22 июля

Тронулись в путь
Вышли в 7 утра, без завтрака, пока не поднялся ветер. Накачали лодку, навалили гору рюкзаков, сверху села Марина. Получилось более-менее устойчиво. Попробовали усадить туда же еще и Наташу, но центр тяжести оказался высоковат, чудовищное плавучее сооружение начало угрожающе качаться, и ей пришлось топать с нами.
Иногда приходится работать буксиром

Почти сразу мы нашли тропинку, которую пропустили вчера в сумерках. На ней сильно мешает идти стланик, но реально стеной он стоит лишь первые несколько сотен метров, а дальше – нормальная тропа, расчищенная от упавших деревьев. Найди мы ее прошлым вечером, может и не стали бы заморачиваться с лодкой. Хотя идея хорошая, идти без рюкзаков было легко и приятно, да и Марина, не напрягаясь, плыла примерно с такой же средней скоростью. После м. Шудин-Нокан она нас даже прилично обогнала, хотя начал подниматься ветер. Увидели мы ее, лишь когда подходили к м. Тукалакан, но тут тропа резко ушла от берега вверх, явно в обход мыса. Пойдя по ней, мы совершили большую ошибку, т.к. только после крутого подъема и затяжного спуска, сделав колоссальный крюк, мы вышли к берегу за мысом. Непонятно, зачем тропу пробили поверху, когда можно прекрасно пройти по берегу, минут за 10.
Песчаные дюны Тукаларагды
Берег губы Тукаларагды

Марины нигде не было, видимо, из-за волны и встречного ветра она не смогла обогнуть мыс. Оставив Наташу с фотоаппаратами и видеокамерой, мы вернулись и нашли Марину там, где видели последний раз. Учитывая, что Наташа осталась ждать нас за мысом, разгружать лодку не было смысла, т.к. тащить ее и 5 рюкзаков вчетвером нереально. Я переодел ботинки и полез в воду, намереваясь обогнуть мыс, толкая лодку впереди себя. Обходить торчащие из воды камни приходилось, заходя в воду по пояс.

Когда я начал замерзать, решили поступить, как бурлаки: Женя шел по берегу и тянул лодку за веревку, а я сидел в ней на рюкзаках и обходил камни, отталкиваясь от них палкой. Несмотря на кажущуюся несуразность, способ оказался весьма эффективен, и только изредка, когда не хватало длины веревки, приходилось слезать в воду и обходить лежащие далеко от берега камни.

Пока сдували лодку, навстречу прошла большая группа туристов из Братска, которым мы не дали повторить нашу ошибку, направив их огибать мыс по берегу. От губы Тукаларагды нас отделял двухкилометровый участок гари с хорошей тропой без перепадов высоты, который мы одолели без проблем. В живописнейшей песчаной губе Тукаларагды хорошая стоянка с навесом. Торопиться было некуда, катер должен был забрать нас в Хакусах только через день. Устроили 3-часовой обед, потом решили идти дальше, хотя бы до устья реки Бирая.

Губа Бирая
Долина реки Бирая
Энтомолог-любитель
Устье р. Бирая. На том берегу непогода

Река оказалась очень холодной и глубиной по пояс; еще чуть глубже, и пришлось бы надувать лодку, либо переносить один рюкзак вдвоем, держа его в руках, чтобы не намочить. А так переправились легко, даже приятно освежились.

Подходим к Хакусам

Еще час шли до Хакус по очень хорошей тропе. А вот в самом санатории нам поначалу совсем не понравилось. Тропа привела нас к забору с калиткой, за которым, видимо, начиналась территория санатория, хотя палатки стояли и до него. За калиткой сидела вокруг стола кучка выпивающих личностей. Они начали нас просвещать по поводу условий размещения, заявив, что на территории Хакус поставить палатку стоит 250 р, а “не на территории” – 100. Мы так и не поняли, кто это: отдыхающие или обслуживающий персонал, и что значит “не на территории”, если палатка там ставится платно. Потом из ближайшего дома вышел трезвый мужик и предложил нам располагаться в любом месте, где есть незанятая стоянка, а он “потом подойдет”. В любом случае, больше мы их не видели, т.к. во-первых, не нашли ни одной свободной стоянки, а во-вторых, решили снять какой-нибудь домик или комнату, чтобы можно было спокойно уйти всем вместе и оставить вещи. Но для этого нужен был администратор, а его на месте не было, поэтому мы решили подождать в кафе у причала. Она порадовало хорошим разливным северобайкальским пивом, омулем разных видов и низкими ценами.

Администратором оказалась вполне адекватная женщина, которая предложила нам заселиться по 900 рублей с человека в день без питания. Не то чтобы очень дорого, но когда я увидел жилье… В комнате с дощатыми полом и потолком стояли 6 или 7 больничных коек с провисшими чуть не до пола сетками, напоминавших гамаки. Впрочем, был предоставлен некоторый выбор: на нескольких койках лежали доски. Из мебели были страшные тумбочки в изголовьях и потускневшее зеркало на стене.

