27.07.09. День девятый.

Спокойная вода закончилась. Прощай озеро, здравствуй сплав (фото О. Тарасовой).
Сплав по реке Фролиха. Валунный — губа Фролиха

Всё. Сегодня завершение нашего пребывания на озере. Сворачиваем лагерь и перебираемся к истоку реки Фролиха, по которой и предстоит сплав к Байкалу. По пути забрасываем к тропе на Аяю экипаж каркасной «РЗ». Как уже говорилось ранее — Женя, Ульяна и Наташа с Ютой доходят до губы Аяя, забирают свою байдарку и идут на встречу с нами к истоку реки Фролиха.

По данным разведки первые два с половиной километра сплавляться не стоит – можно просто угробить лодки. Сплошной «шкуродёр». Сразу от устья начинают сплавляться только Ольга и Грин на лёгких и манёвренных каяках и Влад на своей резинке. Неповоротливые «Налимы» разбираем и несём вдоль реки. Идём по правой стороне (по течению). Тропы нет, попадаются небольшие буреломы.

Исток р. Фролиха. Разбираем Налимы (фото А. Смирнова).
Начало сплава. Здесь пойдут только одноместки. Остальным — обнос (фото О. Тарасовой).
Понеслась (фото О. Тарасовой).
Пошёл Влад (фото О. Тарасовой).

Через обещанные 2,5 километра выходим к началу
Здесь уже пройдут и остальные. У реки появилась кое — какая глубина. (фото А.Мамонтова)
приемлемого сплава. Тройка самоотверженных уже на месте, ждут нас. Жалуются что как такового сплава очень мало – в основном перетаскивание судов по отмелям. Оно и понятно – течение хорошее, а глубины явно маловато. Хорошо, что мы не рискнули с нашими-то баржами. Наматерились бы, однозначно.

Лодка Влада после первого участка сплава (фото А. Смирнова).
Резиновая лодка Влада уже имеет плачевный вид. Днище порядком потрепало, напоминает дуршлаг. Но плыть как-то надо — сплав только начался, выбора нет. Влад наскоро ставит заплаты.

— Только бы до Байкала дотянула, а там можно и пешком.

Мне бы столько оптимизма. Легко сказать «до Байкала», дна целого осталось совсем немного. Вёсла тоже не эталон — разнокалиберные и с наполовину сломанными лопастями.

Надуваем свои лодки. Ну что, теперь самое интересное — всей
Завал на Фролихе
оравой вниз по реке. Отчаливаем и река резким движением подхватывает нас. Течение быстрое. Уже проплыв какое-то расстояние вспоминаю что не врубил GPS (есть большое желание сбросить потом трек на карту и посмотреть что где было). Выгребая, кое-как исхитрился включить навигатор.

Не знаю кому как, а я свою порцию адреналина хапнул. Очень захватывающая «гонка». На поворотах порядком заносит и за лодку пытается зацепиться какой-нибудь корень или коряга. Часто встречаются завалы. Самое неприятное, что при повороте реки существенная часть потока не поворачивает вместе с рекой, а прёт напрямик, через лес. Вот тут-то и образуется основная и самая неприятная часть завалов. Высота завала может быть и метр и два. Очень это хреновая вещь – затащит под такую «надстройку», можно и не выбраться. Как говорил Юра Чернокнижный: « Под такие завалы ни один водолаз потом за вами не полезет, лучше не попадать».

Остановка на обед. (фото А. Мамонтова).
Пройдя 1/3 пути, на песчаной отмели встаём на
Влад борется со стихией (фото А. Смирнова).
перекус. Разводим костерок. Чаёк, то да сё. Отличная погода. Небольшой расслабончик перед продолжением сплава, который для некоторых — впервые. В моей практике был один сплав, но простецкий. Тут же расклад другой и эмоции другие.

Выруливать сложновато, всё же трое человек в лодке + немалый груз. Потом приноравливаемся. В «Налиме-300» тоже трое, они идут следом. Влад замыкает процессию. Ольга уходит вперёд, следом Саша Грин.

Коварная штука – завал. И вот идущая впереди Ольга, не справившись с управлением и не вписавшись в поворот, улетает под такое нагромождение из деревьев.

Выплываем мы из-за очередного поворота, а там такая картина. Сидит на завале Ольга — глаза по пять рублей, а из под наваленных брёвен и деревьев торчит каяк. С Ольгой всё в порядке, а это самое главное

Все подходим к косе, выгружаемся. На уничтоженных «полувёслах» из-за поворота вылетает Влад (кадр из «гонок на выживание»).

