…По поводу железа - на Грозном со стороны Шумака на подъёме небольшие сбросы. Если есть навыки прохождения, то железа не надо…
(из воспоминаний В.А. Петухина)

…Кулуар достаточно широкий. Скальный подъем технического лидера с 60 метров веревкой проходит свободным лазаньем по линии падения воды, до 60°, в стекающем сверху ручейке из растаявшего снега. Скалы, холодные и мокрые. Приходится сгребать с них снег. За камень навешивается 60 метров перил. Второй участник вешает до седловины еще 55 м веревки…
(Устинов Александр,
из отчета о пешем походе группы ЦДЮТЭ “Черемушки”, 1997 г.)

…Спуск с перевала по плитам протяженностью около 80 м, 50-55°. Плиты сужаются и образуют в нижней части уступы до 65-70° (2 веревки по 40 м). Справа плиты ограничены стенкой, левый борт полого переходит в сбросы…
(из описания Л.Е. Стрелюка)

Погода нелётная

15 августа. В какой-то момент по тенту палатки стал барабанить дождь, чуть позже, уже в темноте, дробь сменилась легким шуршанием: на высоту примерно 2300 пришла зима. Утром выглядываю наружу – все подходы под перевал засыпало снегом, над нами густая пелена туч, из которых валится мелкая мокрая крупа, мерзко. Тучи стоят примерно на уровне середины подъема, образуя плотный потолок, в котором теряются все ориентиры. Нужно ждать.

Потолок слегка приподнялся

Я уже спускался налегке с Грозного, и помню, что там пришлось порядочно полазить по скалам. Но тогда была хорошая погода, скалы были сухие, а я сравнительно безбашенным, поэтому воспоминания были смутными, перевал меня не впечатлил. На следующий день после нынешнего Грозного у меня появились смутные подозрения, что идти его по такой погоде без снаряги не стоило, но тогда после четырех двоек, 1б как-то не пугало. В общем, решили дождаться более-менее нормальной видимости и идти вверх.

Осыпь зело разнообразна

Часам к трем дня потолок слегка приподнялся так, что стало видно начало скальной части, и можно было довольно надежно подойти под перевал. Причин не идти уже не оставалось, и мы пошли. Осыпь в данном цирке весьма своеобразна и зело разнообразна. Среди больших валунов, не образующих впрочем, чемоданник, навалены булыжники средних размеров, а сверху все это прикрыто большим количеством мелких и очень мелких камней. Кроме того, на данный момент все завалено по щиколотку свежим мокрым снегом. Потихоньку перемещаемся вверх, потолок приближается, но остается плотным.

Прямо альпинизм какой-то

Висячее озеро

Вот и начало скальной части. Круто. Прямо альпинизм какой-то. Это серьезная 1б, подобная Медвежьему и Удачному, а не какая-нибудь халява наподобие Дубегольского (не путать с Дубекрутом) или Улангольского Восточного. Сначала выход на полочку с приступочки справа, далее через некоторое время самая сложная часть: пролезть по капающему водопадику слева. Посуху здесь наверно не так и сложно, но сейчас все мокро и сопливо, лезем предельно внимательно и напряженно, весь кураж остается на скалах. Кто-то, у кого куража видимо не было, но была веревка, оставил здесь спусковую петлю. Далее движемся попеременно, сначала по камнепадоопасному сбросу прямо вверх, затем по пологим скалам, снова засыпанным мелкими камнями направо по дуге и вверх. У-ух, вот и перемычка, здесь ветрено и, как обычно, два тура.

Панорама с перевала Грозный

Нетривиальный спуск-сброс

Спуск вниз, хоть и заснеженный, но пологий и хорошо просматривается. Чача осталась за спиной и сюда не полезла. Коряво спускаюсь по заснеженной сыпухе с перевала, пару раз с непривычки наворачиваюсь, Сергей явно ловчее в этой ситуации. Вот и промежуточная горизонтальная поверхность, с нее просматривается далеко внизу причудливое по форме озеро, находящееся под перевалом Лавинным, там уже нет снега, но к нему ведет весьма нетривиальный спуск-сброс с порядочной потерей высоты. Камни уже просто мокрые, но требуют внимательного движения. Похоже, что именно сегодня мы войдем в противоречие с Генеральным планом мероприятия и недовыполним дневную норму, не выдержал, не выдержал русский ковшик.

Спустились к озеру, все согласны, что на сегодня достаточно, осталось найти площадку. У меня давно было желание остановиться на полуострове, далеко вдающемся в это озеро, но до него еще нужно дойти. Пока идем по левому от нас берегу, откуда-то сверху приносит туман и дождь, видимость минимальная.
Посреди озера
Практически наощупь выгребаем на полуостров и там, на самом краю, находим ровное место под палатку. Оно пользуется популярностью – при установке палатки нахожу кем-то пожеванную жевательную резинку. Вечером погода улучшается, и у меня возникает желание прогуляться на противоположный берег озера, представляющий собой крупноглыбовую морену. С нее делаю несколько снимков нашей палатки, стоящей прямо посреди озера. Уже после возвращения (в город) на Славином сайте обнаруживаю фото с похожей зеленой палаткой, стоящей на том же месте, что и наша. Оказывается простой русский (а может быть горячий финский) парень по имени Mikka жил здесь в одиночестве примерно за месяц до нас. Тесно становится в Саянах.

Далее (16 августа. И снова Билюта, осень)

Евгений РензинОбъясните мне, зачем нужно было идти через Грозный, да ещё по снегу, когда рядом Долгожданный?
20.03.2010, 03:05:54 |
Олег ЗубковТак было запланировано, этот момент был принципиальным. (Особенно учитывая аналогичную ситуацию во время похода пожилых людей, хотелось их немного подколоть). Про Долгожданный я уже писал в своем прошлом отчете, лучше я пройду Ясный или вообще уйду на Шумак.
20.03.2010, 13:02:17 |
Константин Суханов

Олег Зубков: ...учитывая аналогичную ситуацию во время похода пожилых людей, хотелось их немного подколоть.

Какие вы, оказывается, кровожадные! Ну, с нас не убудет.
Тут необходимо понимать, что в глубоко пожилом возрасте перевалы типа Грозного даются ох как нелегко и представляют серьёзную опасность. Да и ходим мы очень медленно, по-стариковски.
20.03.2010, 18:13:44 |
Сергей ЗубковКонстантин, конечно это была шутка, да вы вроде и не приняли ее всерьез :)
На самом деле, Олег и я очень впечатлены вашими марш-бросками, марш-забегами и марш-прогулками, а также являемся поклонниками вашей самокритической манеры живоописания таких похождений. Это уже второй наш поход, где ваши рассказы сыграли определенную роль. В некотором роде, мы идем за вами по пятам, учимся у вас, "стариков", как и подобает несмышленой молодежи ;)