Маршрут по Бугатаю на схеме

Самое интересное в горах — это горы. Самое неинтересное — подходы к ним. И если в горах есть масса определенных сложностей, то и на подходах к ним трудности также встречаются. И чаще всего они связаны не с техническими характеристиками. Подходя к горам, четко видишь, в какое ущелье нужно зайти. Подходя ближе, заходишь в лес и четко видишь лишь деревья кругом. Вот тут и начинаются сложности с ориентированием. Я, конечно, не беру такие народные заходы, как Шумакская тропа. Но и там может заплутать неопытный турист. Однажды при спуске к озерам попалась девушка, которая спросила, долго ли до них еще спускаться. Шла она аккурат в другую сторону — вверх. Умудрилась на болотце незаметно развернуться и пойти в обратку. Сложно представить, как можно было идти вверх, думая, что спускаешься. Однако бывает и такое.

В Тункинской долине есть несколько популярных мест для начала маршрута. Это Аршан, Нилова Пустынь, реже Кырен и Монды. Пожалуй, самым популярным, и уж точно самым быстрым, является Аршан. Здесь есть народная тропа по ущелью Кынгарги, где ошибиться тоже вряд ли возможно. Но есть и масса других, менее популярных, но очень интересных заходов. Подняться можно в любое ущелье, но наиболее популярны Бугатай (прямо из Аршана) и Зун-Хандагай (через пос. Тагархай).

Поднимаясь по Зун-Хандагаю, ошибиться сложно. Главное здесь — не прозевать поворот в горы от основной дороги из Тагархая. Определить его легко: закончились тагархайские пастбища — сразу поворачивай на отходящую направо второстепенную дорогу. Примерно через полчаса, тропа (а дорога вскоре перейдет в тропу) близко подойдет к реке, здесь она начинает забираться направо вверх по склону и долго идет траверсом левого (ор.) берега реки. NB: Запасись водой! Некоторые, правда, умудряются идти прямо по реке, но это гораздо сложнее. Дальше, почти до самого верха, тропа идет по левому (ор.) берегу реки. Наверху возможны некоторые варианты, но тут, кому что больше нравится.

Сколько раз я поднимался (спускался) по Зун-Хандагаю, ни разу нигде не плутал. Другое дело — Бугатай...

Бугатай — мой самый любимый заход в горы. 4 часа по хорошей тропе, и ты на границе зоны леса (считай, на замыкании ущелья). Но не все так
Бугатай из Тункинской долины
просто. Особенно в самом начале. Технической сложности нет никакой, а вот во множестве бурятских дорог и троп надо разобраться.

Когда заходили по Бугатаю в первый раз, долго плутали по лесу, порой заворачивая не туда, пока не выбрались к реке; там и то, тропу по правому (ор.) берегу реки нашли не сразу. Во второй раз я пошел от Аршанского дацана по другой дороге, но потом снова ушел куда-то не туда; тут уже блудить не стал — плюнул и напрямик, по лесу, выбрался к реке. Времени почти не потерял, но все равно, как положено не получилось. Что в третий раз? Я и сам не знал, как выйдет. А вышло снова не очень. Мне кажется, чем внимательнее на подходах пытаешься логически понять куда пойти, тем больше шансов долго плутать. Пришлось, как и во второй раз плюнуть. Но даже выйдя к реке, я умудрился уйти не по Бугатаю, а свернул к Субурге. Хотя, казалось, еще в прошлые разы сумел без проблем избежать этой ошибки. Потом я нашел-таки тропу и поднялся по Бугатаю. Но на спуске я решил во всем разобраться, и у меня это, наконец-то, получилось. Вот этой полезной информацией я и хочу поделиться.

