Сегодня погода нас радовала. Разговоры местного населения о монгольском циклоне, который должен был прийти вчера и остаться на неделю, оказались лишь слухами.

Было решено отправиться на штурм перевала Трех капитанов (рис.21) и, по возможности, пика Трех капитанов, который был так хорошо виден из нашего зимовья.

Перевал Трех капитанов самостоятельного значения не имеет. Он дает возможность совершить короткий кольцевой выход с Шумакских источников и подняться на обзорную вершину — пик Трех Капитанов(2600м).

Перевал хорошо просматривается еще с подходов от верховий Шумака. Это проход в истоках высокого крутого распадка, спускающегося в долину ниже источников справа из-под красивой скальной вершины, сложенной светлыми известняками.

От Шумакских источников движение вниз по тропе правым берегом. Почти сразу после последних домов пересекаешь правый приток — по нему и идти на перевал. По левому берегу в нижней части ручья есть тропа плановиков. Сам ручей представляет из себя каскад сливов и маленьких водопадов. Движение то по руслу, то по берегам. Склоны представлены скалами и мелкой разрушенной щебенкой черных сланцев, по которой местами читается тропа. Крутизна на отдельных участках до 40-45°. В верхней части ручья крутизна уменьшается до 20-25°, небольшой травянисто-осыпной цирк. Время подъема от долины Шумака до перевального гребня около 1,5-2 ч. Протяженность около 2,5 км.

Гребень перевала широкий (4 м), травянисто-осыпной. Тур в левой части. С перевала удобно совершить радиальный выход на вершину Трех Капитанов, расположенную левее перевала или на отрог пика Пильмана, расположенный правее. Продолжительность обеих радиалок по 20-30 мин. Отличные обзорные точки.

Спуск с перевала сначала по травянистому склону (около 150 м, 25-30°), а далее по каменистому руслу ручья. После резкого поворота долины налево (на север) выйти на террасу левого берега и по ней до границы леса. От перевального седла около 40-50 мин.

С перевала открывается замечательный вид на долину Шумака. Видно даже наше первое зимовье! Ходили слухи, что на перевале Трех Капитанов есть связь (МТС), но на перевале связь поймать не удалось. В поисках связи поднялись на вершину Три капитана, но и там связи не было, зато были какие-то горные мохнатые животные, напоминавшие сурков, и заросли Сахаан-Дайли. Если спуститься в противоположную сторону от перевала, то можно найти дикий лук и, если хорошо поискать, — золотой корень.

Погода начинала портиться, мы приняли решение спускаться. Как только прошли цирк, встретили наших друзей из Новосибирска, они только поднимались. Тучки сгущались, мы двигались быстрее, скользя по алевролиту — черной породе, которой очень много на перевале. Мы прошли примерно треть путь и начался дождь, сначала он просто накрапывал, но вскоре превратился в настоящий ливень. Пока спускались и шли до своего зимовья, вымокли до нитки. Еще меньше повезло ребятам из Новосибирска, которые 2 часа просидели на перевале под пленкой.

Промокшие, но все равно очень довольные, мы вернулись в зимовье. Вечером посещали радоновую ванну и гуляли по источникам.

Далее (День 13. 22 июля Шумакские минеральные источники)