|
| Маршрут: мин. источники — р. Правый Шумак — руч. Мраморный — пер. Университетский (1Б, 2550 м) — р. Перевальная — р. Шумак — мин. источники
Встали мы часам к девяти. Погода была безоблачная, и я даже рискнул предположить, что она продержится до конца дня. С самого начала в планах похода предполагалось, что в случае неважного самочувствия и усталости участников в этот день можно никуда не ходить и устроить днёвку. Но состояние группы было хорошее, и посещение перевала Университетского было утверждено в планах на день. Идти мы собрались втроём с Колей и Юрой, Рома согласился (или вызвался) остаться в этот день в лагере присматривать за вещами и набираться сил на оставшуюся часть похода. Кроме того, мы ему поручили набрать дров.
В рюкзаки мы сложили по несколько тёплых вещей, всё необходимое для обеда и верёвку. Маршрут предстоял длинный, поэтому выйти нужно было как можно раньше. Но мы вышли как вышли. В 11:15. Быстро дошли до устья Мраморного ручья и перешли на его левый берег. Здесь я сделаю отступление по поводу описания перевала Университетского, составленного Л.Е. Стрелюком. В этом описании говорится, что "левый берег [ручья Мраморного] непроходим". Может быть, это действительно было так лет двадцать назад, но теперь дело обстоит иначе. Сейчас по левому берегу над каньоном проходит очень качественная тропа. Хотя на этой тропе и есть опасные участки, они преодолеваются без труда, если быть достаточно внимательными и осторожными. Таким образом, описание Л.Е. Стрелюка устарело, и по-хорошему его следовало бы изменить и привести в соответствие с современной обстановкой.
Каньон мы обошли без проблем, после чего перешли на правый берег Мраморного ручья. Незадолго до его разветвления на два истока завернули влево и залезли на холм, поросший травой и кустарником. На этом холме росли последние деревья на нашем пути к перевалу. Пройдя дальше по этому холму, мы спустились к ручью и перешли на его левый берег. Примерно в это время нам и открылся профиль Университетского перевала, хорошо знакомый мне по фотографиям. Когда мы подошли под перевал, то слева высоко на склоне увидели группу, которая откуда-то спускалась (уже после похода по карте я выяснил, что спускалась она, скорее всего, с пика Пильмана). В группе было одиннадцать человек.
Итак, мы под Университетским перевалом (14:10). Перед нами осыпной склон, ведущий к ложному перевалу. По нему лезть будет тяжело, так как осыпь "живая", поэтому продумываем другие варианты. Справа от склона имеется слабо выраженный кулуар, ведущий под скалу, находящуюся на уровне от половины до 2/3 пути к ложной седловине. Осыпь в этом кулуаре более крупная, чем на склоне. Решаем лезть по кулуару под эту скалу, дальше немного вдоль неё, после чего пересечь осыпной склон к скалам с левой стороны от него и дальше искать путь к перевалу через скалы. По кулуару оказалось действительно удобнее лезть, камни в нём держались друг за друга хорошо. А вот пересечение склона, да ещё и с набором высоты, оказалось весьма непростым мероприятием. Каждый новый шаг находящегося на осыпи приводил её в движение, и человек съезжал. В таких условиях не то чтобы набирать высоту, а даже хотя бы оставаться на той же высоте было проблематично. Отчасти помогали изредка торчащие из склона неподвижные обломки скал, но их было мало. В конце концов каждый из нас нашёл для себя свой способ преодоления осыпи и благополучно пересёк склон (14:40). Мы оказались над небольшой скалой на вогнутой площадке, отделяющей верх этой скалы от подножия следующей. С площадки просматривался путь влево-вверх вдоль подножия скалы. На этом пути, пройдя подпирающую исходную площадку скалу (на которой мы оказались сразу после пересечения склона), сначала оказываешься над очередным участком уходящей вниз осыпи (здесь надо не уехать вниз), а затем набираешь высоту и уходишь за крупную скалу на новую площадку. Дальше этой площадки путь не просматривался.