Начинается все в Аршане, приехать куда не составляет особой сложности. Сделать это можно как на собственном транспорте, так и на общественном. Причем, на внедорожнике можно подъехать к самому Бугатаю — дорога до реки более-менее неплохая. Если же вы спешились в поселке, то для начала необходимо добраться до центрального пятачка (того, откуда все идут к источникам, и где в настоящее время располагается монгольский рынок). Здесь нужно перебраться по мосту на другой берег Кынгарги и отправиться в сторону Аршанского дацана (направление вам подскажет любой встречный). Примерно через 10 минут ходьбы от моста, когда дацан уже будет маячить немного справа, от основной дороги влево отходит ответвление, по которому и нужно продолжать движение (хотя при желание можно дойти до дацана и возле него свернуть налево — это абсолютно несущественно). Через 50 метров дорога выведет вас к полю. Вот здесь и возникнет первый вопрос: а куда дальше? По логике сразу
Начало дороги от Аршана к Бугатаю и Субурге
становится ясно, что идти по основной дороге, которая сворачивает дальше налево, не стоит. Судя по всему приведет она вас в Тагархай, откуда к Бугатаю добраться тоже можно, но смысла не имеет. Если приглядеться, то становится видно след дороги, которая пересекает поле по диагонали влево. Вот это ваше направление. Через 3 минуты вы подойдете к началу леса, где и обнаружите начало более явной дороги, которая идет параллельно горам. Здесь начинается еще какая-то несущественная дорога, уходящая правее, прямо к горам, но туда идти не надо (хотя кому-то, наверное, бывает надо).

Далее все просто: идите по параллельной горам дороге никуда не сворачивая. Идет она все время прямо, но минут через 20 хода на
Пересечение дороги к Бугатаю и Субурге более мощной дорогой
небольшой поляне ее перпендикулярно пересекает другая, более мощная дорога. В этом месте очень хочется пойти по ней по направлению к горам. Но если внимательно приглядеться, становится ясно, что ваша дорога продолжает свое движение параллельно горам, и вам бы с нее лучше не сворачивать. Ориентиром (возможно, временным) может служить дерево, которое повалено прямо поперек вашей дороги в самом начале ее продолжения. Именно поэтому продолжение дороги и не сразу заметно. Продолжив движение прямо, пересекая
Дорога к Бугатаю и Субурге
небольшие сухие ручьи, примерно через 20 минут вы подойдете близко к реке. Это станет понятно, так как дорога плавно повернет направо. Возможно, если река будет полноводной, вы ее услышите, но, похоже, чаще всего в этом месте русло сухое. При движении в обратную сторону здесь можно ошибиться, так как налево дорога отворачивает сразу дважды. Выбирайте крайне левый поворот, другой, возможно, ведет в Тагархай. Но обо всем по порядку

Минут 10 дорога поднимается по левому (ор.) берегу реки. Самой реки не видно, дорога идет метрах в 30 от нее (если вода есть, должно быть слышно).

И вот вы выходите к небольшой полянке, где становитесь на распутье. Налево пойдешь — к Субурге придешь, прямо
Развилка троп к Субурге, по Бугатаю и в никуда
пойдешь — по Бугатаю поднимешься, направо пойдешь — по лесу гулять будешь. А теперь более подробно. Отсюда видна тропа налево, через 40 метров она приводит к реке, пересекает ее и дальше движется к Субурге. Прямо никакой тропы не видно, хотя, возможно, раньше она была. Просто однажды Бугатай разлился и здесь была протока, а сейчас сухое русло. Пройдя по нему иетров 50, вы встанете на тропу, которая еще через 100 метров приведет вас к реке. Здесь она ее пересекает и ведет далее по правому (ор.) берегу вверх по Бугатаю. Правое же направление кажется самым перспективным, но на самом деле, таковым вовсе не является. Дело в том, что дорога, по которой вы шли, как бы продолжает идти дальше, поворачивая чуть направо, но бувально через 70 метров этот путь начинает потихоньку исчезать и вскоре совсем растворяется в лесу. Так что делать там определенно нечего. О последнем направлении рассказывать более абсолютно нечего, а вот о первых двух есть что добавить.

