Время: 5 – 11 сентября 2009 г.

Маршрут: пос. Тагархайр.Барун-Хандагайпер. Динозавр (1А) — р. Зун-Хандагай – радиально пик Башня и цирк СОАНа – дневка на Зун-Хандагае – пер. Иванникова (1Б) – р. Толтапер. Солнечный (1А) – р. Бугатай – Дацан – Аршан

Участники: Женя Рензин — Генерал и раскладочный, Костя Рассадин – мощная альп-поддержка, Стас Норкин – IT-обеспечение, в т.ч. спутниковая связь, Саша Сударчиков – главный фотограф и разливающий, Артем (Братск), Влад (Братск), Дима, Серега – четверо продвинутых любителей легкого трекинга по маршрутам не ниже 1Б и я – люблю все новое, но в меру своих способностей, по совместительству и образованию — разводящий. Еще должна была участвовать Галя, но в последний буквально час она снялась по состоянию здоровья.

Prelude. Собственно почти вся прелюдия по этой ссылке — http://www.nature.baikal.ru/forum/tread.shtml?id=2818

Добавлю лишь, что я в Саянах до этого был разок на Шумаке, но давно и вообще медленно. Прогулку на пер. Аршанский, наверное, тоже не стоит считать горами. А также последние три года ездил в мае на Мунку. Но тот кемпинг-отель на Белом Иркуте ни в какое сравнение с нынешним недельным маршрутом не идет. Прежде всего, в отношении меню, потому как на Мункере мы себе ни в чем не отказывали. Некоторые поправлялись на 2-3 кг, невзирая на интенсивные пробежки по перевалам типа Горелова и Мудрой Бороды. Таким образом, этот поход можно для меня считать открытием Саян.

Сборы у меня были короткие – один вечер. Уложив в основном рюкзак, оставил небольшую совсем кучку одежды, да пакет с продуктами в морозилке. Утром встав на весы, ужаснулся, было 23 кг. Весы при этом треснули и сломались. И это без общих продуктов. Пришлось выкинуть флиску, доп. футболку, полкилограмма апельсинов, второй телефон, кажется сыр и еще по мелочи. Получилось 20 – порядок.

05.09.09 Сбор участников и заезд.

Основные силы собирались к 9-00 у Жени, загружали продукты в УАЗик. Выехали почти вовремя. Подобрали меня на дороге перед Первомайским. Настроение бодрое, на вопрос – «Поесть-то взяли?» — дружный одобрительный смех. Потом на заправке минут 30 ждали Костю. Он прикатил на такси. Поехали, все хорошо, погода блеск. В Култуке к нам должен присоединиться Артем. Ждем его долго, больше часа, он ехал с товарищем с Лангутая и их остановили на посту ГАИ. Ну вот все собрались, едем до сворота на Аршан. Там позная, зависаем в ней еще часа на полтора. Пока ехали по Тунке, посворачивали шеи от осенней красоты заснеженных вершин. Катим до сворота на Тагархай, проезжаем по слегка убитому асфальту до поселка и дальше прыгаем по грунтовке. Чем дальше, тем дорога все хуже. Пересекаем Зун-Хандагай, в одном месте дорога прямо по руслу реки. Камни, ямы. Большая поляна. Все, приехали, выгружаемся. Раскладываем продукты – Женя руководит, кому чего. Мне – всего лишь сухари, воздух почти, да сахара бутылка. Стартуем, находим тропу. Идется легко. Спасибо Генералу, рюкзаки совсем легкие – кг по 25, не больше. 50 минут ходу по лесу, и мы выходим к реке – Баруну. Почти сразу стоянка. Все, пришли.

На Барун-Хандагае у места первой ночевки

Следующая удобная стоянка, как сказал Женя, очень нескоро. Сегодня не дойти. Ставим палатки, готовим ужин – он сегодня, в основном, из нераскладочных продуктов. Да и позы были совсем недавно. Все это настраивает на позитивный лад. Достаем, разливаем, закусываем. Первый день прошел. Еще была, говорят, офигенная луна ночью, полная, яркая, все осветила. Но я не видел уже, спал очень крепко.

06.09.09 Вверх по Барун-Хандагаю.

