Дневник похода группы туристов

Ара-Ошей 2009.

Район путешествия: Тункинские Альпы Восточного Саяна

Иркутск 2009

Памяти трагически погибшего друга А. Башагина.

Маршрут: улус Хойто-Голр. Бого-Булнайпер. Улан-Дабанр.Ара-ОшейХубутскийНиловка.

Сроки: 29 июля — 7 августа

5. Вадим Плискин,

6. Марина Дягилева.

Предисловие:

Идея этого похода витала в воздухе с майских праздников. Тогда, на Мунке, уже был разговор об этом походе. Три месяца прошло в томительном ожидании, в предвкушении интересного похода. Проложен маршрут, куплены продукты. Но больше половины группы нет, они на ... Кодаре.

Сильное беспокойство вызвала задержка с выходом на связь о благополучном завершении маршрута.

Горные туристы

Песенка туриста...

Мы по Саянам, как мамонты бродили,
Ломясь сквозь дебри, через бурелом.
Ах, что ж в горах мы этих позабыли,
В гольцах Китойских ждёт нас стол и дом.

В жару один, один большой стриптиз :-)

Наш дом палатка, спальник как перина,
Не страшен зной нам, даже снегопад.
Внизу лежит зелёная долина,
Хубутский словно, Ниагарский водопад :-)

В жару один, один большой стриптиз :-)

Китой нас встретит радостно у входа,
И позовут не раз дивные края,
Саянских гор прекрасная природа,
Здесь так вкусна тушёнка и крупа!

29 июля,

Хойто-Гол — поляна между Эхе-Булнаем и ручьём Безымянный.

Вспышки молний и фары блещут,
Как испуганные глаза.
Плети ливня по крыше хлещут,
Похохатывает гроза.

Разлетается брызг фонтаны –
Их подсвечивает закат,
На полоске его багряной,
Будто фары, лучи горят.

(С. Корбут)

Но вот все в сборе. Электричка до Слюдянки. Ночная заброска на микроавтобусе, как в старые добрые времена. Дождь, перешедший в грозу. Неожиданные препятствия на трассе в виде спящего скота, не желающего уходить с дороги. Зайцы и летучие мыши в свете фар. Путники, неожиданно выскакивающие из темноты на трассу.

Долгий ночной разговор с водителем во избежание аварийных ситуаций.

Проехали Большой и Малый Зангисан. Туран, отворот на Ниловку. Сплошная пелена тумана застелила белесым покрывалом Хойто-Гольскую котловину. Едем почти на ощупь.

Светало. Запели утренние петухи, сойдясь в дружном заливистом хоре и будя соседнюю округу.

Водитель Борис высадил нас на окраине улуса Хойто-Гол, чем сэкономил нам время на заход.

В поисках места для палаток мы бродили по закутанному пеленой берегу реки Эхе-Угун, словно по “туманному Альбиону”, и набрели на двор местной школы напротив музея, где и благополучно расположились после утомительной заброски.

Разговоры местных жителей близ палаток прервали сон. Дружно собравшись и перекусив, мы выдвинулись на маршрут.

Ветер разогнал облачность, выглянуло солнце. Лишь над наиболее почитаемой горой Алтан-Мундарга, висели облака, цепляясь за вершину. Но и их вскоре сдуло порывами ветра.

Дорога уходила в верховья Эхе-Угуна вдоль гольцов. Перебродили за последней фермой р. Эхе-Булнай. Привольно пасшиеся кони на фоне гольцов
привносили какую-то изюминку в этот пейзаж. Глаз давно уже отвык от подобных картин. Рука невольно тянется к фотоаппарату. Остановись мгновенье, ты прекрасно!

Убегая от неожиданно появившейся грозовой тучи, мы по дороге, которая периодически то раздваивалась, то соединялась, вышли к реке Улан-Гол. Еще один брод через р. Бого-Булнай и за остовом вездехода дорога благополучно перешла в скотопрогонную тропу.

Путь на север по водоразделу, который является отрогом хребта, вывел на ручей, не имеющий названия. Он находится в распадке между р. Эхе-Булнай и р. Бого-Булнай, следует назвать его “Безымянный”. Здесь, утолив жажду и полакомившись крупной дикой чёрной смородиной, немного отдохнули.

Полагая, что дальше тропа уйдёт направо, и обогнёт отрог к р. Бого-Булнай, шли по этой тропе. Вышли на большую поляну (высота 1405) сборщиков ореха и ягоды, где и разбили лагерь. Целый день были проблемы с водой. Где-то там, внизу, шумел водопадами в глубоком ущелье, судя по карте, Эхе-Булнай. Спуск-подъём по крутой тропе за водой с большим сбросом и набором высоты заставил немного попотеть.

Лучше плохая тропа, чем совсем без троп. В чём мы и убедились на следующий день.

Ужин сварен, все довольны — первый день похода подходит к концу.

Здравствуйте, Саяны!

Здесь видео первого дня пути

30 июля,

Поляна — траверс влоб к Бого-Булнаю.

Мы шли сюда полдня.

Мы выше облаков
И выше облака.

(С. Корбут)

Быстрые утренние сборы, траверс с небольшим набором высоты вдоль склона и спуск по бурелому в верховья ручья Безымянного к воде. Как в той песне, "без воды — не туды и не сюды."

Вдоволь утолив жажду, решили брать влоб правый (орографически) отрог Бого-Булнайского ущелья.

Первый поход, в котором возникают проблемы с водой.

Довольно крутой подъём прямо вверх по склону, заваленному буреломом и валежником, доставлял много неудобств. Мои доводы о бессмысленности подъёма влоб на вершину отрога и простом горизонтальном траверсе через отрог в долину Бого-Булная не возымели должного воздействия и взаимопонимания из-за отсутствия руководителя. Дружная ангарская группа единомышленников, к которой я присоединился, увлечённо лезла влоб, думая обойти верхом ущелье р. Бого-Булнай.

"Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт :-)"

На границе леса на высоте 1721 м (по показаниям GPS) ненадолго встали на отдых. Открылся отличный вид на озёра Нуркутул.

