поляна
Зимуха

После зимухи тропа становится ещё лучше, и я продолжаю путь над левым берегом Архата ниже устья Баром-Гола. Местами внизу виднеется русло с остатками наледи. Вспоминается, как шли по ней в конце апреля. Всего 2 месяца прошло, а насколько пейзаж поменялся. Что интересно, нигде не заметил тропы, спускающейся к реке. Интересно, а если бы мне на Хубыты надо было, где сворачивать?

Решаю, что раз тропа такая хорошая, дойду по ней до места слияния Архата и Зун-Гола. На горизонтах же между тем пухнут грозовые тучи. Множественное число здесь – не ошибка – тучи растут как над Китойскими гольцами, так и над Тункинской долиной. Причём и те и другие разрастаются и двигаются в мою сторону. Вот уже и горы в верховьях Зун-Гола показались, пора бы тропе и спускаться начинать, но вместо этого на ней появляются развилки. Справедливо решив, что тропы, уходящие налево, перевалят в приток Ара-Хубут, дважды выбираю правое направление. Вроде бы всё правильно, но, тропа почему-то становится намного хуже, а главное, и не думает спускаться, а напротив начинает забираться по склону. Зун-Гол уже явно позади, так что самое время двинуться вниз. По небольшой сухой пади спускаюсь к нижележащему выполаживанию и натыкаюсь на отличную тропу. Так я и не понял, то ли я сворот направо пропустил, то ли эта тропа отошла от основной тропы вдоль АрхатАра-Хубут чуть выше слияния Архата с Зун-Голом, где эта самая основная тропа выходит на левый берег. Но лезть назад в гору мне не хочется, поэтому я спускаюсь напрямик по какому-то подозрительно сыпучему склону.

Вид по Зун-Голу (1)
Вид по Зун-Голу (2)

Грозовые тучи
Израненое дерево

Приближение непогоды
Контраст

Начинает накрапывать дождик, но я уже стою в месте образования Ара-Хубут. Походив туда-сюда, нахожу оптимальное место для брода. Перехожу реку, только однажды черпанув воды. Оглянувшись, вижу на берегу, с которого пришёл, турик – оказалось, что я переходил там где и надо.

По карте тропа вдоль Зун-Гола показана по левому берегу, так что я поднимаюсь прямо по склону до первой террасы. Тропы нет. Поднимаюсь выше до очередного выполаживания. Тропы снова нет. Выше склон кажется уже переходящим в основной и вроде бы тропы ожидаться там не должно. Прихожу к выводу, что тропа начинает подъём чуть выше по течению и иду вдоль склона, постепенно теряя высоту. Так дохожу до русла реки, при этом кроме звериных, никаких троп мне не встретилось. В удивлении спускаюсь к реке и замечаю, что идти по ней не так уж и плохо. К тому же она течёт в изумительном каньоне красных оттенков. Когда мне встречаются следы и турик, решаю, что по реке идти и надо, а никакой тропы наверху нет и в помине. Несколько смущает воспоминание о наличии водопада, но успокаиваю себя тем, что скорее всего я миновал его поверху в приустьевой части. Приближаюсь к притоку с перевала Надежда. Настроение отличное. Дождь кончился и каньон сияет в лучах солнца. М-да. Всё-таки водопад был не внизу. Правый (орографически) борт не вызывает энтузиазма для подъёма, зато с левого течёт небольшой ручеёк, по руслу которого я и поднимаюсь наверх, где натыкаюсь на неплохую тропу. По ней дохожу до притока Зун-Гола, за которым обнаруживается стоянка. Не сказать, чтобы мне сильно там понравилось, но время уже приближается к восьми – это самая поздняя остановка на ночёвку за весь поход, к тому же над хребтом снова начинают расти грозовые облака.

На берегу Зун-Гола – каменная баня, через поток перекинуто бревно. Решая проверить наличие тропы на правом берегу, трачу около 10 минут на её поиски и, ничего не найдя, прихожу к выводу, что на карте Стрелюка тропа показана не по тому берегу реки. На правом берегу вместо тропы вижу ещё одну стоянку и вырезанное на дереве лицо. Не понимая, зачем живое дерево-то портить было, перехожу назад, успеваю приготовить еду до очередной порции дождя, ужинать же уже приходится в палатке. Сегодня пятый день, как я не видел ни одного человека.

Далее (29 июня 2009)

Алексей МисюркеевДавно уже никто не ходит прямо по каньону Зун-гола, хотя в сухую погоду там очень здорово. Тропа же на правом берегу есть, причем, неплохая. Странно, как вы ее не нашли. Она там не теряется никогда. А стояли Вы, я так понимаю, на левом берегу Зун-Гола, на стрелке с притоком с перевала Надежда. Чуть выше по притоку есть водопад. Тропа там уже заросла почти.
06.08.2009, 12:31:04 |
MikkaА на какой высоте над устьем Зун-Гола тропа на его правом берегу?
05.02.2014, 14:01:24 |
евгений такайшвилиТам тропа идет почти всегда выше каньона. Спускается — не доходя до "стоянки геологов" около полутора километров (или меньше?)