Подъем не ранний – после 8. Не спеша разводим костер, готовим легкий завтрак. Собираемся и выходим. На небе все затянуто, но дождя нет. Через полчаса у меня от завтрака и следа не остается. Все же, какой-никакой подъем и рюкзак за спиной. Когда становится совсем грустно, глотаем с Серегой, кажется, по конфетке. Легчает. Останавливаемся примерно каждый час минут на 10-15. Темп при этом бодренький, жарко даже, хотя температура явно невысокая, градусов 5 С. Часа через 3.5 подходим к границе леса и стоянкам. Время — самое обеденное, поэтому решаем сварить чаю и перекусить, пока есть дрова.

Обед у границы леса в верховьях Барун-Хандагая
Во второй день пасмурно, но Тунку видно ..
А впереди уже туман

Часа через полтора выходим, топаем еще примерно час и, судя по просторам — в широком цирке, находим большой фанерный домик. Внутри – отличные нары человек на 8-10 и печка. Дальше не идем, место для стоянки идеальное, а вверху все равно ничего не видно.

Фанерный домик в цирке Баруна
Еще один взгляд назад, вниз
Внутри домика, изучаем материалы оставленные предыдущей группой.
На крыше дома

Низкая облачность, видимость метров 100-200 по горизонтали. По вертикале вообще ничего не видно. Какие могут быть перевалы.. Итак, в 5 вечера встаем на ночевку. Изучаем оставленные кем-то распечатанные описание и фото маршрута на п.Барун. Пилим немного дров, раскалываем их найденным ломом. Топим печку – коптимся неслабо. Носоглотку продирает замечательно. Попутно достается коньяк, нераскладочная закусь, хорошо, тепло, вкусно, весело. Потом небольшая прогулка с фотосессией. Правда, снимать кроме огромных, с двухэтажный дом камней – нечего.

В 10 вечера заваливаемся на нары. С одной стороны нас четверо, с другой – 5. Им тесновато, но кто-то говорит – «Впятером хорошо..» Извращенцы. Кажется, немного засыпаю, но тут же меня будто подбрасывает от громкого шепота и следующего за ним хохота. Серега из угла травит анекдоты. Вроде обычные, но тут они получаются невозможно смешные. Дикий хохот сотрясает легкое фанерное сооружение до полуночи. Кто-то аж заходится в смехе и кашле. Я давлюсь в своем углу. Часам к 12 все же засыпаем. Ночью довольно тепло, неприятно холодные и влажные только фанерные стенки. Надо бы при случае притащить немного теплоизоляции, что бы вдоль нар закрыть стенки.

07.09.09 перевал Динозавр — река Зун-Хандагай.

Подъем опять поздний. Сборы долгие, так как на небе сначала почти то же самое, что и вечером. Но часам к 10 начинает раздувать. И сквозь туман проступают грозные очертания окрестных вершин. Картина фантастическая. Только что было ощущение, что мы затерялись в огромном каменном поле, а теперь почувствовали границы цирка в верховьях Барун-Хандагая. Из облаков выплывает и главная достопримечательность – отвесный с юга пик Барун. Фотокамеры трудятся без устали, все изголодались по горным пейзажам. Сочетание камней, снега, тумана или облачности, потрескавшейся от мороза влажной поверхности то ли озера, то ли болота выглядит необыкновенно.

Ощущение, что мы на другой планете
Утро понедельника, из тумана выползли монстры
Один из истоков Барун-Хандагая
А домик-то оказался прям под горой

Я бы не спешил уходить ...