Отсюда пошли диагональным траверсом и вскоре вышли на небольшую площадку над ущельем реки Бого-Булнай.

Сама река шумела где-то глубоко внизу, в каньоне. Небесная артиллерия готовилась к бою. Местный бурхан Шаргай-Ноён громко выплёскивал свои эмоции, метая над головой молнии и вместе с небесной канцелярией выстреливая канонадой залпов грома. Бурхан серчал.

Далеко впереди виднелась полянка. Она была намного ниже того места, где мы находились. Путь к ней лежал по невесёлому живому курумнику, вдоль довольно крутого склона.

Движение осложнялось холодным ливнем, перешедшим в крупный град. Лёгкая одежда не спасала от непогоды. Опытный небесный массажист успел профессионально провести массаж градом всех наших открытых частей тела. Туристов спасали только дождевики, лежащие под рукой в рюкзаках.

Укрывшись между камней и переждав непогоду, я удивился, когда встав с рюкзака, увидел какой слой градин лежит на рюкзаках и камнях. Группа отряхивалась от осадков, которые понемногу таяли.

Пасмурный вечер. Скользкий спуск по мокрому живому курумнику к месту ночёвки. Рядом были дрова, вода и прямой выход к р. Бого-Булнай — это и повлияло на выбор места ночёвки.

Набор воды в ручье вызвал у меня лёгкий шок. Откуда-то из истока ручья выплыла пищуха, погрелась секунд 20 на камешке и поплыла дальше сплавляться в Бого-Булнай. Пищуха – небольшой зверёк, который живёт в камнях на границе леса. Интересное и неожиданное зрелище, от которого немного опешил.

Вслед за грозой через черные тучи выглянуло солнце и засияло сквозь дождь над Хойто-Голом разноцветной радугой, озаряя эти суровые места.

Рука опять невольно потянулась к фотоаппарату в предвкушении хорошего кадра, который оказался последним для этого фотоаппарата.

31 июля,

Граница леса — ночёвка под цирком пер. Улан-Дабан.

Пасмурное сырое утро. Сонные сборы.

Движение по прямой орографически правым берегом.

Слева показался перевал Олимпийский, а вслед за ним опустились низкие хмурые облака. Стараясь держаться ближе друг к другу, при минимальной видимости шли не спеша, чтобы не растеряться. В облаках со взвешенными частичками воды в воздухе, кричать бесполезно — они поглощают все звуки. Словно ежики в тумане, мы всё дальше и дальше уходили в неизвестность по бортам долины в верховья, теряя ощущение времени и пространства, и вскоре переправились на левый берег.

Выше эти облака пролились хорошим ливнем. Но спас большой тент, который взял с собой Игорь Артурович (далее – “Артурыч“). За что ему большое туристическое спасибо.

Вскоре разведка показала, что мы остановились почти под цирком пер. Улан-Дабан. Ещё один взлёт на моренный вал и мы под цирком. Здесь, возле большого камня, находим единственный след пребывания человека в виде 4 консервных банок и разбиваем лагерь. Из туч выглянуло солнце, дав возможность немного подсушиться.

1 августа,

Переход через перевал Улан-Дабан.

Под облаками, скоро рассвет.
Мгла и туманы, солнца всё нет.
Снежные перья снова с утра,
Словно сказали: "Ну что же, пора".

Впереди перевал, скалистый уступ,
А ну не зевай, а то будешь ты труп.
Ну что же дружище, наверх держим путь.
Назад ни за что нам уже не свернуть.

И вот уж вершина, орлиный приют,
Суровые горы уют создают.
Верёвка к верёвке, жумары готовь,
Бог даст, на горе мы увидимся вновь.

(Из моего сборника “Саяны“)

Утро проходит в раздумьях, куда двигаться дальше.
Ёлки, и как же туды лезть ?!!!

Справа виднелась v-образная седловинка ложного перевала, предложенная Владимиром в качестве прохода на Ара-Ошей. Но уж больно круто она смотрелась и не похожа была на 1А, вызывая законные сомнения. Карта развеяла их – идём до конца цирка.

Левее был виден пик ЦДЮТИК.
Далее просматривались скальные сбросы стенкой. И вот, выше водопадов, за поворотом долины налево, в мощном цирке показалась явно читаемая седловинка — перевал Улан-Дабан.

Ещё с вечера при ориентировке на местности и согласовании с картой было ясно, что v-образная седловина справа не является тем перевалом, на который мы хотели идти.

Издалека пер. Улан-Дабан кажется грозной непроходимой стеной. Но не зря говорят, что “не так страшен чёрт, как его малюют”.

Вблизи перевал оказался не таким страшным. Всё проходимо.

Траверс вдоль левого склона цирка вывел на путь подъёма. Четверо змейкой поднимались слева. Я решил брать перевал влоб, оптимально выбирая путь подъёма и склоняясь к правому борту, где не так сыпется под ногами и никто не спускает камешки.

На полпути подъёма, местные боги Бурхан-Баабай и Буринхан решили опять показать свой нрав. Видимо, не проявили к ним должного почтения.

Со стороны реки Ара-Ошей, запахло мощной грозой. Молнии били в перевал, эхо грома распространялось на всю округу вслед за ними, полив холодным ливнем и осыпав крупным градом, словно манной небесной, что конечно нам было не в кайф.

Подъём в таких условиях по крутому склону и скользкому подвижному курумнику по нашим представлениям и методике оценки перевалов стоит оценить не как 1А, а скорее как 1А-1Б.
Поэтому прохождение через этот перевал в подобных погодных условиях, в особенности в Тункинскую долину, мы бы не советовали — не сахар и чревато аварийными ситуациями. Может понадобиться верёвка для страховки.

При прохождении данного перевала желательна хорошая солнечная погода, без осадков в виде холодного ливня и града.

Стараясь не заморачиваться на непогоде, собравшись и полностью сконцентрировашись на подъёме, я и Владимир вышли вправо, под скалы.

Вскоре боги смилостились над нами и отозвали орды своих небесных войск назад, к себе в небесную канцелярию. Видимо не зря мы задабривали их белой пищей (кашей) на хорошую погоду, по обычаям местных жителей.

