Привет.

Было это в 2008 году.

Михаил Константинович, директор базы «Серебряный берег» зашел в наш магазин одним из грустных зимних вечеров. Выбирая «мухи», самые никудышные, как я тогда считал, говорил непрерывно. За 10 минут успел рассказать про себя, свою семью, свою турбазу на берегу Хубсугула, и о том, как полные дилетанты, приезжая на озеро, впервые взявшие в руки удочки, умудрялись наловить рыбы. Мы с Павлом, моим компаньонам, стояли, развесив уши, и из уважения к старшему, делали вид, что беззаветно верим.

Что мы, сами никогда не врали?

Только я, для поддержания разговора, развел пошире руки, чтобы показать, сколько я поймал в последний раз, тем более что Павел, стоявший рядом, подтвердил бы любые мои достижения, как Михаил Константинович сказал:

- Мужики, на соревнования приезжайте. Скоро Зимниада. По договоренности с оргкомитетом у меня на базе проходит один из этапов по подледной рыбалке.

Мы опешили. До этого дня, в нашем активе подледного лова было по два десятка окуней выловленных на «Малом море», да сотовый телефон, который я вначале утопил, а через сутки, в ходе спасательных мероприятий с использованием подводной видеокамеры и прочих технических достижений, на удивление всем, выловил с пятиметровой глубины. Здесь же нам предлагалось, как настоящим рыбакам, организовать свою команду и попытаться поймать хариуса на подледную удочку. Хи-хи. Бред конечно.

Думали мы долго. Но ораторский дар Константиныча, надоевшая зимняя скука, и возможность от нее удрать сделали свое дело. Через пять минут, обговорив нюансы, мы вручили ему свои загранпаспорта для оформления визы.

Кроме нас, в нашу команду смогли попасть Лариса, моя жена, и Оксана — Пашина.

Справка:

Хубсугу́л — крупное пресноводное озеро на севере Монголии, рядом с границей России. В озеро впадает 96 рек и ручьев. Замерзает с декабря по май. Судоходно, составляет часть транспортного пути из России (Иркутская область) в Монголию.
Река Эгийн-Гол, вытекающая из озера проделывает путь 1000 км и, спустившись на 1200 м, впадает в озеро Байкал через Селенгу. Прямое расстояние между озёрами всего 200 км.
Район озера является национальным парком, который строго охраняется. В парке обитает много диких животных: сибирский горный козёл, архар, лось, волк, росомаха, кабарга, бурый медведь, соболь, в озере обитают девять видов рыб.
Для монголов рыба является символом вечности. Поэтому они не употребляют ее в пищу. Благодаря этому Хубсугул тысячелетиями просуществовал без вмешательства человека как закрытая экосистема. В Хубсугуле водятся таймень, ленок, хариус, налим и другие. Рыбаки говорят: «На Хубсугуле рыбу можно ловить на пустой крючок и голыми руками!»

Попасть в Монголию это вам не в Китай сгонять. Виза оформляется в течение двух недель. Стоит порядка двух с половиной тысяч на человека. Нужна цветная фотография, да информация про то, где работаете, с кем живете, и родителей ваших как зовут?

Формальности позади. В машине нас четверо. Получили инструкцию — водку, пиво и продукты с собой не брать, там все есть в неограниченном количестве и хорошего качества. Не поверили. Взяли на всякий случай всего и побольше.

Так как ехали побеждать, то и про удочки не забыли. Навязали по 3 на каждого. Мухи выбирали самые красивые, ну, и тех, что Михаил Константинович брал, бледно-желтеньких, взяли с собой, улыбаясь, по паре штук.

Выехали ночью. От Иркутска до Култука, потом через Тункинскую долину до Монд. Здесь переход через границу. Приехали на рассвете, за два часа до открытия поста. Впереди одна машина с монгольскими номерами. В течение ближайшего часа за нами пристроились еще три — с российскими. Конкуренты, мы сразу поняли. Мужики приехали, видно, опытные рыбаки: поперек дороги раскладной стол, стулья, водка…, ну и все как положено. Мы пока держимся. Бережем здоровье для рыбалки.

Наконец ворота открыли. Пропускная способность таможенного поста в Мондах очень низкая. Вряд ли там возможно прохождение более пяти, шести машин в сутки. Досмотр тотальный, с простукиванием днища машины и запихиванием зеркальца на палочке во все места, куда его можно и нельзя запихать. Что уж они там найти мечтают, боюсь даже предполагать. Наверняка, по их оперативной информации, именно здесь пролег новый наркотрафик.