Звучит команда выходить. Выстраиваемся друг за другом и топаем по крупной, очень крупной морене. Скоро это надоедает, и часть группы сваливает вправо к реке, где камней немного и идти намного легче. Тут и неплохая тропа. Поднимаемся на каменистый ригель, проходим озеро. Туман периодически накрывает нас и окрестности. Пытаемся понять, где перевал – ничего не видно. Ориентируемся по ГПС и карте. Становится понятнее. Снова очень крупная морена. Мы разделяемся, часть уходит вправо и вверх, а мы втроем с Женей и Серегой продолжаем гулять по морене, пока не раздувает туман. Тут-то мы понимаем, что здорово перегуляли. Ребята уже сидят на подъеме к перевалу, а нам только чтобы вернуться к ним, нужно не меньше 20 минут. Прыг-скок по каменюкам-скалам. Неприятное занятие, когда некоторые из них мокрые, а за спиной рюкзак. Выбираемся на подъем немного выше остальной группы. Останавливаемся на 5 минут передохнуть. Перевал вот он, рядом уже, подъем к нему несложный, только камушков живых многовато. Мы с Серегой без касок, выходим первыми, спешим. Короткий взлет и мы на перевале Динозавр. Суровая красота! Куски облачности частично закрывают окрестные вершины, виды меняются на глазах. Здесь, наверху, не жарко, ветерок. Да и температура невысокая. Быстро перекусываем, глотаем кажется по кусочку шоколада и сыра. Кстати о сыре. Когда Женя говорил, что на перекусы будет сыр, по головке на день, я, конечно, не представлял кругляши по 4-5 кг, но надеялся на стандартные шарики около 1 кг. Но тут я увидел эдакие сырные киндер-сюрпризы, которые делились на бесконечно малые по величине ломтики. Позднее, дня через три, я все же логически пришел к тому, что перекус он и есть перекус, и никак не может быть больше, например завтрака. Поэтому и сыры такие, портативные. Еще в этот день отметил появление у себя слуховых галлюцинаций. В разговоре о маршрутах и перевалах мне явственно слышалось то «Две котлетки», то – «еще сала» ..

На перевал Динозавр, 1А
Серега, первый уже на первале
А вот и остальные, сразу за лидером

Ну ладно, что я все о еде, да о еде. Немного и про горы нужно вспомнить. Начинается спуск. Для меня он был весьма сложен – очень крупная сыпуха, по ней неудобно идти, мои колени плохо держат, падать на таком рельефе крайне нежелательно, напряг. Немного отстаю от всех, но некритично. Наконец основной, наиболее крутой участок пройден.

Один в стране каменных монстров
Здесь вам не равнина
Вниз по Зун-Хандагаю

Морена и с этой стороны перевала, с огромными, иногда в 2-3 роста человека камнями. Делимся на части, я с той группой, которая ищет камушки помельче. Выходим на пятачок рыжей травки, потом снова морена, и так раза 3. Выходим к реке, тут уже тропа. Спускаемся к границе леса. Первая стоянка. Отправляем вперед гонцов налегке, но с рацией. Пока основные силы отдыхают и даже немного мерзнут, эфир приносит важную информацию. Самая лучшая стоянка минутах в 10-15 ниже, за рекой, на левом берегу Зун-Хандагая.

Стоянка на Зуне
У стоянки на Зуне, внизу — Тунка

Спускаемся, ставим палатки. Поиски дров. Их с виду немного. В основном — сырые и подгнившие валежины. Таскаем, пилим. Хорошо что взял свою цепную пилу, необходимейшая вещь. Быстро составляется меню на вечер, выбор не слишком велик. Но вообще ужин – это здорово. К раскладочному обязательно прилагается что-то существенное из сюрпризов, коих, к счастью, далеко не по 300 гр на брата. Типа поллитра спирта, сало, остатки хлеба или еще что-нибудь вкусненькое. Женя, кстати, вроде совсем безразличный к еде, на сало реагирует адекватно, здоровый аппетит есть и у него. К тому же сало – к спирту, поэтому пьют все и самые злостные трезвенники в том числе. Прохладно, но у костра вполне комфортно. Удается и согреться и подсушить промоченные в снегу ботинки. Понимаю, что с одеждой я все рассчитал правильно, не мерзну, но и ничего лишнего. Отбой, как обычно, чуть позже 22. Заползаем с Серегой в нашу узкую, но длинную двухместку. Он просит меня ничего такого не думать в случае, если он вдруг ночью случайно ко мне прижмется, это типа только чтобы согреться. Немного еще болтаем на ночь, несем всякую чушь, надрывая животики… Пока они еще немного есть. В конце концов у нас произошел такой короткий диалог:

- Не смейся!

- Почему?

- Не трать калории!

08.09.09 Зун-Хандагай – Башня и цирк СОАНа.

Как обычно, подъем в 8. Погода – вообще супер, на небе ни облачка, уже с утра тепло. Короткое совсем совещание и решаем сегодня разделиться на две группы. Пятеро – Женя, Костя, Стас, Влад и Дима идут на пик Башня, там вроде бы 2А. Нам 2А многовато, и мы решаем просто прогуляться под пер. Иванникова и дальше, до цирка СОАНа. Башенный отряд выходит немного раньше, а из нашего безбашенного, Саша почему-то один уходит на правый берег Зуна, и кричит оттуда, что он здесь погуляет. Мы втроем – Серега, Артем и я минут через 20-30 тоже выдвигаемся, и начинаем неспешный подъем по левому притоку Зуна. Правда в начале приходится раза 2-3 тормозить не в меру прыткого Серегу, все бы ему в гору сайгачить. Мы налегке, но времени навалом и нечего носиться по горам, когда можно спокойно глазеть по сторонам, фотографировать и вообще наслаждаться красотой и жизнью.

