Федеральные и иркутские региональные власти пришли к мнению, что решить с ходу проблему Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и трудоустройства жителей Байкальска с закрытием завода не получилось. БЦБК осенью заработает вновь.

Об этом речь шла во время визита премьера Владимира Путина на Байкал в начале августа текущего года. Визит был приурочен к проведению крупного совещания в Листвянке на берегу озера, посвященного проблемам экологии, и собственно про БЦБК было сказано немного. Путин, обсуждая проблему трудоустройства бывших работников комбината, которые, как предполагалось, будут задействованы в туристической отрасли, согласился, что «при всем уважении к работникам БЦБК никто из них не сможет работать на туристических объектах в случае создания в Байкальске особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».

Предстоящий запуск завода практически не обсуждался — вопрос этот решенный. Еще 18 июля Владимир Путин провел совещание по ситуации на БЦБК, по итогам которого дал распоряжение Минпромторгу России, Росимуществу, администрации Иркутской области совместно с акционерами ОАО «Байкальский ЦБК» обеспечить возобновление с 15 сентября 2009 года на срок не менее 10 месяцев производства целлюлозы на ОАО «Байкальский ЦБК» при замкнутом водообороте.

В Листвянке Путин решил лично понять, что происходит на Байкале, и ознакомился с заключениями специалистов по поводу экологической ситуации вокруг озера. Мнения разделились: часть ученых утверждает, что деятельность человека, даже в таких масштабах, как на БЦБК, не может существенно повлиять на экосистему озера. Председатель Иркутского научного центра Сибирского отделения Академии наук Михаил Кузьмин, председатель СО РАН Александр Асеев и вице-президент РАН Николай Лаверов, в свою очередь, утверждают обратное. «Если бы я принимал решение, — сказал Путин, — я бы никогда не допустил строительства подобного комбината в таком месте. Но если сегодня он есть, то это реалии, с которыми мы должны считаться. Открывать его (комбинат — Ред.) мы будет только в том случае, если нам предложат ясный план, показывающий свет в конце тоннеля».

Пока, как предполагают федеральные и региональные чиновники, комбинат действительно заработает, как и было запланировано — в середине сентября. За время, отведенное на его работу, предполагается снизить напряженность на рынке труда в Байкальске. Федеральный центр выделит 4 млрд рублей на утилизацию отходов, накопившихся за время работы БЦБК. Еще 200 млн рублей будет выделено на восстановление энергообеспечения комбината и города. Иркутским властям в ближайшее время предстоит разработать план инвестиционного развития — без привязки к БЦБК — как Байкальска, так и всего Слюдянского района.

Удастся ли за 10 месяцев решить проблемы БЦБК, которые не решались несколько лет, пока не понятно. За год, прошедший с момента остановки комбината, большинству сотрудников удалось трудоустроиться, и социальная проблема несколько преувеличена. Путин озвучил цифру безработных — 1 600 человек. Президент фонда «Возрождение Земли Сибирской» (Иркутск), специалист по устойчивому развитию Елена Творогова утверждает, что число безработных в Байкальске, приводимое в СМИ, сильно преувеличено. Большинство квалифицированных специалистов трудоустроены на целлюлозных комбинатах в Архангельске, Котласе. По оценкам Елены Твороговой, найти работу будет трудно примерно 300 жителям города предпенсионного возраста. Остальные вполне способны сменить квалификацию.

Второй момент — технически запустить комбинат будет сейчас проблематично. Для системы очистки требуется специальное вещество — активный ил, без которого ни комбинат, ни очистные запустить не получится. А ила сейчас нет, и на его выращивание необходимы несколько теплых месяцев. Наконец, часть оборудования элементарно разукомплектовали. Как считают представители Байкальского инвестиционного клуба, которые провели независимый анализ ситуации на БЦБК, безопасная работа комбината во временном режиме технически невозможна, запуск же будет связан с несоизмеримыми финансовыми затратами.

Ситуация с БЦБК сейчас показательна в первую очередь с точки зрения столкновения интересов различных сторон — крупного бизнеса, федеральных чиновников (МЭРТ владеет 51% акций комбината), региональных властей. И для того чтобы развести по углам всех участников многолетнего конфликта, неспособных договориться самостоятельно, вновь понадобилось личное вмешательство премьера.

журнал "Эксперт"

Алексей ЯмщиковХватит говорить (пи-пи-пи-пи) пора запускать комбинат и начинать работать и зарабатывать ( в том числе и на природоохранную деятельность)!
31.08.2009, 02:13:43 |
Алексей ЯмщиковА Елену Творогову саму оставить без работы и поселить в Байкальске!
31.08.2009, 02:18:17 |
Zooly...пусть вместе с байкальцами подышит сладким ароматом БЦБК
31.08.2009, 10:32:11 |

Алексей Ямщиков: Хватит говорить (пи-пи-пи-пи) пора запускать комбинат и начинать работать и зарабатывать ( в том числе и на природоохранную деятельность)!

Зарабатывать в минус? Комбинат нерентабельный. Именно из-за этого и остановлен.

Zooly: ...пусть вместе с байкальцами подышит сладким ароматом БЦБК

Уже год как нету аромата! И не должно быть!