Если вам необходимо попасть на Субургу, то, как я
Тропа к Субурге
указал выше, вам нужно повернуть на тропу налево. Через 40 метров она выйдет к реке. Переправившись через реку
Русло Бугатая на отвороте тропы к Субурге
(скорей всего, сухое русло) вы выберитесь на правый (ор.) берег (он на пару метров выше левого). Здесь, в самом
Квартальный столб на тропе к Субурге
начале тропы, стоит квартальный столб с числами 64 и 22. Отсюда тропа уходит от Бугатая с незаметным сбросом высоты и через 10 минут выходит на дорогу из Тагархая к Субурге. На этой стрелке повален тополь, что служит верным, хотя, возможно, и временным ориентиром. С тропы вы поворачиваете по дороге направо и через 5 минут выходите к источнику.
Источник Субурга
Перейдя через ручей, вы обнаружите полянку с то ли недостроенным, то ли разрушенным летником и столом с
Субурга
лавками чуть левее. От Бугатая до Субурги все ясно-понятно, а вот на обратном пути запросто можно промахнуться и уйти по дороге в Тагархай. С дороги уходящая к Бугатаю тропа не
Отворот с дороги к Тагархаю на тропу к Аршану
заметна сразу, но пока там лежит поваленный тополь, найти ее просто — отсюда она и начинается.

Теперь, что касается захода по Бугатаю. Как только вы переправитесь
Начало тропы по Бугатаю
через реку, тропа (здесь она помечена туриками) пойдет вверх по Бугатаю. Она сразу отходит от берега и начинает плавно набирать высоту, обходя верхом прижимы на реке. Через 30 минут хода вы начнете слышать реку, а еще через 15 минут на нее выйдете. На всем участке тропа хороша видна и нигде не теряется. Рядом с
Вид на долину в месте выхода тропы к р. Бугатай
берегом есть хорошие стоянки. Здесь тропа переходит через реку и на левом (ор.) берегу почти сразу теряется. 10 минут вы идете прямо по реке, и вскоре тропа вновь обнаруживается. Почти сразу тропа подходит к склону, по которому, как кажется, следует обойти прижим. Но прижим этот легко обойти и по реке, так что лезть в гору не имеет смысла — потеряете много времени (однажды мы так зря и сделали). Обойдя прижим, вы снова встаете на тропу, которая далее так и идет по левому (ор.) берегу реки. Тропа хоть и не такая хорошая, как в начале, но сбиться с нее у вас вряд ли получится. Минут через 30 вы
Вид в сторону долины от стоянки на притоке Бугатая
перейдете левый приток Бугатая. Здесь есть турики, а на другом берегу реки хорошая стоянка. Кстати, следующая нормальная стоянка будет только часа через полтора, поэтому если уже поздно, или вы подустали, есть смысл остановиться здесь.

От стоянки тропа начинает резко забираться вверх. Крутые взлеты продолжаются минут 10, после чего склон выполаживается, и с плавным набором высоты через 20 минут вы выходите на левый (ор.) берег реки. Вскоре тропа переходит на правый берег (есть турики) и далее идет по
Оттаявший турик на реке
нему. здесь она не такая приятная как раньше, иногда теряется, но находится без труда. Минут через 15 хода начинается невысокий каньон, из которого выходит река. Здесь тропа взбирается вверх, на склон "марсианского плато" (так мы прозвали не очень приятный участок с выжженным редким лесом). Перед этим плато тропу можно потерять, но смысла искать ее нет, просто взбирайтесь наверх и двигайтесь далее поверху. Здесь с плавным набором идти можно где угодно, иногда проглядывает след тропы. К концу плато (минут через 20 хода) тропу лучше найти — она переходит на левый (ор.) берег реки и потом на границе зоны леса теряется окончательно. Можно перебраться на левый берег и раньше — здесь есть хорошая стоянка прямо у водопада. Ее
Ориентиры стоянки
не видно, но ориентиром может служить курумник, слева от которого возвышается кедр. От этой стоянки удобно
Вид в долину от стоянки у водопада на границе зоны леса на Бугатае
двигаться в
Пер. Презент из цирка пер. Солнечный
цирк перевалов Бугатай Западный, Бугатай Восточный и Презент. Далее на этом берегу есть еще масса хороших стоянок на границе зоны леса, которые более удобны при движении в цирк перевалов Солнечный и БАМ. От границы зоны леса все перевалы (кроме БАМа) хорошо видны и ошибиться в их нахождении довольно сложно.

При выходе по Бугатаю вы проходите все то же самое, только в обратной последовательности. Наверху главное — не пропустить место, где тропа после "марсианского плато" уходит на левый берег и идет к левому притоку Бугатая по склону. Внизу главное — не уйти по дороге к Тагархаю: после стрелки троп по Бугатаю и к Субурге, через 10 минут дорога плавно поворачивает налево. Здесь, напомню, она поворачивает сразу дважды — выбирайте крайне левый поворот.