Сопровождавшая девушка вручила мне ключ от замка. Когда я чуть-чуть потянул замок на себя, чтобы проверить, закрылся ли он, петля, в которую вставляется дужка замка, осталась у меня в руках. При ближайшем рассмотрении она оказалась гвоздем с обрезанной шляпкой, согнутым в виде буквы U и забитым обоими концами в трухлявый косяк. По напрочь истыканной деревяшке было видно, что вбивали его туда неоднократно. Я окликнул девушку, которая не успела далеко уйти.

- Ну что еще такое? – недовольно спросила она, опять поднявшись на второй этаж.

- Вот, смотрите, петля вылетела.

- И что, забить обратно не можете? Дайте сюда замок!

На мгновение эта фраза поставила меня в ступор. Было ощущение, что, допустим, в кафе подали немытые столовые приборы, и на мое возмущение был ответ: “Маленький, что ли? Пойдите и помойте!”.

Она выхватила у меня замок и приставила загогулину к косяку. Я с удовольствием наблюдал, как она пытается забить гнутый тупой гвоздь-сотку с помощью маленького замка. Небось, думала, понаехал тут, гвоздь вбить сам не может, мужик, называется.

- Вот, пожалуйста! – Она отдала мне замок.

Я взял гвоздь двумя пальцами и без усилий выдернул его. Естественно, она просто вставила его в старые дырки, а дальше он не вошел ни на миллиметр.

- Да что это вообще за замок!? Неужели нельзя поставить нормальные петли, они же копеечные!

Тут она вроде сдалась:

- Ладно, сейчас мастера позову. Придете – всё будет сделано.

В итоге ничего сделано не было, ни в этот вечер, ни на следующий день. Мы еще посидели в кафе и пошли “домой”. Света не было, т.к. после 23.00 генератор санатория отключают. Нам, конечно, об этом не сообщили. Пришлось идти обратно в кафе, просить у бармена свечку. Свечку дали сразу и бесплатно, хоть на том спасибо.

Год назад мне приходилось останавливаться на одну ночь в плавучей гостинице в Змеиной бухте. Разница в отношении, в обслуживании и комфорте колоссальная, и, конечно, не в пользу Хакус.

Я очень рад, что мы преодолели путь от Аяя пешком, а не пошли на катере. Очень интересный маршрут, такое многообразие, как бы правильнее выразиться, природных ландшафтов и сообществ! Огромные валуны в Аяя, песчаный пляж за мысом Тукалакан, гарь, красивейшая губа Тукаларагды с песчаными дюнами, потом галечный берег в губе Бирая и там же живописное болото в долине одноименной речки – всё это мы видели за один день пешего похода.

23 июля

Утром в Хакусах

Утром мы с Женей и с Ромой решили сходить посмотреть некую пещеру, являющуюся местной достопримечательностью. Узнав, что до нее 12 километров по берегу на юг, мы немного умерили свой пыл, но от похода не отказались. По пути решили зайти в магазин, купить что-нибудь в дорогу, и тут заметили, что к причалу подошла моторка. Как-то сразу закрались сомнения в необходимости идти смотреть пещеру пешком. Владелец любезно согласился организовать нам экскурсию, предварительно изрядно поторговавшись. Основными его аргументами являлись большая загрузка лодки (немного позже Наташа с Мариной подошли к причалу и тоже изъявили желание прокатиться) и нехватка бензина. Впрочем, мы особо не сопротивлялись.

Каменные столбы
Мыс Аман-Кит
Вход в пещеру

По пути попадаются величественные скалы и несколько каменных столбов-истуканов, стоящих среди леса. Стало пасмурно, и вода приобрела потрясающий сине-зеленый цвет. В очередной раз удивился многообразию её оттенков.

Пещера оказалась не более чем 50-метровой тупиковой расщелиной в районе мыса Турали, рядом со скалой Папаха, но всё равно было интересно. Погода портилась, и нас поторопили в обратный путь.

Блаженство
Тем не менее, дождь так и не пошел. Сходили на источники, которые, кстати, неплохо оборудованы. Там несколько ванн, и любой человек может выбрать себе подходящую температуру. Мы попробовали все, хотя в самую горячую еле залезли. Вечер провели, как и предыдущий, в кафе.

Этим днем закончилось наше пребывание на восточном берегу Байкала. Оно было интересным, разнообразным, и порадовало отличной погодой. При этом мы с тревогой поглядывали на противоположную сторону озера, где ежедневно заливало Байкальский хребет. Наутро нам предстояла заброска именно туда, на мыс Котельниковский, и поход к озеру Гитара. Наши опасения оказались не напрасны, и на 3 следующих дня нам пришлось забыть, что такое сухая обувь и одежда.