Маршрут

Вводное слово.

Стоимость проезда на теплоходе Баргузин из Иркутска до Бухты Песчаной составляла в этом году 1700 руб. Обидно, что до Больших Котов от Иркутска на теплоходе расстояние более 100 км и стоимость проезда составляет порядка 700 рублей, а чтобы проехать чуть дальше, на 60 км, приходится переплатить более 1000 рублей. Несправедливость «на лицо», хотя возможно заезд теплохода в бухту Песчаную носит исключительно коммерческий характер, а потому и стоимость проезда неоправданно завышена.

Уверен, что высокая стоимость проезда становится препятствием для многих, кто хочет побывать в бухте Песчаной и увидеть собственными глазами удивительные мысы Большая и Малая Колокольни, обойти песчаные лагуны бухты Бабушка и Внучка, залезть на вершину мыса Дед, посетить камень Будды, увидеть кедр «Мужество жизни».

Но есть возможность добраться до достопримечательностей бухты, если решиться на туристический поход.

Однако, имеющиеся в интернете описания маршрутов туристами и карты, дают противоречивую информацию. Существует 4 маршрута: от Большого Голоустного вдоль берега Байкала; от Большого Голоустного по лесной тропе, через горные перевалы; от Малого Голоустного вдоль реки Колесма Морская, через перевал Кедровый; и от Бугульдейки вдоль берега Байкала.

У каждого маршрута есть свои достоинства и недостатки, и мне предстояло выбрать. Я сразу отменил два маршрута через лесные массивы и горные расщелины, так как неуверенно ориентируюсь в лесу и мне хотелось пройти по берегу Байкала. Но в оставшихся вариантах смущали описания длительных прижимных мест, форсируемых бродами по пояс и по грудь в воде или минуемых крутыми, опасными подъёмами на горные, скалистые берега. Было решено идти от Большого Голоустного вдоль берега с преимущественными обходами прижимных мест. Предстояло хорошо подготовится морально, физически и материально.

Для того, чтобы хорошо подготовится к походу, я сходил в походы с более простыми маршрутами. Один из которых состоялся в прошлом году от Большого Голоустного до Больших Котов, а в этом году я уже прошёл 55 км от Большого Голоустного до Листвянки. В подготовительных походах выявляются упущения в подготовке и приобретается бесценный опыт запасов и приготовления пищи, планирования привалов, расчёта сил и многое другое.

Всё оказалось готово и повезло с компанией — мой друг Михаил из Усть-Илимска со своим братом Иваном из Улан-Удэ согласились идти вместе со мной. В целях минимизации транспортных расходов мы планировали в течение недели за 2-3 дня дойти до бухты, где остановится на 1-2 дня для отдыха и идти дальше до Бугульдейки. Забегая вперёд скажу, что сроки оказались для нас неподъёмными и возвращение в Бугульдейку нам осуществить не удалось.

1-й короткий день похода: Приезд в Большое голоустное, выход на тропу вдоль берега и первый ночлег.

Приехали к Большому Голоустному и вышли перед мостом через р. Голоустную в 18.30 и тут же направились к берегу Байкала. Через 40 минут ходьбы вдоль подножия высоких сопок мы подошли к берегу Байкала и окончанию всех автомобильных дорог. Горный берег плотно подошёл к Байкалу и продолжать путь предстояло либо по камням, в непосредственной близости от воды, либо по тропе на горных полочках. Тропа сразу показала свой крутой нрав, виляя между камнями и выпрямляясь на обвальных сыпучих участках, где идти со смещающими центр тяжести тела и перевешивающими назад 30-и килограммовыми рюкзаками стало страшно и опасно.
Вид на мысе Ушканий

Пройдя по тропе в течение 30-40 минут, мы, по всей видимости, вышли на мыс Ушканий, в конце которого обнаружилось удобное место со столиком и подготовленным местом под палатку. Место тихое и уютное, добраться туда на автомобиле невозможно. Тут же мы разожгли огонь, установили палатку, а с наступлением сумерек и темноты закончили ужин и стали наслаждаться красотою лунного отражения в гладком зеркале Байкала.

2-й день: Крутые тропы и потерянное зимовьё.

