…но вот Булык… Он обрамлён двумя мощными ветвистыми отрогами,
ор. левый из которых содержит пик 3231 – третью после пика
Стрельникова и пика Ара-Ошей высоту в Тункинских Гольцах. До сих
пор считаю, что просто так эту левую гряду не пересечь (впрочем я
могу и ошибаться)…

(из моего отчета о походе 2007 года)

12 августа. Если вчерашний день был жарким, то нынешний стал ударным, тоже и в прямом, и в переносном смыслах. Мы прошли две 2а (причем одна из них — первопроход) и посетили вершину, высота которой превосходит отметку 3200. Такой плотности довольно сложных мероприятий я в своей практике не припоминаю (те три раза, когда мы проходили по три простых перевала в день не в счет). Но обо всем по порядку…

Подходим к будущему перевалу

Весь вечер и всю ночь, мысленно и во сне, я проходил первопроход, прикидывал варианты, бросал репик для подъема рюкзаков, пролезал сложные места, обходил опасные. В итоге, к моменту подъема, первопроход уже нельзя было считать таковым, виртуально я уже прошел его раз двадцать. Осталось пройти в реальности и с кулями.

Затененный кулуар

Утром погода хорошая, только перистые облака кое-где повылазили. Поднимаемся к началу кулуара, рваным шрамом рассекающего ровные крутые склоны гребня. Внутри него тень от нависающего справа по ходу борта. Подлазим под нависающие глыбы, стоять здесь – ощущение не из самых приятных. В связи с этим, храбро оставляю внизу Сергея, а сам, захватив репик и петлю, быстро вылезаю наверх. Организую самостраховку и пытаюсь вытянуть кули на веревке. Получается не очень: веревка находится в узкой щели между глыбой и бортом кулуара, по которому я вылез, куль в эту щель лезть не хочет. Раскачивая и поддергивая, с большим трудом вытаскиваю первый рюкзак наверх. Второй поднимается легче, так как Сергею надоедает стоять внизу, и он, поднимаясь по щели, попутно выдергивает куль из узких мест. Участок пройден.

Панорама с перевала

Дальше попроще, но камнепадоопасность превышает все разумные нормы. Не дай бог что-нибудь поедет… Почти весь дальнейший подъём проходим попеременно. Пока я иду (лезу) вверх, Сергей стоит под прикрытием какой-нибудь скалы, затем я останавливаюсь на чем-нибудь более-менее горизонтальном, и начинает движение мой брат. Часто он, по каким-то причинам не желает повторять мой путь и находит свой, иногда более удачный, иногда менее. Так, иногда перекликаясь и споря, но больше молчком, поднимаемся на перемычку. Есть первопроход!

Кулуар сверху

Беговая сыпуха в сторону Булыка

Сооружаю тур, Сергей, как обычно, фотографирует панораму. Высота перевала по GPS 2880 метров. Теперь название. Поспорив минут десять, неожиданно быстро приходим к консенсусу: перевал нарекается НЕОБХОДИМЫЙ. Лично мне он был крайне необходим для завершения логичного маршрута по верховьям притоков Иркута, Сергею нравится двусмысленность в названии, само же имя весьма непритязательно и стоит в одном ряду с подобными ему именами типа Безымянный, Ветреный, Лавинный, Снежный, Дождливый, Ясный. Даже такому блюстителю чистоты названий, как В. Петухину, оно должно понравиться. Совокупная сложность подъема оценивается как 2а.