Уже при свободном лазании между огромных валунов, перед выходом на узкую перевальную перемычку, выглянуло солнце.

Звучные крики радости Владимира разливались эхом c вершины перевала. Вслед за ним, я вышел на узкую седловинку. Попытки докричаться до остальных были безуспешны. Позже оказалось, что остальная группа, испугавшись грозы, спряталась от грома и молний среди огромных валунов намного ниже седловины перевала.

Картина, открывшаяся по обе стороны перевала, впечатляла, завораживая великолепием красок.

Горы словно оживали на некоторое время, играючи вальсируя тенями от облаков. Эмоции перехлёстывали через край при виде этой красотищи.

Но, похоже, здесь ходят очень и очень редко. О чём говорит полное отсутствие каких-либо человеческих следов.

Седловина перевала сложена крупными глыбами и материала для тура нет. Не догадались взять на подьёме мелкие камешки для него, ожидая его наличие.

Северный склон с участком плотного слоя снега, словно зимой, играл лучами солнца. Приятно вот так летом очутиться в “царстве снежной королевы”.

Простой, но нудный спуск вправо по крупным глыбам курумника вывел на отрог, за которым открылся отличный вид на самое высокое озеро в Тункинских Альпах,
на трёхтысячники Восточного Саяна — так называемую "Звезду Ара-Ошея".

Ниже, в небольшом темном ущелье, лежал снег. Перешли по ледяному мостику к истоку Ара-Ошея на левый берег. Отсюда, обогнув моренный вал, начали спуск к реке. В наступившем тумане потерял из вида Владимира, убежавшего вперёд. Шум очень высокого водопада, падающего справа с морены, заглушал все звуки. На берегу наткнулся на свежие следы крупного копытного, видимо изюбря.

Полагая, что отстал от Владимира, ускорил шаг, через протоки, заросли ивняка и круглолистовой берёзки пробирался по пойме к берегу. Вдали показались первые деревца.

Темнело. Необходимо было вставать на ночлег. Но палатка была у Владимира. Нужно было как-то выходить из ситуации. Шквальные порывы холодного ветра заставляли поскорее найти место ночлега. Нашёл хорошее место на берегу Ара-Ошея, в выходе коренных пород.

Расщелина, перпендикулярно реке в них, показалась более менее приемлемым местом ночлега. Привязал зигзагом верёвку за большие камни, закрепив за неё большие куски полиэтилена и полиэтиленовый плащ, сделал себе убежище от дождя и ветра.

Далеко вдали в сторону Улан-Дабана показался свет от мощного фонарика. Ответил им своим. Значит группа остановилась намного выше. Не было ни сил, ни желания подниматься наверх, раз уже расположился здесь. Предстоял урок выживания в экстремальных условиях — холодная высокогорная ночёвка. Одел почти всё, что было, и засунул ноги в рюкзак. Донимали комары, к утру начал подмерзать.

2 августа,

Переход до левого притока ниже первого ущелья.

Лишь солнце, просыпаясь поутру,
Ещё как будто зябнет на ветру.
Лучи, дрожа, рассеивают свет
На глади рек, искрящийся рассвет…

(Из моего сборника “Саяны“)

Утром выглянуло долгожданное солнце, согревая своими лучами замёрзшее тело. Выставил на просушку промокшие вещи и, в ожидании группы, занялся починкой вещей. Вскоре подошла группа, ночевавшая возле озера. Оказалось, что Владимир дождался отставших на другом берегу речки, где они и заночевали.

Короткий разговор и выдвинулись дальше. Прошли водопад. Казавшееся бесконечным бестропье напротив притока с Улан-Гольского перевала сменилось плохо читающейся тропкой, которая периодически то появлялась, то исчезала в зарослях кустов. Справа, за разливом Ара-Ошея, показались причудливые скалы необычной формы классического альпийского типа.
Напротив них обнаружилась отличная стоянка, где и встали на обед.

Светило солнце, играя лучами на перекатах воды в реке. Купание в реке освежило, сняв усталость.

Вкусный обед зарядил энергией до конца дня. Но погода опять начала портиться. Заморосил дождь, немного осложнивший движение по прижимам красивого ущелья.

Потоки воды хаотично бесновались в глубоком ущелье бурунами и водопадами, тысячи лет пробивая себе дорогу в этом природном коридоре.

Множество положительных эмоций охватило нас при виде этого зрелища. Одно из самых красивых мест по эту сторону долины. Короткая фотосессия тремя фотоаппаратами и дальнейшее движение по ущелью.

Вскоре, за окончанием каньона перед ручьём с огромным валуном на берегу, замечаем отличное место для стоянки, где и встаём на ночь.

Вокруг очень много дикого лука, ревеня, которые идут в пищу. Оригинально смотрится кострище, обложенное большими листьями ревеня, словно в одном из фильмов про индейцев Амазонки.

Тёплая ночь в лесу, безветрие, безмолвие, нарушаемое лишь звуками животных, вышедших на водопой...

3 августа,

Переход до стрелки Левого Ара-Ошея.

Горная гроза — не майские раскаты,
Унылые дожди под перекур костров.
Ведь летняя пора – волшебная кантата,
Божественный вокал под музыку ветров…

(Из моего сборника “Саяны“)

Как обычно, ночью прошёл дождь. Тучи раздуло ветром и к утру выглянуло солнце. Просушка вещей, завтрак, короткие сборы и выход на маршрут.

Пока группа заканчивала сборы, решил неспеша выйти.

Движение по скотопрогонной тропе вывело к следующему каньону, который оказался намного больше и грандиозней предыдущего.

Длительное ожидание группы на смотровой площадке каньона насторожило. Неспеша двинулся дальше по тропе, начались поля голубицы.

Справа, на стенке каньона, висел ледопадом нерастаявший кусок льда. Неспешное движение в ожидании группы вывело в широкую каменистую пойму Ара-Ошея. За ручьём тропа спустилась к реке.

Со стороны верховьев Ара-Ошея всё небо затянуло черной пеленой. Начиналась гроза. Вскоре пошёл дождь, перешедший в холодный ливень. Остановился переждать его на берегу.