Вот она какая, тропа по Бугатаю. Надеюсь, что сумел понятно донести все ее особенности. Уверенно могу рекомендовать этот путь для захода в горы и выхода оттуда. Его можно использовать для коротких маршрутов-петелек с заходом из Аршана и выходом обратно в поселок через Кынгаргу, Толту и Зун-Хандагай. Я по Бугатаю пройдусь еще не раз. Это точно...

Алексей Мисюркеев

Вячеслав ПетухинВ дополнение к информации Алексея размещаю gps-файл, содержащий большинство ключевых точек.

И несколько дополнений.

Алексей Мисюркеев: Идет она все время прямо, но минут через 20 хода на небольшой поляне ее перпендикулярно пересекает другая, более мощная дорога. В этом месте очень хочется пойти по ней по направлению к горам. Но если внимательно приглядеться, становится ясно, что ваша дорога продолжает свое движение параллельно горам, и вам бы с нее лучше не сворачивать. Ориентиром (возможно, временным) может служить дерево, которое повалено прямо поперек вашей дороги в самом начале ее продолжения. Именно поэтому продолжение дороги и не сразу заметно.

Я бы отметил то, что дорога не совсем точно пересекает тропу. Точнее сказать так. Тропа выходит на дорогу и продолжается дальше метрах в трёх правее по дороге. Именно поэтому её можно потерять. Лет восемь назад дерева, перегораживающего тропу не было, но всё равно тропу сразу было не видно. Именно поэтому там висела табличка-указатель с подписью "Субурга".

Здесь тропа не просто идёт вверх, она отходит от тропы, идущей вдоль склона (видимо, тоже приводящей на Субургу). Но здесь человек, понимающий, что ему надо по Бугатаю, пойдёт, конечно, вверх, а не вдоль склона, так что это уточнение несущественно.

Алексей Мисюркеев: Рядом с берегом есть хорошие стоянки. Здесь тропа переходит через реку и на левом (ор.) берегу почти сразу теряется.

Не совсем так. Там, скорее, вообще от стоянок практически без тропы. Но идти надо именно так, как указал Алексей.

Интересно, что по правому берегу тропа от стоянок тоже есть. Только идёт она не совсем по берегу. Идёт она чуть менее километра (а потом утыкается в прижим). И от этой тропы есть отворот наверх к перевалу на Толту. Лет пятнадцать назад этот отворот был очень хорошо натоптан, так что выглядел основной тропой. А в этом году я его еле нашёл. Впрочем, для того, чтобы попасть в верховья Толты, лучше, видимо, всё же использовать не этот перевал, а Солнечный. Хоть через Солнечный получается больше лишнего набора высоты, зато путь проходит по тропе, а так дальше по Толте — практически без троп.
04.08.2010, 21:47:04 |
Рома Авдеев

Алексей Мисюркеев: Здесь есть турики, а на другом берегу реки хорошая стоянка.

Непонятно, на что указывает слово "реки" — на Бугатай или его приток. Видимо, всё-таки на приток?

И ещё: на большинстве фотографий стоят странные даты — 9 или 10 августа 2010 года.
04.08.2010, 23:15:45 |
Вячеслав ПетухинЯ что-то в том месте не помню хороших стоянок на тропе. Так что, скорее, под "рекой" следует понимать Бугатай. Его обычно перейти несложно. Впрочем, после сильного дождя это уже может быть проблемой. В частности, рассматривая совет Алексея не облазить прижим, а обойти по воде (можно с помощью двух бродов с берега на берег) надо учитывать, что он относится к обычной воде. В Высокую воду, возможно, проще облезть (вброд, скорее всего, тоже можно, но неприятно и небезопасно).
04.08.2010, 23:58:50 |
Сергей Зубков

Алексей Мисюркеев: Через 3 минуты вы подойдете к началу леса, где и обнаружите начало более явной дороги, которая идет параллельно горам. Здесь начинается еще какая-то несущественная дорога, уходящая правее, прямо к горам, но туда идти не надо (хотя кому-то, наверное, бывает надо).

