|
|
Недолгие сборы и мы снова в пути, на этот раз первый наш серьезный велопоход – на остров Ольхон. Серьезный, потому что до этого мы ни разу не ездили на велосипедах с ночевками. Кроме того, заброска на Ольхон – отдельная песня. Нашей целью было максимально быстрое и комфортное передвижение по острову с возможностью посещения всех его достопримечательностей за 2 полных дня и вечер. Поэтому мы выбрали вариант заезда на большом автобусе. И экономично, и фирму нам порекомендовали как надежную. В общем, все получилось удачно. То есть намеченное мы выполнили. Состав участников — Галя, Серега и я, автор. Немного, но зато сплоченно. Так же были замечательные персонажи, так сказать, другого плана – Женя Рензин с Натальей, Лена, Слава и Петя. Они поехали на двух машинах, неспортивно, но со своими прелестями. На встречу с ними мы и стремились в первый вечер нашего пребывания на острове.
Выехали ровно в 9-00 в субботу, в МРС были примерно через 5 часов. Сразу сели на паром, просто бегом бежали от автобуса. Все было сделано так быстро – извлечение, сборка и погрузка великов на паром, что когда мы переправились, выяснилось, что все остальные пассажиры нашего автобуса как-то протормозили и остались на материке. На Ольхоне всех ждал такой же по размерам автобус, правда в несколько худшем состоянии. Пришлось просто сидеть в ожидании 40 минут, когда все пассажиры прибудут со следующим паромом. Уселись, собрались ехать, иии .. тут заходит какой-то очень настойчивый молодой человек и начинает требовать по 25 руб. за человеко-сутки пребывания на острове. За регистрацию. И за использование рекреационных ресурсов или участков. Потихоньку разгорается скандал. Люди не хотят платить, особенно те, кто оплатил полную стоимость путевок. Мы пока сидим тихо, кажется что оно как-нибудь само рассосется. По опыту проезда в Тунку знаю, что категорический отказ платить незаконные сборы обычно является достаточным пропуском. Но не тут то было – наш водитель явно заодно с местными представителями, он просто теряется куда-то на полчаса. Тут меня уже проняло. Иду в вагончик с замечательным названием – «Центр Мониторинга». Начинаю изучать документы, обильно развешанные на стене. Все подписано министром Трутневым. Платить нужно «за использование рекреационных участков». Что за «использование», и что за участки, не ясно. Один из этих участков, расположенный неподалеку, источает страшное зловоние. Я об этом и говорю представителю, мол, сначала приберите в сортире, а потом просите денег. Слово «сортир» их очень задело. Надо сказать, что мы еще не видели огромной помойки около Хужира. В общем, расстроили они меня очень сильно. И платить мы наотрез отказались. Кончилось все тем, что несколько человек не выдержали, заплатили по 25 р., представитель зашел в автобус, погрозил штрафом в 1000 руб. на обратном пути, и мы поехали. Потеряли правда времени часа 1.5-2. Между тем, пока происходили споры с местными властями, природа довольно щедро решила нас одарить весьма неслабым дождиком.