Слева в лесу копошилось крупное животное. Стало не по себе, так как на песчаной отмели заметил свежие следы с когтями. Видимо недавно медведь-пестун выходил на водопой. Постарался побыстрее уйти от этого места, чтобы избежать с ним столкновения. Дикий зверь — неизвестно, что у него на уме. Хоть горная тайга и богата в этом году дарами. Может порвать.

А в это время вокруг местные боги вершин, перевалов — духи Баян Хангай (хозяин природы) и Эжин (хозяин местности) опять водили хоровод с небесной канцелярией. В соседние вершины били молнии — грохотало так, что звенело в ушах. Небо было тёмным, угрожающим. Стало холодать.

Вдруг немного ниже по течению реки раздались голоса. Оказалось, что группа на развилке троп ушла налево, перешла небольшой отрог верхом и пережидала непогоду на островке, я же шёл вдоль реки по обозначенной на карте тропе, чтоб не потерять её из виду. Поэтому, во избежание подобных нештатных ситуаций на незнакомых маршрутах необходимо держаться вместе и желательны рации для связи.

Но все в сборе, немного эмоций и продолжаем дальнейшее движение по маршруту.
Ванна Ара-Ошей

Отличная скотопрогонная тропа идёт по террасе левого берега реки Ара-Ошей. Немногочиленные притоки и полусухие каменистые русла пересекают её.

Вскоре она подвела к интересному месту. Издалека стало заметно сильное сужение реки. Подойдя ближе, увидели улово, река здесь сужается до нескольких метров. Воздушная разведка косяков хариуса — нырянием в этот поток
с довольно большой глубиной, выявили большое его наличие. Рыба стоит здесь, не имея возможности преодолеть это препятствие.

К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось порыбачить. Но купание вдохновило на дальнейший маршрут. Отличное место.

Далее погода опять испортилась. Пошёл дождь. Уже не обращая на него внимания, с крейсерской скоростью двинулись дальше вдоль края каньона.

Спустя некоторое время опять заметили сужение реки. Здесь на скалах лежали кости и череп растерзанного крупного копытного. Жуткая картина, дикие места. За всё время не встретили ни одного (!) человека.

Тропа убегала по буграм и болотинам вдоль реки. Вскоре прошли крупный правый приток, разделявшийся на склоне на рукава.

По идее, давно должен был появиться Левый Ара-Ошей. Судя по карте, он где-то недалеко.

Тут тропа взяла вниз к реке. Вышли в обширную пойму, обрамлённую слева крутым скалистым берегом.

Начался несложный прижим, обходящий отвесные скалы.

За ними тропа разделилась. Налево вверх уводила ещё одна тропа. После сверки с картой стало ясно, что она идёт вверх к Левому Ара-Ошею, обходя его каньон.

Нам же надо было направо. Тропа опять спустилась вниз — и вот он долгожданный Левый Ара-Ошей.

Быстрый брод по колено, не разуваясь. Находим хорошую стоянку, где и разбиваем лагерь. В который раз выручают отличные ботинки “Lowa Combat” (не реклама), при хорошей стяжке голеностопа не успевающие набрать через верх воду.

Дождь понемногу прекратился, выглянуло солнце. Лагерь разбит, варится ужин. В дело пошли грибы, собранные Вадей за день на тропе по пути сюда. Старался идти первым и выгребал ему их палкой на тропу. В итоге получилась внушительная куча.

Уж не стоит говорить о том, что они были везде, под палаткой, вокруг палатки, возле костра. Везде... Приходилось ходить по ним. Грибная страна...

Ох, уж и отвели мы душу на них. Такого и не приснится, чтоб ходить, например в Иркутске, прямо по грибам.

Чем и хорошо в это время ходить в походы. Обилие ягод, грибов, рыбы, подножного корма вносит хорошее разнообразие в рацион и облегчает рюкзаки на заходе. Ненапряжно в своё удовольствие пробивать новый для себя маршрут в незнакомой части Тункинских Альп.

4 августа,

Переход до Долины Безмолвия.

Одеты ризою туманов,
И льдом заоблачной зимы,
В рядах, как войско великанов,
Стоят державные холмы.
Привет мой вам, столпы созданья,
Нерукотворная краса,
Земли могучие восстанья,
Побеги праха в небеса!..

(В. Бенедиктов)

Как обычно, ночью прошёл дождь. Но к утру выглянуло солнце.

Просушка, сборы и выход.

Тропа также петляла среди леса и верховых болотин, иногда уходя от реки.

Периодически накрапывал привычный дождик, на который уж и не обращали внимания.

Вскоре вышли на каменистое русло левого притока с перевала Дабан-Жалга. Судя по видимому подъёму, перевалом можно назвать с натяжкой, так — переход.

Такие низкие перевалы...

В особенности, если сравнивать с пер. Улан-Дабан. Но его можно рассматривать как вариант выхода в населённую зону посёлка Хуша-Гол и далее на Самарту.

Недолгий отдых на этом ручье и тропа вывела к рыбачьей стоянке на р. Ара-Ошей.

Посоветовались и решили бродить Ара-Ошей здесь. Так как недалеко уже должна быть р. Ара-Хубуты.

По воспоминаниям пятилетней давности возле стрелки р. Ара-Хубуты с р. Ара-Ошей был серьёзной речкой, которую тогда не рискнули перейти.
Возможное место брода в устье р. Ара-Хубуты

Просматривающийся брод казался непреодолимым, угрожающим. На самом деле, он хоть и был глубиной немного ниже пояса, а течение стремительным, сбивающим с ног, в техническом плане оказался не таким уж и сложным, как Шумак или Хадарус. Простой брод с диагональным преодолением потока против течения. Лишь женщинам пришлось немного несладко.

Но вот — брод безаварийно преодолён. Всё в порядке. Срочно на просушку.

Оказывается, где-то рядом была зимуха, не отмеченная на карте, про которую мы ничего не знали.

Поэтому, найдя выше на склоне неплохое место, встали на обед. Вокруг много дров. Растянут тент, горит костёр, сушимся.

Внимание привлекло небольшое редкое растеньице с красными ягодками под названием Эфедра,
используемое раньше магами и колдунами. Сделали пару кадров макро для отчёта.