Через три часа стояния, становиться ужасно стыдно за наших непутевых служак. Особенно глядя, как они еще больше, чем над нами, издеваются над монгольскими женщинами, пытающимися пешком пересечь границу с какими-то пакетами, в которых судя по всему продукты. Вся мерзость пересечения нашей границы особенно ощущается в сравнении с прохождением поста на Монгольской стороне. Строго, но конструктивно и быстро. Заполняем какие-то бумажки и через 20 минут мы на родине Чингиз-Хана.

Опыт перехода всяческих границ сформировал у меня стойкое мнение, что уровень цивилизованности того или иного государства можно безошибочно определить еще на границе. Это особенно показательно при движении на автомобиле в сторону Европы и, соответственно, обратно. Если на немецкой границе вам не позволят даже из машины выйти, а проверив документы, широко улыбнутся и пожелают счастливого пути, и в Польше все то же самое, но попросят открыть багажник – то в России вы подвергнитесь форменному издевательству с пересчетом трусов в чемодане. Причем не важно, въезжаете вы в страну или выезжаете. Видимо, это «годами выработанная привычка» еще со времен еврейской эмиграции. Я в недоумении потому, что никогда не считал Монголию более цивилизованной, чем наша многострадальная страна.

Ну, ладно, прочь лирику, мы в Монголии.

Дорога гравийная, укатана достаточно хорошо. Снега практически…, да совсем нету. Редко встречаются дома-развалюхи со спутниковыми тарелками. До поселка Ханх, расположенного на берегу Хубсугула, недалеко. Не доезжая до поселка километра два, в соответствии с указателем, сворачиваем налево, в сторону базы «Серебряный берег». Видим много каких-то лохматых невысоких животных «типа корова», потом узнали — сарлыки. Шайтан, так близко к России, и такая модификация крупнорогатого скота. Кругом так много коровьих какашек и лепешек, что, выйдя из машины, шагу не сделаешь, чтобы что-то не пнуть. Хорошо, что все в замороженном виде. Интересно, а как тут летом?

Загадочное Монгольское животное.

Доехали.

База на берегу Хубсугула

Были большие сомнения, ехать или нет, когда нам сказали, что жить будем в юртах. Воображение сразу нарисовало закопченное, темное, грязное и холодное помещение, где спать, наверняка придется на земле, заворачиваясь в верблюжьи шкуры. Представьте, после таких мыслей, какой восторг у нас вызвали беленькие и чистенькие Юрты, которые делают монголы, и в которых нам довелось пожить на турбазе.
Вживаемся в образ

Нам выделили две двухместные, с кроватями и прочей необходимой мебелью. Вода в умывальнике была теплой, простыни — белоснежными. Немного заволновались, глядя на печку странной конструкции. Нам, что ее всю ночь, по очереди, топить придется? Спросили сотрудницу базы.

Она сказала:

- Не-е-е, ночью будет хуяк.

Не может быть. Такая приятная женщина, а матерится. Слава богу, объяснила, Хуяк это монгол, работающий на базе, и отвечающий за температурный режим в юртах. На протяжении всего проживания на базе, к печкам мы не прикасались, а вот дверь в юрту приходилось открывать регулярно, чтоб не свариться.
Официантка

После первого застолья выяснилось, что продукты и напитки мы все-таки брали зря. Кормили и поили нас много и вкусно. Официанты – приятные монгольские девушки в национальных костюмах.

Команд на соревнования прибыло много. После обеда нас построили, посчитали, рассказали об условиях и правилах проведения соревнований. Участие в соревнованиях двух монгольских команд, (администрации и пограничников) придало соревнованиям статус международных. Сотрудники телеканала «НТВ», прибывшие освещать соревнования, выставили свою команду.
Мы на Обо 13

Поехали на «Обо 13». Это такое святое место у монголов (и видимо не только), где они просят местных богов все, что им нужно. Мы тоже, на всякий случай, попросили. Провели все необходимые обряды в соответствии с инструкцией и под строгим контролем местных специалистов.

Вернулись на базу. Сгорая от нетерпения попробовать поймать рыбу, мы уговорили Михаила Константиновича проводить нас на место проведения соревнований.
Первый в жизни улов

Для меня до этого дня, поймать на подледную удочку хариуса было каким-то таинством, где без колдовства вряд ли обходится. Пробурил лунку, выдал жене удочку. Пока бурил себе, она умудрилась поймать двух хариусов. Я чуть в обморок не упал. В тот вечер, за час рыбалки, каждый из нас поймал по десятку рыбин.
Кряхтел когда лез в лунку

Полные счастья и уверенности, что завтра победим всех, вернулись на базу, где, уж чтобы нас совсем добить, под присмотром монголов, ждали запряженные лошади и сарлыки, на которых всем предлагалось покататься совершенно бесплатно.

