Меня спрашивают:

- Ну, расскажи, как сходили?

- Да сходили…ну… хорошо так .. .. здорово!

- А как?

- Ну ээ…

Мы вгрызались вглубь Саян. Мимо, как во сне, проплывали вершины и долины. Прерывисто ревел мотор грузовика. Задрав головы, мы вглядывались в монгольских трехметровых хозяев неба. Гигантские крылатые тени кружили над вершиной, провожая в путь десять искателей приключений. Было трудно смотреть вверх. От ветра глаза слезились и закрывались. Вокруг никого.
Толик его пепелац на фоне р. Боксон
Только гигантские орлы и приятная пустота в голове. Вездеход ТОЛИ УРБАЕВА уверено поглощал километры горных болот. Вот 2200 метров. Перевалы и увалы. Странная местность! На юге виден хребет Большой Саян изломанными ледовыми гималаями. Впереди высокогорная тундра, за которой находится таинственная река Диби.
Видна Диби
Кто-то фотографировал, кто-то рассказывал байки, а остальных мотало по Уралу в предчувствии путешествия, от которого остались только воспоминания. Было приключение, о котором трудно рассказать, что то героическое и конкретное – нам позволили заглянуть, этак играючи, в затерянный уголок Восточного Саяна. Где пороги пятой категории сложности? Нет их. Ну да не за ними шли, а за тайной. Вот эти десять солнечных дней в сердце горной страны, десять незанудных хомо-сапиенс, красивая река, рыбалка, встречи с людьми, дружеские застолья у костра – они и есть то эльдорадо которое было найдено и …опять потеряно.

Едем по перевалу Лохматый
Вверх по реке Диби
Рыбки в источнике
Источники Ондольтой
Парит
Коля и голова орла

Бросок через перевал механического зверя закончился у источников Ондольтой. Урал удовлетворенно и тепло затих. Широкая открытая долина реки уходит вверх к границе Монголии до которой 20 километров. Домики у источников стоят посреди долины. Вода холодная и в ней живут мальки ленков и хариуса. Как прощание с дорогой к реке — омовение. Провожали у жаркого костра наших саянских друзей. С Толей мы постоянно проникаем в дебри любимых Саян. К нам пришли гости из хутора у источников. В темноте уже слушали сойотские распевы гостей. Вышли звезды. Команда растворилась. Наутро НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВ рассказывал о мистических странствованиях в царстве сна и и параллельном мире среди орлов и бурундуков – эманации рядом лежащих когтей и клюва жуткого орла сделали свое дело.

Вторая стоянка — стапель
Вечер на месте стапеля
Место старта
Инструктаж
Проводка
Среди льдов
У льда
Сергеев Коля

Начало сплава! Плотные красивые корпуса рафтов упакованы телами гребцов. Все долгожданно взялись за весла. Первые километры протаскивали рафты по пояс в ледяной воде. Коридор двухметрового нерастаявяшего льда отвлекал от однообразия. Глубокая антарктическая прозрачная синь льда проникала в сердце, и там таяли сомнения, напрасные ожидания и никчемные стремления. После размеренных нетрудных километров воды нас встречали стоянки одна лучше другой – чистые зеленые поляны, приятные гости и ясное утро. Сверкающее разноцветными камнями дно реки уходило в прошлое, а чистейшая вода вела и вела нас за собой. Раздавались радостные «Оп-па!» счастливых рыбаков. Крупные серебристые хариусы шурукались в рафте до самой чалки.

В коридоре льда
Уходим с реки Халу
Хутор Булата у третьей стоянки в устье Забита
Кшиштоф балагурит
Стоянка у Булата — варится Борщщ

Стрелка реки Забит – байки от Булата, местного лесника и пограничника, нашего гостя с той стороны реки. Отведали «чудесно» приготовленный борщ. Чудо в том, что он вообще получился! Готовили ВСЕ. Даже КШИШТОФ МАРШАЛЕК пытался улучшить вкус пивом, не пожалев из 100 литровых запасов. Надо сказать, счастье преследовало нас. К концу третьего дня подошли к порогу «Водопад». Все понимали, что это апогей реки. Двойка МОРОЗОВА МИХАИЛА и ВИТАЛИЯ СМИРНОВА просто и обыденно прошла порог. А рафты сплавились поинтересней..

МАКС АСТАХОВ в экипаже НОВОГРАНОВА АНДРЕЯ убежденный пенными струями, приводнился после слива отдельно от судна. На другом рафте — кормчий НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВ взлетел вверх, и ВАСИЛЬЕВ ОЛЕГ ознакомился с мудреной тайской техникой удара локтем.