На следующий день, как и договорились, встали рано. После планового завтрака и сбора двинулись дальше по тропе примерно в 9.30. Очень скоро тропа стала довольно круто забираться на прибрежную гору и через 30-40 минут после соответствующего крутого спуска вывела нас на мыс Роговик. Мы очень надеялись, что это уже устье Еловки, но работник базы в Роговиках, Сергей, встретивший нас тепло и приветливо, быстро развеял наши наивные иллюзии. Мы рассказали Сергею куда идём и что планируем, на что он тоже рассказал, что не так давно встретил Байкалького путешественника, собирающего написать книгу с примерным наименованием «Обойти Байкал за 100 дней». Несложные расчёты указывают на то, что такому путешественнику нужно проходить в день не менее 20 км, а условия питания в таком пути кажутся непостижимыми.

Также Сергей принёс карту
Обсуждение плана маршрута в Роговиках
Байкала и показал план тропы ББТ(Большая Байкальская тропа) до бухты Песчаной, что проходит через лес, горные ущелья и перевалы между горами Прибайкальского хребта. Наш первый встречный рассказал нам и о лесничем в Средних Хомутах, Николае, который расчистил тропу от ББТ до Средних Хомутов, а попасть на ББТ мы могли только с устья Еловки. А так как по имеющимся у нас описаниям и картам наиболее глубокие, затяжные прижимы ожидают после Еловки, у мыса Роговик и перед Средними Хомутами, то наиболее оптимальным для нас вариантом дальнейшего движения с учётом погоды и холодной воды в Байкале, оказался путь в сторону ББТ по устью Еловки и дальнейшим возвратом к берегу Байкала у Средних Хомутов. Тем более, что со слов Сергея мы рассчитывали встать на ночлег через 11-12 км похода вдоль Еловки на зимовье.

Оказалось, что до Роговиков от устья Голоустной есть простая дорога, где могут проехать подготовленные автомобили, типа джипов. На будущее я сделал заметку, что такой дорогой было бы проще начать поход, чем вдоль берега между камней и обрывыстых участков.

После разговора с Сергеем до устья Еловки мы следовали по тропе, по горному берегу Байкала ещё 1.5-2 часа. После Роговиков тропа стала вновь круто забираться наверх и снова спускаться и опять забираться обходя первые прижимы. Я ощутил небывалое напряжение в ногах, надколенные мышцы левой ноги забились молочной кислотой и в определённой точке нога потеряла контроль и я упал. Таких нагрузок я не ожидал и не ощущал , когда ходил по маршрутам до Больших Котов и до Листвянки. Мне вдруг показалось, что поход может закончится очень быстро, стало тоскливо, но на помощь пришёл кратковременный отдых и вскоре мы всё-таки вышли в устье Еловки к 13.30-14.00, где встали на обед.

В устье Еловки нас встретила баня с заброшенным бараком. Кроме того, там обнаружилась расчищенная площадка для игры с мячом. Видимо, это место летнего лагеря или базы отдыха, рассчитанной на приём туристов с катеров и теплоходов, прибывающих на непродолжительное время пикника или выходные. Мы ждали, что кто-то выйдет нам навстречу, но тщетно. По всей видимости, сезон закрылся и база пустовала. Около бани мы поели как цивилизованный люди, за столом в предбаннике, и, разумеется, убрали за собой.

Около 15.00 мы направились вглубь Приморского хребта вдоль Еловки. Вопреки ожиданиям, через час бодрого хода мы так и не дошли до пересечения с ББТ, и нам пришлось идти ещё не меньше часа. Расстояние оказалось больше 4 км, о чём так же свидетельствовал указатель на пересечении дорог «Еловка 7 км».
Указатель на пересечении тропы с ББТ
По всей видимости, это очень популярное место для привалов, так как брёвнышки вдоль костровищ хорошо притёрты, а само место сильно вытоптано. Там так же есть вырезанная доска со сроками распада отходов цивилизации
Таблица сроков распада продуктов отхода
и стрелками указателями расстояний. Например, указано, что до Бухты Песчаной осталось 27 км.

