Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Маршрут: р. Эхе-Гер (начало шумакской тропы) — озёра на развилке шумакской тропы — овраг с ручьём недалеко от озёр

Слюдянка. Набережная. Восход солнца
Встали по будильнику в шесть утра, лагерь собрали минут за 30-40, затем пошли к вокзалу. У нас была информация 2008-го года, что автобус в Ниловку отходит от вокзала в 8:00, но на всякий случай мы решили быть на вокзале пораньше.
На привокзальной площади в Слюдянке. В ожидании автобуса до Ниловки
Площадь перед вокзалом была пустынна, только один микроавтобус стоял правее от вокзала. Я сходил в вокзал в поисках хоть какого-нибудь намёка на расписание автобусов. Безрезультатно, даже кассирши не было на месте, чтобы её спросить. На обратном пути ко мне обратился водитель микроавтобуса и спросил, куда нам нужно ехать. Узнав, что нам в Ниловку, он сказал, что он едет не туда, что вообще снять микроавтобус стоит 4500 р. и что он сейчас позвонит своему приятелю-водителю, который как раз собирался сегодня ехать в Ниловку. Ну и добавил, что автобус не ходит. Он стал звонить, а я пошёл к нашей компании, расположившейся на крыльце вокзала, выходящем на площадь. Затем в вокзал пошёл Юра пытать счастья. Он был более удачлив и нашёл там женщину и девушку, которые тоже собирались в Ниловку и тоже ждали восьмичасового автобуса. Эта весть вселила в нас уверенность в то, что автобус всё-таки есть. И мы приготовились отказывать настойчивым водителям, которые будут пытаться нас уговорить поехать с ними втридорога. В конце концов у нас был запасной вариант уехать в Култук и ловить там автобус Иркутск-Аршан-Ниловка, который проезжает там на несколько часов позже.

Через какое-то время на площадь выехала машина — что-то среднее между обычной легковушкой и микроавтобусом — и подрулила прямо к крыльцу, где мы сидели. Водила поинтересовался, мы ли едем в Ниловку, сказал, что он как раз туда собирается кого-то забирать, и по такому случаю он может нас довезти всего за три с половиной тысячи. Мы отказались, ссылаясь на ожидаемый автобус. На это он, как и его товарищ, авторитетно заявил, что автобус не ходит. По прошествии нескольких минут заминки он нам предложил поехать за три рубля. Не понимая, в чём шутка, я дал согласие, но тут быстро выяснилось, что на жаргоне водителей "рубль" означает "тысяча рублей". Мужика снова ждал отказ. Так он и уехал ни с чем. Время шло, женщина с девушкой подтянулись к нашему крыльцу, потом ещё подъезжали один или два микроавтобуса, их водители предлагали нам поехать за 2500 р., но мы отказывались. Наконец ближе к восьми часам подъехал очередной микроавтобус, водитель предложил нас довезти до места уже за 2000 р. Мы ему сказали, что ждём автобуса, а он ответил, что автобус сломался. Мы ему не поверили и отказались, после чего он уехал. В восемь часов автобус не приехал, и мы потихоньку стали склоняться к мысли, что информация о его поломке соответствует действительности. И даже решили, что на предложения довезти за 500 р. с человека уже нужно соглашаться.

В начале девятого часа к крыльцу снова подъехал самый первый мужик на своей 7-местной (не считая водителя) машине. Конечно же, он не отказал себе в удовольствии съязвить на тему отсутствия автобуса, после чего предложил нам три тысячи на шестерых (мы и женщина с девушкой). Выходило как раз 500 р. с человека, и мы согласились, женщина с девушкой тоже. Рюкзаки загрузили на крышу, разместились в салоне и поехали. Времени было 8:20. Ехали быстро, наши ребята в основном спали (чего не скажу про себя, потому что место мне досталось с невысокой спинкой — выдвигающееся сиденье), ведь за такую короткую ночь довольно трудно выспаться. Сидевший впереди рядом с водителем Юра спал вообще почти всё время, хотя перед посадкой в машину сетовал, что у него с собой нет никакой литературы про его когомологии Хохшильда, чтобы почитать в дороге. Во время поездки водитель не раз предлагал довезти нас до тропы, но мы каждый раз ему отвечали, что нам не на тропу, а непосредственно в Ниловку, и что идём мы в другую сторону. В Ниловку мы приехали около 11:00 и таким образом потратили на дорогу всего 2 часа 40 минут. Снабдив нас своей визитной карточкой и предложив звонить, если что, водитель нас высадил около турбазы "Шумак". Туда надо было женщине с девушкой, а мы хотели пообедать тут же в одноимённом кафе. Забегая вперёд, скажу, что визитная карточка водителя, к сожалению, не дожила до конца похода. Но я запомнил, что водителя звали Василий, а фамилия у него была что-то вроде Жарко.