Вечером баня, с пивом и приготовленной специально для нас копченой рыбой. И спать. В юрту. Экзотика.
Торжественное открытие

Утром, после завтрака, нас снова построили. Началось торжественное открытие соревнований. Предусмотрительные организаторы, кроме раздачи символики соревнований придумали для каждой команды девиз. Наш девиз нам понравился.
Готовы к старту

После инструктажа, с торчащими из машин развивающимися командными флагами, которые мы взяли с собой из Иркутска, выдвигаемся к месту проведения соревнований. Там уже все было готово. Определены и отмечены флажками границы зон для каждого из участников команды, поставлены столики с термосами, определены наблюдатели, назначены судьи.

В небо взмыла ракета. Мы кинулись каждый в свою зону к своим лункам, которые с учетом наличия в нашей команде женщин, было разрешено пробурить заранее.

По правилам, участникам не разрешалось до окончания соревнований покидать свои участки и общаться друг с другом. Нам помогли радиостанции, которые мы, не знаю зачем, взяли с собой.

Сколько было отведено времени на соревнования, я сейчас уже точно не помню. В итоге, после проведенного взвешивания, выяснилось, что я, из четверых участников нашей команды, поймал меньше всех. Впереди планеты всей оказался Павел, которому лучше всех удалось подобрать мухи. Как он позже признался, в процессе рыбалки, сам не понимая отчего, решил привязать одну из тех бледно-желтеньких, самых не красивых, которые выбирал себе Михаил Константинович. В итоге у нас второе общекомандное место. В ходе соревнований так же разыгрывались еще и такие призы:

- за самую большую рыбу;

- за самую маленькую рыбу;

- за первую рыбу;

- самый скоростной бурильщик;
Серебряные призеры

и, наверное, что-то еще, что я просто забыл. Было весело, много шутили, Фотографировались. Грелись не только чаем.
На память

Шумно, с песнями возвращаемся на базу, где соревнования и гуляния продолжаются, но уже в рамках празднования 23 февраля.

Самодеятельность поселка Ханх
Вечером, после ужина, по приглашению владельцев базы приехал коллектив местной самодеятельность. Человек двадцать пять. Все в национальных костюмах. Монгольский этнос это что-то! Ничего похожего я до этого не видел, даже не смотря на то, что его представляли дети разных возрастов, живущие в поселке Ханх и далеко не профессионалы.
Пляшут монгольские дети здорово

Дальше, до полуночи — празднование и чествование победителей.

Утром позволили себе поспать подольше. Позавтракав, поехали снова на лед, чтобы закрепить навыки и умения по подледному лову, полученные вчера. Ловилось хорошо. Еще и налима одного поймали, килограмма на три.

Вдруг, не смотря на то, что сидели мы далеко от берега, не понятно откуда, и совершенно неожиданно для нас, как черт из табакерки выскочил монгол. Одет он был, как и все прочие его земляки в ватный халат, но на головном уборе у него была какая-то кокарда, а в руках офицерская, кожаная планшетка. Очень долго нам что-то объяснял. Мы не поняли… Подвели к столу, налили пол стакана водки. Выпил. Сразу после этого сел по-турецки на лед и начал заполнять какой-то бланк. Протокол, поняли мы. Подвели на всякий случай еще раз к столу, налили еще пол стакана. Выпил. Сел и продолжил писать. Не понимая, что происходит, мы загрустили. Он закончил писать, жестами попросил налить еще. Выпил. Долго о чем-то говорил. Судя по тону и эмоциям на лице – рассуждал и философствовал сам с собой. Пока мы отвлеклись, разливая, с горя, себе по стаканам, он куда-то исчез, так же неожиданно как появился. Мистика…
Взлетаем

Так как рыба ловилась хорошо, погода была прекрасной, то грустили мы не долго. Вскоре, так как дело шло к обеду решили вернуться на базу.

На базе Михаил Константинович сказал, что пока нас не было, приходил инспектор монгольского рыбнадзора, показывал протокол, составленный на нас и, сказав, что мы рыбачили на сто метров не в ту сторону, куда положено, потребовал заплатить за нас штраф пятьсот рублей. Вздохнули, компенсировали понесенные директором базы потери и решили не расстраиваться.

Монгольская кухня
Тем более, что дальше нас ждало новое развлечение — особое монгольское национальное блюдо. Притащили барана и очень быстро его разделали. Мясо, специальным образом, большими кусками, с луком и специями замариновали в тазике, после чего сгрузили во флягу. Одновременно кидали туда камни голыши, размером с кулак и чуть больше, которые специальными щипцами выдергивали из печи, где они раскалились до красна.