Когда у нас ещё не все подтянулись через осыпной склон к скале, мы услышали шум голосов сверху, предположительно с перевала. Так и оказалось, через несколько минут на дальней площадке показался парень с виду немного постарше нас. Я к этому времени находился недалеко от этой площадки, и у нас с парнем завязался разговор. Оказалось, что они вдвоём с ещё одним парнем (он появился в поле зрения чуть позже) идут тот же самый кольцевой маршрут с источников через перевал Университетский, но только в обратном направлении. Оба из Ангарска. Он у меня спросил, во сколько мы вышли с источников и как им дальше спускаться, а я, в свою очередь, разузнал у него, как нам дальше подниматься. Этот парень вёл себя очень эмоционально и явно находился под впечатлением от перевала. Он узнал у меня, какая у этого перевала сложность и считается ли он простым. Ответ о том, что это далеко не самый простой из всех перевалов, его явно удовлетворил и соответствовал его ощущениям. Дальше парень спросил, должны ли на этом перевале быть записки, на что получил утвердительный ответ. В развитие темы он поделился, что они очень хотели найти записку на перевале, но так ничего и не нашли. Видя, что мы идём с верёвкой, он посетовал на своего товарища (который, видимо, как раз и вёл его), что, мол, вот умные люди ходят с верёвкой, а мы [они] пошли вообще без всякого снаряжения. На вопрос про сложность той стороны перевала парень ответил, что там опасно и что у него "очко взыграло", пока он там лез. И в конце добавил, что он больше ни в жизнь не захочет лазить по таким перевалам. Наконец, мы с парнем распрощались, и он продолжил спускаться. Тут же подоспел второй парень. Он выглядел спокойным и чувствовал себя явно уверенно. С ним мы перекинулись буквально парой фраз. Я удостоверился у него, что он в курсе, по какому берегу нужно проходить каньон ручья Мраморного, и мы разошлись. Надо отметить, что мы втроём расходились с этими двумя ребятами очень осторожно, чтобы не напускать друг на друга камней. И вообще скажу, что перевал Университетский достаточно камнеопасен. У нас даже была ситуация, когда от камня, выскользнувшего из-под моей ноги, Юра смог увернуться чуть ли не в последний момент. Вскоре после встречи с парнями мы услышали радостные крики снизу. Это первый из парней спускался вниз по осыпному склону. Тут ему можно было только позавидовать: по такой осыпи спускаться, да ещё и налегке, — одно удовольствие. Впору хоть с доской приходи кататься — это уже стоунборд получается!
С площадки за скалой, где мы оказались после встречи с двумя товарищами, наиболее безопасный путь дальше шёл снова влево-вверх под скалы, затем вдоль скал вправо-вверх и в конце упирался в пробку высотой метра полтора-два. Залезть на неё не составило большого труда, а после неё до перевала рукой подать. На перевале мы оказались в 15:00. Здесь я снова сделаю отступление — по поводу перевала Университетского. В описании этого перевала чётко сказано, где находится его седловина со стороны ручья Мраморного. Но тем не менее, судя по отчётам из интернета и рассказам, довольно много групп проходят вместо истинного Университетского перевала ложный. Спрашивается: почему? Тут я вижу только две возможности. Первая — люди осознанно залазят на ложную седловину и спускаются дальше с неё, потому что так интереснее и так можно потренироваться в использовании снаряжения. Тут мне возразить особо нечего: ну хочется им тратить больше времени и усилий на выход в долину реки Перевальной — пусть тратят. Вторая возможность — люди не читают описания перевала, ориентируются на крестик на хребтовке Л.Е. Стрелюка или другой карте, видят на месте очевидную седловину и лезут на неё. Ну и спускаются с неё дальше, недоумевая, почему сложность перевала 1Б, а не 2А. Так что, дорогие друзья, призываю вас перед походами внимательно изучать описания перевалов, которые встретятся или даже могут встетиться вам по пути. Кстати, мне интересно, проходил ли кто-нибудь перевал Университетский Ложный в обратную сторону, то есть в сторону ручья Мраморного? В этом случае всё наоборот: со стороны реки Перевальной очевидная седловина — это как раз истинный перевал, а ложный находится левее над скалами, выражен он тоже хорошо. Здесь, даже не зная описания перевала, не заблудишься и залезешь на истинный перевал. А вопрос-то как раз в том, лазил ли кто-нибудь ради интереса с этой стороны на ложный перевал?
Оказавшись на перевале, я первым делом взглянул в противоположную сторону. Почти весь склон перевала хорошо просматривался, и путь спуска было несложно определить. Появилась мысль, что, по всей видимости, верёвка нам на спуске не понадобится. На перевале был тур, но записок в нём не было. Свою мы тоже не стали оставлять из-за отсутствия для неё герметичной упаковки. С перевала Университетского открывался отличный вид в сторону реки Перевальной. Прямо напротив широченным седлом в форме правильной дуги выделялся перевал Ветреный, левее в гребне виднелись две маленькие седловины, по-видимому, перевала Мраморного Северного, а значительно правее и выше в гребне находился треугольный вырез перевала Лавинного, выглядевший из-за облачности весьма мрачно. Под перевалом Ветреным виднелся кусочек верхнего озера. В сторону ручья Мраморного с перевала было видно хребты, ограничивающие долины рек Правый Шумак, Левый Шумак и Шумак-Гол. В верховьях Шумак-Гола виднелись вершина 3037 м и перевал Горных Духов — каменное плечо справа от неё. Если смотреть в сторону ручья Мраморного, то на склоне справа можно увидеть вот какую картину. Через весь склон, сложенный породами белого и серого цветов, почти горизонтально проходит коричневая полоса — выход других пород. Впечатляющее зрелище!
Спуск с перевала мы начали в 15:35. Сначала двигались вдоль скалы справа — не сказать, что тут сложно. Дальше мы отделились от скалы и стали двигаться по осыпи, перемежающейся участками выступающих валунов. Последнее препятствие — пояс скал, представляющий из себя сброс высоты метра два.