Небольшой водопад на левом притоке Зун-Хандагая
Нижнее озеро на пути к перевалу Иванникова и пику СОАН
За пупырем — пик СОАН

Доходим до первого – нижнего озера, перед этим справа видим широченный кулуар, предполагаем, что по нему и пошли ребята на Башню. За озером, немного выше в камнях, ровно в 13-00 уже третий, кажется наш перекус – мы ж без Генерала, и первый сеанс связи. Включаем рацию, все Ок. Наши отзываются вовремя. Они на плече под Башней. Говорят, что там целых три ровных футбольных поля с отличной травкой. Жалко, мячик не взяли. Рассматривают варианты подъема. Следующий сеанс связи в 15-00.

Двигаем дальше, преодолеваем морену и крутой уступ по его левому боку, по травке, и внезапно перед нами вырастает отвесная стена пика СОАН, а через несколько шагов видим и большое озеро перед пиком. Красота и мощь неповторимая. Я давно уже мечтал попасть в это место, глядя на фотографии СОАНа на Природе, читая про маршрут 5А по стенке, и почти бредил этим пейзажем. Мечты сбываются!

Башня над озером
На озере под пиком СОАН
Артем снимает наших на Башне

Минут 20 сидим у озера, фотографируем, немного перекусываем. Ждем сеанса связи. Немного поднимаемся на пупырь перед озером, отсюда вид тоже супер. В 15-00 выходим на связь. Из динамика радостный крик Жени – «Мы на Башне!». Пытаемся кого-то разглядеть там на верху, какое там! Очень далеко и высоко. Они же нас видят, как передвигающиеся по плоскотине ничтожно-маленькие цветные точки-тараканы. В общем, мы почти соединились в этом общем экстазе. Редкий день и сама ситуация, красота всего окружающего и эмоции.

Мой вариант наших на Башне

Из-за СОАНа начинают вылезать клочки то ли тумана, то ли облаков. Чача в общем какая-то. Вспоминаю метео-прогноз, судя по всему, идет непогода. Ну что, вниз? Оглянувшись еще разок на пик, валим по знакомой уже «тропе». Спускаться получается раза в 2-3 быстрее. Почти сразу оказываемся на нижнем озере. Здесь очень тепло, ветра вообще нет. Мы с Артемом не можем удержаться, чтобы не занырнуть в освежающую глубь горного озера. Я даже фотографирую процесс ныряния по просьбе Артема, на его камеру. Но вышла какая-то порнография, вид с заду. Фотограф, блин. Повторять Артем не хочет, вода прохладная. Мы сохнем. Серега бездарно спит. Одеваемся, еще разок перекусываем – у нас весь день нераскладочное меню, маленький праздник. Впрочем, кому как, мне так даже и не маленький.

В 17-30 возвращаемся в лагерь к Саше. Периодически пытаемся связаться с нашими – каждый час. Но они молчат. Около 8 вечера выходят Дима и Влад, не на связь, а живьем – спускаются с первыми порывами ветра и мелкими каплями дождя. Все затягивает. Женя и Ко остались еще полазить Костю. Ну-ну, неугомонные вы наши. Выходят на связь, все в порядке, они уже начали спуск по кулуару. Следующий сеанс в 21-00. Получаем инструкции насчет меню на ужин. Заготавливаем еще дрова, начинаем варить суп, то есть кипятить воду. В 21 – последний сеанс, ребята уже совсем близко, спрашиваю – «разводить?» — «Разводить!» – звучит ответ на самый важный вопрос. В 21-20 из тумана в густых сумерках, без фонарей выползают Женя, Костя и Стас. Ура! Вершина покорена и мы все вместе. Начинается праздничный ужин. Здорово! Погода, правда, портится конкретно. Начинается уже явный дождь. Всю ночь сильный ветер и поливает.

09.09.09 Дневка на Зун-Хандагае.