05.08.2010, 02:22:59
IndeecСпасибо за такие подробности. Это очень важно.
Первый раз когда заходил по Зун-Хандагаю о существовании тропы не знал и идя по руслу потратил два дня на то, на что у меня теперь уходит менее четырёх часов.
06.08.2010, 09:09:07 |
Мария КутовенкоНемного добавлю про весенний опыт. В мае сбегали с Солнечного, весь отрезок до водопада вблизи левого притока Бугатая прошли в снегоступах по руслу, водопад\ледопад обходили левым берегом по которому пошли и дальше, пропустили переход тропы на правый (каскадные наледи на реке не пустили бы по руслу без веревки), пришлось круто без тропы взбираться на правый берег, там нашли уже вытаявшую тропу и в итоге легко добрались до Аршана.
11.08.2010, 14:07:59 |
Алексей Мисюркеев

Рома Авдеев: Непонятно, на что указывает слово "реки" - на Бугатай или его приток. Видимо, всё-таки на приток?

Неточно написал. Под словом "река" я здесь подразумевал приток. Переходишь его — и сразу стоянка. О стоянках на другом берегу мне ничего не известно.

Рома Авдеев: И ещё: на большинстве фотографий стоят странные даты - 9 или 10 августа 2010 года.

Ошибка вышла. Исправлю. Фото делал я 9 и 10 июня. Просто некоторые по пути вверх (9-го), некоторые по пути вниз (10-го). Хронология здесь поэтому не соблюдена.

Вячеслав Петухин: В частности, рассматривая совет Алексея не облазить прижим, а обойти по воде (можно с помощью двух бродов с берега на берег) надо учитывать, что он относится к обычной воде. В Высокую воду, возможно, проще облезть (вброд, скорее всего, тоже можно, но неприятно и небезопасно).

Слава, вполне вероятно, что прижим придется облезать, но я еще ни разу не попадал на такую воду. А вот в обычной воде брод там не нужен — прижим обходится по этому же берегу.

Вячеслав Петухин: И от этой тропы есть отворот наверх к перевалу на Толту. Лет пятнадцать назад этот отворот был очень хорошо натоптан, так что выглядел основной тропой. А в этом году я его еле нашёл.

Вот это очень интересно.

Не знал. Полезное уточнение. Сергей, до ущелья Бухоты эта дорога не теряется?

Indeec: Спасибо за такие подробности. Это очень важно.

Рад помочь. С этой целью и написал сей рассказ.
Спасибо всем за уточнения.
16.08.2010, 08:59:11 |
Рома АвдеевЗаходили 6-го августа с товарищем по Бугатаю. Эта заметка Алексея появилась всего на несколько дней раньше и пришлась как нельзя кстати, за что Алексею огромное спасибо! Она и была взята в качестве основного руководства по этой части маршрута. К сожалению, пройти идеально, пользуясь этим руководством, не удалось. Но обо всём по порядку.

Весь участок маршрута делится на две части. Часть 1 — проход от Аршана к Бугатаю. Часть 2 — подъём вверх по Бугатаю. Дальше я отдельно прокомментирую каждую из этих частей.

Часть 1. Этот отрезок пути преодолелся превосходно и так, как написано у Алексея. Замечания к описанию Алексея такие:

Алексей Мисюркеев: Через 50 метров дорога выведет вас к полю. Вот здесь и возникнет первый вопрос: а куда дальше? По логике сразу становится ясно, что идти по основной дороге, которая сворачивает дальше налево, не стоит. ... Если приглядеться, то становится видно след дороги, которая пересекает поле по диагонали влево. Вот это ваше направление.

Когда мы там шли, дороги через поле практически не было. Но в этом месте важно, что при выходе из леса движение нужно продолжать в том же направлении: прямо и никуда не сворачивая.

Действительно, в начале леса появляется явная дорога. Но эта дорога тут же разветвляется на две равнозначные дороги, правую из которых никак нельзя назвать "несущественной". Я бы про это место написал так: " В начале леса дорога разветвляется на две, нужно идти по левой".

Алексей Мисюркеев: Далее все просто: идите по параллельной горам дороге никуда не сворачивая.

Здесь я хочу подчеркнуть, что дальше дорогу будут неоднократно пересекать в разных направлениях другие дороги, и их нужно игнорировать.

