Маршрут: верховья р. Илтыкшинпер. Илтыкшинский (1А, 2700 м)пер. Трёх Долин (1А, 2870 м, п/п) — правый приток р. Левый Шумак — р. Левый Шумак

В течение ночи мы сквозь сон слышали, как палатку периодически барабанило дождём. Тем не менее, в шесть утра, когда прозвенел будильник, разведка высовыванием из палатки показала, что на улице хоть и сыро, туманно и весьма неприятно, но дождя нет. Поэтому мы, оставаясь пока в палатке, приступили к сборам по полной программе. Приготовили завтрак (естественно, на горелке), поели и уже вытащили часть вещей из палатки, чтобы паковать их по рюкзакам (это было около 7:30). Но тут витавшая в воздухе морось упорядочилась и стала падать на нас из тумана каплями, неспособными более держаться на весу. Пошёл дождь и разрушил наши надежды собрать лагерь посуху. По такому случаю было решено, как и днём раньше, переждать дождь. Мы занесли всё обратно в палатку, развернули уже упакованные в чехлы спальники, залезли в них и, отягощённые приятной сытостью после завтрака, быстро заснули. Дополнительная порция сна, без сомнения, пошла всем на пользу после вчерашнего продолжительного перехода.
Из низовьев долины Илтыкшина ползёт облако тумана

Я проснулся около девяти утра и понял, что дождя нет. Тут же выглянул из палатки — там был туман, но менее густой, чем рано утром. Погода вполне подходила для выступления, поэтому был объявлен подъём, и мы продолжили собирать лагерь. Вышли в 10:10, через десять минут пересекли Илтыкшин (или это его центральный исток, если так правильнее), остановились на нём ненадолго, чтобы воды попить, и пошли дальше в сторону Илтыкшинского перевала. Погода была пасмурная, но тучи находились достаточно высоко, так что перевал был в зоне видимости. Вскоре из низовьев долины Илтыкшина вверх полезло густое облако тумана. Добравшись до верховий, где долина сильно расширяется, оно стало расползаться в стороны и приближаться к нам. Возникла опасность потеряться в этом тумане, поэтому мы стали двигаться плотной кучкой. Туман нас накрыл, но довольно быстро отпустил свои объятья и рассеялся. Опять стало видно Илтыкшинский перевал, и мы продолжили движение к нему. Больше нам туман не мешал.

Тело Илтыкшинского перевала со стороны Илтыкшина
ГВХ слева от Илтыкшинского перевала

Под перевал подошли в 11:40 и сделали привал перед подъёмом. Различных путей подъёма было по крайней мере два. Казалось, что левый путь идёт по центру, поэтому мы выбрали именно его. На самом деле после подъёма по этому пути уже почти на седловине пришлось сильно забирать вправо, чтобы подойти к туру. Так что к туру ведёт именно правый путь подъёма, хотя снизу кажется, что он скраю (справа). Нижние две третих подъёма на перевал по нашему пути идут по средней осыпи, камни держатся непрочно, поэтому надо проявлять осторожность. Затем при проходе через пояс разрушенных скал осыпь мельчает и начинает перемежаться с островками травы (здесь наибольший уклон). Наконец склон выполаживается и переходит в широкую полку непосредственно перед самой седловиной перевала.

Вид с Илтыкшинского перевала в сторону реки Илтыкшин
Вид с Илтыкшинского перевала в сторону реки Хэр
Записки на перевале Илтыкшинском — снятая и оставленная
Перевал Трёх Долин с Илтыкшинского перевала