Пока одни монголы занимались мясом, другие жарили для всех желающих на открытом огне внутренний бараний жир, который предлагалось, предварительно посолив съесть. Гадость редкостная. И печень – вкусно.

Сложив мясо вместе с камнями во флягу, нам предложили ею поиграть в футбол, и покатать ее по земле. После этого, на два или три часа поместили в монгольскую печь из камней.

Мясо, приготовленное таким способом, действительно оказалось очень вкусным и нежным. Поедание этого блюда сопровождалось особым ритуалом. Нас построили в ряд и монгол, доставая из фляги мясо, выкладывал его на блюдо, а камни передавал нам в руки. Они были жирными и очень горячими. Если быстро перекидывать камень из руки в руку, то какое-то время удержать его возможно. После чего передаешь его следующему в цепочке. Нам объяснили, что так, по монгольскому поверью, вся жизненная энергия убитого животного передается нам.

Зарядившись энергией несчастного барана, мы подготовились к шоу, которое устроила для нас приехавшая шаманка. Зрелище не для слабонервных. По словам понимающих, шаманка эта, хоть маленькая и молодая, но очень известная и с большими магическими способностями. Не будучи специалистом, я, конечно, не мог в полной мере оценить ее колдовские способности, но вот, что касается физических, тут я был в шоке. Войдя в транс, и танцуя свой загадочный танец, она несколько раз останавливалась, выводила в центр зала какого-нибудь мужика, больше ее как минимум в два, два с половиной раза. Ставила его спиной к своей спине. После чего правой рукой брала его за левую руку, а левой за правую НОГУ. Резко отрывала его от пола, и, положив на свои плечи, горизонтально земле, начинала очень быстро кружится на месте. Мужик оказывался лежащим на ее хрупких плечах лицом к потолку и раскинув в стороны руки и ноги. Мало кто из них, опускаясь на землю, хоть и был в состоянии остаться на ногах, мог сделать хоть два шага ровно. Ноги подкашивались у всех. Нам сказали, что так она снимала с них порчу. Подойдя ко мне, она налила полную рюмку водки, и, поставив на колено, предложила выпить, не касаясь ее руками. Я так намучился, пытаясь это сделать, что и вспомнить страшно. Оказывается, этим она указала мне на мою проблему большого веса и толстого живота, который мешает мне выполнить это не сложное для стройного человека упражнение.

Напарившись очередной раз в бане и выспавшись в уютной и хорошо натопленной юрте, мы стали собираться домой. Накупили сувениров, упаковали призы и медали серебряных призеров соревнования.

Не поверив, что рыбу на границе забирают, взяли с собой пойманного нами налима и десятка четыре хариусов. Приехав на пограничный переход, минут за тридцать прошли монгольскую таможню и въехали в Россию. Часа за четыре, после того как у нас забрали всю рыбу, прошли российскую таможню.

До Иркутска добрались благополучно. Следующий раз на Хубсугул поеду обязательно, особенно если наше государство, а вместе с ним и пограничники станут хоть немного цивилизованнее. А пока про пограничный переход в Мондах, да видимо и не только там, можно смело снимать очередную серию «Особенностей национальной рыбалки», назвав ее «Особенностями пересечения национальной границы».

Пока.

Ярослав Гладун

составляет часть транспортного пути из России (Иркутская область) в Монголию.

Не Иркутская область, а республика Бурятия.

Не поверив, что рыбу на границе забирают...

А наши забирают, или монголы?

Ярослав, отличный рассказ. Я уже становлюсь вашим фанатом:) А уж если вы с озёр переключитесь на горы...
28.02.2010, 23:01:34 |

Евгений Рензин: Не Иркутская область, а республика Бурятия.

Почему же Бурятия? Из Бурятии (из Улан-Удэ) другие пути в Монголию есть, а вот из Иркутска как раз Монды — Ханх вполне приемлимый транспортный путь.
28.02.2010, 23:33:21 |
Сергей Макаров