Передохнув, мы продолжили наш поход, рассчитывая через 2 часа найти зимовьё. Наивная надежда дойти до Средних Хомутов к вечеру стала тихо и печально развеиваться. Радовало только то, что мы идём уже не по тропе, а по дороге, хотя для настоящего туриста это бывает не очень приятно. Но оказалось, что дорога старая, местами Еловка нашла в ней новое русло, местами дорога густо завалена буреломом и в обход затопленных участков вьётся лесная тропа. В лесу было тихо, только засидевшиеся куропатки неожиданно взлетали из кустов при нашем приближении, словно на выстрел, а по настоящему близко нас приветствовали голодные комары и мошка.

Пройдя ещё порядка 3 часов по тайге, мы стали терять и вторую надежду — найти зимовьё. Дойдя до новой развилки дорог, где Еловка уходила в расщелину хребта влево, мы решили набрать воды, опасаясь, что дальше воды может не оказаться. С водою в руках мы прошли ещё около часа и около 21-го часа, так и не найдя зимовьё, решили остановиться на ночлег среди леса. К нашей радости, вода присутствовала в лесных ручьях после нашего прощания с Еловкой и на завтрак у нас оказалось достаточно воды.

Хочется отметить, что лесная тропа до места нашей ночёвки шла горизонтально, без подъёмов и спусков,
Тропа между сопок в лесу
благодаря чему ноги мне больше не отказывали. И не отказывали мне они больше до самого конца похода. Мой организм адаптировался к походным нагрузкам.

День 3-ий: Перевал к Средним Хомутам и сложности тропы между Средними и Верхними Хомутами.

На третий день мы встали около 9.00-9.30. Спалось в лесу очень хорошо. Я даже вспомнил рассказы родственников про звенящую таёжную тишину. И на самом деле, несмотря на редкие одиночные голоса птиц, в ушах ощущался определённый звон. Для слуха это прекрасный отдых после непрекращающегося гула городских коммуникаций, компьютерной вентиляции и людской суеты. Но нам всё не давали покоя вчерашние надежды и ожидания найти зимовьё и увидеть поворот на перевал.

Вспоминая подробности тропы на последних 3 км перед ночлегом, озадачились белой стрелкой на дереве, а также ветвлением направлений на болотистых участках. Михаил совершил утром пробежку до белой стрелки и до мест ветвлений и убедился, что они не являются дорогами ни на перевал, ни самостоятельными направлениями. В 11.07 мы продолжили путь.

После 30-40 минут ходьбы мы попрежнему не увидели никаких признаков зимовья, а тропа, переходя в дорогу, пошла понемногу вверх, а потом ещё круче вверх, как уходит обычно на перевал. Так и получилось, дорога неуклонно набирала и набирала высоту и мы прошли по ней ещё около 1.5-2 часов до хорошо натоптанного места с вырубленным словом на бревне «Байкал»
Указатель на тропу к Ср. Хомутам
и указателем. Мы несказанно обрадовались конкретике указания и решили отдохнуть. Чувства радости от определённости дальнейшего похода вдохновили Мишу вырезать ножом на бревне его ник «miksoid» и я тоже не смог сдержаться от хулиганской затеи вырезать свой ник «metodist»
Ник

Тут хочу оставить ещё одну заметку о сопровождающих лесной путь надписях на дощатых плакатах с красиво вырезанными, поэтичными высказываниями классиков литературы и поэзии о природе. Такие надписи помогают поверить, что находишься на правильном пути и тропа не случайна. Кроме того, на деревьях время от времени видны железные таблички с красной полосой посередине.

Примерно в 13.30 мы отправились по тропе в указанном на бревне направлении. Тропа в двух местах разветвлялась, но опыт с интуицией помогли нам выбрать правильное направление, хотя наверняка на деревьях присутствовали и засечки, но, к своему стыду, на тот момент я ещё не научился придавать им должного значения.

На перевале в обильном количестве присутствуют кедровые деревья, а на земле вдоль тропы можно найти упавшие шишки с орешками. Идти, перебирая шишку, оказалось намного спокойнее и веселее. Свойства кедровой шишки в походе быстро оцениваешь по достоинству – она не вызывает жажды и утоляет голод.