Алексей Мисюркеев: Идет она все время прямо, но минут через 20 хода на небольшой поляне ее перпендикулярно пересекает другая, более мощная дорога. В этом месте очень хочется пойти по ней по направлению к горам. ... Ориентиром (возможно, временным) может служить дерево, которое повалено прямо поперек вашей дороги в самом начале ее продолжения.

Действительно, в этом месте нашу дорогу пересекает другая, более мощная. Выражение "перпендикулярно пересекает" не совсем точно: дорога подходит слева почти под прямым углом, но в момент пересечения поворачивает влево и идёт по отношению к нашей дороге вперёд-вправо. Именно поэтому хочется свернуть на неё (и у нас действительно было такое подсознательное желание!). А вот на продолжении нашей дороги в лес поваленное дерево уже было распилено.

Алексей Мисюркеев: Продолжив движение прямо, пересекая небольшие сухие ручьи, примерно через 20 минут вы подойдете близко к реке. Это станет понятно, так как дорога плавно повернет направо.

После поворота будет полянка, на которой нашу дорогу пересекает под острым углом ещё одна, идущая слева-сзади вправо-вперёд. Тут может возникнуть ощущение, что эта полянка и есть описанная Алексеем развилка, и захочется поискать как ориентир тропу на Субургу. Но нет, развилка будет дальше.

Алексей Мисюркеев: И вот вы выходите к небольшой полянке, где становитесь на распутье. Налево пойдешь - к Субурге придешь, прямо пойдешь - по Бугатаю поднимешься, направо пойдешь - по лесу гулять будешь.

Это место с трудом можно назвать поляной. Неровный рельеф, кусты посередине, овраг сухого русла, пересекающий это место в направлении спереди влево-взад. Но тропа на Субургу хорошо видна как узкая аллея среди густого леса. После этого места нужно идти, как пишет Алексей. Сначала будет дорога, а позже она превратится в тропу и скоро выведет к Бугатаю (в нашем случае в реке было много воды, и переправиться на другой берег по камням удалось только выше по течению).

Часть 2. Здесь описание Алексея не сработало в полной мере, из-за чего нам пришлось поблудить. И основная причина тому — недостаточная привязка описания маршрута к природным ориентирам, а вместо этого привязка ко времени (а скорость у всех, как известно, разная).

Алексей Мисюркеев: Как только вы переправитесь через реку, тропа (здесь она помечена туриками) пойдет вверх по Бугатаю. Она сразу отходит от берега и начинает плавно набирать высоту, обходя верхом прижимы на реке. ... На всем участке тропа хороша видна и нигде не теряется.

Всё так.

Тут ключевое слово, несущее расплывчатый смысл, — это слово "здесь". Именно в этот момент наш путь стал расходиться с описанием Алексея. Вернуться к этому описанию нам удалось значительно позже.

У нас дело было так. В самый первый момент, когда тропа подошла к реке, прямо на тропе обнаружилась хорошая стоянка. Я решил, что это как раз и есть то место, где по описанию Алексея надо переходить реку. Но от стоянки тропа шла дальше в лес в сторону от реки. И мы пошли дальше по тропе. Через некоторое время она нас вывела к реке, прошла немного вдоль неё и привела к переправе, помеченной турами. После переправы тропа сразу обнаружилась на другом берегу реки и вела дальше. Всё, непонятно, в какой части описания Алексея мы оказались. Мне казалось, что тот самый прижим, про обход которого пишет Алексей, мы уже прошли. Через некоторое время тропа нас вывела к ПЕРВОМУ ЛЕВОМУ ПРИТОКУ, который фигурирует на всех картах, но которого почему-то нет в описании Алексея (в нашем случае воды в притоке не было). Тропа уходит дальше по левому берегу этого притока, а на левом берегу Бугатая после этого притока начинается то, чему очень подходящее название дал Слава Завьялов в своём отчёте за 2006-й год — невысокий "хребтик". Этот хребтик подходит к реке прижимом. Видимо, про обход как раз этого прижима и пишет Алексей, но мы уже потеряли соответствие между описанием и действительностью. Мы залазим на этот "хребтик" (что оказалось неприятным занятием), обнаруживаем там слабую тропу и идём по ней. Тропа со временем улучшается, идёт верхом и через какое-то время сваливается к реке, которую я сначала принял за Бугатай, а на самом деле это его ВТОРОЙ ЛЕВЫЙ ПРИТОК, про этот приток Алексей пишет в своём описании. На другом берегу притока тропа уходит вверх в лес и выводит к зимовью. Примерно в это время я понял, что только что пересечённая река — это не Бугатай, и в срочном порядке мы движемся к настоящему Бугатаю. Придя к нему, обнаруживаем на левом берегу тропу и идём дальше по ней вверх. Когда тропа выводит на берег Бугатая, мы наконец привязываемся снова к описанию Алексея.