Периодически идёт дождь, который в этот раз оказался кстати. До реки далековато, а на тенте набралась пара котелков воды.

Обед сварен, все довольны.

Собираемся и идём дальше.

Снова началось движение без троп, но в этом у нас уже накопился большой опыт. Иногда любим срезать расстояния по целине.

Не сбрасывая высоты, а наоборот постепенно набирая её по бурелому, идём в сторону р. Ара-Хубуты. Иногда натыкаясь на козьи, изюбринные тропки, идём по ним. Они обильно помечены продуктами их жизнедеятельности.

Вскоре выходим на скотопрогонную тропу. Не зря брали вверх, набрали прилично высоту.
Слева, за отрогом, видна долина р.Ара-Хубуты. А за ней облака над р. Китой.

По тропе же бежит ручей, окрашивая куски прямоугольного мрамора, идеальной геометрической формы, окислами железа. Смотрится, словно кто-то развалил здесь куски хозяйственного мыла.

Тропа при выходе незаметно уходит куда-то влево и теряется, мы же поднимаемся выше. Склон выполаживается, и мы наверху. Сверху открывается отличный пейзаж: каменистая долина, обрамлённая скалами, с нависающими пиками над ней. И ... полное безмолвие.

Лишь стук дятла в паре десятков метров от нас нарушал эту тишину.

Эта долина не запечатлелась у меня в памяти, когда ходили здесь пять лет назад. И не зря, потому что здесь я был и не был!

После сверки с картой, ориентировании на местности, это оказалась соседняя долина, параллельная р. Ара-Хубуты, удобная для быстрого выхода на р. Архат. Случайно мы вышли тактически правильно, срезав приличный путь по р. Ара-Хубуты.

Недолгий спуск в эту долину по склону, удобная стоянка рядом с вновь обнаружившейся скотопрогонной тропой. Дрова, вода рядом. Ужин готов. Все отдыхают.

Лишь абсолютная тишина настораживает сон. Даже не слышно шума воды в ручье.

Свет луны сквозь облака мягким светом в туманной дымке, словно покрывалом, ложился на Долину безмолвия...

Ночной сон нарушило специфическое "мяу". Какое-то животное из семейства кошачих жалобно тянуло свою ночную песню, эхом отражаясь на всю долину.

Вскоре к этому голосу присоединился ещё один, но уже не такой жалобный. Видимо, рысёнок потерял свою мать и звал её к себе.

Этот дуэт так и допел почти до рассвета, напрягая слух туристов. Особенно неуютно стало после воспоминаний про вечерние рассказы о хищных повадках диких животных и похождениях Черного альпиниста в исполнении Владимира :-)

Как плыла в облаках луна, как ласкал тишину рассвет …

5 августа,

Радиалка до мин. ист. Яман-Гол.

Солнце смотрит во все глаза,
Ветерок в изумлении смолк.
Неба горного бирюза,
Как натянутый чистый шёлк…

(С. Корбут)

Выспавшись, после неспешных сборов пошли налегке в радиалку.

Вдоль каменистого ручья,
который является последним левым притоком р. Ара-Хубуты, спускались вниз. Думаю, следует назвать его Каменистый. Большой сброс высоты вывел к р. Ара-Хубуты.

Справа на дереве заметил чёрный вещмешок, это насторожило.
Оказалось, что слева от устья стоит неплохая добротная зимуха с печкой на двух человек. Предположили, что жилище местного аборигена.

Вокруг всё было в голубице. Немного задержались попастись.

От зимухи тропка вывела на смотровую площадку, откуда открылся отличный вид на р. Ара-Хубуты. Здесь обнаружили туристический коврик и примятую траву: кто-то был здесь относительно недавно. Наверное, Чёрный альпинист. Пофотографировавшись, спустились вниз к реке. Неспеша шли по камешкам вдоль реки, купаясь, загорая.

Но целью похода было всё же пройти весь Ара-Ошей. Так как группа отдыхала и не горела уже желанием дойти до Китоя, я с Владимиром побежал туда, куда позволяло время, договорившись с остальными участниками похода встретиться в лагере.

Спустившись вниз к стрелке, перебродили ниже пояса р. Ара-Хубуты.
Переобулись, вылив из ботинок воду.

Тем временем к реке спустилась остальная группа. При взгляде на брод им, наверное, вспомнился предыдущий. На лицах у них было написано: "Нет, нам туда не надо..."

После брода по знакомой скотопрогонной тропе рванули дальше, набрав крейсерскую скорость.

Крейсерская скорость в горах налегке по прямой хорошей тропе может достигать порядка 7 км/ч. Китой становился всё ближе, но тропа уводила к мин. ист. Яман-Гол.

Сверху стало просматриваться ущелье, в которое упёрлись пять лет назад. Здесь напрашивается вывод, что это ущелье идётся только верхом.

Тропа вскоре ушла резко вниз, к источнику. Быстрый спуск вниз и мы на источнике.

За пять лет здесь почти ничего не изменилось. Какой-то хороший человек окультурил источник, обложив его аккуратно камнями. Глаз радуется, в отличие от Шумака, где главный источник залили в цемент.

Отдыхаем, отпиваемся минералкой с перекусом...

Водружаю над источником российский флажок и скорее бежим назад в Долину безмолвия.

Когда-то, гружёные на две недели, шли отсюда два дня. Думаю, с такой скоростью налегке можно быстро добежать до Шумака. Всего один день...

С Китоя понесло грозовые тучи. Забежав наверх, заметили еле заметную тропку, видимо обходящую ущелье р. Яман-Гол. За недостатком времени не стали её разведывать, чтобы успеть в лагерь засветло. До Китоя по прямой оставался какой-то километр с гаком...

Будет куда сходить на будущий год.

Вновь набрав приличную скорость, убегая от непогоды, вышли на ущелье. Видимо взяли немного выше. Но отсюда, словно со смотровой площадки, открылся отличный и необычный вид на стрелку рек, вертикальные стенки щёк.

Крутой спуск к реке по бурелому, цепляясь за кусты и колючки караганы гривастой, вывел к тому же броду. Без проблем перешли его.