Видимо, это был очень необычный дождь – уже через 10-15 минут движения дорога под колесами автобуса выглядела весьма раскисшей. Мы были очень довольны, что отказались от варианта движения своим ходом до Хужира. Попутно я объяснял Гале, что климат на Ольхоне очень засушливый, и такой дождь – необыкновенное событие, нам очень повезло, что увидели такое. Примерно через час с небольшим, мы въехали в столицу Ольхона. Ровно в 17-00 заселились в предварительно забронированное жилье, познакомившись с радушными хозяевами, а так же со смешной, приземистой, с крупной головой собаченкой. Еще полтора часа на обед, сборы-переговоры и в 18-30 мы выдвигаемся на велосипедах. На небе солнце, облака, те самые очень редкие капли все еще достигают поверхности острова. Собачка – забавный кобелек, увязалась за нами. А мы даже кличку не успели спросить. Наша цель на сегодня– Узуры, куда уже добрались Женя Рензин и Ко. Нужно проехать всего 35 км. Ерунда какая для тренированных Шаманками-Савватеевками велосипедистов и велосипедисток. Но, было одно «НО». Видимо, в этом году мы слишком тщательно избегали грязи, дождей и вообще внеасфальтовых сложностей, и природа решила сполна отомстить нам за это. Примерно через 30-40 минут после старта, сразу за Харанцами началось такое… Мы никак не ожидали встретить такой жидкий, липкий, жирный чернозем в этом теоретическом царстве песка и солнца. Черная масса армировалась травой и забивала напрочь все, что можно. Особенно страдали мы с Галей, поскольку задние крылья на наших велах стояли вплотную к колесам. 20-30 метров и заднее колесо прекращало крутиться. Невозможно даже просто идти и катить велосипед. Мы попытались идти не по раскисшей дороге, а в стороне – по травке. Но, поскольку климат на Ольхоне очень засушливый, солнце безжалостно выжигает траву, и она растет весьма редко. Тащимся по черному липкому глинозему с редкими пучками травы. Остановка, отверткой-ковырялкой, затем уже руками и пальцами вычищаем грязь, двигаемся дальше, опять остановка. Затем, плюнув на все, берем тяжеленные велики в руки, тащим их на весу. На подошвы налипают килограммы грязи, ноги разъезжаются, с пробуксовкой едва-едва поднимаемся по очень пологому склону. На участок в 1 км ушел час. Наконец, самая засада заканчивается, выезжаем на песчано-глиняную дорогу. Можно как-то ехать со скоростью 8-10 км/час. Временами попадаются более глинистые участки, снова остановки, чистка вела.. Звонит Женя, мы говорим, что обратно уже не повернем, хотя проехали совсем немного. Снова лезть в «Ненавижу велосипед-5» никакого желания нет. Немного не доезжая до спуска к Песчанке – серьезная неприятность. Серега ломает «петуха» у своего Корратека. К счастью, есть запасной. Полчаса на ремонт и двигаем дальше. В начале десятого, уже в сумерках, въезжаем в лес и начинаем спуск в Песчанку. Тут попроще, потому что грязи немного, сплошной песок, но наступившая темнота затрудняет движение. Начинается длинный пологий подъем по лесу, примерно 5 км уже в полной темноте. Серега едет впереди и подает сигналы голосом – «Камни! Корни! Ямы! Кочки! Снова Корни!! Оо, Ее-е-е!!!» Связи нет, что там дальше никто из нас не знает. Около 11 вечера выкатываем из лесу и, о чудо, нас ждет Женя на своем боевом Эскудо! Радуются все, не знаю даже кто больше – мы, устряпанные и в хлам уже накатавшиеся, почти потерявший надежду дождаться нас Женя, или безымянный пока наш собачек, который явно не рассчитывал на столь длительную прогулку, да еще и без кормежки. Галя с великом и пес входят в Женино авто, а дальше для нас начинается настоящий кайф. Подобного я еще не испытывал. Мы с Серегой едем впереди как можем быстро, а сзади Женя подсвечивает нам дорогу. У нас конечно есть фонари, но их явно не достаточно, чтобы педалить на полной скорости по пересеченной и увлажненной местности. Освещенные фарами шмотки грязи летят от наших колес на десятки метров, свист в ушах на протяжении всего примерно 8-километрового спуска. Я замечаю странный эффект – если хорошо разогнаться, удается лицом догонять грязь, летящую из-под переднего колеса велосипеда. Ровно в 12 ночи мы влетаем в Узуры, где у костра нас уже сильно заждались ребята. Радость встречи, попытка смыть с себя ольхонский чернозем в Байкале, наконец, праздничный ужин. Я, честно говоря, давно уже готов был ноги протянуть от голода. Ох, хорошо … Наконец, около двух ночи начинаем укладываться, с немытыми великами, ужас! Прошу Славу разбудить меня, чтобы не проспать рассвет…
Почти сразу — бух-бух по палатке, «Рассвет!» — Славин голос подбрасывает меня, и я вылетаю наружу. Солнце едва-едва начинает подсвечивать редкие облака. Можно еще спокойно умыться и хлебнуть водички из 5-литровой бутыли. Но Лена вовремя останавливает меня – смотрю в глубь емкости, там очень так резво носятся живые существа с множеством ножек. На небе начинается свето-музыка. Картинка меняется каждые несколько секунд, облака переливаются всеми оттенками красного, розового и сине-голубого. Нащелкав затвором своего Никона десятка два кадров, с чувством выполненного долга иду спать дальше. Поздний подъем, завтрак, сборы.. Тут с неожиданной стороны проявил себя наш собаченок. Видимо ему наскучило всю ночь охранять велики, он нашел какую-то пропастину и извалялся весь в ней. Теперь пес источал страшное зловоние. Это весьма ощутимо испортило нам завтрак, а пес получил кличку «Озон». Уфф, скорей отсюда. На просторы со свежим воздухом. На сегодня план следующий – мы на великах едем до мыса Хобой, там мы снова встречаемся с ребятами – они все помещаются в Эскудик. После посещения северной оконечности Ольхона возвращаемся в Хужир.