Кафе "Шумак" было закрыто, и народ поблизости сказал, что оно откроется в обед. А ещё нам сказали, что больше в Ниловке нет кафешек, а есть только магазин возле автобусной остановки. Тем самым наш план пообедать в Ниловке рушился, и нам ничего не оставалось, как пойти в магазин и купить там тушёнки и макарон для обеда. (Кстати, в магазине мы обнаружили просроченную Улан-Удэнскую тушёнку, и её сняли с прилавка.) Возле магазина к нам подошёл бурят, видимо местный, и предложил довезти нас до тропы за сотню с брата. Мы с ноткой гордости отказались, сказав, что нам в другую сторону. Как только продукты были закуплены, мы выступили на маршрут. Перешли реку Ихе-Ухгунь по мосту чуть выше автобусной остановки, дошли до реки Малый Хонголдой, перешли по мосту на её левый берег и пошли по нему (на наших картах было указано, что тропа идёт по левому берегу). Тропа быстро затерялась, мы её какое-то время безрезультатно поискали, затем отправили Колю на разведку на другой берег. Вернувшись, он подтвердил, что на другом берегу хорошая тропа, и мы переправились на правый берег речки. Тропа там действительно была неплохая, и мы пошли по ней. Но скоро эта тропа тоже начала теряться. Мы сбивались с неё, потом снова находили, снова сбивались... Раз на третий, оказавшись в буреломе, мы остановились отдохнуть, и я призадумался. Если так дело пойдёт, то очень маловероятно, что к вечеру мы выйдем на Илтыкшин, а идти до него километров 18-20. Тем самым будет потеряно время. Кроме того, идти по бурелому очень утомительно. Поэтому решено было не рисковать и не идти вперёд. Значит, оставалось только изменить маршрут. Сделать это хотелось с наименьшими потерями, так чтобы примкнуть к исходному маршруту как можно раньше. В любом случае нужно было возвращаться в Ниловку, а дальше вариантов было два. Первый — ехать обратно в Шимки, переправляться через Иркут, а затем подниматься по Илтыкшину вверх и примкнуть к исходному маршруту недалеко от впадения в Илтыкшин реки Хайр. Второй вариант — стартовать по основной тропе, а после границы леса свернуть с неё и идти через перевал Красавина. В этом варианте к исходному маршруту мы примкнули бы в верховьях Илтыкшина. Выбран был второй вариант, поскольку в первом варианте было непонятно, как добираться до Шимок, и вызывала опасения переправа через Иркут. Как только решение было принято, мы пошли по тропе обратно в Ниловку. Отмечу, что на этот раз тропу мы ни разу не потеряли и остались вполне довольны её качеством.

Начало пути. Переправа через реку Эхе-Гер

В Ниловку мы вышли, потеряв где-то час-полтора, нашли бурята, который предлагал нас довезти до тропы, и сообщили ему, что теперь мы хотим воспользоваться его услугами. Он особо иронизировать не стал и посадил нас в машину. А ещё он на переднее сиденье рядом с Юрой посадил массажистку Аюну (я не понял, куда он её хотел увезти, но явно не на тропу; возможно, в Хойто-Гол). Так мы вшестером медленно проехали 7 километров от Ниловки до тропы. Там уже был наш утренний Василий со своей машиной в ожидании клиентов. Увидев нас, он в своём язвительном тоне высказался, что, мол, как же это мы предпочли его машине другую, чтобы доехать до тропы. Разговаривать с ним уже не хотелось, и мы быстро двинулись. На этот раз в реке Эхе-Гер была вода (что по опыту бывает далеко не всегда), так что пришлось искать место, где лучше всего перейти реку, чтобы не лезть вброд. Это оказалось несложно, после реки мы прошли до первого ручья (метров 200-300) и остановились возле него на обед. С дровами, как оказалось, в этом месте проблем не было.