Ну а дальше были спасательные работы по извлечению каяка.
Ольга попадает в аварию. Извлечение каяка из под завала (фото О. Тарасовой).
Извлечение каяка-1 (фото О. Тарасовой).
Извлечение каяка-2 (фото О. Тарасовой).
Извлечение каяка-3 (фото О. Тарасовой).

Верёвкой вытягиваем его из-под завала. На всякий случай, чтобы не затянуло под деревья следующих сплавляющихся — Влад, Василий и Саня С отпиливают пару совсем не грамотно высовывающихся берёз. Тут опять неприятность – «производственная» травма. Саня С поскальзывается на мокрых брёвнах и сучком раздирает над бровью лицо. Теперь помощь оказывается уже ему. Лицо подклеили, каяк вытащили. С подстраховкой все проходим этот участок реки.
Извлечение каяка-4 (фото О. Тарасовой).
Расчистка завала. (фото О. Тарасовой).
Скорая помощь (фото О. Тарасовой).
Саня С и "производственная" травма (фото О. Тарасовой).

***Надо отметить, что река, в общем и целом, не такая и глубокая, и в случае опасности иногда лучше выскочить из лодки и подстраховать её вручную, нежели выгребать вёслами. Вёсла могут помочь не всегда.

Теперь можно и бабки подбить. Каяк остался невредимым, но унесло весло. С веслом ушёл и один из двух спиннингов Саши Грина. Лодка Влада превратилась в хлам. Из трёх надувных отсеков двух можно сказать – нет. Дна, похоже, нет уже давно. Влад отдаёт лодку на растерзание, она тут же — как трофей раздербанена на полезные куски и кусочки (прости Влад).

Что же мы имеем на данном промежутке жизни: Ольге не чем грести, Владу не на чем плыть. Совещаемся. Соображаем. До Байкала остаётся не такое уж и большое расстояние, около пяти – шести километров, но не ясно, что здесь с тропами. Решено, Влад и Ольга идут к устью на своих двоих, т.к. лодки и так на пределе, на них ничего сверх нормы уже не нагрузить. Они пойдут по левой стороне, здесь хоть тропа обозначена. Когда они доберутся до устья, мы их переправим на другой (правый по течению) берег. Там договорено и о встрече с экипажем, двигающимся из Аяи. Значит, будет всеобщая стыковка. На том и порешили.
Каяк спасли. Пора двигать дальше (фото О. Тарасовой).
Тут можно и расслабиться (фото А. Смирнова).
Здесь река уже спокойная (фото А.Мамонтова).

По мере приближения к Байкалу течение становится спокойнее, река шире. Можно расслабиться и наслаждаться видами. Устье широченное и заболоченное. Высоких деревьев практически нет, большинство из них высохли и стоят с причудливо изогнутыми ветвями как монстры.

И вот мы выходим к месту встречи реки Фролиха с Байкалом. Пересекая реку «аки по суху» идёт Наташа с Ютой, а недалеко и «РЗ» с Женей и Ульяной. Не знаю как по всему устью, а тут не глубоко и кое-где запросто можно сесть на мель. Как мы с встречей то подгадали, вернее не мы – так сложилось.
А вот и Байкал. (фото А.Мамонтова)
В дельте речки Фролиха.
Обустраиваемся (фото А. Смирнова).
Губа Фролиха. Лагерь №6. (фото А.Мамонтова)

Уходим правее, вдоль берега Байкала и разбиваем лагерь №6. Пока раскидываем вещи подходит и Влад, он переплыл устье. За Ольгой уплывает Женя. Вот те раз, быстро дошли!

Да здравствует тотальное воссоединение! Объединение незамедлительно перерастает в небольшой праздник.

Сегодня прошли: от Валунного до истока – 3 км., обнос – 2,5 км., сплав – 12 км., 1,5 км от устья до стоянки.

Далее (Глава 11. Губа Фролиха - мыс Биракан.)

Влад ВоробьевСплав по реке Фролиха был такой насыщенный! (у меня по-крайней мере) что можно было в отдельный рассказ оформлять.
Где наша не пропадала? Наша пропадала везде:)
24.11.2009, 21:50:01 |

Влад Воробьев: можно было в отдельный рассказ оформлять.

Так оформи, Влад! :))

Мелким шрифтом: Привет, дорогой!
24.11.2009, 22:47:15 |
Artem

Влад Воробьев: Сплав по реке Фролиха был такой насыщенный! (у меня по-крайней мере)

Русский экстрим, буржуям и не снилось 8)