Пока Владимир выливал воду из ботинок, сбегал сфотографировать его зеркалкой то место, где хотели бродить пять лет назад. Воды сейчас было поменьше, можно было рискнуть, если бы в этом году бродили ниже.

Тем временем гроза подходила всё ближе. Резкий набор высоты в обход щёк выше перешёл в прямую тропу. Забег по знакомой тропе слева от пика 2114 вывел на тот же ручей, по которому спускались в начале дня.

Группа утром просмотрела отворот, я же решил, что они хотят спуститься к реке.

Он хорошо читается, если внимательно просматривать склон на спуске на предмет пересечения ручья с тропой.

Темнело. Подъём по знакомому ручью вывел в ту же долину.

Только здесь нас застигла гроза. Более десяти километров пробежали за пару часов, с недолгим отдыхом на источнике.

Чай готов, доваривается ужин. Все полны положительных эмоций. Кто-то накупался, кто-то посетил давно позабытые им места.

Все довольны.

В эту ночь Долина безмолвия не преподнесла никаких сюрпризов. Стояла Абсолютная тишина...

6 августа,

Переход до стрелки р. Баром-Гол и Архат.

Мы спускаемся с гор, чтобы снова подняться.
На вершины хребтов вознестись,
И с вершин никогда нам не сорваться,
И с ветрами наперегонки унестись…

(Из моего сборника “Саяны“)

Пасмурное утро и... тишина, давящая на уши.

Обычные сборы и выход на маршрут. Движение по каменистой долине с небольшим набором высоты.

Вскоре, ручей уводит вправо в сторону вершины Кругозор.

Слева заметен небольшой подъём — это и есть некатегорийный перевал на Архат. Идём его.

На перевале начался сильный дождь. Этот перевал не имеет названия, так же как и перевал с Ара-Ошея в Долину безмолвия.

Предлагаю назвать его Дождливый, а с Ара-Ошея в Долину безмолвия памяти недавно трагически погибшего друга Алексея Башагина. Думаю, что каждый объект хоть неофициально, но среди туристов должен иметь своё название.

Резкий сброс высоты к Архату по еле заметной тропке вывел на бурелом. Тропа опять потерялась. Пришлось применить накопленный опыт хождения по нему. Много придётся попотеть тем туристам, кто пойдёт в обратную сторону.

Слева в туманной дымке стало прорисовываться ущелье р. Зун-Гол, а справа, вдали, знакомой седловинкой среди облаков читался перевал Хубуты .

Вышли к реке, здесь нашли тропу. Вскоре ещё один брод по колено через Архат. Без проблем бродим его.

На правом берегу замечаем палатки. Подходим поздороваться. Всё-таки первая встреча, ни одного человека (!) за весь поход.

Под тентом у костра сушится группа туристов-подростков из Москвы. Под дождём перекинувшись парой фраз, идём дальше.

На тропе взгляд заметил очередные кости и череп. Но уже конские. Обычное дело в этих краях.

Подошли к р. Баром-Гол, бревно, когда-то лежавшее здесь, смыло. Предстоял очередной брод.

Простой брод по колено вывел на ту же стоянку, где и стояли пять лет назад.

Отличная стоянка, но за пять лет здесь видимо выгребли все дрова. Пришлось лезть в гору валить сушняк. Перед этим растянув тент от осадков. Дождь донимал весь поход.

Но вскоре выглянуло солнце, озарив напоследок окрестные вершины. Горы погружались в сон...

7 августа,

Переход до сухой протоки р. Эхе-Гер Шунтын-Хола.

Надежды на теплый, солнечный день не оправдались.

Промозглое, сырое утро.

Не было никакого желания вылезать из палатки. Но послезавтра надо быть на работе. Без опозданий.

Короткие сборы и знакомой тропой наверх, к перевалу.

Тропа петляла среди моренных холмов вдоль реки с постепенным набором высоты.

Вскоре она перешла на другой берег по верховой болотине, подводя всё ближе к перевалу.
На перевале

А вот и сам перевал. С этой стороны короткий и простой заход, по сравнению с заходом пятилетней давности.

Знакомая картина открылась сначала в сторону р. Баром-Гол, а затем за перевальным озерцом и туром в сторону р. Хубуты.

Над правым бортом долины должно было быть видно высокогорное озеро, но ненастная погода помешала насладиться замечательным видом.

Спуск вниз вывел в обход верхнего моренного вала. Тропа бежала вдоль правого борта долины.

Здесь, по воспоминаниям, перед небольшим ущельем необходимо было перебродить простым бродом на левый берег. Ошиблись из-за плотной пелены тумана, нависавшей над долиной, и очень плохой видимости.

Поэтому за начавшимся ущельем, уйдя правым бортом долины по коровьей тропке, упёрлись в скалы, с которых с трудом пришлось аккуратно спускаться по мокрым скользким камням к реке и брать ниже уже хороший брод — слева с пер. Гранатовый пришёл левый приток.

Необходимо держаться левого борта долины.

На левом борту долины показались водопады. А вот вдали и характерные очертания скал над Хубутским водопадом.

Мощный поток воды падал слева, с борта долины. Водопады, обычно небольшой струёй падая со скал, в этом году показывали почти всю свою мощь, красивыми разливами растекаясь по скалам.

Над ущельем стали встречаться укрытия для пастухов в виде ветрозащитных стенок из сложенных камней.

Внизу же, в небольшом красивом ущелье, вертелся в водяном вихре среди скал водный поток. Чтобы с шумом и грохотом упасть каскадом Убур-Хубуты
на дно чаши водопада.

Здесь, немного выше водопада, встретили вторую группу за весь поход. Оказались туристами из Зальцбурга, Австрия. Среди них только одна русскоговорящая женщина с Омска.

По их словам, они в Тункинских Альпах первый раз, свои же пооблазили. Но там цивилизация, всё оборудовано, а здесь их привлекает нетронутая природа. Думали, как и куда идти. Вариантов много: Гранатовый, Горных Духов или Обзорный. Коротко описав маршруты, там, где ходил, побежал дальше — ждать группу у водопада. Напоследок развеселил их вопрос — почему я такой сухой, ведь идёт дождь?

