Маршрут: спуск по р. Левый Шумак от устья ручья из-под Хэрского перевала до источников

По опыту своих предыдущих походов в Саяны я знал, что на преодоление отрезка пути от границы леса под Шумакским перевалом до Шумакских источников в любую сторону требуется четыре часа времени, если идти по схеме 40-10 (переходы по 40 минут, привалы по 10 минут) или 45-10. Мы ночевали ниже границы леса, соответственно можно было рассчитывать, что путь до Шумака у нас займёт меньше четырёх часов. Так как в этот день основной целью у нас было прийти на источники, то вставать в шесть утра необходимости не было, поэтому подъём был перенесён на восемь часов (и затем осуществлён!). Конечно, после двух трудных дней народ поспал бы и больше, но тогда под вопросом оказалась бы полуднёвка.

Бурундук за завтраком
Река Левый Шумак
Погода утром была пасмурная, но без дождя. Костёр удалось развести без проблем, и дровины, самоотверженно добытой Колей под проливным дождём накануне вечером, нам хватило, чтобы приготовить завтрак. Вокруг помимо мусора в нескольких местах можно было увидеть другой признак цивилизации — оставленную еду. В основном это крупы или макароны в варёном виде, вываленные из посуды, очевидно, за ненадобностью. Причём ещё ничего, если бы эти кучки были размером меньше порции! А то ведь отложения еды попадаются и в гораздо больших размерах! Вот так люди ходят на Шумак. Оставленная еда не пропадает даром и служит кормом для бурундуков, которым, надо полагать, живётся здесь вполне комфортно. Один из них у нас на глазах прибегал завтракать к одной из таких кучек еды и, не стесняясь, уплетал её за обе щёки. Нас он не очень боялся и даже дал себя сфотографировать.

Буряты на лошадях
Едва не улизнул!
Собирали лагерь мы не спеша, из-за чего потратили на это в полтора раза больше времени, чем обычно. Вышли в 11:10. По пути видели интересного зверька типа мышки, но с большими круглыми ушами и без хвоста. Как выяснилось гораздо позже, зверька зовут пищуха. На подходе к Шумаку мы остановились, чтобы запастись дровами. Это разумный шаг, так как хорошо известно, что на самом Шумаке проблемы с дровами. Отмечу, что проблема дров на Шумаке всё же вполне решаема. А именно, пройдя от источников минут 15-20 в любом направлении вдоль берега любой из рек (всего шесть вариантов; все я их не проверял, конечно), уже можно рассчитывать на сухостойные стволы растущих там хвойных деревьев.

Неожиданностью для меня оказалось отсутствие моста через один из рукавов реки Правый Шумак. В предыдущие разы здесь не возникало проблем с мостами, а тут вот на тебе! Пришлось переходить рукав вброд. Позже выяснилось, что посуху на источники можно было перебраться по мостам через рукава реки Левый Шумак выше её слияния с Правым Шумаком. Этот путь ведёт на левый берег, или на "бурятскую сторону", как она здесь называется. Во сколько точно мы пришли на источники — я, к сожалению, не засёк. По-видимому, около трёх часов дня или чуть позже. Первым делом мы устроили разведку и выяснили, что свободных зимовий на этой стороне (то есть правом берегу реки Шумак) нет. Много где стояли палатки, так что шансы наши найти зимуху и на другом берегу были ничтожны. Но мы это почему-то не приняли во внимание и решили после обеда ещё поискать свободные зимухи на том берегу. Видимо, надежду в нас вселяли слухи, что "сегодня на той стороне должно было уходить много народу".

Для обеда мы решили подойти к какому-нибудь зимовью и попросить "жильцов" воспользоваться их кухней. Так и сделали, нашей "жертвой" оказалось зимовьё, расположенное рядом с дацаном. Почему мы выбрали именно его — не запомнилось. Как оказалось, в этом зимовье жили одни женщины, причём не все они были в одной группе. С одной из женщин мы познакомились, её звали Галина. Она нам рассказала, что основная часть обитателей зимовья — это их группа. Эта группа действительно состоит из одних женщин (!), и с ними ещё девочка среднего школьного возраста, дочь Галины. Приехали они из Ижевска. Галина спросила нас, знаем ли мы, где находится Ижевск. Наверно, ответ "Это город в Удмуртии" произвёл на неё впечатление (это один из правильных вариантов ответа), а когда мы добавили, что я и Юра в этом городе бывали, то это впечатление усилилось. Мне кажется, что она прониклась к нам уважением. Это и неудивительно, мы бы тоже сразу зауважали человека (если бы такого встретили), для которого слова "Илтыкшинский перевал" не были бы пустым звуком. Естественно возникавшим вопросом при взгляде на эту группу женщин из Ижевска был такой: "А почему они без мужиков?" Ответ был неизвестен, и можно было только строить догадки. Неужели в Ижевске нет мужчин, способных составить компанию группе целеустремлённых женщин в поездке на Шумак?

Новый мост через реку Шумак (построен в 2008-м году)

После обеда мы с рюкзаками перешли на бурятскую сторону и направились к источникам. Через основную протоку Шумака наведён качественный мост, он построен летом 2008-го года. Будем надеяться, что этот мост прослужит долго. Перед источниками мы бросили рюкзаки и первым делом направились к грязям. Приятное расслабляющее воздействие грязи на наши стёртые ноги пошло ногам явно на пользу. Затем мы прошлись по первой и второй линиям источников и попили минеральной водички. После этого мы вдвоём с Колей пошли на разведку искать свободные зимухи. По пути проходили мимо местной турбазы. Большая вывеска с надписью "Добро пожаловать!" висела над входом на её территорию, и по такому случаю мы решили туда зайти. Сразу после входа находился стенд, мы немного на него поглазели, после чего решили пройти дальше к домикам. Но тут сидевший рядом в веранде мужик (видимо, охранник) весьма неприятным тоном остановил нас: "Чего вы здесь забыли?" Коля попытался объяснить наши намерения, ссылаясь на вывеску, но это не дало результатов, и нам пришлось выйти. Может, наше поведение и было несколько наглым, но грубое обращение со стороны этого мужика оставило соответствующий осадок. В первые минуты после происшествия мне думалось, что в следующий раз я ещё тыщу раз подумаю, прежде чем соваться на Шумак. Но со временем осадок растворился.

Чего и следовало ожидать, свободного зимовья (буряты, кстати, для зимовий используют наименование "балаган") на бурятской стороне мы не нашли. Дело было к вечеру, и мы решили вернуться к тому зимовью, где обедали, и поставить рядом палатку. Увы, в этот раз нам не удастся пожить в зимухе, чего так хотелось нашим гостям Юре и Роме. Но ничего страшного, трагедии в этом нет, а к основному достоинству зимухи я бы отнёс только то, что её можно натопить, погреться самим и получше высушить вещи (особенно ботинки).

Подводя итог событиям этого дня, я отмечу, что полуднёвка у нас получилась неудачная, если не сказать, что совсем не получилась. И основной причиной этому послужило желание поселиться в зимухе. Если бы мы не пытались удовлетворить это желание, мы бы сразу на обеде и поставили лагерь. А так нам пришлось до самого вечера бегать с рюкзаками, нервничать и пребывать в состоянии неопределённости, что не позволяло психологически расслабиться и тем самым получить полноценный отдых.

Погода в этот день была практически всё время пасмурная, иногда капало, но незначительно.

Далее (5-й день (27.07.2009): прогулка налегке по кольцевому маршруту через пер. Университетский)