Пройдя через перевал, мы стали круто спускаться вниз. В первый раз я не позавидовал тем, кто ходит встречным направлением, ведь даже на затяжном спуске, местами очень крутым, в ногах я стал ощущать обильную дрожь и неуверенность в собственных силах.

Через 2.5 часа ходбы от указателя на ББТ по тропе через перевал мы вышли к мысу Средние Хомуты на берег Байкала
Вид на мысе Средние Хомуты
. Байкал несказанно радовал глаз, несмотря на затянутое облаками небо.

Пока Иван с Михаилом затевали обед, я прогулялся до домика лесничего с картой, чтобы уточнить дальнейшее направление. Самого лесничего мне застать не удалось, но довольно приветливо меня встретил его сын и на мои расспросы поведал о наличии тропы за Верхними Хомутами и её выходу к берегу, где нас будет ожидать один прижим с глубиной воды по колено или чуть выше
Сарай в Ср. Хомутах
. Такая информация меня очень обнадёжила, ведь в конце августа на момент нашего похода температура в Байкале не превышала 8 градусов цельсия и очень не хотелось замерзать проходя глубокие и продолжительные броды.

Возвратившись на место привала у берега Байкала и закончив с обедом мы решили отдохнуть и пройти до Верхних Хомутов, тем более, что очертания следующего мыса хорошо просматривались и, казалось, можно туда дойти в течение не более, чем 2 часов. После обеда и отдыха, мы вышли в 18.00-18-30.

Местами обрывистая тропа вдоль горы нас неуклонно вела вверх и уже через час вывела нас на смотровую площадку, откуда открывался замечательный панорамный вид на Байкал
Вид с сопки между Хомутами
. Тут хочется отметить, что за время похода мы обязательно останавливались в примечательных местах и на тропе, и на смотровых площадках, и в лесу, неоднократно любовались окружающей красотою природы и её грандиозными творениями.

Но в данном конкретном месте мне что-то не давало покоя, я видел как тропа на мыс двоится, троится и теряется. На уровне интуиции я нашёл её выход до места спуска, но, по всей видимости, дальше тропа шла без очертаний на земле.

Тревога, что мы потеряли тропу, одолела всех. Мы ходили по горе по 200-300 метров туда и обратно, внимательно следили как идёт тропа, где раздваивается и теряется, пытались пройти куда-то, но попадали в непроходимый бурелом или тупик, а спуск без ориентиров казался совершенно зловещим и невообразимо крутым. Около часа мы разгадывали обнаруженный ребус пока Мишка не выдвинул гипотезу про зарубки на деревьях и тропу вдоль них… Конечно, сейчас мне смешно вспоминать это, ведь я читал про зарубки на сайте, да и в материалах в рюкзаке имелась информация о зарубках, обозначающих направление тропы. Злую шутку в очередной раз со мною сыграла моя же невнимательность и мы потеряли час драгоценного времени, пока нашли точное направление.

Между тем, тропа самым невозмутимым и невообразимым до этого времени образом, круто пошла вниз. Второй раз и с большой силой мы все посочувствовали тем, кто здесь поднимается с тяжёлыми рюкзаками. Сложный затяжной спуск смягчают деревья, что в изобилии растут кругом и позволяют держаться хоть за что-то руками.

После спуска ещё один небольшой подъём на 50 метров и далее тропа, виляя под огромными камнями, местами снова проползая обрывистые участки, выводит на пологий спуск в мысу Верних Хомутов.

Мы встали на ночлег примерно в 21.30, когда Байкал уже освещала луна. Измождённые тяжёлым спуском и подъёмом, мы все решили искупнуться в холодной воде при лунном свете. Только холодная вода в нас вновь вернула силы и мы принялись раскладывать палатку и готовить ужин. Ужинали в полной темноте при свете ручных и налобных фонарей, а потом поздно легли спать.

День был очень интересный, так как нам довелось по сути пройти два перевала, побывать в лесу и вернуться к Байкалу. Второй полноценный день ходьбы с нагрузкой на плечах подарил приятную усталость и частичное изнеможение. Постепенно мы стали осознавать, что выбрали очень интересный, разнообразный маршрут, и на следующий день нас ждёт ещё брод и прекрасные виды бухты Песчаной. Мы стали надеятся, что самое тяжёлое уже всё позади и нам осталось совсем немного, чтобы добраться до пункта назначения – славной и красивейшей бухты Байкала.

День четвёртый: Прижимы и ночлег у Бакланьего Камня.

Что и говорить, после позднего ночлега на следующее утро совсем не охото вставать. Поэтому проспали мы вновь чуть больше положенного и снова пришлось выходить поздновато, около 11.30. Тут же, за Средними Хомутами, я почему-то решил, что настало время тропе выйти на тот самый прижим с глубиною по колено. Ведь утром я прошёл несколько раз по берегу и не увидел новых зарубок для продолжения обходной тропы, вот и выводы сделал… Это был очередной раз, когда меня подвела невнимательность и мы пошли в прижимы.

Пока мы проходили первые 20-30 метров бродом, в воде с небольшою глубиной, всё было не так страшно
На прижимах
, но потом пошёл второй прижим с максимальною глубиною по пояс и вдруг стало всё очень интересно.

Я стал бить тревогу о необходимости возвращения и поиска правильного направления, но мои спутники, которых перед походом я изрядно напугал прижимами и бродами, видимо только и ждали этого момента. Особенно Иван, ведь при росте 1 м 93 см вес его тела выше 110 кг, и у него достаточно подкожного жира, как у тюленя. Иван сказал, что его достали эти козьи тропы, спуски и подъёмы и ему гораздо удобнее поплавать. Мне эта затея совсем не нравилась, так как дорогая фотоаппаратура в моём рюкзаке оказалась под риском быть утопленной, а подкожного жира у меня и подавно не хватает, т.е. я мог легко простудиться. Мой рост хоть и выше среднего, но уступал Иванову на 10 см. Мне Иван пообещал, что сам пронесёт мой рюкзак, там, где будет глубоко, и будет расследовать обстановку на каждый следующий прижим и сообщать глубину и продолжительность.

Способствовало продолжению пути по бродам и то, что на Байкале установился практически идеальный штиль, а солнце хорошо грело и радостно нам сияло.

В результате, на протяжении пары километров мы заходили в воду порядка 7-8 раз, чередуя с переходами по гальке между местами бродов. Вода оказалась почему-то не очень холодной, и переходы до определённого времени давались терпимо. В паре мест приходилось идти по пояс в воде 30-40 метров. В определённом месте всем стало холодно и мы легли греться на гальке, обкладываясь тёплыми камнями и прижимаясь к прогретым солнечными лучами стенкам скальных берегов. На протяжении всех бродов у нас не было возможности подняться на верх и как-то их обойти, т.е. это надо делать заблаговременно или быть готовым долго идти по прижимам. Исключением оказался только один последний роковой прижим, непроходимый даже для Ивана.

Иван прошёл сначала по пояс, а потом и по грудь в воде 50 метров до видимого края прижима, завернул за него и некоторое время не появлялся. Через 5 минут он вернулся и сказал, что глубина воды в точке, которую он не стал уже пересекать, достигла его носа. Это был знак о том, что нам теперь нужно одеваться и залазить на обрывистый берег в поисках вариантов обхода прижима.

Благо, что место перед последним прижимом оказалось не очень крутым, хотя для того, чтобы добраться до лесной части этого берега, нам понадобилось всё-таки пару метров проползти вертикально вверх, дотягиваясь и цепляясь за корни и стволы ближайших деревьев, прежде чем мы смогли встать на ноги на землю.

Тропа нашлась довольно быстро. Мишка прошёл в одну строну, а я в другую, затем я предпринял исследование дополнительного направления между его дорогой и моей, где через 50-70 метров ходьбы вверх, обнаружилась тропа с засечками.

Так окончилась наша эпопея с бродами, и хотя впереди ещё нам пришлось миновать пару бродов, но это уже практически недостойно упоминания, так как и в самом глубоком месте глубина брода не превышала пояса и быстро убывала, а на втором прижиме глубина воды не превышала колена.

Выбравшись из прижимов и встав на тропу, мы довольно быстро снова оказались на гальке и уже шли по ней в поисках удобного места для обеда. Но характер местности оказался такой, что мест удобных не подворачивалось и пройти пришлось ещё 1.5-2 часа.

В результате мы снова только к 16.00 встали на обед, где нам встретилась группа студентов из лингвистического универсистета в составе 15 человек, идущих с бухты Песчаной в направлении Большого Голоустного. Мы проинструктировали пару человек о том, как мы шли, а между собой посочувствовали ребятам, ведь их команда сильно растянулась по берегу, а впереди сложные участки требовали слаженных действий, согласования маршрута и направлений. Очень любопытно, чем окончился их поход и какие впечатления ребята вынесли из него. Я подозреваю, что в итоге ребята могли изрядно нервно вымотаться и испортить отношения друг с другом. Всё-таки поход такого уровня подразумевает наличие определённого опыта у каждого участника группы и большой туристический энтузиазм.

Ну а мы, с шутками и прибаутками, заканчивали обед. Недалеко от места нашей стоянки, нашли большую, отполированную волнами Байкала, большую кость и причудливый камень, напоминающий причинное место muskulinus-а. Шутки, безусловно диковатые, но на 4-ый день отсутствия TV, сотовой связи и цивилизации можно легко находить развлечения в мелочах подобного плана.

Закончив обед в очередной раз около 17.30-18.00, мы продолжили свой путь в надежде к вечеру добраться до бухты Песчаной, но естественное освещение диктует свои условия и нам пришлось сделать остановку
Этюд с берегом Байкала у Бакланьего камня
засветло, около 21.00, напротив Бакланьего Камня
Вид на Бакланий камень

Так окончился четвёртый день похода и 3-ий полный день ходьбы, а мы так и не добрались до заветной бухточки. А ведь планировали дойти за 2 дня и только теперь можно понять, насколько наивным может быть такой план с выбранным маршрутом, имеющимся опытом подготовки и нагрузкой.

День Пятый: Бухта Песчаная, тур. База «Байкальские дюны», мысы «Малой колокольни», «Большой колокольни», «Дед», бухта «Бабушка», «Внучка».

В качестве заключения нельзя умолчать о впечатлениях, которые произвели на меня бухта Песчаная. От байкальских берегов напротив «Бакланьего камня» до бухты Песчаной порядка 1.5-2 часов хода по удобной лесной прибрежной тропе.

Скала Малой Колокольни встретила нас окружённая туманом
Малая Колокольня
, загадочная и грандиозная. Очень хотелось обойти мыс по всем возможным тропинкам, но время близилось к обеду и мы решили вернуться в эти места после того, как найдём место постоянного лагеря.

И мы прошли дальше, зайдя на территорию турбазы «Байкальские дюны». Я зашёл к администраторам, чтобы уточнить возможный вариант возвращения в пос. Большое Голоустное на катере «Святой Лука» и убедился лишь в отсутствии мест на ближайшие дни. На территории базы расположены уютные на вид домики с люксовыми номерами. По обстановке на территории, оформлению улиц с новыми фонарными столбиками и стоящими щегольскими лавочками на берегу, можно судить, что база отдыха рассчитана на людей с хорошим достатком. В чём можно убедиться, если поинтересоваться о стоимости номеров.

Отношение работников базы к таким туристам как я, охарактеризовал бы как пренебрежительное. По всей видимости, работники хорошо знают своего клиента и, когда я посетил базу во второй раз, охрана меня не пустила не территорию, хотя я всего лишь хотел посмотреть карту. Но у меня есть право последнего слова и я хочу выразить своё возмущение тем, как огорожена база и почему прибрежная зона у самой воды огорожена от посещения простыми смертными?! Думаю, на это нет никаких прав, так как по законодательству территория у воды считается нейтральной территорией и не может находиться в частной собственности.

Дальше мы прошли по бухте Песчаной и посмотрели на базу отдыха «Песчаную» с домиками отдыха совдеповского типа. И как говорится – третьего не дано.

Видимо есть ещё перспективы развития туризма и отдыха в бухте, если существует только два уровня – VIP класс на «Байкальских Дюнах» и совдеп в «Песчаной». Ну должно же быть и что то среднее … ну да ладно. У нас за спиной в рюкзаках свой домик на 4-е места и несколько пакетов еды, поэтому мы, люди обладающие степенью свободы и выбора места остановки
Обзорная будка на бухте Песчаной

А остановку и постоянное место лагеря нам пришлось выбрать в бухте «Бабушка». После окончания сезона там оказалось занято только два места из десяти. Поэтому мы выбрали очень хорошее место. С дровами сразу ощущались проблемы и за ними приходится уходить метров за 300-400 в лес. Мы не срубили ни одного дерева – пилили только пеньки и собирали мертвые сучья. А после того, как наши соседи нежданно негаданно с пришедшей оказией в виде небольшого теплохода изволили вернуться в цивилизацию, нам по наследству досталась хорошая охапка дров.

Но самое главное, это красота бухты Бабушки и её гостеприимство для диких туристов. Песчаный берег длинною до 300 метров, лазурный цвет воды, чудесный вид справа на мыс Большая Колокольня и слева мыс Дед. А сзади, в 30 минутах ходьбы в гору, можно посетить скалистые гольцы и, в одной из самых высоких точек, камень Будды
Вид с горы у камня Будды
. С горы открывается широкая панорама, с которой хорошо просматривается вид в сторону Малой Колокольни и Бакланьего Камня.

А в течение 15-20 минут ходьбы в сторону бухты Сенной по соседству прячется небольшая бухта Внучка.

Очень приятно бывать в таких местах с непередаваемой энергетикой. Нам было очень интересно рассуждать о том, что бухта Бабушка должна была называться лагуной
Лазурная лагуна
, так как в ней отсутствуют оборудованные пирсы, а в свете солнца её вода переливается лазурными оттенками. Самое подходящее названия – это Лагуна Лазурная или Лазурная лагуна.

Мы прожили в Лазурной лагуне 2 дня и в воскресенье, договорившись о попутном проезде на небольшом теплоходе до Большого Голоустного по 400 рублей с человека, уехали
Перед отправлением
. Оказывается, возможно посетить бухту Песчаную и за 400 рублей, если заранее знать, где можно договорится о проезде.
Мыс Большая Колокольня

Заключение.

Нам не удалось осуществить план похода от Большого Голоустного до Бугульдейки. Такой поход всё-таки требует хорошего знания троп, дорог и рационального расчёта сил, мест остановок.

Самый оптимальный срок спокойного похода от Голоустного до бухты Песчаной — 3 суток. По пройденному нами маршруту можно планировать поход в течение 3-суток, если придерживаться следующего плана:

1 день: Б.Голоустное – Пересечение ББТ с тропой из пади Еловая (или чуть дальше в лес, чем дальше в лес, тем легче будет следующий день).

2 день: Перекрёсток ББТ – Верхние Хомуты.

3 день: Верние Хомуты – Бухта Песчаная.

Преимуществами маршрута в случае возврата на тропу сразу после Верхних Хомутов, можно считать минимизацией участков с бродами в прижимах, а так же разнообразие местности и хорошие физические нагрузки при ходьбе по горным берегам и тропам, отличные виды с высоких точек и смотровых площадок, лесные дары в виде кедровых шишек и лесной ягоды.

Недостатки: большая протяжённость пути (до 55 км), чем в варианте похода по прижимам, строгой ходьбы вдоль берега и большая протяжённость, чем по тропе в лесу между хребтами.

Лев Белых

Сергей Прочитал :) Понравилось. Маршрут действительно , имеет множество вариантов прохождения. Ваш очень интересный , вот только если бы ещё с засечек не сошли :) Но ведь , какой поход без трудностей ? :) А ! Главное почему так мало фото ? :)
06.09.2010, 18:40:27 |
Лев БелыхСпасибо! Фотографии выложил только те, что имеют отношение к отчёту и парочку для украшения текста. Есть и другие фотографии, но если бы я выложил все, то некоторые читатели могли бы не понять чем является данный материал в большей мере — отчётом о походе или фототчётом :)
07.09.2010, 00:43:50 |
Artem KuharenkoНесколько лет назад ходил за 2 дня по вашему маршруту, а через неделю опять за два дня из Бугульдейки в Песчанку. Второй вариант оказался значительно легче и красивее.
07.09.2010, 19:32:43 |
Лев Белых

Artem Kuharenko:  Несколько лет назад ходил за 2 дня по вашему маршруту, а через неделю опять за два дня из Бугульдейки в Песчанку. Второй вариант оказался значительно легче и красивее.

Странно, а мне даже не верится, что путь от Бугульдейки может быть красивее, может трудности мешают лицезреть прекрасное и там где легче идти больше простора для фантазии?! ) Хотя я надеюсь в будущем году сходить вариантом из Бугульдейки .. надо подготовится и проверить ваши слова ))

Artem Kuharenko:  И ещё,полностью поддерживаю ваше негодование по поводу забора у Байкальских Дюн.Как бы лет через тридцать весь Байкал не оказался огороженным от простых смертных.

Я просто закона не знаю, но это и противозаконно насколько я представляю. А негодование да ... большое негодование. Просто самая лучшая тур.база на Ольхоне Никиты Бенчарова, очень гостепреимное место, даже если вы не поселились у Никиты вы можете зайти, всё узнать и это очень радует. А самая лучшая турбаза в Песчанке, хоть и для "крутых", но до цивилизованного уровня не дотягивает.
07.09.2010, 21:22:54 |
Сергей МакаровСредние Хомуты мне тоже доставили много хлопот. Я даже "лопухнулся", спустившись с опасного участка к берегу и обнаружив за скалой непроходимый по берегу участок — пришлось снова забираться на верх и по козьим тропам идти на верх, где среди камней они и потерялись :)
11.09.2010, 21:59:19 |
Александр ВасильевСпасибо за рассказ. Мы ходили за месяц перед Вами, но по ББТ, т.е. по лесу. Дошли за 3 дня до Песчаной, причём двоим участникам похода идёт уже 72й год (мои родители). Дорога (тропа) идёт сначала вдоль реки Голоустной, потом нужно просто идти по ней. Именно, по дороге (когда-то там проезжал ГАЗ-66й).
Оч. хорошо, что мы не пошли к Средним Хомутам. Прижимы мы могли и не пройти, а скальный участок, вообще жесть. Когда с воды (на обратной дороге) смотрели на берег, то ощущения были те же, т.е. что вдоль берега слишком тяжело — оч. много крутых подъёмов-спусков.

Когда Вы поднимались по Еловой, то зимник находится метров 300 дальше тропы вверх по ручью.
22.09.2010, 22:25:26 |
PeterОтмечусь и я. Ходили несколько лет назад вдоль берега, большую часть времени приходилось бродить и несколько раз даже плыть по 100 и больше метров :) Получили массу удовольствия и теперь другие варианты даже не рассматриваем. Всем советую пройти вдоль берега в начале августа!
29.09.2010, 12:34:46 |
Наталья ПронскаяА нанять проводника на маршрут по ББТ или по побережью Байкала в Иркутске или б.Голоустном можно? До бух.Песчаной. или до Бугульдейки через Песчаную
как найти человека? может есть какая-то информация, поделитесь!! На вторую половину июля нужно!
01.07.2011, 05:02:07 |
Лев БелыхДавно сюда не заглядывал, т.к. о новых комментариях под описанием о походе не получаю уведомления по электронной почте. Участок действительно интересный, поскольку есть разные возможности прохождения с разной нагрузкой и разными участками по сложности. Спасибо, заглянувшим за комментарии и отзывы. Если будут вопросы — лучше пишите в личку.
19.03.2012, 10:37:01 |
дмитрий федуловЧас в радость!Лев подскажи какая тропа живописнее (красивее), от богульдейки до песчаной или от гологустного до песчанки? Заранее благодарю за ответ.

01.08.2012, 05:55:53 |
Artem KuharenkoИз Бугульдейки.
01.08.2012, 13:11:52 |
дмитрий федуловСпасибо Артем. Может просветишь где можно взять карту живописной тропы из богульдейки в бухту песчаную?
01.08.2012, 16:39:00 |
Дмитрий Шабалина где можно взять какой -нибудь марширут на карте чтоб он был там отмечен?
14.11.2012, 16:55:15 |
Дмитрий Шабалина всё спасибо не надо я нашёл :))