Пришлось обьяснять, что я промокший насквозь, а серая флисовая рубашка создаёт обманчивую видимость сухости. Под дождевиком же ещё больше вспотеешь и будешь мокрым от конденсата. Энергии, выработанной телом во время движения, хватает на 10-15 минут, чтобы не замёрзнуть.

Тем временем группа спустилась к водопаду. Немного отдохнув и перекусив, двинулись дальше, по пути осмотрев зимовьё.

Состояние его ещё ухудшилось. Дверь оторвана, печка разломана, в потолке зияют дыры. На полу бутылки, мусор и т.д.

Крутой спуск по серпантину напомнил, как три года назад спускали здесь с местным жителем двух коней и скот с долины.

До этого мне не приходилось ездить на коне и на вопрос, как им управлять, прозвучал забавный ответ: "Как Запорожцем — его налево, он налево, его направо, он направо. Пришпорил, он поскакал :-)"

Внизу заметил хорошую полянку с кострищем. Не стал заострять внимание уставшей группы, ведь цель на сегодня была протока Шунтын-Хола.

Тропа от поляны ушла вправо, к реке. В углублении тропы, пробитом за сотни лет, бежал ручей. Река Хубуты после постоянных дождей подтопила берега, смывая с верховьев всю грязь — прямо по болоту шёл мощный грязевой поток. Такую реку видел только в прошлом году, когда пытались в дожди пробиться на Шумак, но отказались от этой затеи, из-за отсутствия нормальной питьевой воды кроме дождевой.

Воды на тропе прибавилось, на болоте залезли в какую-то лужу по колено. Не обращая внимания на чавкающее болото, шли дальше. Радовало лишь то, что неотьемленный элемент озёр и болот — лягушки не скакали по головам.

Здесь хорошо ездить на коне, а не на своих двоих.

Пять лет назад мы обогнули это болото справа, верхом по бурелому, избежав знакомства с ним.

Тропа свернула от реки влево, к озеркам. Там стояла большая группа народа, пережидая под деревянным навесом дождь. Подошли к костру, согрелись и немного пообщавшись с людьми.

Посовещавшись, решили идти до сухой речки, времени хватало, но всё же нужно было торопиться.

Навстречу шло множество групп, а также одинокие туристы.

Удивило то, что стали узнавать на тропе. "Вы ... Александр" — прозвучал вопрос. Оказалось, что повстречался Павел, турист из Москвы, с которым общался на форуме насчёт прохождения ущелья в устье р. Яман-Гол.

Целый день лил дождь, уже зуб на зуб не попадал.

День приближался к концу, холодало.

С курьерской скоростью бежали вниз до сараев.

Здесь встретили туриста из Усолья, который пытался угостить нас горячим чаем. Но что-то не заладилось с горелкой. Но, всё равно, ему туристическое спасибо за гостеприимство.

Остался последний рывок до сухой протоки Шунтын-Хола.

Знакомой дорогой вышли на лесорубную поляну к развилке на Хойто-Гол, Хургуты. Ручеёк, бежавший за ней, глубиной обычно по щиколотку стал по колено.

Стало ясно, что ждёт впереди — по прошлому году.

Тогда, после дождей, сухая речка Шунтын-Хола, в которой обычно не бывает воды, вспучилась, встав преградой на пути. Вдвоём тогда кое-как перебродили её.

В этом году без пяти десять стоял на берегу. Картина напоминала прошлогоднюю — хаос мощного водяного потока. Группа догоняла позади.

А дождь всё лил. Вода прибывала. Нужно было скорее бродить.

Зная место брода, по пояс пытался преодолеть поток. Ближе к берегу начало сбивать с ног, упёрся брёвнышком, чтоб не унесло. Из последних усилий удалось выгрести на берег.

На берегу затухал костёр. Скинув рюкзак, разжёг его и согрелся. Тем временем к речке вышла отставшая группа. Половина группы перешла, Артурыч с Вадей пошли переводить Марину. Я встал для подстраховки и не зря. При подходе к берегу, там где самый сильный поток, их сбило и понесло. Крикнув им сбрасывать рюкзаки, схватил Вадю за шиворот. А где же Марина Дягилева, что же с ней? Вадя мёртвой хваткой вцепился в неё, не желая отдавать её во власть беснующемуся потоку. Кое-как удалось вытащить их на берег. В памяти всплыли броды через Хадарус и Хойто-Гол. Последним реку перешёл Владимир – он в потёмках случайно свернул направо на Хойто-Гольскую дорогу, и отстал от остальных. Реку же перешёл без приключений последним.

Тяжёлый брод пройден, все живы здоровы, поход подходит к своему логическому финалу.

Ставим палатки — и отдыхать.

8 августа,

Дорога домой.

Утром группа отсыпается, им торопиться некуда. Мне необходимо успеть на автобус, чтобы не опоздать на работу. Поэтому предстоял спринтерский забег в Ниловку до пансионата “Энергетик”.
Там, где идти два с лишним часа, по не один десяток раз хоженой дороге, успеваю за полтора, кое-где срезая путь.

Десять минут до отправления автобуса. Отдыхающие стоят в ожидании.

В путь. Домой.

Знакомая дорога вьётся лентой среди полей, выгонов скота. Слева стоят стеной Тункинские альпы, казавшиеся когда-то неприступными…

Прощайте, Саянские горы, бурные реки, суровые вершины, высокие перевалы.

Но почему, прощайте?

До свидания, до новой встречи, Саяны!!!

Александр Иутинский

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Эраст БутаковНифига себе, прогресс! Что, и виио можно привязывать в тексте?!

(Ещё не дочитал просто сразу удивился новшеству!)
08.12.2009, 19:54:03 |
Эраст БутаковНу что сказать? Отличный отчет! И технически проработали славно и физически поработали тоже! Браво!
Всем всего самого наилучшего, и спасибо!
08.12.2009, 20:03:49 |
Александр ИутинскийВидео можно, это уже второе в отчётах на сайте. Потом выложу полный фильм 4 гига.