Про этот день писать почти нечего. С вечера еще подуло, пошел мелкий дождь, ночью он разошелся и лупил по палатке. Порывы ветра тоже иногда будили нас. Утром дождь прекратился, но посыпалась мелкая крупа. Ветер, холод. Пролежали до 11.

На пятый день погода испортилась
Весь день простояли у костра

Потом начали выползать первые из нас, голод не тетка. Часа два кочегарили костер, чтобы скипятить первый котелок для чая. Дрова все сырые. Приходилось работать непрерывно двумя подштучниками, чтоб костер хоть как-то горел. Дальше правда пошло побыстрее. Серега поднялся в 12, с видом рекордсмена мира заявил, что столько вообще никогда не спал. Обедо-завтрак получился часов в 14. Тут как раз проснулся настоящий чемпион – Саша. Перекусили, что дальше? Саша решил, что можно и поспать. Желающие погреться пошли за дровами, все по настоящему, нашли большие валежины, пилили их часа два наверно, Серега с Владом в основном. Стаскали все это, потом начали пилить на части. Поскольку дров меньше чем народу и холодно, начали расчленять бревна на тонкие блины. Блины потом кололи камнями. Чтобы было потеплее, камни выбирали тупые. В общем, занимались полезными вещами до самой темноты. Обратил внимание, что от безделья все время хочется есть. От заготовки дров, впрочем, тоже зверский аппетит. Смотрю периодически на часы, про себя считаю, 4 часа, 3, 2 до ужина… Сказал об этом Сереге, он сильно расстроился, «Ну зачем же поднимать эту больную тему». Слава богу наступает 8 вечера. Эхх, зябко что-то.. Подсчитали дни и миллилитры и развели в очередной раз. Ну! За погоду. По чуть-чуть!! И еще по чуть..

Потом даже было немного песен. Помнится, затянул Женя очередную, что-то из Высоцкого, но немножко сфальшифил в одном месте. И сказал:

- Нет, лучше ее не буду петь, а то вы все тут проблюетесь.

На что Серега как-то интеллигентно заметил:

-Блевать в нашем случае — непозволительная роскошь.

Кто-то чуть в костер не упал.

Улеглись, вспомнили с Серегой про оставшуюся в городе Галю, обсудили, как бы ей было интересно провести такой день в горах, как сегодняшний. Попробовали предположить, что бы она при этом говорила, стало весело. И еще, обычно она ест немного, с ней было бы удобно.

Всю ночь ветер продолжал трепать палатку, снег периодически барабанил об стенки жилища.

10.09 Зун-Хандагай – пер. Иванникова 1Б – р. Толта.

Утро хмурое, на небе – облачность, но в ней небольшие голубые просветы. Завтракаем и собираемся. В эту ночь всем почему-то снились кошмары. Кто-то кого-то душил всю ночь, кто-то лупил палкой своего кореша, а Серега под утро долго выбирал сырки на Центральном рынке. Купил всего два. По-моему все расстроились, узнав результат. Посовещались пару минут и решили, что пора идти уже на Иванникова. Когда выходим, погода становится заметно лучше, солнце местами освещает вершины, облачность не такая низкая. Правда, по-прежнему ветер, да и прохладно – ниже нуля. Все вершины и кулуары в снегу. Идем вверх быстро, почти без остановок. Передых только перед озером. Там Женя и Ко позавчера оставили снарягу, чтобы не таскать ее туда-сюда. От озера по крупной сыпухе начинается подъем под перевал. Предлагаю Жене перед взлетом сделать остановку – перекусить немного, поскольку на перевале особо не постоишь. Там ветер скорей всего. «Угу» — отвечает Женя.

Впереди — пер. Иванникова
В этот день пляж выглядел пустынным
Последние метры у перевала

Идем быстро и плотно, не растягиваемся. Перевал уже близко, а остановкой и не пахнет. Я чувствую, что скоро случится голодный обморок – уже 2 часа без еды, от завтрака давно, часа полтора как ничего не осталось. С Серегой мы понимаем друг-друга без слов, он достает орешки в шоколаде, глотаем, стало лучше. Последний рывок и все мы на перевале Иванникова.

Дима мне протягивает кружку горячего сладкого чая, блаженство! Что может быть вкуснее. Сделав несколько глотков, начинаю глазеть по сторонам и достаю фотокамеру. Красиво и очень сурово. Остатки непогоды, почти все занесено снегом, Толта едва просматривается тоненькой ниткой.