Едем на север. За ночь отдохнули, в голове правда легкое головокружение после вчерашней перцовки.. Но это все мелочи, которые быстро проходят. Вот и Хобой. Почти одновременно подъезжает Эскудо с нашими. И тут на свет извлекается здоровенный, красный, сладкий, сочный арбузище!! Мы с утра уже успели немного вкусить прелестей Ольхонского засушливого климата, поэтому все влажное нам очень кстати. Лопаем арбуз, фотаемся на его фоне и катим на мыс. Народу – уйма, тусуемся там вместе со всеми с час. Поворачиваем на юг, прощаемся на всякий случай с ребятами и выезжаем. Впрочем, через полчасика они нас обгоняют, останавливаются на минутку, едут дальше… И наш неверный Сержио Таччини выбирает бежать за Эскудо. Он игнорирует все наши призывы, упорно перебирает своими коротенькими лапками и удаляется от нас в сторону Узур. Он выбирает четыре колеса, два ему явно мало. Галя очень печалится, переживает, что Озон пропадет теперь. Она успела к нему привязаться, а пес ей взаимностью не ответил. Едет дальше грустная, едва с нами разговаривая, будто это мы во всем виноваты.
Движение сегодня не то, что вчера. Особенно мы это почувствовали, спускаясь по лесу к Песчанке. Ночью ползли, теперь же стремительно летели вниз, Сереге удавался управляемый занос, следы которого змейкой извивались по всему песчанному склону. Мы с Галей катились поскромнее, то есть помедленней, но все равно с огромным удовольствием. Въезжаем на «пляж» — море песка, Байкал, теплая вода. Но все наши мысли – об еде. Заходим в «кафешку». Сметаем последние 6 пирожков, пьем. Подчищаем наши скромные запасы – мы старались не перегружаться лишним весом. Идем на берег, лежим-сидим, бродим по воде. Тут подкатывает родной уже Эскудик, выходит Женя и с кислым выражение на лице вяло ругает вонючего Озончега, который подкатил в аккурат к их обеду в Узурах. Ну не бросишь же скотину.. Женя повез уезжающих сегодня Лену, Славу и Петю в Хужир. Запустили пса в машину, теперь она, мало что вся пропахла, так еще и покрылась шерстью. Кое-как удается вытолкать животину на свет божий. Глаза собачки становятся совсем грустными, он явно не рассчитывал на такой поворот судьбы — снова гнаться за садистами-велосипедистами. Он даже облаивает наши велосипеды, так его достало за ними бегать. Женя закрывает двери, опять прощаемся, уезжают..
100 метров пешком по совсем глубокому и рыхлому песку, седлаем велы и поднимаемся по лесу. Выезжаем на бескрайние поля-степи. Все высохло и уже укатано УАЗиками. Участок с черноземом, где вчера разъезжались ноги и липли килограммы грязи, стал почти асфальтом – черная, глянцевая, ровная поверхность. По ней скорость легко держится в районе 30 по равнине и за 40 км/ч – на пологих спусках. Кайф!! Этот день — настоящий велопраздник, теперь я понимаю, что так тянет на Ольхон велосипедистов. Перед Харанцами навстречу опять едет Женя, он отвез ребят, которые сегодня возвращаются в Иркутск. Недобро поглядывая на Озончика, тщательно закрывает двери авто. Жалуется что бензин почти на нуле. Снова рукопожатия, Женя на секунду замешкался и Озончик уже устроился в кресле машины. С руганью приходится его в который раз вытряхивать. Он сильно устал и давно уже отстает от нас. Его трафик за два дня уже за 100 км, для мелкого животного видимо многовато. Тем более, что он почти ничего не ест. Звоним хозяевам, успокаиваем их – собачка с нами, узнаем кличку – Гаврик. Женя недовольно бурчит – «Гаврюк он».