Группа поднималась на перевал очень неравномерно и собралась на нём целиком около 13:00. Пока народ подтягивался, я решил, не теряя времени, сбегать на разведку и разрешить основной вопрос дня: сможем ли мы, не спускаясь с Илтыкшинского перевала, перевалить в сторону Левого Шумака? Если встать лицом к северу, так чтобы слева оказалась долина Илтыкшина, а справа — долина Хэра, то впереди окажется гребень, который плавно понижается от вершины справа до скального участка слева. И насколько было видно глазу, до любой точки гребня между вершиной и скалами можно беспрепятственно добраться по прямой (позже проверка показала, что на этом участке действительно нет препятствий), склон тут сложен курумником среднего размера. Чтобы не набирать лишнюю высоту, я решил сбегать до левой точки гребня, которая рядом со скалами. Что и было сделано. Отмечу, что уже почти у гребня я наткнулся на скально-осыпной кулуар, который снизу приходил из долины Илтыкшина и в этом месте резко поворачивал влево как раз к тому месту на гребне, куда я шёл. Оценить сложность этого кулуара я не берусь, поскольку мне было видно только небольшую его часть. В этом кулуаре была мелкая осыпь (в контраст с курумником, царившим на моём пути до кулуара), и, когда я ступил ногой в этот кулуар, осыпь поехала, создав во мне ощущение неуютности. Я сместился правее и по борту кулуара быстро добрался до гребня. Тура не было, что, в общем-то, и ожидалось. С гребня я увидел, что спуск в противоположную сторону не представляет большой сложности, склон там так же, как и с этой стороны, сложен средним курумником. Таким образом, полученная информация давала зелёный свет на прохождение гребня всей группой. Обойдя на обратном пути кулуар стороной, я вернулся к ребятам и объявил радостную весть, что дальше мы пойдём переваливать сразу в долину Левого Шумака, минуя долину Хэра. Ну и заодно нам удастся осуществить заманчивую идею первопрохождения перевала.

Отмечу, что на Илтыкшинском перевале в туре обнаружилась записка. Для меня это оказалась первая в жизни записка, снятая с какого-либо перевала. Вместо неё в тайник мы положили свою записку, которую я оформил по подобию снятой. И это была первая в моей жизни записка, оставленная на каком-либо перевале. Новые знания и умения приобретались прямо во время похода!

В отличие от разведки, группу я повёл в правую часть гребня, немного левее вершины. Судя по ощущениям и по карте, высота в этой части гребня метров на 50 больше высоты в самой левой (западной) точке перевального гребня, куда я ходил на разведку. Основной причиной для набора этих лишних 50 метров высоты стала идеологическая: мне хотелось, чтобы новый перевал вёл из долины Левого Шумака не в долину Илтыкшина, а в долину Хэра. Так и получилось: с той точки гребня, куда мы залезли, прямой спуск в обратном направлении оставлял Илтыкшинский перевал справа и уходил в долину реки Хэр.

Подъём на новый перевал (позднее мы дали ему название "Трёх Долин", см. ниже) с Илтыкшинского занял у нас минут 15-20, и мы залезли на него в 14:05. На перевале мы соорудили тур и положили в него записку. Так как мы не знали, какие у нас имеются права на то, чтобы дать перевалу имя (поскольку этот перевал был разведан до нас), и даже не определились с названием, в записке мы скромно написали, что поднялись на неизвестный перевал. (Через полгода, когда я зашёл в СЮТур и рассказал там о возникшей у нас ситуации, мне объяснили, что название перевалу можно было давать смело и сразу. А то следующая группа, которая зайдёт на этот перевал, может назвать перевал по-своему, и начнётся путаница. Так что этот текст преследует помимо прочих нескромную цель разнесения в массы информации о том, что мы всё-таки придумали для этого перевала название.) Высота перевала, измеренная по GPS-навигатору, составила 2870 м. Это вполне соответствовало картографическим данным: восточнее и чуть выше на гребне расположена вершина, высота которой по карте равна 2894 м. Кстати говоря, за этой вершиной на расстоянии 500-700 м от нашего перевала на гребне располагается ещё один перевал, по-видимому сложности 1А. Он ведёт из долины всё того же правого притока Левого Шумака в долину реки Хэр. Со стороны Левого Шумака его склон практически такой же по крутизне, как и склон перевала Трёх долин, и сложен всё тем же средним курумником (да и вообще это по сути один и тот же склон). А со стороны Хэра перевал тоже должен быть несложный, в чём можно убедиться по карте (отчасти) или посмотрев фотографию Илтыкшинского перевала с перевала Цхинвал. Так что новый перевал ждёт своих первопроходцев!