Перевал ЗИК
После спуска с Иванникова. на ЗП — ЗИК
Весь спуск с Иванникова

Спуск вниз немного пугает меня – круто и далеко. Но еще Витя мне говорил, что спуск несложный, только уже внизу какая-то засада, поэтому я успокаиваюсь – все ходят здесь, значит и я пройду. Минут через 15 начинаем спускаться. Действительно круто, написано где-то, что 55 градусов – вполне может быть. В самом верху нет крупных камней-ступенек, ноги иногда скользят по твердому снегу, даже немного хочется кошек. Метров через 100 становится легче – крутизна меньше, снега больше, дальше уже совсем вприпрыжку вниз, до сужения кулуара. Перед ним Артем как-то неловко оступился и полетел головой вниз — в сугроб. Но все в порядке. Вот и кулуар с небольшим водопадом, ключ спуска. Костя лезет вправо к камню вешать веревку. Народ стоит сначала терпеливо, потом один за другим начинают спускаться без спец-средств. Я жду веревку до последнего, но все спустились, Костя говорит, что если будет трудно, он бросит веревку. ОК, осторожно иду вниз, оказывается ничего особо сложного. Тем более, когда подсказывают, куда наступать. Все, дальше почти шоссе. Тут, правда, мимо меня со свистом пролетел Костин рюкзак, слегка перепугав Серегу, Сашу и Артема. Мне уже поздно было пугаться. Костя спустился, поднял рюкзак, достал ставшую квадратной миску, покачал головой, к счастью миска не продырявилась. У рюкзака оборвалась ручка, за которую Костя его перекидывал как раз на водопадике.

Вниз по Толте
Стоянка на границы леса у Толты
На этот пупырек так хотелось залезть
А далеко внизу — опять Тунка

Мы внизу, смотрю обратно – перепад, крутизна спуска впечатляют, фотографирую много. Идем вдоль Толты вниз, к лесу. Стоянка сразу, почти у границы, на мягком мху. Собираем дров – тут они в основном представлены сухими ветками и сучьями. Костер получается сразу жаркий. Ставим палатки, сегодня спим на перине. Только у меня небольшая ямка под боком. Заполняю ее сорванным кедровым лапником, за что получаю вялый нагоняй от Гринписа — Жени.

Мокрые ноги страшно замерзли. Никак не могу их отогреть, даже забравшись в спальник. Хорошо, догадался переобуться, и встать в сухих кроссовках на подштучник у костра. Быстро согреваюсь, аж жарко становится. Вечер весьма холодный, но у нас еще немного осталось. Как обычно я развожу 50 на 50, выпиваем за первый для половины из нас перевал 1Б. Пялимся на странную вершину прямо над нами, в том же гребне, где пер. Иванникова. Прозвали ее «трехчлен». Стас хочет туда забраться, когда-нибудь. Обсуждаем планы на завтра, они какие-то невнятные. Решаем встать пораньше, чтобы больше успеть, если сильно захочется. Ложимся. Вдруг громкий возглас Сереги – «Ой, что это?» Он нечаянно кладет себе руку на живот. Вернее на то место, где он должен быть. Там оказалась глубокая яма, что его сильно напугало. Я ему посоветовал повернуться на бок, может чего оттопырится и не так страшно будет. Я почти привык к такому питанию, в теле появилась легкость, да и рюкзак совсем уже нетяжелый, сюрпризы заканчиваются.

11.09.09 р. Толта – пер. Солнечный 1А – р. Бугатай – Аршан.

Встаем действительно раньше, чем обычно, в начале восьмого. В 9-30 выходим, на небе – ни облачка, но очень морозно. Градусов 10 холода. Мох промерз глубоко в кость. Но буквально через 15 минут мы поднимаемся на высокую ступеньку, и лучи яркого солнца согревают нас. Правда еще и ослепляют. У части из нас нет очков, глаза начинают болеть. Перевал Солнечный никаких затруднений не вызывает. Влад со Стасом отрываются от всей группы, и буквально за 10 минут взлетают наверх, пока мы смотрим как завороженные на них и делаем ставки, каким путем они пойдут – по кулуару, слева или справа от него. Выигрывает Костя. Ему, значит, достанется Женин и Серегин раскладочный шоколад. Как бы не слиплось..