Правда, бежать осталось совсем немного – меньше 10 км до дому. Полчаса и мы в Хужире, подъезжаем к нашему жилью, сообщаем хозяевам, что песик их жив и скоро будет. Минут через 10, слегка прихрамывая, Озончик прибегает. Хозяева его кормят мясом, вот блин, а мы думали, чего это он хлеб плохо ест..
Еще довольно рано, а мы усталые и страшно голодные. Собираемся и топаем к усадьбе Бенчарова, нам сказали, что там можно хорошо поужинать. Параллельно заказываем баню на вечер. У Бенчарова, к сожалению, посторонних не кормят после 19-00, облом. Раз уж оказались на краю деревни, решаем сходить на Шаманку. Время перед самым закатом, Шаманка и участок берега с юга выглядят очень эффектно. Но, мы хотим мяса, много мяса, поэтому сильно не задерживаемся и двигаемся дальше по поселку. Попадается одна рыба. Топаем в магазин, покупаем полкило пельменей, возвращаемся в дом и устраиваем себе пир. Потом – в баню. К 12 ночи мы совсем уже усталые и довольные валимся спать. В наших просторных апартаментах есть и обогреватель. На вопрос Гали – будет ли холодно, говорю, что мы же не в палатке. Жарко будет. Раздеваемся, укрываемся тоненькими одеялами, засыпаем…
Часов в 5 утра просыпаюсь от страшного холода. Замерзла даже голова, пытаюсь натянуть на нее одеяло – вылезают наружу ноги. Кое-как заставляю себя приподняться, надеть термуху и носки, сверху укрываюсь вторым одеялом. Замечаю что и Галя проснулась и слегка постукивает зубами. Объясняю ей, что лето на Ольхоне теплое, но короткое. Второй день на Хужире. План простой – сначала на озеро Шара-Нур, потом – в падь Ташкиней до восточного берега Байкала. С погодой правда опять что то странное. С утра уже пасмурно. Дует весьма ощутимый ветер с материка. Выезжаем из Хужира и попадаем на страшную помойку – не меньше чем на полкилометра в длину по великолепному хвойному лесу раскинулось это безобразие. Вспоминаем Женю Рензина, его бы удар хватил наверно. Я недобрым словом поминаю предприимчивых представителей власти, собирающих дань за оказание услуг по использованию рекреационных участков… Слава богу, это закончилось. Заканчивается и лес, медленно поднимаемся полого и долго в гору. Нам нужно взобраться на центральный хребет острова, перевалить его и спуститься в ложбинку на краю хребта, в которой среди смешанного леса притаилось священное озеро Шара-Нур. Поднимаемся на гребень. Тут дулово и облака совсем низко, с мелкими такими капельками, это вовсе не дождь, а туман. Вспоминаем Хамар-Дабан даже. Я объясняю Гале, что на Ольхоне просто рекордное количество солнечных дней, больше 300 в году, она почему-то пытается меня ударить.. Немного попадаем в туман, но здесь дороги и заблудиться очень сложно. Из 2-3 вариантов направления движения выбираем наверно самый сложный по рельефу. Дорога идет почти прямо, пересекая отроги хребта круто вверх-вниз. Был даже участок метров в 50, где всем пришлось спешиться. Наконец, выскакиваем на более наезженную и пологую дорогу, с восторгом катимся под уклон и выезжаем на ту самую ложбинку в километр длиной. Озеро… Что бы не оскорблять чувства местных и верующих, не буду говорить ничего плохого, но купаться в его священных водах мы не полезли, увидев множество следов копытных по берегу и непосредственно в воде. Содержимое озера – вода желто-коричневого цвета, жирная на вид. Вполне возможно, что лечебная, как и окружающая грязь. Однако для нас лучшее лекарство – движение и хорошая пища.