Алексей Мисюркеев: Крутые взлеты продолжаются минут 10, после чего склон выполаживается, и с плавным набором высоты через 20 минут вы выходите на левый (ор.) берег реки. Вскоре тропа переходит на правый берег (есть турики) и далее идет по нему.

После выхода на левый берег реки двигаться по нему стало очень затруднительно, и мы перешли на правый берег, не дожидаясь обещанных туриков. На правом берегу сразу нашлась тропа.

Алексей Мисюркеев: Здесь тропа взбирается вверх, на склон "марсианского плато" (так мы прозвали не очень приятный участок с выжженным редким лесом).

На мой взгляд, это самый приятный участок всего подъёма по Бугатаю, потому что именно здесь можно легко идти без тропы!

Алексей Мисюркеев: К концу плато (минут через 20 хода) тропу лучше найти - она переходит на левый (ор.) берег реки и потом на границе зоны леса теряется окончательно.

Да, к концу "марсианского плато" тропа действительно появляется в правой (по ходу) его части (ближе к реке). Через некоторое время она спускается к реке и здесь, собственно говоря, заканчивается. Дальше по левому берегу ещё просматриваются слабые тропки, но в них уже нет большой необходимости.

--------------------------------------------------------------

Как оказалось, мы двигались вверх по Бугатаю практически так же, как и группа Славы Завьялова в 2006-м году.
16.08.2010, 12:40:23 |
Рома АвдеевТеперь в качестве резюме я сформулирую, как я бы описывал правильный заход вверх по Бугатаю. Заход делится на три участка с учётом природных ориентиров.

Первый участок. От захода в горы до первого левого притока. Здесь сначала тропа идёт правым берегом в обход прижима, затем спускается к реке и идёт некоторое время вдоль неё. В некоторый момент тропа переходит на левый берег Бугатая и идёт дальше вдоль него. Рекомендация — двигаться по правому берегу, пока есть тропа, затем переходить на левый берег и искать там тропу (она обязательно найдётся). Этот участок заканчивается первым левым притоком, который, вероятнее всего, будет сухим.

Второй участок. От первого левого притока до второго левого притока. Здесь сразу после перехода через первый левый приток начинается "хребтик", идущий вдоль реки. Лезть на него не надо! Нужно обойти его понизу (насколько я понимаю, это должно продлиться недолго), после чего по (левому) берегу должна появиться тропа. Эта тропа выведет ко второму левому притоку (на другой стороне которого, как утверждает Алексей, хорошая стоянка). Здесь второй участок заканчивается.

Третий участок. От второго левого притока и выше. Здесь всё так, как описано у Алексея. Сначала тропа идёт дальше по левому берегу Бугатая, уходит от реки вверх, затем подходит к реке, пересекает её и идёт дальше по правому берегу до "марсианского плато". Забирается на это плато, теряется, к концу плато снова появляется и доходит до реки. Дальше в тропе пропадает необходимость.
16.08.2010, 12:48:38 |
Алексей МисюркеевВот теперь в тропе по Бугатаю разобрались еще больше. Очень сложно описать подход к горам так, чтобы сразу стало понятно — старался как мог. А что касается непосредственно подъема — писал, как ходил я. Тут особых сложностей нет. "Хребтик" на левом берегу и есть тот прижим, который лучше обойти, нежели в него лезть. Сухой первый левый приток я мог упустить. А вот второй — ключевой. На его переходе стоят турики, а сразу после — стоянка, от которой вверх и лезешь. Надеюсь, в целом описание вам помогло...
16.08.2010, 13:40:19 |
Рома Авдеев

Алексей Мисюркеев: Надеюсь, в целом описание вам помогло...