Фотосессия у льда
Камни у слива
В сливе Большой
Все

Вечером на заходящем солнце сделана фотография на память – рыбы и все — все. Уха в исполнении РЫБАЛОВИЧА АЛЕКСЕЯ, казалось переполнила поток благодати. Но нет! Налим трехкилограммовым леопардом достался на донку РУДЫХ МИХАИЛУ.

Отменили, в связи с упавшим уровнем воды, покатушки на сливе и пошли вниз дальше.

Вот такая рыба!
Продолжение типа порога
Типа порог 3
Синхронный прыжок

Обнаружили несколько простых порогов в каньоне, в котором прыгали синхронно в воду с пятиметровой высоты. Олимпийская деревня на выезде! Наш капитан покинул судно и поплыл к ныряющим со словами — «Я тоже хочу, я к вам!». В реальности прыжки увлекательны, а на фотографиях нечего смотреть – ноги, брызги и все!

Лед и начало осыпного ущелья
Впереди осыпное ущелье
Капитан и ущелье
шрайбекус
В ущелье

Впереди показалось осыпное ущелье. Черно-желтыми, задумчивыми скалами провожали стражи реки нашу разноцветную речную демонстрацию. Мини Орхо-Бом! Поворот… еще поворот… не спешим мы покидать Диби. Молчим и разглядываем причудливую игру цвета и света в разломах скал.

Мы на Оке-Саянской! Позади еще одна река и отрезок жизни и потеряна еще одна мечта. К ночи слышны были дебаты в палатке:

- Это моя подушка!

- Не трогай фотоаппарат!!!

- Отдай мою подушку!!

Сон капитана на Оке
Эх, Антоха нам ли быть в печали
Травмированный Кшиштоф

Ока-Саянская – это впечатляющие масштабы проходящего мимо горного спектакля. Наслаждаемся! А кто-то спит и этот кто то капитан Новогранов Андрей!

Чистая вода закончилась с мутным потоком из растаявшего снега — река Тисса.

Пропали все надежды поймать крупную РЫБУ. Утреннее регби и футбол заставил вздрогнуть жителей южного полушария. Все целы! В регби на Оке мы ещё не играли!

Президент Федерации тайского бокса и путешественник в параллельных мирах Николай Сергеев как самый спортивный регламентировал встречу команд – «Кому за сто» и «Кому до ста». Соорудив мяч из дутыша банки катамарана, команды судорожно пытались «технично» затащить его в створ ворот. Качество мяча выровняло технарей и неумех. После тайма под названием «Бегом к инфаркту» — победили бегемоты. Удивительно, но все целы! Теперь регби! Мелкие пытаются окружить и просочиться. От толчка они летят как тряпичные регбисты! Навалившиеся вчетвером на бегемота в борьбе за мяч тряпичные были обмануты приемом «мяч подо мной» и другой бегемот спокойно входит в ворота.

Кшиштоф продираясь и теряя загар до крови, в буквальном смысле, врывался с тремя мелкими в створ. Но регбисты оказались не тряпичными, а сделанными из мяса т.е. мясными! Удивительные финты и уловки принесли победу команде «кому до ста».
Домой!

Крайний день сплава прерывается традиционными похождениями по поселку Саяны — «в магазин». Коля Сергеев беспокоится о скоро проводимых сборах его секции на берегу Оки и навещает друзей. Остальные заняты важной магазинной миссией. Кшиштоф на рафте поливает пивком как перекисью водорода содранный в регби до мяса «загар». Приговаривая – «А что? Прекрасно освежает! Дезинфицирует!» И действительно пивко шипит и пенится на ранах. Переполненные магазинными ощущениями рафты двинулись к финишу. Ночевка у начала лавого каньона на краю гигантского степного поля, за поселком Саяны. Беседы на околоспортивные темы перешли в усыпляющий разговор под открытым небом. Потом все молчали наблюдая звезды и уснули.

Наутро нас ждал Урал готовый к новым подвигам. Сгоревшие лица и руки гребцов вцепились в борт, а упругие красные тела рафтов свернуты в ожидании новых рек и тихих звездных вечеров.

Впереди дорога Домой! Еще один традиционный наш июньский маршрут закончен.

антон новиков

александр шеметовхороший рассказ, сразу возникло желание побывать в тех местах)
15.06.2011, 12:20:28 |
антон новиков Спасибо! Старался короче.. Поток сознания..По существу то не о чем рассказывать то было!