Обедаем на пригорке, устроившись на оборудованной стоянке со столиком и лавками. Вокруг довольно чисто. Теперь наш путь от озера прямо вниз к берегу Байкала. Это 8 км сплошного спуска, временами весьма и весьма крутого по песчаной дороге. Сброс высоты более 250 метров. Азартно, здорово, мимо пролетают мощные стволы и корни вековых сосен. Выезжаем на большую поляну, к зимовью. Здесь сходятся две дороги. Впереди – склон с сильно погоревшим лесом. Издалека гарь даже красивая, но красота эта жутковатая. Площадь выгоревшего леса огромна. Пока он ярко-рыжий, но очень скоро это будет сплошной серый бурелом.
От зимовья минут 10-15 спуска и бухта. Байкал нас встречает сурово – ветер, облачность. Мелкие капли дождя. Неуютно, но все равно, по своему красиво. Несколько машин отдыхающих, скорей всего заядлых рыбаков. Часть из них как раз собирается и выезжает. Недолго передохнув, разворачиваемся и мы. Доезжаем снова до зимовья, набираем воды из ручья, который заметили еще когда спускались, варим обед на тему Маги-Маги. Очередной отдых с перекусом, который уже за сегодняшний день. Зимуха большая, но неухоженная, грязноватая. Летом в ней явно никто не живет. Дальше едем по другой дороге, судя по карте тут гораздо положе, наш путь идет по распадку, не нужно переваливать через отроги. Избегаем подъема метров в 100. Дорога идет в основном по лесу. Сначала ощутимо набирая высоту, потом все положе. И, наконец, наверху совсем ровно. Все дороги очень хорошие, ровные, без грязи, кое-где немного корней. Начинается пологий спуск и вскоре выезжаем из лесу. Дорога забирает влево и выходит после небольшого подъема на верх основного хребта. Далеко внизу видно автомобильную трассу, а правее – Хужир. Аж дух захватывает от предстоящего спуска в несколько километров! Снова 200-250 метров сброса по практически идеально ровной грунтовке. Правда, в наличие – встречный ветер и давно уже падающие те самые «редкие капли, с трудом достигающие поверхности острова Ольхон». Впрочем, капли совсем не редкие, никак не 10 в час, дорога уже мокрая, и мы тоже мокрые, нам опять несказанно везет, но я уже не говорю об этом никому. Расправляем крылья, затягиваем «молнии» и летим вниз. На велокомп даже побаиваюсь смотреть. Все же – не асфальт, и когда видишь скорость за 50, становится не по себе. Впереди Серега летит быстрее всех и страдает из-за своего безрассудства. Ветром с него срывает велокепочку, и ему приходится резко тормозить и возвращаться назад метров на 100. Несколько минут и мы у трассы. По ней ехать плохо, гребенка и местами рыхлый очень мокрый песок, мы катимся по параллельной дороге, уверенно держа скорость 25 км/ч. В 5 вечера въезжаем в Хужир. Программа в основном выполнена. Дождь расходится все сильнее, даже если бы что-то важное не успели, было бы поздно, по таким дорогам мы уже знаем, каково ездить. Переодеваемся, умываемся. Под приличным дождем идем в новую позную, которую посоветовали хозяева. Действительно уютно и вкусно. Перекусили полутора десятками поз и пошли под дождичком обозревать Шаманку с северной стороны, откуда ее принято фотографировать и печатать на глянцевых обложках и открытках. Пасмурно и выглядит она несколько скромнее, чем на фото. Однако все равно здорово, как-то необычно красиво. Нет этих палящих лучей надоедливо ослепительного солнца. Доходим до пещеры, суем туда нос, ничего там особенного, спускаемся к воде, возвращаемся обратно. Нужно будет прибежать сюда завтра, если солнце будет..
На завтра все просто. Я с утра оседлал велик и быстренько сгонял пофотографировать Шаманку – дали чуть-чуть солнца, несколько секунд буквально. Но лучше бы конечно совсем на рассвете. Моем железных коней, собираемся и в 12-00 отъезжаем на том же самом раздолбанном и пыльным автобусе. Перед паромом никто не пристает с обещанными штрафами. Быстро переправляемся через пролив, в МРС нас ждет другой автобус и забивается он под завязку, велики еле-еле удалось утрамбовать в багажный отсек. Но все благополучно. Не спеша доезжаем до Иркутска, около 8 вечера выгружаемся на пл. Кирова. Все, финиш! Еду от центра до дому по асфальту – очень непривычно. Ни ветра, ни дождя, ни грязи, ни корней. Пожалуй, скучно!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||