В прекрасном расположении духа обсуждаем дальнейшие планы. Вообще-то восхождения на пик 3231 планом предусмотрено не было, но погода и легкость, с которой был пройден первопроход, настраивают на оптимистическую волну. И я, и Сергей давно приглядываемся к этому пику, то с востока, то с запада. А тут мы прямо на гребне, причем явно проходимом. Принимаем решение сходить на вершину. Гребень простой, но длинный. От перемычки перевала до вершины по горизонтали 1 км (по данным GPS) и 400 метров по вертикали. Перед выходом на вершину приходится уйти с гребня во что-то вроде широкого кулуара и подниматься там. В его верхней части при выходе обратно на гребень здесь нужно быть крайне осторожным: живые камни. При спуске в этом месте Сергей с необычайной легкостью уронил далеко вниз по этому кулуару плиту полметра на метр, хорошо, что я не успел спуститься к этому моменту вниз. В двенадцатом часу оказываемся на вершине.
Панорама с пика Альбатрос
Вид на восток
Здесь есть тур, в нем странная, наполовину обугленная дырявая пластиковая капсула со сравнительно хорошо сохранившимся типографским бланком. У меня создается ощущение, что в эту капсулу попала молния. Пятеро москвичей под руководством В.Г. Ляпина 8 августа 2000 года так же, как и мы, по гребню поднялись на эту вершину. В скобках после п. 3231 стоит имя “Альбатрос”. Для меня это новость, но, по всей видимости, это название довольно устоявшееся. Во всяком случае, записка на вершине – это третий по достоверности источник (после традиционных бурятских названий и имен, взятых с карты или хребтовки). Мне это название нравится.

Вид на запад, Цхинвал

Загадочная белая гора

Виды потрясающие, давно не был так высоко. Правда, все в какой-то подозрительной дымке. Тем не менее, прекрасно видно Цхинвал и Туманный. Это в соседних ущельях. Но отсюда можно заглянуть и через гребни и даже вершины в более удаленные места. Например, видно, что Шоколадный и Медвежий находятся в одном гребне, не зря спуск и с того и с другого очень похожи. Прекрасно видна подушка под перевалом Барун-Бортойским, а так же сам перевал. Сергей: "Я обратил внимание Олега на интересную бело-серую вершину на севере, высказав гипотезу, что там может иметь место небольшой ледник. Это предположение было решительно им отвергнуто, и взамен была принята в качестве рабочей версия о светлых сыпучих породах. Теперь для разгадки этой тайны хорошо было бы как-нибудь заглянуть в то место."

Полчасика загораем на вершине, затем быстро спускаемся к рюкзакам, оставленным на перемычке. Почти не останавливаясь, продолжаем спуск по пологой сыпухе к верхнему озеру на Булыке. В это озеро вдается мощный полуостров, образованный глыбовой осыпью со склона Альбатроса, пересекать его не очень-то хочется. Обходим озеро по западному берегу. Отмечаю, что северный берег озера – пожалуй, лучший пляж в Саянах: чистый мелкий песок полого уходит под воду. Если бы с нами был Антон, он непременно здесь попробовал бы искупаться, но.

Погода потихоньку портится. Нужно перекусывать и решать, что предпринять дальше…

8O 8O 8O

Панорама с Цхинвала (прошлогодняя)
Альбатрос во всей красе
Перевал Необходимый

Верховья Хэра

Зун-Бортой

Нынешний вариант спуска

На спуске с Цхинвала

…В несколько растрепанном виде выгребаю на перемычку Цхинвала, Сергей сразу за мной. Жутко хочется пить, кроме того, хочется смыть кровь, но воды нет. Обсуждаем варианты спуска. Прошлогодний вариант не очень-то нравится, хочется найти возможность попасть на зеленку, что слева через ущелье одного из потоков. Сразу это не получается, сверху поток весьма разветвлен и рельеф весьма расчленен. Тем не менее уходим влево, а не вправо, как в прошлом году. По сыпухе левого гребешка между двумя потоками спускаемся как можно ниже. Я все еще скептически настроен по поводу нового варианта (его продвигает Сергей), но в том месте, где нужно выбирать вправо или влево, Сергей указывает вполне проходимый вариант спуска в левое ущелье. Аккуратно спускаемся под водопад (метров десять лазания по пологим плитам), и вот она – долгожданная вода. Далее просто – сначала по горизонтальным в этом месте плитам русла, затем на левый борт и по нему на раскинувшуюся слева зеленку. Здесь она поднимается до середины склона, и вторая часть спуска проходится почти бегом. Этот вариант явно лучше прошлогоднего, так и запишем.

С ходу форсируем левый Хэр и устанавливаем палатку (на высоком берегу, подальше от русла). Очень вовремя: только принялись готовить ужин, как по тенту палатки забарабанил дождь. Погода испортилась окончательно и надолго.

Далее (13 августа. Левый Шумак, осень)