Все горы затянуты облаками, временами идёт дождь. Что ж, в такую погоду в деревянном доме собираться намного приятнее. Перед уходом ещё раз звоню домой, последний раз мою глаза серебряным источником – и в путь.

Два года назад, в апреле, я гулял вверх по наледи Правого Шумака километра на два. В том месте, до которого я тогда дошёл тропа была отличной. Так что я иду, предвкушая хорошую дорогу до устья ручья из-под перевала Долгожданный.

Перевал Изумрудных Озёр
Верховья Перевальной
Первые 3 км действительно пролетают незаметно. Если бы не мокрые кусты, было бы просто идеально. Подъём плавный, никаких обходов прижимов. Во время остановки передохнуть вижу неторопливо бегущего по своим делям соболя. Сразу после этого натыкаюсь на множество стоянок, а затем начинаются чудеса: тропа разбегается на множество тропок, причём понять, какая из них основная – невозможно. Пройдя вперёд, трачу 10 минут на поиски основной тропы и прихожу к выводу, что таковой является малонабитая заросшая тропа.

После этого путь намного усложняется – тропа то спускается к реке, вынуждая прыгать по камням, то ныряет в чащобу кустов, то просто теряется на склоне. Откуда взялись тогда множество стоянок, которые я миновал – непонятно. Неужели, народ с источников просто идёт вверх 3 км и становится там с палатками?
Вид с перевала Долгожданный
Озеро над скальным уступом
Никаких особых достопримечательностей там нет. В таких размышлениях я дохожу до устья нужного мне ручья. К этому моменту дождь прекращается, даже начинает проглядывать солнце, а облака приоткрывают вершины гор. С удивлением вижу, что в устье ручья совершенно нет места для стоянки. А по первоначальному плану я собирался здесь ночевать.

Тропы вверх по ручью не видно, а так как последние 200 метров высоты он сбрасывает каскадом водопадов, то нужно заранее выбрать берег, по которому подниматься. Решаю идти правым, на котором и нахожусь. Подъём оказывается достаточно муторным – крутой склон, местами завалы деревьев.
Долина ручья — притока Правого Шумака
Некатегорийный перевал?!

При этом приходится постоянно смотреть как бы не вылезти на скалы. В итоге за 45 минут поднимаюсь почти на 200 метров и продвигаюсь на 400 по горизонтали. Результат, конечно, не ахти, но после этого путь проще. Главное, в конце подъёма не уйти вверх по гребню – склоны над ручьём скалистые и спуститься к нему будет тяжело. Я сворачиваю вовремя и по пологому склону дохожу до ручья.

Ещё один переход – и время обеда. Однако возникают проблемы – когда я ставил котелок на горелку, то случайно залил её, после чего она перестала функционировать. Тщательное её изучение привело к выводу, что просто отверстия забились водой, мешая проходу газа. Ждать пока она высохнет естественным путём слишком долго, поэтому я достаю спичку длительного горения, поджигаю её, и через пару минут горелка снова работает.

Поев, продолжаю путь.
Озеро с полуостровом
Полуостров

Впереди, пожалуй, самый неоднозначный перевал на пути. К счастью, в GPS введены точки самого перевала и сворота к нему. От сворота до самого перевала по горизонтали около 700 м. Двигаюсь траверсом по склону, но даже за 300 м до перевала ещё не очевидно, какой из кулуаров мне нужен. Пришлось ходить вдоль склона с навигатором, чтобы точно определить нужное мне направление. Места там какие-то не жизнерадостные – верховья долины ручья завалены крупными глыбами, а перед озером скальный уступ. Над озером же суровые и грозные скалы. Впрочем, кулуар, по которому я поднимаюсь, тоже не напоминает парковую дорожку: сыпуха, окружённая зубчатыми скалами. С удивлением натыкаюсь на тропу. Идти по ней намного проще, а главное, не надо задумываться, в какую развилку кулуара идти. Сам перевал становится видно только метров за 20, до этого он скрывался за скальным выступом.

Палатка на полуострове
Портативный остров

На перевале вижу записку, из которой ясно, что всего 5 дней назад здесь прошла группа из 8 человек. Вот откуда тропка взялась! Перевал расположен буквально в 10 метрах от точки трифуркации – здесь сходятся водоразделы ручья, по которому я поднимался, притока Левой Билюты и Перевальной. В долине последней виднеются Изумрудные озёра. Мне же в сторону Левой Билюты. Спуск оказывается много проще подъёма. Может потому что почти до ручья иду по тропе.

Спускаясь к Левой Билюте, вижу внизу озеро и понимаю, что нашёл место ночёвки – полуостров в дальней части. Главное, чтобы там было достаточно ровно и сухо для палатки. Обойдя озеро с левой стороны, иду к полуострову и убеждаюсь, что он вполне подходящий для ночлега. Это второе (после ручей Поисковый) очень понравившееся мне место ночёвки. И первая ночёвка совсем без дров.

Одинокая палатка
Озёра над Левой Билюты
Палатку я поставил почти на самом мысу, так что, открыв любой из входов, выходишь прямо на берег. Рядом – небольшой островок. Настоящая идиллия!

Поужинав, иду прогуляться, на небольшое возвышение за озером, посмотреть завтрашний путь. Подо мной открываются ещё несколько озёр поменьше, виден приток с Ветренный, 1б, а также долину Левой Билюты до самого слияния с Правой и ниже долину самой Билюты. Прихожу к выводу, что спускаться вдоль ручья до Левой Билюты резона нет – потеря высоты, а нужно попробовать, обогнув гору, траверсировать склон. Возвращаюсь в палатку, после чего неожидано начинает идти дождь.