Около 5 утра мы все проснулись оттого, что наши палатки буквально пригибало к земле. Вскоре вспышки молний осветили небо, послышались первые раскаты грома. Началась гроза. Мы оказались в самом центре бушующей стихии. Посыпался град. Иногда казалось, что гроза уходит, но вскоре сверкало и громыхало уже с другой стороны. Ветер не ослабевал. Казалось, что мы не переживем эту ночь — либо палатку унесет ветром, либо в нас попадет молния. Хорошо, что мы разбили лагерь, отойдя от каменных склонов перевала. В эту ночь Шумак полностью оправдал свое название. Когда природа, наконец, успокоилась, было уже 7 утра. Небо было чистым, ярко-голубым. Ничего, кроме градин, величиной с фасолины, не напоминало о том, что произошло ночью.

Позавтракав лапшой б/п., мы двинулись в путь. Тропа шла по зоне альпийских лугов, огибая небольшие сопки, и вскоре вышла на каменистый крутой спуск. Этот участок требует повышенной внимательности. Затем тропа выходит на большую болотистую равнину, лучше пересечь ее, надев резиновые сапоги. Здесь уже в огромном количестве пасутся почти дикие коровы. Дальше тропа выводит к реке Эхе-Гер. Переправа через нее трудна, так как река достаточно глубокая и обладает очень быстрым течением. В месте предполагаемое переправы нет ни моста, ни поваленных деревьев, ни крупных камней. Лучшим способом переправы является натягивание перильных веревок и переход вброд в месте, расположенном чуть повыше основной тропы.

После переправы тропа идет по правому берегу реки Эхе-Гер, преимущественно вниз. На противоположном берегу можно наблюдать целую серию бегущих с гор ручьев, образующих водопады. На вершинах гор лежит снег. Через час после переправы через р. Эхе-Гер тропа выходит к водопаду на правом притоке р. Эхе-Гер (высота 10 м) (рис.39). Если хорошенько поискать, то у водопада можно найти вкрапления граната в горную породу. У водопада можно сделать обед, но мы отошли немного дальше.

После обеда и просушки вещей мы отправились вперед. Следующим нашим ориентиром были так называемые черные озера на развилке троп на р. Эхе-Гер и Хубуты, но до них еще нужно было дойти. После водопада дорога сначала все время спускается вниз, идет через хвойный лес, местами заболоченный. Примерно через час начинается длинный и крутой подъем, с вершины открывается замечательный вид на горные хребты Монголии. Этот подъем — последний на участке Шумакский перевал — пос. Ниловка. Далее тропа идет вниз и приводит к большому болоту. Болото очень грязное, резиновые сапоги просто необходимы. По болотам мы шли около полутора часов. Иногда по дороге попадаются достаточно симпатичные болотные озера. Если смотреть по правую руку от тропы, то из болота открывается потрясающий вид на перевал Хубуты (2493 м., н/к). Вскоре болото кончается, и тропа выходит к лесным озерам (рис. 40-41). Озер два — большое и поменьше. Черные озера знамениты еще тем, что здесь московские ученые искали следы НЛО. От озер в сторону Шумака идут две тропы, первая — через перевалы Хубуты и Обзорный (2088м., н/к), так называемая старая дорога, и новая дорога — через Шумакский перевал.

Лесные озера, в отличие от горных, теплые. Мы даже искупались. На берегу большего озера есть зимовье. Вообще, это очень популярное место для стоянки.

После озер дорога шла все вниз и вниз вдоль р. Хубуты. Погода ухудшилась, послышались далекие раскаты грома. Через несколько минут раскаты грома уже не казались далекими, начался ливень. Около 40 минут мы шли под дождем, который то заканчивался, то начинался с новой силой. Когда дождь полил как из ведра, мы вышли на большую поляну. Здесь был навес, а под ним — компания бурят, которые занимались извозом на лошадях, а в данный момент что-то праздновали. У одного из них была машина — уазик. Буряты предложили довести 2 наших человек и все наши рюкзаки до Сухого ручья — цели нашего сегодняшнего путешествия. Нам оставалось пройти всего 5 км без рюкзаков! Это было бы совсем прекрасно, если бы не новый ливень, который затем перешел в град, размером с таблетку аскорбиновой кислоты! Но это продолжалось недолго, сквозь тучи выглянуло солнце и осветило мокрый березовый лес и заросли иван-чая. На свету казалось, что на деревьях висят миллиарды хрусталиков самой тонкой работы. А на небе показалась радуга.

К 20.00 мы подошли к Сухому ручью. Эта река называется так из-за малого количества воды. Но это лето выдалось на редкость дождливым, поэтому Сухой ручей был очень даже полноводной рекой. Наскоро поужинав, мы легли спать.

Далее (День 16. 25 июля Сухой ручей - пос.Ниловка - с.Аршан)