Как то наша компания из 4-х человек решила с рюкзаками отправиться на Байкал, посмотреть пещеры Черского. С Андреем мы оба закончили один факультет, и были друзьями, а двое остальных Наташа с Игорем были друзьями Андрея. У Игоря была гитара, и он в дороге развлекал нас бардовскими песнями. Добравшись до Листвянки, нам надо было попасть в Большие Коты, откуда начиналась так называемая "собачья тропа", которая шла до пади Кадильной, от которой мы планировали начать подъем в горы в поисках пещер.

Тропа эта тянется десятки километров вдоль берега озера. Надо отметить, что по этой тропе в течение дня проходит до 200 человек всяких туристов, большими группами, по шесть, по два человека и по одиночке. Все с рюкзаками, котелками, альпинистским снаряжением и прочим обмундированием. Дни стояли солнечные, июль был жаркий, а от воды шла прохлада. Шагали бодро и весело, Предвкушая провести первую ночь в пади Большая Сенная. Синева неба сливалась с огромной площадью озера, раскинувшееся от нас справа. Противоположный Бурятский берег едва просматривался на юге в дымке. Мы шли на восток, а слева были скалы или пологие склоны, ниспадающие в озеро. Открывались распадки с текущими сверху ручьями. Иногда после скал местность открывалась широким лугом, поросшим тмином. Зачастую приходилось осторожно продвигаться, когда тропа сильно прижималась к скалистой стене, а по другую сторону колыхалось озеро с хорошо просматриваемым каменистым дном. Миновав пади Малую Сенную и Варначку, мы к вечеру достигли Большой Сенной и стали там лагерем. Большая Сенная – это большой луг, который, если смотреть с озера, ограничен справа огромной наклонной треугольной скалой Скрипер высотой около пятидесяти метров, а слева зеленым холмом. Падь полого уходила вверх, до лесочка, а там начинались холмы и далее были видны хребты. По центру протекал ручей, окаймленный ивняком, но за 10 метров до озера ивняк заканчивался, и ручей с прозрачной водой был закован в чистое галечное русло, которое можно было перепрыгнуть.

Мы поставили палатку в 10 метрах от берега на поляне покрытой короткой ровной травой. Рядом с палаткой оказалось костровище, которое было еще теплым, и были остатки дров. Видно, за несколько часов до нас, это место покинули туристы. Уже смеркалось, когда мы натаскали достаточно дров, заварили два суппакета с картошкой, и разлеглись, кто где мог, на еще теплую землю. Игорь с Наташей уединились ближе к Ивняку, а мы с Андреем ближе к берегу. Поедая суп, смотрели на противоположный берег и на первые появляющиеся звезды и пытались увидеть огоньки на противоположном берегу. Потом промыли котелок, заварили чай, сели у костра, а Игорь достал гитару. Я не помню, во сколько мы легли спать, но на озере просыпаешься рано. Было около 5 утра. На востоке была заря, и из-за дымки и гор на противоположном берегу вот-вот должно было взойти солнце. Я подошел к берегу. Озеро было спокойным. Вода медленно накатывала и откатывала от берега на расстояние всего 5-10 см. Сквозь гладь воды в утреннем свете, еще не отражающей неба, я увидел дно, которое уходило под уклон вниз в воду, как под стекло и просматривалось на десяток метров. Вокруг меня были только камни и вода. Умывшись, я поворошил костер и поставил котелок. В этот момент в палатке начали ворочаться и просыпаться остальные.

Я не сразу заметил, что к палатке приближаются двое – мужчина и женщина. Они брели по берегу, но, увидев меня за 50 метров, прибавили шагу, направляясь в нашу сторону.

Из палатки уже все выползли, когда они к нам подошли. Они поздоровались и обратились к нам за помощью, но прежде попросили их выслушать.