Утро в горах
Начинаем подъем к пер. Солнечный
Взгляд на пройденное
На перевале Солнечный

Мы на перевале, он во всех отношениях Солнечный. Можно загорать, так тепло. Думаем, что делать дальше. Рассматривается вариант добежать до стрелки, оттуда подняться по ручью, вытекающему из под Трехглавой, подняться на перевал 1Б и спуститься к Кынгарге, где и заночевать. С пер. Солнечный Трехглавая кажется не такой уж и далекой, время еще раннее совсем – начало двенадцатого. Спуск в сторону Бугатая еще проще подъема – эта сторона положе, и ровная, довольно мелкая сыпуха со снегом. Сбегаем вниз к Бугатаю. Идем дальше до границы леса. Там на ручье группа распадается. Саша с Костей останавливаются у ручья, мы идем дальше. Потом ждем их минут 15, кричим даже – безрезультатно. Поскольку планировали топать до стрелки, решаем не ждать ребят, встретимся внизу. Через часа полтора доходим до стрелки. Очень долго. Костя и Саша уже там нас ждут, ловко они нас обогнали.

На стрелке перекус. Выковыриваем запасы, Серега достает здоровенный кусмень копченого мяса, чем всех вгоняет в легкий ступор. Представьте себе, что вы 5 дней практически не ели, а тут перед носом водят полуторакилограммовым куском аж светящегося на просвет балыка!

С перевала в сторону Толты
Спуск с Солнечного

После мяса начинаем поглощать плитку за плиткой шоколад – кажется 4 штуки. Между делом решаем, что дальше. Время – около 4 дня, до Трехглавой еще топать и топать. Шансов успеть перевалить не очень много. Но самое главное – это близость Аршана, цивилизации. Мы уже немного соскучились по ней. Звучат слова «пиво, баня». Некоторые рассчитывают сегодня же уехать в Иркутск. Тут мимо нас вверх пробегает местный паренек. Приятный такой, улыбка немного озорная. Спросили у него – далеко ли до Аршана. «Да часа полтора, не больше». На нем были резиновые сапоги, сначала мы этому не придали значения. Полтора часа... да какой разговор. Идем в Аршан!

Впереди Стас с его легкой походкой, мы с Серегой с мяса тоже побежали, копчености с шоколадом – еще тот турбонаддув. Остальные на хвосте висят. В общем, втопили мы как могли, типа сейчас за 1-20 прибежим в Аршан! Проходит час, полтора, и даже два. Выходим на поляну. Переходим Бугатай, дальше почти дорога, Но до Аршана еще топать и топать. А сапоги-то на пареньке не случайно были, не иначе – молодой Суханов, подумали мы. Ровно через 2.5 часа вошли в Аршан, все в мыле можно сказать. Хорошо прошлись.

Топаем на автостанцию, там будто специально нас ждет маршрутка. Короткое прощание с ребятами, они остаются, чтобы провести расслабляющий вечер с баней, мы вчетвером – Серега, Дима, Саша и я едем в Иркутск. В 21-30 въезжаем в город. Финиш.

В заключение хочу сказать, что компания была замечательная, правда не скажу что совсем уж ровная по силам – явно выделялись «лоси» Влад и Стас, но зато отстающих вообще не было. Переходы обычно были весьма быстрыми и короткими, особенно в начале. Но все это весьма субъективно, так как мы со своими 2-3 дневными вылазками привыкли к другому ритму. Обычно мы планируем график движения очень точно, до 1-2 часов. И идем минимум по 10-12 часов с одним большим перерывом и несколькими короткими. Здесь совсем по-другому. Максимум наверно часов по 5 проходили, и с остановками конечно.

Не было жестких планов и по маршруту – каждый день решения принимались утром, по обстоятельствам. По погоде в первую очередь. В итоге пройдено немного, но получился замечательный отдых и так, в общем-то, и задумывалось.

