… Турист из г. Иркутска в количестве 1 чел. вышел на перевал W
со стороны р. Правая Билюты. Роль тура играют камни на седловине...

В.Н. Иванов, ИАЗ
(из записки, снятой нами на W)

Перевал Монолит

Панорама Мойготы

Подъем на W

Утро в долине

10 августа. Несмотря на вчерашние коллизии, с точки зрения запланированного у нас все замечательно. Отставание минимальное, и если сегодня будет хорошая погода, мы его наверстаем. А погода – ни облачка. Как обычно, сборы проходят по холодку, а ровно в девять, когда мы стартуем, из-за восточного гребня выглядывает красно солнышко (спать меньше надо). Два взлета, и мы на изумрудном озере. Обходим его справа по ходу, полтора километра по морене, и за два часа добираемся от места ночевки до поляны под перевалом W. Здесь два года назад мы встретили чехов, а сегодня что-то чехов не видать. Быстро забегаем на перевал. В верхней его части довольно неприятное маневрирование на грани категории 1а по нестабильной сыпухе. На мой взгляд, W является если не самой сложной, то самой муторной 1а, с учетом большой заморененности его подходов на Мойготе и бесконечного чемоданника на противоположной, в данный момент, спусковой стороне. Спуск по многочисленным ступеням, каждая из которых кажется последней, но за которой открывается следующая, по жаре изнуряет, но, представив, каково здесь в непогоду, я думаю: “как не повезло яблоку, как повезло нам”. Единственный ровный пятачок с зеленкой, пригодный для стоянки, на протяжении всего спуска до зоны леса есть только на берегу озера. Выскакиваем на верх белой сыпухи, которой ущелье ссыпается на Правую Билюту, и в восхищении останавливаемся. Все верховья Билюты у нас на ладони. Пики Стрельникова и Старкова замыкают ущелье, под ними неслабая осыпная юбка, переходящая в бесконечные зеленые поля с редкой щеткой леса. Течение Билюты перегорожено плотиной грандиозной морены, в которую она сначала впадает, а затем, соответственно, выпадает, все это похоже на фокус. И над всем этим бездонное, ультрамариновое, какое-то нереальное небо.

Панорама с W
Верховья Билюты на ладони
Панорама с белой сыпухи

Пик Стрельникова

Пик Старкова

По плану, у нас перекус в зоне леса. Ну, раз так, нам вниз. Но что-то в том месте, где мы спустились к воде, мне не нравится: нет ровной площадки, все заросло кустами… В общем, в поисках места, доходим до морены-плотины, пересекаем посуху бурную чуть ниже Билюту и тут встречаем сразу две вещи: понравившееся мне место и сборную группу туристов из Кемерово и Новокузнецка, в составе трех молодых парней и одного дядечки (видимо руководителя), уже в возрасте. Они спускаются с верховий. Вчера сходили на пик Стрельникова через перевал Иркутянин 2б, как положено — с веревками, крючьями и прочими причиндалами. Это, конечно, серьезно. На полувопрос-полуутверждение, не на “шумак” ли мы, говорю, что нам на Елоты-Харагун. Реакция дядечки молниеносна: он в течение секунды соображает и выдает: “Туда можно либо через 2а, либо через 2б”. Я торможу секунды две, ведь знаю только 2а, но тут вспоминаю, что буквально перед выходом где-то читал про относительно новый перевал “Седло Старкова” именно 2б. Куда уж нам 2б, мы скромные, нам бы Шоколадный.

Встречная группа уходит вниз, искать место для полудневки. Кстати, именно они сказали нам, что неделю жили на источниках под постоянным дождем, плюнули, прошли перевал Тринадцати, а с этой стороны “такая Африка”. Жаркая Африка, конечно лучше, чем дождливая Амазония или промозглая Аляска, но по такому пеклу без передышки идти невозможно. Часок отдыхаем под тенью кедра, но недовыполненный зарок гонит меня, а за мной и Сергея, вверх. Обходим плотину справа по сухому то ли руслу, то ли просто проходу между мореной и склоном.
Необычный водопад

Вертолет
Далее движемся медленно, и наш маршрут как-то крив и петляет от одной группы тенистых кедров к другой. Часто останавливаемся, любуемся необычными водопадами, падающими прямо с гребня. На самом деле, там выше висячие озера. Во время одного такого перекура, слышим далекий гул камнепада, который, не прекращаясь, превращается в мерный рокот. Постепенно понимаем, что это вертолет, здесь его появление достаточно неожиданно. А вот и он, летит снизу по ущелью Правой Билюты, проходит чуть южнее нас и садится где-то за границей леса. Минут через десять, когда мы уже движемся далее, пролетает обратно, буквально в десяти метрах точно над нами. Впечатляет. Кого он там забросил или забрал, не знаю, но верховья Правой Билюты кажутся Бродвеем, так много народу там шляется. Помимо уже упомянутых людей и машин, чуть выше границы леса нам встретилась парочка девушек, которые гуляли нам навстречу по противоположному, правому берегу Билюты, как по скверу Кирова, и на нас внимания они не обратили, подумаешь, турысты.

Движемся по гектарам голубничника, но нынче почему-то здесь ни одной ягодки. Проходим красивый водопад на основном течении со смотровой площадкой. Чуть выше срезаем путь, переправляемся через распавшуюся на рукава реку и уходим налево в сторону подъема под перевал Иркутянин. По руслу, конечно, грамотнее, но уж очень оно здесь петляет, а более-менее спокойный характер русла позволяет маневры с обходом ригелей почти как вздумается. У нас их два, поднявшись вдоль водопада на поверхность второго, находим ровную площадку и останавливаемся на ночлег. Над нами возвышается буквально бульдозерный щит, которым пик Стрельникова отгородился от назойливых посетителей. За этим щитом должен быть очень изолированный цирк, замкнутый почти на 360 градусов. Там перевал Амфитеатр, но нам в другую сторону.

Под Стрельниковым
Бульдозерный щит

Далее (11 августа. Елоты-Харагун, лето)

Проходим красивый водопад на основном течении со смотровой площадкой.

А где же фото!? Водопад же действительно красивейший!
20.03.2010, 01:45:27 |
Сергей ЗубковИзвини, у меня есть четкая закономерность — чем меньше фотографий в какой-то момент, тем больше я в этот момент "сдохший" был. Иногда, бывает, вообще забываю про фотоаппарат. Я ж не спортсмен, как вы тут все. Вот и тогда вечером что-то солнышко нас сильно разморило, я даже не помню этот водопад толком, основное было а-ля: пёрлись, пёрлись и наконец припёрлись, упали и палатку поставили. Это, возможно, были последствия вчерашних переживаний и вообще, акклиматизация после сидячей жизни в Москве :)