Мужчина был в очках с седоватой короткой бородой лет 45-48. Он представился как декан факультета экологии Ленинградского института … (не помню какого). Женщина оказалось девушкой лет 20-24, звали ее Еленой, и она была его студенткой. Как оказалось, предыдущей ночью они большой группой останавливались на этом месте и днем покинули его. К вечеру Елена обнаружила, что потеряла серебряный крестик на цепочке, который передавался по наследству и был передан ей ее бабушкой. Крестик, переживший всех царей, революцию и блокаду был потерян и предположительно находился теперь на этой поляне. Весь вечер ее успокаивала вся группа, и ночью с деканом она приняла решение вернуться на эту поляну и поискать крестик. Они шли всю ночь, пока к утру не добрели до нас – своего бывшего лагеря. Они заглядывали в наши глаза, пытаясь понять, какие мы люди, поможем ли мы им поискать, или будем безучастно наблюдать, как они его ищут, или мы уже нашли его и молчим. Им было трудно, а нам было еще трудней, дать им понять, что мы ничего не находили. И вот первый лучик солнца появился на востоке, а мы начали просматривать траву, было достаточно светло, чтобы заметить, что-либо металлическое. Мы вшестером исходили всю поляну и ничего не нашли. Свернули палатку и поискали под палаткой. Потом, окинув взглядом всю поляну, определив ее размеры, стало понятно, что искать тщетно. Мы предложили им чай, и они охотно согласились. Все расположились кружком вокруг костра. Гости сели рядом, Андрей слева, Игорь с Наташей справа. Я лежал на боку напротив гостей, подперев голову рукой, и лениво ковырял землю складным ножом. Гости рассказывали, как было жутко, когда они ночью добирались сюда по тропе. А потом Елена опять начала говорить о том, как дорог для нее был этот крестик. Мне было жалко Елену, я лежал и думал, вот бы нашел я этот крест, сколько было бы радости. Она приехала из далекого Ленинграда, полюбоваться этой дикой природой и теперь все ее воспоминания о Байкале будут омрачены потерей фамильного серебряного крестика. И тут вдруг мой нож отковырял что-то блестящее. Я не поверил своим глазам и ковырнул еще раз. Я увидел звенья цепочки и слегка вскрикнул. Подцепил ножом эту цепочку и потянул ее из травы. Внимание всех было приковано к моему ножу, а через мгновение на нем на цепочке болтался толстый высотой сантиметров 5 серебряный крест. Елена подскочила и заплакала. Они оба с деканом подбежали ко мне – обнимали, целовали, жали руку, хлопали по спине, и радости их не было предела. А мои друзья застыли от неожиданности. Вторая кружка чаю пошла веселее первой. Мы уже взобрались на пятидесятиметровый Скрипер и видели с высоты, как они махали нам руками.

P.S. Эта реальная история произошла в 1991 г. Счастливые герои были сфотографированы. Фотография отправлена в 1992 г. в Ленинград моим друзьям, но их так и не смогли найти.

Александр Тагильцев

Эраст БутаковВидимо у вас с аурой всё впорядке — на Байкале так часто бывает!

В моё случае, когда приезжала на Байкал съемочная группа Russia TV (http://www.nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=279) мне выпал честь их сопровождать. Одна девочка потеряла дорогущие очки. Потеряла в тот момент, когда, как мне показалось, у меня на джипе отвалилось колесо. Я полез под машину, она наклонилась, чтобы мне, если понадобится помочь, и очки, видимо, выпали. Много было переживаний, когда мы вернулись примерно через час на то место, спохватившись, но очков не нашли (дороги они ей были, как чей-то подарок).
Вечером на Хобое две девушки просились в машины к людям. Их никто не брал под разными предлогами. К моему джипу они и подходить не стали — слишком компания у нас была навороченная. Но оставлять людей на ночь глядя на безлюдном мысе никуда не годится — с ними, что угодно может произойти — век себе не простишь.
- Давайте к нам!
Они с радостью и благодарностью сели.
Во время движения, они обратили внимание, что моя спутница печальна.
- Да очки она потеряла, вот и грузится, — ответил я.
- Вот эти? — спросили девочки и протянули нам её очки.
Радости, как и в вашем случае, тоже не было предела!