Алексей, безусловно описание помогло, это вне сомнения! Я очень признателен Вам за эту заметку, пришедшуюся нам очень кстати! Ещё неизвестно, как бы мы зашли и сколько бы времени потеряли, не будь её. : )) А из-за нашего отклонения от основного маршрута наши временные потери оказались незначительными.

16.08.2010, 14:18:47 |
Сергей Зубков

Алексей Мисюркеев: Сергей Зубков: Кстати, эта несущественная дорога ведет на Бухоту, если кому вдруг туда понадобится:)

Не знал. Полезное уточнение. Сергей, до ущелья Бухоты эта дорога не теряется?

Да, эта дорога идет четко до русла. Затем переходит на правый берег — и там тропа, как минимум до середины подъема. Но мы ходили в ноябре, по снегу там было все очевидно. А вот летом братец спускался по Бухоте, сказал, что не так-то просто было.
16.08.2010, 14:22:44
Алексей Мисюркеев

Рома Авдеев: У меня есть пожелание Вам или уже администрации сайта. Возможно, стоит как-нибудь переработать Вашу заметку и внести в неё уточнения, которые я привёл. Это по усмотрению.

Я думаю, так и надо сделать.
17.08.2010, 10:05:14 |
IndeecНе нашел нынче начало тропы по Бурун-Хандагаю. Пришлось тратить силы и время на её поиск. Если есть у кого нибудь какие нибудь засечки от дороги — подскажите пжлста.
25.08.2010, 21:15:20 |

Indeec: Не нашел нынче начало тропы по Бурун-Хандагаю.

После Тагархая идём по дороге мимо изгородей. Как они закончатся, будет лесок и, кажется, почти сразу брод через Зун-Хандагай. Брод этот приметный. Там русло изгибается и некоторые машины едут прямо по воде (порядка 20 м вверх по течению), а другие сразу выезжают на правый берег и протискиваются между деревьев (там узко, УАЗик кое-как проходит). Практически сразу после брода дорога идёт чуток в горку — это самое окончание отрога, разделяющего Зун и Барун. В результате справа п/х дорога прижимается к склону. Даже камни (скальные выходы) торчат. Как только дойдёте до того места, где справа от дороги опять будет ровно, как доберётесь до первой же лужайки, можете начинать искать тропинку. Для верности можно пройти ещё сотню метров и потом идти и подрезать её. Она поначалу от дороги мало отдаляется.
25.08.2010, 23:43:45 |
IndeecСпасибо огромное.
25.08.2010, 23:46:19 |
И. ФефеловСовершенно не в тему, но к вопросу о предпоследнем коментарии, где "после Тагархая шли по дороге..." Даже не любопытство, а даже научный интерес к такому вопросу или даже опросу: видал ли кто более "унавоженную" дорогу, чем в Тагархае? Я вот не видал, хотя бывал примерно в 15 районах Иркутской области и в 5 районах Бурятии... и, главное, причны не могу понять, вроде доводилось бывать и в местах, где число голов скота на душу населения значительно больше тагархайского, — всё равно не то.

И еще про тот же комментарий насчет УАЗика. Где-то в том районе (но не там), говорят, есть такое место, где между скал узкий проезд, "Нива" проезжает, а УАЗик по ширине уже не может — застревает, причем очень качественно застревает... интересно, где именно?
26.08.2010, 13:25:10 |
IndeecДа уж навоза хватает. А ещё обратил внимание на две поперечные канавки в асфальте — навроде лежащих полицейских....только выпуклые вниз)))
26.08.2010, 14:12:12 |
Наталья ТихоноваХочу поблагодарить Алексея за описание тропы — благодаря нему мы избежали напрасных блужданий по лесу. Правда, на "хребтик" мы все же залезли, однако не пожалели — как мы убедились позже, при высокой воде обход снизу представляет некоторую трудность.
26.08.2010, 21:41:04 |

Наталья Тихонова:  Хочу поблагодарить Алексея за описание тропы

Рад помочь, Наталья.

Наталья Тихонова: Правда, на "хребтик" мы все же залезли, однако не пожалели - как мы убедились позже, при высокой воде обход снизу представляет некоторую трудность.

Вполне вероятно, хотя на очень большую воду я там не попадал.