Вячеслав Петухин: России (Иркутская область) в

Монды — Бурятия :)
01.03.2010, 01:57:36 |
Вячеслав ПетухинА Иркутск — Иркутская область. :-)
01.03.2010, 06:53:41 |
Дмитрий МызниковСпасибо, очень интересно!
01.03.2010, 16:21:06 |
Эраст БутаковОтлично. Спасибо.
01.03.2010, 19:15:27 |
Виктор ТрошинЯрослав!
Очень обрадовался Вашему новому рассказу. Тоже потихоньку становлюсь Вашим фанатом.
Написано прекрасно, с душой.
Я Вам уже говорил: может в писатели податься?... У Вас талант!
Теперь и навечно Ваш поклонник, Виктор.
01.03.2010, 20:17:39 |
Георгий БорисовПрисоединяюсь к отзывам. Ваши рассказы с юмором и поднимают настроение. Вот было бы здорово в перспективе издать журнал сайта "Природа Байкала" с такими познавательными и интересными рассказами :-)
01.03.2010, 22:09:22 |
Ярослав ГладунУх. Наконец-то я снова в городе. Был на охоте.
Огромное спасибо Вячеславу Петухину, что он находит время для помощи в правильном оформлении и размещении моих душевных излияний.
Готов до утра сидеть и перечитывать теплые слова, которые написали посетители этого сайта. Всем огромное спасибо.

Рыбу забирают только наши пограничники. Мои знакомые недавно приехали и рассказывали, что запихали рыбу в какую-то воздухозаборную трубу на джипе, так ее отломали, после того как туда пограничник проволочку запихать не смог.

Все…. побежал звонить друзьям, чтобы срочно шли на сайт читать…. не рассказ… отзывы.
01.03.2010, 23:15:13 |
roman барчукС приездом Слава, alles zer gut
02.03.2010, 13:06:44 |
олег федоровЯрослав,будучи твоим другом, побывавшим с тобой на Хубсугуле во второй твоей поездке,подписываюсь под каждым твоим словом и подтверждаю,что такой подледной рыбалки на хариуса вряд ли можно найти еще где либо! впечатлений очень много! считаю если взорвать российский таможенный пост в Мондах ,то отдых будет просто сказка ,и хариус в холодильнике потом еще долго (из-за его количества) будет напоминать о классной рыбалке. ) наговорил... похоже меня в Монголию больше не выпустят... ))) Что касается самого рассказа и стиля изложения — Ярослав , у тебя безусловный талант! удачи в продолжении саги о путешествиях!
02.03.2010, 14:06:16 |
Евгений РензинПолучается, что Российские пограничники спасают Хубсугул от экологического бедствия:) Странно, что этого не делают монголы.
02.03.2010, 14:10:46 |
олег федоровда нет же, наши погранцы запрещают ввоз мяса и рыбы ссылаясь на нормативные документы СЭС. думаю как только таможня даст добро оттуда попрут машины с рыбой по всей России.) только вряд ли это будет ближайшее время.
02.03.2010, 16:00:09 |
Юрий ВласовЯ хоть и не рыбак, но почитал с удовльствием ! Позновательный материал, и вместе с тем, очень весело, жизнерадостно написано. Читал с улыбкой на лице, радуясь за вас.

Обидно опять за нашу расейскую кондовость и нецивилизованность.
06.03.2010, 18:22:25 |
Виктор Трошин Ярослав!
Отправил Вам письмо 11 Фев 2010 20:06:05 подтверждения не получил. Если не получили это письмо, могу повторить. Дайте знать.
09.03.2010, 19:26:01 |
И. ФефеловКстати о пограничниках. Когда ехал в октябре из Улан-Батора на поезде, с нами в купе ехал монгол, закончивший в свое время иркутский политех, а теперь работающий в российской транспортной компании переводчиком. Таможенники российские, говорит, сильно сердитые, а на них глядя, и монгольские тоже... "вымещают", так сказать. С другой стороны, другой сосед (черемховский, работающий в Монголии на угольном разрезе) сообщил не сказать чтобы противоположное, но под несколько иным углом: в 90-х, говорит, "челнокам", везущим из Монголии товары, границу преодолевать было гораздо проще, чем делать что-то подобное сейчас, при упадке классического "челночения".
09.03.2010, 19:46:07 |
Ярослав ГладунВиктор Трошин здравствуйте.
Если Вы тогда не получили мое сообщение – дико извиняюсь.
Клянусь, отправлял.
Только сейчас я понял, что (видимо, но не факт) написал свой ответ сразу у себя в почте, не обратив внимания на предупреждение «Пожалуйста, не отвечайте по почте на это сообщение.» — простите, я очень начинающий пользователь ПК.
Прямо сейчас напишу «прошение» Петухину Вячеславу переслать мое письмо Вам, (возможно, оно у него, где то болтается).
Если ничего не получится – завтра напишу новый ответ. Сообщите свой адрес.
Я – "yarixa@mail.ru"
09.03.2010, 23:28:06 |
Виктор ТрошинЯрослав!
Смотрите почту, отправил еще одно письмо.