На Байкале добрые дела не забываются! Оставайтесь таким же, Александр, и всё будет Олуридэ в вашей жизни.
Спасибо за рассказ.
26.10.2009, 15:36:02 |
Александр ТагильцевЭраст, вам спасибо. Ваш рассказ покруче получился. :)
Да, Байкал это место чистое, святое. С аурой у меня тогда точно было всё в порядке. Сейчас не знаю. В апреле крестился в Князь-Владимирском соборе. Вроде еще сильно не нагрешил. :)
26.10.2009, 18:32:19 |
Эраст Бутаков:)
26.10.2009, 20:12:00 |
Георгий Борисов Александр, спасибо за интересный рассказ. Вот ведь как символично получилось — вначале нашли чужой крест, а через некоторое время и свой обрели :-). Примите мои запоздалые поздравления с принятием святого крещения! Кстати, первый раз вижу проведение этого обряда с облачением в белые одежды, возложением венков на голову, да ещё и трапезой в конце сего таинства — всё очень торжественно и красиво!
27.10.2009, 00:22:19 |
Александр ТагильцевСпасибо за поздравление. Это имело значение такое как свадьба, а может и больше. Община 100 человек присутствовали всю ночь до открытия метро. Церковь сейчас обновляется. Лишних людей с улицы ей не нужно, как это было в советское время. Церковь теперь хочет знать всё о своих членах. Теперь нужно проходить оглашение. К этому всё идет, как это и было до революции.
27.10.2009, 00:47:22 |
Эраст БутаковА ещё бывает и довольно часто на Байкале "кармический удар". Из самого свежего:
Уезжая в воскресенье вечером от пещеры, мы чистим лагерь.
Валяются две пластиковые бутылки с желто-канареечной и коричнево-коньячной жидкостью. Что за дрянь? Вылили жидкость на снег, а бутылки — в костер. Вспыхнули бутылки и запахло бензином. Тут до нас дошло, что это кто-то на растопку приготовил. Извинившись за свое невежество, мы оставили бересту под столом.
За 20 км до города у нас в темноте кончился бензин!
27.10.2009, 09:16:28 |
Александр Тагильцев:) Чудеса! Вам бы рассказы писать. :)))
27.10.2009, 17:02:45 |
Эраст Бутаков

Александр Тагильцев:  :) Чудеса! Вам бы рассказы писать. :)))

Ладно, буду. :)
Посмотрите www.erast.ru
27.10.2009, 18:18:42 |
Лев БелыхРассказ понравился. Мой приятель на той тропе со мной потерял топор. Мы прошли уже несколько часов прежде чем хватились, но возвращаться не стали, т.к. тапор особой ценности не представлял, но настроение было неважное. Вдруг увидели на передышке догоняющих нас мужчину и женщину. И увидели прицеленный топор у мужчины к рюкзаку точь в точь такого же окраса и класса , как утерянный. На вопрос к ним не наши ли они его случайно, нам ответили неуверенно и безучастливо, что нет и что это их топор. Но по всем признакам мы оба остались уверены, что они подобрали наш топор. Ссорится не стали, но остался в душе неприятный осадок. К сожалению, менталитет русского обывателя таков, что если что то нашёл, то надо присвоить — подобрать, что плохо лежит. А то, что есть бюро находок и что по сути пресваивание находок незаконно и не морально мало кто задумывается. Вот такими рассказами , как Ваш, надо пробуждать в людях моральную ответственность возвращать найденное прежним владельцам, потому что случаи бывают разные. Спасибо Вам за это.
26.12.2009, 23:28:38 |
Александр ТагильцевСпасибо Лев, я просто в тот момент мечтал найти крестик, и оно реализовалось...