Верхнее озеро мы обошли по холму с левой (по ходу) стороны. Затем по заваленному камнями пологому склону между верхним и нижним озёрами мы спустились к нижнему озеру и сделали привал (17:15). Отсюда мы увидели, как с противоположной стороны озера, где из него вытекает река Перевальная, появились люди. Часть их перешла реку и остановилась у нижнего озера на правом берегу, часть осталась на левом. Сначала мы думали, что это одна группа, но позже выяснилось, что нет. Мы двинулись дальше и пошли по правому берегу нижнего озера. Тут уже была тропа. Когда мы поравнялись с группой, отдыхавшей на берегу озера, от неё отделились парень с девушкой и подошли к нам.
Теперь надо вот что отметить. Как только мы узнали, что в группе новосибирцев аж четыре девушки, слюнки у нас потекли сразу и у всех троих. В наших с Колей походах в Саяны с нами ещё ни разу не было девушек. В этом году при планировании похода предполагалось обязательно найти девушек в компанию, и даже были подходящие кандидатуры из числа моих иркутских знакомых. Но все они ближе к делу отказались. Как я понимаю, основной причиной такого отказа послужило неверие в свои силы, страх, что "я не смогу". Таким образом, пришлось нам в очередной раз идти "морской" компанией. В связи с рассматриваемой проблемой также становится ясно, что встречаемые в горах люди из других краёв нашей страны более организованны, нежели иркутяне. Потому что у таких людей походы планируются заблаговременно и билеты покупаются заранее. И люди настраивают себя заранее на поход. Чтобы отказаться от участия в походе, тут надо уже иметь действительно уважительную причину. А если человек живёт в Иркутске и заранее он согласился пойти в поход, то ближе к делу ему уже может начать казаться, что дома сидеть намного лучше, чем идти навстречу трудностям в горах. И что печально — отказ за два дня до выхода не пойдёт ему в убыток, чего не скажешь об остальных участниках. Сказанное, ясное дело, не относится к тем, кто был в горах и хорошо себе представляет, что это такое. А вот если человек не имеет большого опыта походов, то сделать так, чтобы он пошёл с тобой и получил от этого удовольствие — некоторое искусство.
После встречи с новосибирцами мы перешли речку Перевальную по камням ниже озера и перекинулись парой слов со второй группой, которую мы завидели ещё на привале. Среди них был ребёнок, они прогуливались с Шумака до озёр. Хотели, видимо, дойти и до верхнего озера, но из-за нехватки времени решили к нему не ходить и возвращаться к источникам. Дальше мы шли по тропе. Она практически сразу ушла от реки, оставив её далеко внизу. Вскоре стали появляться деревья, и мы начали подыскивать место для обеда. В один прекрасный момент мы прошли мимо хорошего кострища, но из-за отсутствия воды не стали возле него останавливаться. Однако метров через 50 обнаружился родник, и мы вернулись к кострищу. Отсюда правило: если вы видите хорошее кострище, но рядом с ним не наблюдаете источника воды, то это ещё не значит, что воды здесь нет. Вполне вероятно, что неподалёку от этого места есть небольшой ручеёк или родник. С дровами в этом месте было хорошо, и мы спокойно пообедали (примерно с 18:00 до 19:00).
Дальше тропа ещё долгое время шла высоко над рекой. Спустилась к реке она только после пересечения обширного участка курумника на склоне. Затем тропа шла вдоль русла Перевальной, заходя в лес при обходе препятствий на берегу. Этот участок тропы неприятен тем, что на нём часто не прослеживается основная линия движения. Кажется, что тропа пошла вверх, лезешь по ней — а там она исчезает, и приходится спускаться вниз. Или кажется, что логично идти дальше по руслу, но неожиданно упираешься в прижим, и нужно возвращаться и искать место, где же начинается его обход. При подходе к долине реки Шумак нужно суметь найти ответвление от тропы влево, уходящее вверх и идущее дальше траверсом склона. Это срезка в сторону источников: если идти по Перевальной до тропы вдоль Шумака, то получится солидный крюк. Нам эту срезку удалось найти. В долине Шумака она выводит на обширный лысый (то есть без деревьев) участок склона, который может служить ориентиром для этой срезки при движении в обратном направлении. Этот лысый участок виден с тропы, идущей вдоль Шумака. Когда мы оказались на этой "лысине", нам стало видно, что в данный момент источники поливает дождём. Таким образом, мой прогноз на день, данный утром, не оправдался. Кроме того, всё шло к тому, что нас на остатке пути к источникам тоже зальёт, поэтому мы приготовили накидки от дождя. Последний отрезок пути мы шли в быстром темпе и в 21:45 подошли к палатке и зимовью возле дацана. Под дождь мы попали, но он был не очень вразумительным. Оказалось, что ижевские женщины из зимовья прознали, что мы ходили этим днём какой-то непростой маршрут через перевал, и уже переживали за нас. Галина мне сказала, что их обязательно надо было предупредить о нашем мероприятии, так что мне даже пришлось извиниться.
Далее (6-й день (28.07.2009): полуднёвка и выход на границу леса на р. Шумак-Гол)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||