Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Привет.

Ехать решили втроем. Собирались заранее, как всегда очень ответственно. Вместо бура и пешни взяли с собой нашего хорошего товарища Женю. Он пообещал, что там нас всем обеспечат его родители, живущие в поселке Катунь на берегу Чивыркуйского залива. Наслушавшись рыбацких историй, каждый из нас запихал в багажник по фляге – рыбу складывать.

Выехали в среду вечером 31 марта, после работы. В машине все водители, поэтому ночная дорога нас не пугала. На кофе и анекдотах, за 10 часов домчались до Усть-Баргузина. Вспомнить, когда мы успели проехать Выдрино и Бабушкин никто не смог. Решили, что все в тот момент спали.

Поворот на мост через Селенгу тоже проспали. Решили переправляться по ледовой переправе в Татаурово. Там, где летом ходит паром. Прорвались кое-как, со второго раза. А все потому что, по словам местных, работники переправы, расположенной в Ильинке, постарались перерыть здесь место выезда со льда, чтобы народ через свой ледовый переход пропускать. Стоит это 30 рублей. Деньги, понятно, смешные, да только, как рассказали нам знающие, дорога там такая, что внедорожник не каждый пройдет. Татауровским, на интерес коммерческий, Ильинских плевать. Другую дорожку рядом, тут же, накатали, по ней и мы на ту сторону выскочили.

От моего дома в Иркутске до переправы в Татаурово наш спидометр показал 412 км. Асфальт. Кое-где, как и зимний Байкал (и как большинство Российских дорог) – в торосах.

Дальше, от переправы до Усть-Баргузина, 378 километров. Местами хорошая гравийка, местами доска стиральная да ямы по колено. Иногда попадается новый асфальт иногда подержанный. Но, по сравнению с предыдущими нашими летними поездками прогресс на лицо, дорожные работы ведутся.

В Усть-Баргузине АИ-92 по 26 рублей 20 копеек против 22-60 Иркутского. Съезд на лед в том же месте, где летом паром отчаливает. Дорога по льду накатанная, лишь в одном месте непростой переезд через торосы, где еще и воду выдавило наверх. Плавать, только я умел, в нашей компании – мне и за руль садиться пришлось. Остальные кулаки за меня держали.

Дальше по ледовой глади Баргузинского залива, вдоль песчаной кассы, на некотором удалении от нее. Снег со льда сдуло. Выехали со льда на полуостров Святой Нос в том же месте, что и дорога идущая летом по песчаной кассе. Это место у местных называется «угол», до него от Усть-Баргузина 19 км. По полуострову до Монахово еще 14 километров, и 1 до Катуни по льду. Дорога по полуострову, до Монахово, и по льду мимо Катуни до Курбулика, регулярно чистят на тракторе работники национального парка. Разъехаться встречным машинам можно.

И так, через 11 часов, преодолев 680 километров, мы на берегу Чивыркуйского залива. Здравствуй дедушка Байкал.

Справка:

Чивыркуйский залив находится на северо-востоке озера Байкал и целиком входит в состав Забайкальского национального парка. Образовался на месте поперечного разлома в Баргузинском хребте, отделившего от хребта гористый полуостров Святой Нос. Берега залива высоки, глубоко расчленены, имеют множество бухт, полуостровов и мысов. Южный берег низменный, образованный наносами р. Баргузин. Название Чивыркуй происходит от бурятского «шэбэр» – «чаща, густой лес, заросли», «шэвэрхуу» — «заросший густым лесом». Площадь Чивыркуйского залива составляет 270 кв. км. Средняя глубина внутренней части залива 6-8 метров, однако на выходе в открытый Байкал достигает глубин в несколько десятков метров. На побережье залива расположено два жилых поселка — Курбулик и Катунь. Оба находятся на полуострове Святой Нос. Общее количество дворов около сорока.

В бухтах Чивыркуйского залива часто встречаются песчаные пляжи. Широко известна бухта Змеиная, которая славится своими источниками, изливающимися в нескольких местах на суше и под водой. Свое название источник получил из-за неядовитых полозов, которые тут иногда появляются. На месте выхода источника построен деревянный сруб для купания. Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая, общая минерализация 0,5 г/л с запахом и привкусом сероводорода, с содержанием фтора от 10 до 23 мг/л. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно-двигательной системы.

Среди диких жителей парка – медведи, северные олени, черношапочные сурки, лоси, изюбри, косули, соболя, белки, лисицы, волки, выдры, ондатры, нерпы. Особенно разнообразен мир птиц. 241 вид птиц официально зарегистрирован на территории парка. Среди них такие редкие как лебедь-кликун, орлан-белохвост, орлан-долгохвост, черный журавль и черный аист, сокол сапсан. Все эти виды занесены в Красную Книгу.

Чивыркуйский залив считается одним из лучших мест для рыбалки на Байкале.

Все дни, пока мы были на Байкале светило солнце. Но как-то лениво, тепла от него было не много. Ветру дуть тоже было лень. Энергия через край перла только у нас. Я не мог усидеть на месте ни минуты. Даже время, потраченное на еду и переодевание, воспринималось мною как бесцельно прожитое. С криком «всю рыбу без нас выловят» я почти за шиворот вытаскивал своих друзей из «тепляка» куда нас разместили в Катуни, и тащил в машину. Отец Жени не подвел и действительно выдал нам обещанные мотобур и пешню. Критично осмотрев наше снаряжение и снасти, к орудиям борьбы со льдом добавил три «рабочие» удочки и ключ от будки которую предусмотрительно, ожидая нас, утащил на камчатку, прицепив к уазику.

Собрались. Поехали. До Курбулика по расчищенной дороги. Дальше по накатанной рыбаками и прочими машинами, следующими в Северобайкальск, сокращая дорогу по льду Байкала. Небольшие заносы есть, но все уже разбиты непрерывно идущими машинами. Даже наша «мыльница» неплохо справляется.

До ближайшей камчатки, которая называется «Огород» недалеко. Расположена она напротив бухты Змеиная. Я первый раз оказался на камчатки. Все было интересно и ново. На людей, по нескольку дней живущих там безвылазно смотрел как на инопланетян. Все разные. Есть побогаче, на крутых джипах, в хороших, больших палатках и с эхолотами. Одеты как модели на рекламных плакатах «NOVO TOUR». Но все же, больше людей попроще, у которых экипировка и снасти хоть и не самые модные, но надежные и практичные. Есть совсем интересные люди. Как вылезут откуда-то, так глаз не отвести. Настолько грязные и обветренные всеми ветрами…, в чешуе с ног до головы. Национальность и то определишь не сразу.

Скала в Монахово зимой.
Песчаная коса в Монахово, где все отдыхают летом.
Дорога по Чивыркуйскому заливу между Курбуликом и Катунью.
Чивыркуйский залив. Катунь.

Заселились в наш домик. Это будка такая, на полозья поставлена. Размером, примерно, метр семьдесят на два с половиной. Сделана из фанеры, проложена внутри пенопластом пятеркой и ДСП обшита. С лева от двери печка железная. По кругу, у трех стен, лавки сколочены. Между лавками, в центре домика, пола нет и три лунки пробурены. Нас как раз трое.

С собой, из прикормки, у нас был только песок, который мы нагребли побольше, еще на берегу в Катуни, из под какого-то катера. Бормаша в Усть-Баргузине купить не смогли. Да, на самом деле, видимо плохо искали. Размотали удочки. Глубина пятнадцать метров. Поскучали минут двадцать. Не клюет. Фигня какая-то получается. Вспомнили – «побрызгать», по бурятскому обычаю, забыли. Пока исправляли ситуацию, приплыла какая то рыба и запутала внизу все удочки. Распутали. Омулевый настрой имеет крючки без зазубрины на жале, поэтому распутывается неплохо.

Первого омуля выловил Женя. Ме-е-е-стный, что скажешь? Не верим ему, что удочку сам первый раз в руках держит. До сумерек, за три часа, смогли поймать восемь омулей. Самый удачливый Женя. Мужики из соседнего домика научили отличать омуля от сига. Им везет еще больше чем Жени. Успокоили нас по поводу отсутствия у нас бормыша. На видео камере, которую они опустили под лед на месте только что уехавших рыбаков видно, что дно шевелится. Рассказали, что те, за пять дней умудрились скормить его сто литров. Весь вечер слушали всякие, интересные рыбацкие истории и случаи. Узнали, что еще в прошлом году место камчатки определяли работники парка, устанавливая четыре пограничных столба. Были туалеты. А в этом году все как попало. За порядком не кто не смотрит, мусор за собой убирать не заставляют. Мы соглашались. Да и действительно, первое, что бросается в глаза — это не убранные кучи мусора и постоянно сверкающие на солнце голые задницы то слева, то справа от камчатки. А то и по две, три за раз. Как говорится — заср…ли все вокруг и в переносном и в прямом смысле.

В эту ночь мы решили остаться в рыбацком домике. Подвесили над лунками фонарики, в надежде, что рыба увидит наши «мухи» и поймается. «Наслушавшись» рыбацких историй быстро уснули. Я намотал на палец леску, уверенный, что почувствую клюв даже во сне. Утром снова распутывали все удочки, перепутанные под водой рыбой.

В течении следующего дня, рыба, то хватала все «мухи» подряд, как сумасшедшая, то переставала клевать полностью часа на два.

Когда клев в очередной раз прекратился, подошел мужичок Слава. Представился губернатором Чивыркуйского залива, удостоверение показал. На жизнь тяжелую губернаторскую долго сетовал. Утешили, как смогли, потом еще раз. Посидели, помолчали, повздыхали. Видя, что больше утешать не собираются, пошел дальше совершать обход электората.

Подходили совсем бывалые. Авторитетно рассказывали, как в прежние времена на камчатках назначали старшего, из самых опытных, и все его слушаться должны были. Он распоряжался, где кто вставать должен из вновь прибывших. Кто, где, когда и поскольку подкармливать должен. Мы слушали разинув рот. Фантастика. Я все спросить хотел, потихоньку – «А что делали с теми, кто без бормыша приехал?». Побоялся, промолчал. Вдруг таких и сейчас прогонять положено.

Работники парка подъезжали на уазике. Три штуки. Важно ходили промеж будок и палаток. Задавали дежурные вопросы, и парочку контрольных. Так как настроение у нас было благостное, мы на все вопросы охотно отвечали — сильно не заедались и не вредничали. За порядок они ни с кого не спросили, мусор убрать не заставили, Походили, поважничали и уехали.

На третий день клев как отрезало. По камчатке, от края в край носился шепоток – «На «Площади» клева, туда надо. Там вся рыба ». Человек несколько сразу засобиралось. Уехали.

«Площадь» — это еще одна камчатка. Ее хоть и плохо, но видно от нас. Она находится ближе к открытому Байкалу и отсюда выглядит побольше, чем наш «Огород».

Мы рассудили так: «Рыба клюет всегда, только, если сегодня – то под тем берегом, а если здесь, где мы – то обязательно или вчера или завтра» — остались.

Два раза ездили купаться на радоновые источники в бухту Змеиная. Впечатления прекрасные. Здорово. Кругом снег, а ты, быстренько раздевшись, прыгаешь в горячую воду. Очень пригодилось полотенце банное и тапочки. Вспоминая свои летние визиты на эти источники я, конечно, ожидал, что вода будет погорячее. Тогда я залазил в сруб очень медленно. Казалось, что вода буквально обжигает. На погружение у меня уходило минут десять, а погрузившись, усидеть в воде я был в состоянии не более пяти минут. Из нашей компании, в тот раз, каждый второй вообще залезть искупаться не смог. Вода в источнике на ощупь кажется скользкой маслянистой.

Не могу промолчать и не пожаловаться на поросячье поведение некоторых рыбаков. Подъехав в первый раз к источникам, мы застали там группу из пяти человек. Двое на лавочке выпивали, а трое в источнике сидели. Мы с шутками да прибаутками, как всегда. Разговор завязался быстро. Познакомились. Ребята оказались из Северобайкальска. Вдруг, смотрю, мыло вытаскивают и уже мылиться собрались. Я в истерику. Говорят — «А что будет то, с одного раза?». Пришлось все свое красноречие применить. Предлагал даже воду, прямо здесь, для них на газу вскипятить, только чтоб мыло спрятали. Убедил. Застыдились. Вылезли.

Мы по сторонам огляделись – девчонок нету. Значит, как взрослые, без трусов купаться полезем. Пока сидели и грели кости, подъехала еще одна группа рыбаков. Все веселые. Уже.

Пока трое из них в источник, другие двое колбаску на лавочке режут. Дежавю да и только. Те, что на лавочке шепчут, что в источнике мэр города. Уж здесь упоминать какого именно не буду, но не маленького. Ну да здесь, что мэр, что дворник.

Я, одевшись, в гору полез. Захотел посмотреть, как там тропа себя чувствует, которую летом энтузиасты над источником прокладывали. Вроде, по их рассказам планируется вокруг всего Байкала эту тропу проложить. Когда назад, к источнику подошел, даже затрясло всего. Не знаю, толи мэр толи нет, но один из тех, что в источник залез, уже бороду намылил и бреется. Плюнул я под ноги зло, и пошел в машину, матерясь громко, так, чтобы слышали.

Непобедимо поросячество наше. И родители Женины, из Катуни, головами качая, рассказывают, что после окончания туристического сезона осенью и рыболовного, в конце весны, обрывки бумаги туалетной, еще долго местные жители вместе с работниками парка, по берегу с кустов снимают.

Чивыркуйский залив. Курбулик. Припарковались до весны.
Байкал. Дорога по Баргузинскому заливу.
Радоновый источник в бухте Змеиная.

Ну, в целом, рыбалкой я доволен остался. Рыбы мы поймали. Много нового узнали и с людьми интересными пообщались. Жаль, что многого не успели. Например, окуней больших не поймали, налимов, как планировали. На лов хариуса, к речкам, впадающим в Чивыркуй, не съездили. Ну да, пади, не в последний раз сюда приехали.

Пока.


Ярослав Гладун


Александр МамонтовДюже познавательно, спасибо :).
03.05.2010, 21:14:07 |
LehaИнтересный рассказ. Был там в апреле 2008. Все тоже самое — красивое конечно всегда перебивает все неприятные эмоции, а они там определенно есть. Неприятно удивили фикалии повсюду. Подъехал посмотреть гроты на Малом Колтыгее, зашел внутрь, а там все в говне. Прекрасные такие наплески) Во втором и третьем тоже. У тех рыбаков туалет везде. В других местах на Байкале такого нет, на том же Ольхоне. После такого летом вода из Байкала не очень пьется.

Про Змеиную бухту один в один — когда подъехали увидел толпу пьяных рыбаков. Грязные, в коростах капошатся в источнике, там же бутылка разливается, огурцы и закуска плавают, одежда стоит рядом. Видимо поссать в тепле это как руки помыть. Естественно никто из нас туда не пошел. Я кстати был там много раз летом.

Мы ездили большой компанией и нам очень понравилось. Все плохое что мы увидели легко перебивается красотой Байкала.
04.05.2010, 01:17:30 |
Ярослав ГладунУважаемый «Leha», не принимайте все так буквально и близко к сердцу. Уверяю Вас хороших людей там, как и везде, гораздо больше, чем плохих. Просто, в памяти, отмечается то, что отмечается. В фекалиях мы не купались. И бутылки, с огрызками огурцов, там были, но не рядом с источниками, и уж тем более не в них. Насчет «поссать в тепле это как руки помыть» — уверен только больной человек в состоянии. Пьяных много видел, больных нет. Я из этой поездки другие впечатления и эмоции привез. Уверен, что еще не раз и не два, и зимой и летом, побываю в тех прекрасных местах.
05.05.2010, 00:40:04 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную