Маршрут: мин. источникир. Левый Шумак — устье р. Шумак-Гол — подъём по р. Шумак-Гол до границы леса

Как и в предыдущий день, с утра погода была великолепная. Правда, на правом берегу Шумака по причине высоких гор солнце появляется значительно позже времени своего астрономического восхода. В этом смысле бурятская сторона имеет преимущество. А раз солнце встаёт поздно, то и из палатки долго не хочется вылезать, когда не надо никуда торопиться. Так или иначе, в этот день мы хорошо выспались и встали как раз к появлению солнца. Первая половина дня отводилась на полуднёвку, включавшую в себя сборы, отдых и прогулки по желанию. Во второй половине дня после обеда предполагалось покинуть источники и к вечеру прибыть на границу леса на реке Шумак-Гол. По расстоянию это получалось поменьше, чем до границы леса на Левом Шумаке, однако на этом пути нас ожидали прижимы в низовьях Шумак-Гола. Так как до настоящего времени единого хорошего способа прохода этих прижимов не придумано, то время преодоления всего отрезка пути от источников до границы леса нужно было рассчитывать с запасом. В итоге было решено, что четырёх часов на этот путь нам должно хватить. Учитывая, что в восемь вечера хотелось бы уже ставить лагерь, мы прикинули, в какое время нам надо начинать готовить обед и в какое время выходить. В качестве последнего с запасом было выбрано 15:30. Тем самым было определено, сколько у нас есть свободного времени, и каждый его тратил по своему усмотрению.

Наш лагерь на Шумаке

Недалеко от нас был глазной источник, и он у нас пользовался популярностью. Можно было бы сходить в радоновую ванну, да туда была очередь — неудивительно при таком количестве народа на Шумаке! Ждать не было желания, поэтому пришлось отказаться от идеи посетить радоновую ванну. Как говорится, да не очень-то и хотелось. Затем мы втроём с Колей и Ромой решили напоследок ещё раз сходить на левый берег Шумака к источникам и грязям. По пути поглазели на МЧС-овский вертолёт, стоявший на берегу напротив турбазы. На источниках — стандартная процедура: сначала грязи, затем минеральная вода из самых разных источников. Конечно, в обязательном порядке каждый пьёт воду из источников, соответствующих собственным болезням.
Первая линия шумакских источников
Помимо этого — множество других источников, вызывающих интерес с профилактической точки зрения. В первой линии источников особой популярностью у нас пользовался источник "Нервы". Кульминационной частью прогулки по источникам было посещение знаменитого источника мужской силы, принадлежащего ко второй линии и имеющего номер 51. Возле этого источника имеется в буквальном смысле выставка поделок из дерева. О тематике этой выставки я тактично промолчу.
Один из источников
Каждый из нас выпил минимум по кружке из источника 51, а напоследок мы набрали из него воды в приготовленную для этой цели бутылку. Намеченная программа по источникам была выполнена, и мы направились обратно к лагерю. В завершение темы шумакских источников я добавлю, что для меня посещение грязей и источников каждый раз было радостным событием. Даже независимо от того, имеется или нет на самом деле какой-либо лечебный эффект от разового или двухразового употребления минеральной воды — я об этом не задумывался. Просто когда оказываешься в этом месте (непосредственно рядом с источниками), то ощущаешь себя, как в сказке, чувствуешь волшебство, исходящее от источников, и душа переполняется радостью. И охотно верится, что эти крохотные источники способны избавлять людей от болезней. Попив воду из одного источника, другого, третьего, поражаешься, насколько разная в них вода. Осознав, что на небольшом клочке земли находятся несколько десятков таких источников с разной водой и целебными свойствами, понимаешь, что это чудо. Чудо Природы! Где такое ещё увидишь? Именно поэтому посещение источников привносит заряд бодрости и отличного настроения.

Между тем в этот день съезжали женщины из Ижевска. Насколько я понял, на пути по крайней мере от Шумака до Шумакского перевала они собирались воспользоваться услугами бурятов с лошадьми. Лошади должны были отвезти все вещи и дочь Галины. По причине их отъезда утром возле зимовья была небольшая суматоха. Все, кроме Галины с дочерью, ушли рано, а последние по неизвестным причинам ещё долго возились. На фоне этой суеты в какой-то момент к зимовью подошёл паренёк и с деловым видом поинтересовался у Галины, съезжают ли они. Галина, не обращая особо на него внимания, дала утвердительный ответ. Это обрадовало паренька. После некоторой паузы он спросил, не собирался ли кто-нибудь уже сюда переезжать и можно ли это сделать им. На что Галина, отвлекаясь от своих дел, удивлённо-озабоченно произнесла примерно следующее: "Что Вы у меня-то спрашиваете, спрашивайте у тех, кто здесь остаётся!" Тут можно было увидеть, как тень разочарования
МЧС-овский вертолёт на Шумаке напротив турбазы
пробежала по лицу паренька и погасила его радость. Осознав, что пустое зимовьё ему не светит, он ушёл восвояси.

Все сборы и обед у нас прошли по плану. Во время обеда мы слышали, как МЧС-овский вертолёт шумел своими вращающимися лопастями, готовясь ко взлёту. Не очень-то он и торопился, и этот шум, весьма громкий, вскоре начал надоедать. Улетел он на моих глазах, когда я ходил на берег Шумака мыть посуду. Площадку перед дацаном, обжитую нами в течение двух последних суток, мы покинули в 15:40. Перешли на левый берег Шумака, прошли мимо источников и взяли курс на Шумак-Гол, к которому подошли примерно в 16:25.

Дальше предстояло пройти прижимы, находящиеся недалеко от устья Шумак-Гола. Мне известны три основных способа прохождения этих прижимов (строго говоря, помимо этих способов существуют также их вариации). Опишу их по порядку, предполагая, что движение идёт из верховьев в низовья. Напомню, что выше прижимов тропа проходит по левому берегу. Первый способ — многократно бродить через Шумак-Гол. Так мы делали три года назад, проходя по этому пути из верховьев в низовья. Двигаясь по левому берегу (тропы перед прижимами фактически нет, движение идёт по сухой части русла), в один прекрасный момент группа натыкается на прижим. В этот момент нужно переправиться на правый берег, после чего продолжать движение по нему. Вскоре на правом берегу появляется прижим, поэтому дальше нужно переправляться обратно на левый берег. И так далее до тех пор, пока скалы на левом берегу не перейдут в пологий берег (это происходит совсем недалеко от устья). Так, три года назад нам пришлось пять раз лезть в воду, прежде чем прижимы были позади. Теперь второй способ преодоления прижимов. Я его не проверял, но информирован о его существовании. Этот способ таков. У самого первого прижима нужно переправиться на правый берег Шумак-Гола. Затем оттуда идти по хорошей тропе, которая уводит на холм и выводит в итоге к Левому Шумаку выше впадения в него Шумак-Гола. После этого переправиться через Левый Шумак и идти на Шумак по известной тропе. Таким образом, этот способ включает в себя два брода, в том числе один через Левый Шумак. Третий способ — обойти прижимы на Шумак-Голе по его левому берегу. Сложность в его осуществлении при движении из верховьев в низовья заключается в том, что с этой стороны непонятно, где нужно сворачивать с тропы. У самого прижима нет возможности подняться наверх из-за крутых скал, поэтому нужно возвращаться и дальше либо искать тропу, либо пытаться пройти по лесу без тропы, что может быть проблематично, так как идти далековато. А вот обойти прижимы при движении из низовьев в верховья оказалось несложно, о чём и пойдёт речь дальше.

Итак, мы подошли к устью Шумак-Гола. Можно ли обойти прижимы — я тогда ещё не знал, но во всяком случае не видел для этого серьёзных препятствий. Возиться с бродами не хотелось, тем более что все ботинки были относительно сухие после пребывания на Шумаке, поэтому было решено попытаться обойти прижимы поверху.
Перевал Бемедин из низовьев реки Шумак-Гол
Мы продолжили движение по берегу теперь уже Шумак-Гола. Через несколько десятков метров тропа завернула в сторону от реки и начала набирать высоту — начался прижим. По мере набора высоты тропа слабела, но не исчезала совсем. Дополнительные сложности создавали поваленные деревья, пересекавшие тропу. После набора около ста метров высоты мы оказались на ровной площадке, где и передохнули. С площадки открывался отличный вид на холм на другом берегу Шумак-Гола, а также в сторону долины Левого Шумака, в верховьях которого широкой седловиной выделялся перевал Бемедин. На этой площадке тропа была хорошо натоптана — наверно, все пути обхода прижимов идут через неё. Шумак-Гол находился от нас далеко внизу в каньоне и напоминал о себе только шумом своего течения, доносившимся до нас. После площадки крутые подъёмы закончились, а вскоре начался пологий спуск. При этом тропа отошла от реки, качество тропы оставалось ниже среднего. В итоге она нас вывела к Шумак-Голу в том месте, где и намёка нет на прижимы (17:15). Мы вышли к узкой сухой протоке, сама река была за поросшим лесом островком, отделявшим её от протоки. Протока начиналась чуть выше места, где мы к ней подошли. С учётом того, что таких проток на Шумак-Голе перед прижимами несколько, задача нахождения начала этой тропы при движении из верховьев Шумак-Гола в его низовья может оказаться непростой.

Следующий отрезок времени мы шли по берегу Шумак-Гола в его пойме. Кое-где попадались туры, указывающие якобы на тропу, но толку от них было мало, ибо по этим камням ходить везде примерно одинаково. Как оказалось, дальше нас ожидал неприятный сюрприз. Широкая пойма реки завершилась прижимом. По опыту трёхлетней давности мне было известно, что отсюда дальше вверх по лесу должна уходить хорошая натоптанная тропа. Но, к сожалению, в этот момент нам не удалось найти её начала. Поэтому пришлось лезть напролом. Мы полезли по сухому руслу, спускающемуся со склона, надеясь пересечь тропу в некий момент. Так и произошло, мы действительно вскоре нашли какую-то тропу и пошли дальше по ней. Но вскорости выяснилось, что это не та тропа, а эта ослабела. Пришлось идти дальше по склону без тропы. Это давалось тяжело, и ко мне в голову начали прокрадываться мысли, что такими темпами нам граница леса сегодня не светит. Периодически на нашем пути попадались слабенькие тропки, и каждый раз появлялась надежда, что они нас выведут на основную тропу. Но нет. Так продолжалось полчаса или даже больше, пока мы наконец не набрели на основную тропу. Это событие было воспринято как чудо, настроение у всех резко улучшилось, и мы с новыми силами двинулись по тропе. Анализ случившегося "сюрприза" привёл к следующим соображениям. Во-первых, основная тропа шла значительно выше, чем я предполагал, и наткнулись мы на неё как раз в том месте, где она относительно близко спускалась к реке. Во-вторых, вполне вероятно, что от реки она отходит не перед прижимом, а раньше — тут аналогия с прижимами в низовьях. По этой причине мне, возможно, стоило более внимательно следить за турами.

Начиная с прижима, где мы поблудили, и до самой границы леса (и даже чуть дальше) Шумак-Гол течёт в каньоне, поэтому тропа проходит очень высоко над рекой и отличается частыми и затяжными перепадами высот. На подходе к границе леса мы стали присматривать место для стоянки. Но не тут-то было! Оказалось, что в этих местах огромная проблема с ровными площадками, подходящими для установки палатки. Положение усугублялось ухудшившимися метеоусловиями. Слышно было, как где-то за хребтами грохотал гром, падали редкие капли с неба. Появилась срочная необходимость найти место для палатки и заняться её установкой, чтобы не мочиться лишний раз под дождём. В итоге было найдено удовлетворительное решение — площадка с небольшим уклоном практически на тропе (около 20:00). Метрах в пятнадцати тёк ручей, так что место оказалось весьма неплохим. Признаки ухудшения погоды были налицо, казалось, что очень скоро нас накроет ливнем, поэтому первым делом был натянут тент палатки. Ливень не начинался, и дальше вся деятельность происходила по обычной программе. В итоге грозу пронесло стороной, погода улучшилась и позволила нам прекрасно провести вечер. С дровами тут проблем не оказалось, несмотря на редколесье (граница леса всё-таки). После ужина мне даже удалось пособирать саган-дайлю для дома.

Далее (7-й день (29.07.2009): р. Шумак-Гол - пер. Четырёх - р. Зун-Гол)