Перевал Лисий Хвост с перевала Трёх Долин
Вид с перевала Трёх Долин в сторону реки Левый Шумак
Верховья Илтыкшина и перевал Красавина с перевала Трёх Долин
Илтыкшинский перевал с перевала Трёх Долин
Илтыкшинский перевал с перевала Цхинвал; неизвестный перевал правее и выше Илтыкшинского

В первоначальном варианте нашего маршрута в этот же день было запланировано прохождение перевала Лисий Хвост (1Б, 2800 м). Южный склон этого перевала хорошо просматривался с перевала Трёх Долин, и путь подхода к нему можно было легко определить. Судя по карте, минимальная высота на этом пути от перевала Трёх Долин до перевала Лисий Хвост составляет примерно 2350 м. Через Лисий Хвост (в связке с Барунбортойским перевалом) нам бы обязательно пришлось идти, если бы мы продолжили наш маршрут с Илтыкшинского перевала в долину реки Хэр. А в нашей ситуации была возможность спуститься к Левому Шумаку, минуя Лисий Хвост. Единственная, но в то же время существенная сложность, возникающая в этом случае, — это каньон при входе в долину Левого Шумака. В описании Хэрского перевала обход этого каньона охарактеризован как проблематичный. Перспектива взять Лисий Хвост была заманчива, этот вариант был намного более интересным, чем вариант с прохождением каньона, однако плохая погода, усталость группы и недостаток времени, оставшегося до вечера, склонили нас к варианту с каньоном. Было решено в оставшуюся часть дня спуститься к каньону, пройти его и встать лагерем в лесу.

Спуск с перевала Трёх Долин

Северный склон перевала Трёх Долин упирается в широкую (до 800 м) вогнутую полку-жёлоб, полого уходящую влево вниз, если смотреть с перевала. По дну этого жёлоба течёт ручей. Правый борт полки крутыми скалами обрывается вниз в цирк Хэрского перевала, поэтому спускаться с перевала следует в жёлоб и дальше двигаться по нему. Мы покинули перевал Трёх Долин около 14:50. При спуске сразу забирали влево, потому что нам всё равно нужно было в ту сторону. Спустившись с тела перевала, мы попали на дно жёлоба и сразу устроили обед. За обедом как раз и было придумано название для только что пройденного перевала — Трёх Долин. Смысл этого названия заключается в том, что с перевала можно спускаться сразу в три долины (а не в две, как обычно) — Левого Шумака, Хэра и Илтыкшина. С южной стороны перевала (откуда мы пришли) спуск с самой восточной точки перевального гребня (где мы прошли) ведёт в долину Хэра, а спуск с самой западной точки гребня (куда я ходил на разведку) ведёт в долину Илтыкшина. При этом самый простой вариант спуска с перевала как в долину Хэра, так и в долину Илтыкшина включает в себя сначала спуск на Илтыкшинский перевал, а затем уже с него спуск в нужную долину. То же самое относится и к подъёму на перевал с южной стороны, только с точностью до наоборот.

Пока мы обедали, и без того мрачная (но без дождя) погода стала ухудшаться. Вокруг стали ходить чёрные грозовые тучи, усилились порывы ветра, периодически стало капать. Просидев на обеде больше часа, мы двинулись дальше и продолжили спуск к далёкому пока ещё лесу. Шли по левому берегу ручья. Вскоре добрались до небольшого водопада, слева от него был снежник. Здесь и дальше уклон жёлоба возрастал, поэтому мы переправились на правый берег и спускались дальше по пологому зелёному холму. Собственно говоря, в этом месте жёлоб кончался и перпендикулярно врезался в широкую долину другого ручья, текущего слева направо. Оказавшись в этой долине, мы повернули направо и продолжили терять высоту. Через некоторое время справа нам открылись цирк Хэрского перевала и сам перевал. С правой стороны цирка мы увидели внушительные скалы, круто взмывающие вверх к краю жёлоба, по которому мы прошли. Дальше мы переправились на левый берег основного ручья и шли по нему до тех пор, пока ручей не повернул влево и не вошёл в висячую долину, расположенную уже непосредственно перед каньоном. Перед этой висячей долиной мы снова переправились на правый берег. По нему мы добрались до края висячей долины, и там нашему взору ниже по ходу наконец открылся каньон во всём своём величии.