Спасибо Эраст, за отзыв. Данный отчёт написан через месяц после путешествия.
Поход получился интересным и эмоционально насыщенным впечатлениями.

Поздравляю с Международным днём гор !!!
09.12.2009, 09:19:14 |

Александр Иутинский: Далеко вдали в сторону Улан-Дабана показался свет от мощного фонарика. Ответил им своим. Значит группа остановилась намного выше.

...

Александр Иутинский: Короткий разговор и выдвинулись дальше.

Александр, вас не побили? :)
10.12.2009, 00:47:49 |
WladimirНу вот, не прошло и полгода:). Молодец, Саша, постарался, хороший отчёт вышел. Стихи новые у тебя в отчёте увидел (в секрете держал:)? Удивил выбор видео с азартными играми:).

Евгений Рензин: Александр, вас не побили? :)

Ограничились заочным приговором, а наутро даже лексику только нормативную использовали (хорошо, что дождя не было:)
10.12.2009, 09:31:07 |
Wladimir

А.Иутинский: После чего мой "Олимпус" скоропостижно скончался из-за местной влаги. За три года не было ни одного нарекания.

Саша, ты героически перенёс эту потерю (до сих пор поражаюсь твоей выдержке). На твоём месте у меня был бы нервный срыв. Жалко, хороший аппарат был-:)
10.12.2009, 09:37:14 |
Вячеслав ПетухинВладимир, а может Вы поясните вопрос с маршрутом первого дня. Посмотрите, как я его на схеме прорисовал (начальную часть до подъёма, потом-то однозначно). Похоже? По отчёту-то всё не так, но я исходил из того, куда вы могли попасть, потому что как-то слабо верится, что сошли с дороги, перешли Эхе-Булнай и т.д.
10.12.2009, 13:16:08 |
WladimirТочка, где кончается стрелка маршрута — там была первая походная ночёвка (на водоразделе между Эхе-Булнаем и его безымянным ручьём-притоком, там поляна со следами рубки леса и нет воды).
Наутро двинулись вверх и вправо к ручью, перемахнули безымянный ручей-приток, оттуда — по крутому склону забрались до верха правого борта Бого-Булнайского каньона.
В месте, где вышли на гребень, увидели, что близка граница леса по каньону (была чуть выше нас). Потом проход по правому крутому валунно-осыпному склону каньона и выход на плоскотины у границы леса...
10.12.2009, 16:58:51 |
Вячеслав ПетухинВладимир, я же написал до подъёма. Потом-то всё ясно, да и не интересно. Вот с первым днём до начала набора высоты непонятно.
То, как я прорисовал, можно посмотреть в меню слева "Участки маршрута на схеме" — там первый участок.
10.12.2009, 17:11:07 |
WladimirДак так и шли:). К поляне где ночевали привела дорога, плавно перешедшая в тропу. Её напраление примерно соответствует стрелкам линии маршрута
10.12.2009, 18:21:02 |
Александр Иутинский

Теперь есть повод купить нормальную зеркалку. Этот фотоаппарат был действительно неплохим, снимал даже в RAW, из за чего тогда его цена была равна по стоимости сегодняшней цене зеркалки начального уровня.
10.12.2009, 18:26:26 |

Wladimir: К поляне где ночевали привела дорога, плавно перешедшая в тропу.

Я вот из этого и исходил. Но это не сходится с тем, что в отчёте и что говорит Александр. А именно, что вы пересекали русла Улан-Гола и Бого-Булная.
То есть вы всё-таки всё время шли по дороге, вскоре после последних домов Хойто-Гола перешли русло (это на самом деле канал, отводящий воду Эхе-Булная), потом ещё несколько километров шли по той же дороге и, там где уже дорога немного прошла мимо Бого-Булная, на развилке повернули вправо и пошли по дороге уже постепенно набирающей высоту? Так? Я там ходил, только небольшой участок сразу от упомянутой развилки не проходил — там где как раз должно быть пересечение русла Эхе-Булная (вот здесь). Но судя по всему русло там тоже должно быть — ему деваться некуда. Тогда у вас должно было быть два брода — один вскоре Хойто-Гола, другой на помеченной мной точке. Так?
10.12.2009, 18:55:34 |
WladimirКак представляю себе этот маршрут я, мы форсировали Эхе-Булнай вскоре за деревней (в месте перехода Эхе-Булная стояла ферма) и шли в дальнейшем по довольно плоховатым и местами подболоченым полевым дорожкам всё время ЛЕВЫМ берегом этой речушки
10.12.2009, 19:04:33 |
Вячеслав ПетухинТогда понятно. Что же говорили "Дак так и шли". Исправил.
Там много от случая зависит. Куда в Хойто-Голе отвернёшь. Вы вышли к броду через Эхе-Булнай и потом пеершли на верхнюю дорогу, а есть и нижняя.
10.12.2009, 19:42:00 |
Александр ИутинскийВот фотокомментарии к обсуждаемому вопросу

На главной странице ведущего российского сайта о горах www.mountain.ru также опубликован мой рассказ.
10.12.2009, 21:05:23 |
Александр ИутинскийТеперь всё встало на свои места. Шли верхней дорогой.

10.12.2009, 21:38:34 |
Александр ИутинскийКилометраж в таблице маршрута резко отличается от маршрута отмеченного мной при том, что там не учтены заход на гриву и радиалку на Яман-гол.
10.12.2009, 21:52:52 |

Александр Иутинский: На верхнем фото и есть строения фермы Хандагай-Убур ("солнечный лось") или я ошибаюсь ?

Нет, Хандагай-Убур в трёх километрах северо-восточнее. И это не "солнечный лось", а "лосинный холм".
10.12.2009, 21:58:47 |

Александр Иутинский: Километраж в таблице маршрута резко отличается от маршрута отмеченного мной

Ну не так уж резко. 10 км. Это как раз радиалка на Яман-Гол, проведённая по прямой.
10.12.2009, 22:03:57 |
И. Фефелов> Какое-то животное из семейства кошачих жалобно тянуло свою ночную песню, эхом отражаясь на всю долину.

А ведь там, кроме рысей, еще и манулы могут быть...