Что бы можно было сделать по-другому? Если бы приехали раньше в первый день, можно было спокойно дойти до фанерного домика, но потом скорей всего сидели день из-за тумана. А вот в предпоследний день стоило, конечно, чуть поднажать и пройти 2 перевала за день – Иванникова и Солнечный, просто попозже бы встали на ночевку. Тогда в пятницу получилось бы с Трехглавой. Но это, почему-то не рассматривалось. Ну да не беда, итак все здорово с моей точки зрения. Я познакомился с Саянами, и очень хочу продолжить их изучение. Ну и конечно приобретен опыт недельного похода. Огромное спасибо вдохновителю и организатору – Жене, благодаря ему все прошло гладко, без сбоев, с настроением и даже как-то весело. Одного ему не прощу наверно – 5 потерянных кг собственного веса.

И со всеми остальными ребятами в любом составе я бы еще сходил с удовольствием.

Sergey V

Александр МамонтовПрочитал с удовольствием
Много текста про еду : )
Женя Рензин — Генерал и раскладочный
08.10.2009, 09:32:43 |
Станислав НоркинКрасавец!! Очень понравилось, и особенно фотки! Про "лося" отдельное спасибо :-)
08.10.2009, 17:20:31 |
Виталий Штырц (Саныч)С большим удовольствием прочитал весь рассказ, молодцы!
Очень понравились снимки!
08.10.2009, 17:36:25 |
SoGТоже с интересом прочитал. Вспомнил времена "жестких" спортивных раскладок. Поулыбался. Кусок балыка в день выхода в населёнку — это сильно!.. :-)
Обратил внимание на поздние утренние подъемы и выходы. Как то это того...
Молодцы, что выбрались! Осенние Саяны — это здорово!!!
08.10.2009, 19:57:06 |

Gos: Вспомнил времена "жестких" спортивных раскладок.

Ильдар, там такая раскладка была, что я удивляюсь, как не растолстел:)

Gos: Обратил внимание на поздние утренние подъемы и выходы. Как то это того...

Для нас (для меня), горы, это не место для занятий спортом, это место, где я отдыхаю сам и стараюсь дать отдохнуть другим. Так почему же (если это только не повлечёт за собой серьёзных рисков), не встать позднее?

Сергей, отличный рассказ!
08.10.2009, 22:12:57 |

Sergey V: Женя, Костя, Стас, Влад и Дима идут на пик Башня, там вроде бы 2А. Нам 2А многовато

То есть Женя обманул народ? :-)
Как же начинать ходить, если 1Б "многовато"? Да причём когда зима ещё не наступила.
08.10.2009, 22:22:38 |
Игорь ТупицынРассказ замечательный, фотки классные. Молодцы!
08.10.2009, 22:48:19 |

Вячеслав Петухин: То есть Женя обманул народ? :-)
Как же начинать ходить, если 1Б "многовато"?

В "домашнем" плане пика Башня не было. Какие туда маршруты я не помнил. Помнил, что есть 2А, а про 1Б забыл. Вот мы и отправились туда только впятером. А уже на плече, под вершиной, когда я смог созвониться с тобой, Ильдаром и даже с К.В.Киселёвым (лично не знаком), я узнал про 1Б. Если бы помнил о ней раньше, то позвал бы всю толпу.
Правда у меня есть и ещё одна отмазка. В нашей штурмовой пятёрке, трое участников только начинают ходить в горы. Им нужно уделять повышенное внимание. Если бы таких участников было семь, внимания могло бы не хватить.
09.10.2009, 01:04:52 |
boomerМолодец SV! Забил еще один гвоздь в историю! Написано с чувством, надеюсь не голода...) Спасибо за то, что нашли желание, время и терпение написать сей трактат. Да еще и за то, что таскали наряду с остальными, достойными уважения фотоманьяками, по горам этот железный фотоагрегат. Сделанные снимки будут долго будоражить сердца глазеющих. Всем спасибо за компанию и отдельное спасибо за организацию — нашему вдохновителю, командиру Жене.
10.10.2009, 23:34:26 |
Вячеслав ДавыдовСпасибо за фото и рассказ.
11.10.2009, 22:30:43 |
ArtemКлассный рассказ, классные фоты! А баня у нас в Аршане была ещё та %)). Вентиляция как в сарае:)
19.10.2009, 17:03:28 |
Artem "Влад со Стасом отрываются от всей группы, и буквально за 10 минут взлетают наверх, пока мы смотрим как завороженные на них и делаем ставки, каким путем они пойдут "

Тот самый момент, они уже на пол пути к перевалу.
19.10.2009, 19:06:25 |
Лев БелыхЕсть у кого нибудь желание повторить поход? Что то у меня возникло огромное желание пройти этот маршрут :)