Перевал Лисий Хвост с южной стороны
Перевал Хэрский со стороны Левого Шумака
Цветочная поляна
Перевал Трёх Долин из низовьев правого притока Левого Шумака

Вариант спускаться в каньон и идти по руслу с бродами нас не устраивал как весьма сомнительный, ибо неизвестно, что нас там могло ожидать. А времени уже было много (ближе к семи вечера), хотелось поскорее добраться до леса. Поэтому надо было обходить каньон сверху. Левый борт каньона был вообще без всякой растительности, это довольно крутая осыпь, наверняка требующая предельной осторожности при движении. Правый борт каньона, наоборот, был сильно заросшим разными травами и кустарниками. Кое-где виднелись и деревья. Уклон правого борта был тоже достаточно велик, но там хоть есть за что держаться. Без особых колебаний было решено пройти каньон правым бортом, который с растительностью, тем более что мы и так находились на правом берегу. Первым делом мы спустились из висячей долины к правому притоку основного водотока. Этот спуск проходил по пологому кулуару, заваленному большими камнями. Пока мы двигались по нему, дул сильный встречный ветер и поливало дождём. Камни были скользкие, поэтому передвигались мы медленно и очень осторожно. После притока начинался собственно каньон. Наверно, можно было, набрав дополнительную высоту, пройти по границе зоны кустарника, не имея больших препятствий на своём пути. Я же повёл группу траверсом склона прямо через кусты. Росли они там очень густо, но нам всё-таки удавалось находить среди них себе дорогу. Слева внизу шумел каньон, напротив виднелся голый осыпной склон левого борта каньона. При таком взгляде вблизи мне казалось, что по тому борту тоже можно пройти, особенно если забраться повыше. Так что все желающие приглашаются проверить это.

Долгожданный лес

На преодоление заросшего кустами склона мы потратили минут 30-40 и порядком изнурили себя этим занятием. Погода нам благоприятствовала, повременив на этом отрезке нашего пути с дождём. Наконец нашему взору открылась долина Левого Шумака, утыканная тянущимися вверх кедрами (20:05). Хорошо были видны шумакская тропа и место слияния Левого Шумака сразу с двумя его притоками. Каньон кончился, и дальше мы без проблем спустились к тропе (ещё минут 10-15). К этому времени опять закапал дождь. На склоне нам попадалось довольно много дров, но дровами мы решили заняться позже, определившись сначала с местом для ночёвки. На тропе на нас повеяло цивилизацией. Пока мы искали место для ночёвки, меня неприятно поражало количество мусора, валявшегося то тут, то там. Кроме того, надрубленные деревья, предстающие взгляду, как калеки, сильно портили впечатление от наблюдаемой картины. С другой стороны, чего ещё можно ожидать от основного контингента людей, идущих на Шумак? Если бы нам позволило время, мы бы ушли вниз по тропе и встали на ночёвку в более приятном месте. Но в нашей ситуации выбора не было, нужно было срочно разбивать лагерь.

Наконец, место для палатки было выбрано. Коля пошёл за дровами, я занялся приготовлениями для костра, а Юра с Ромой взялись за палатку. Дождь продолжал капать, но не сильно. Но вскоре он полил, как из ведра. Все вещи в срочном порядке были перенесены под тент ещё только устанавливающейся палатки, после чего мы уже втроём занимались палаткой. Дождь не прекращался, и надежда развести костёр в этот день угасла. Коля вернулся, когда палатка уже была установлена. Он принёс одну хорошую толстую сухую ветку кедра и пожаловался, что нашёл её с большим трудом. Костёр мы уже не собирались разводить, поэтому ветка была отложена в относительно сухое место (не помню, куда точно) до лучших времён. Еду мы сварили на горелке. В качестве ужина вместо запланированного в раскладке блюда был выбран "аварийный вариант": лапша "Роллтон" с тушёнкой. Лапша у нас не входила в раскладку, и в походе мы её держали как раз для таких случаев. Весит она немного, брать её можно в немалых количествах. Кроме того, это блюдо весьма вкусно, хоть и не очень питательно, поэтому мы его всегда ели с удовольствием. Забегая вперёд, отмечу, что в конце похода нам ещё раз пришлось применить этот аварийный вариант.

Далее (4-й день (26.07.2009): переход до Шумакских источников и полуднёвка)