Поляна с видом на горы
С обеда вышли в 15:15 и двинули в сторону озёр. Один из привалов мы делали у "сарая" — это большая поляна, на краю которой стоит деревянная постройка с двумя стенами и крышей, а внутри неё находятся стол и лавочки вокруг него. Что-то типа веранды, только весьма тесной. А поляна эта — по-видимому, самая дальняя точка, до которой можно доехать на транспорте (хотя дорога переменного качества, постепенно ухудшающегося с увеличением расстояния, есть до самых озёр). Между переправой через реку Эхе-Гер и этой поляной курсирует ГАЗ-66. В момент нашего прихода на поляну на ней отдыхала большая группа, которая уже готовилась идти дальше. От этой группы к нам подошёл паренёк и завёл беседу. Он поинтересовался, откуда мы, и задал самый популярный на этой дороге вопрос: "Вы на Шумак?" Мы ответили, что нет и что у нас маршрут. Получив не тот ответ, который он ожидал услышать, парень не стал особо расспрашивать про наш маршрут. Да и с нашей стороны в такой ситуации вдаваться в подробности было бесполезно и бессмысленно, потому что в большинстве своём люди, идущие на Шумак, даже не подозревают, что в этих краях можно ходить и по-другому. На протяжении нашего пути по шумакской тропе нам часто задавали этот вопрос, и мы поначалу пытались объяснять, что у нас за маршрут. Но так и не встретив ни одного человека, которому бы фраза "Мы идём через перевалы Красавина и Илтыкшинский" что-то сказала, мы в какой-то момент перестали строить из себя умников и на вопрос "Вы на Шумак?" стали давать утвердительный ответ. В конце концов, мы действительно собирались дойти до Шумака, только это не было нашей основной целью. Мы у парня выяснили, что у них в группе больше тридцати человек (я не запомнил, сколько точно). И вот эта толпа стала медленно собираться и по частям выходить на маршрут. Смотря на это, мы осознавали, что сейчас нам придётся всю эту толпу обгонять. Ничего страшного в этом нет, конечно, но всё равно идти приятнее, когда не сидишь ни у кого на хвосте.

После затяжного подъёма
Оставив наконец толпу позади, мы продолжали наш путь. Когда начались крутые подъёмы, все начали уставать с непривычки. А в какой-то момент с Колей случилась странная вещь: ему стало дико хотеться спать. Из-за этого ему было сложно идти, и мы стали чаще делать привалы. Наверно, сыграла акклиматизация и короткая предыдущая ночь. Тем более что Коля жаловался на неровную поверхность под его ковриком в эту ночь, из-за чего было неудобно спать. На привалах Коля ложился и спал минут по 10-15. Таких привалов нам пришлось сделать всего один или два, потому что мы вскоре вышли к озёрам (18:45), где устроили длительный привал. Что меня поразило на озёрах — так это нижнее озеро. Два года назад, когда мы с Колей здесь были в последний раз, оно ещё было полноводно. Теперь же озеро значительно обмелело и уменьшилось в размерах, потеряв среди туристов свою привлекательность как место для купания.

Что стало с нижним озером на развилке шумакской тропы
Верхнее озеро на развилке шумакской тропы

Дальше решено было пройти ещё чуть-чуть по тропе (минут 10-15) до первого ручья и встать там на ночёвку. Что и было сделано. Мы дошли до оврага с ручьём, пересекавшего тропу, и встали на противоположном (левом) берегу выше по течению. Местность там неровная, поэтому люди там ночуют редко. Нам удалось найти приемлемое место для палатки и даже старое кострище неподалёку. Этим вечером мы разобрались, как правильно ставить нашу палатку, и с этого дня у нас с ней проблем больше не возникало.


Далее (2-й день (24.07.2009): р. Эхе-Гер - пер. Красавина - верховья р. Илтыкшин)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную