...«Ах, какой был изысканный бал»…

Бывает так — планируешь за месяц, собираешься, готовишь лыжи, пакуешь рюкзаки…

Но возникает вдруг из небытия самая важная в мире важность, которая ставит в дальний угол твое снаряжение. И ты, повинуясь неизбежности, уже мчишь совсем в другую сторону, горы тают в голубой дымке на горизонте и, стиснув покрепче руль, даешь себе обещание, что вот в другой раз всенепременно и обязательно!

А бывает совсем иначе…

Вроде ничего особенного не совершил, но вдруг звезды выстраиваются в хоровод, банки начинают вязаться, бородатые боги улыбаются из темных углов и ты понимаешь, что фортуна наконец-то заметила тебя и твое предприятие обречено на успех!

Так было и в этот раз. Дважды команда стояла на низком старте и оба раза что-то мешало осуществить задуманное. Но 29-го марта было принято волевое решение, короткие сборы и два автомобиля с четырьмя участниками в ночь на 1-е апреля 2010 года катят в сторону Выдрино.

Перед двумя мобильными группами стояли непростые задачи, на выполнение которых было отведено всего 4 дня, учитывая заход и выход.

Первой группе, состоящей из меня, Михалева Игоря (Egorushka), и инструктора по фри-райду Паши Левинского (Levking), необходимо было исследовать склоны долины ручья Медвежий от места впадения в р. Селенгинка до подперевального цирка. Установить пригодность склонов для катания, толщину снежного покрова, лавиноопасность и определить место под финишную базу на границе зоны леса. Задача сложная, но выполнимая. Протяженность маршрута около 24 км, перепад высот 1200 метров.

А вот перед Василием Мальцевым (Was79) биологом-охотоведом и Алексеем Хлановским (Operator) стояла по-настоящему сложная задача. Во-первых – нужно было найти места кормления копытных в долине реки Селенгинка и установить видовой состав. Во-вторых – найти места стоянки крупного хариуса в озере, определить кормовую базу и, по возможности, количество популяций.

Забегая вперед, скажу, что обе группы справились с поставленными задачами блестяще.

Итак…

1-е апреля, 7.00 утра, база «Теплые Озера» на Снежной, температура -12*С, легкий снежок и приличный встречный ветер с гор в сторону Байкала.

Хмурое солнце кое-как осветило серые окрестности и четырех человек с рюкзаками на лыжах, плавно и уверенно скользящих по идеальной снежной целине навстречу ветру.

Переход до стрелки с двумя перекурами занял 3,5 часа. Вылазим на полку, копаем яму, рубим дрова и вот уже макарошки веселою гурьбой ринулись в кипящую воду.

Обеденный перерыв на стрелке

Пока суд да дело ветер стихает и выглядывает солнышко. Сразу теплеет, жить становится веселее. Горячий макаронный корм со свинским салом, душистый чаек с печенюшками и снова на лыжи.

Легкие подъемы чередуются короткими спусками. Лыжня плавно набирает высоту, периодически выходя к реке или ныряя в лес. Речка в этом году совсем безо льда, только полутораметровые сугробы перекрывают русло, оставляя обширные участки открытой воды.

Селенгинка перед подъемом к озеру

Во время коротких остановок пытаюсь разглядеть рыбу, но тщетно.

На очередном перекуре мы с Пашей дожидаемся Василия и Алексея. Вася, в отличие от нас, прет на дровах без камуса, поэтому подъемы ему даются с большим трудом. Он пока еще пытается шутить и улыбаться, хотя и напоминает Маресьева «по лесу ползет – лыжи грызет».

Василий подустал...

Решаем оставить им рацию и скакать с Пашей до зимовья обустраивать быт. Через час после прощания выскакиваем на озеро, снега по колено, лыжня угадывается наощупь.

Выход на озеро.

Пролетаем озеро за один переход и, спустя 20 минут, подходим к зимухе.

Паша радуется приюту и солнцу...

Время 16.00, дрова есть, воды полный ручей. Вокруг все истоптано соболем. Связываемся с отставанцами. Выясняется, что они только вышли к озеру и получается, что с учетом подъема к зимовью ждать их можно не ранее чем через полтора часа. Затапливаем печь и начинаем готовить кушать.

К приходу Васи и Алексея пятилитровый котел картофельной похлебки с мясом и лучком, обжаренном на сале, добулькивал на краешке плиты. Второй котел с чаем ароматно парил в интимном сумраке зимовья и жбан воды поджидал, изнуренных обезвоживанием, товарищей на улице.

Вот мимо окна промелькнули, сначала лыжи Алексея, а потом и Вася проковылял пешком. Выходим встречать. По Васиному выражению лица понимаем, что шутки не уместны и поэтому сразу предлагаем переодеться и приступить к трапезе. Но Вася не таков, на голую жрачку его не возьмешь. Слишком много накопилось за 26 км пути. Эмоции и междометия так хлещут через край. Самое безобидное из сказанного им это то, что руки у него теперь как ноги, такие же толстые и вонючие, и что бы он еще раз да без камуса – да ни в жизнь!!!

Но все когда-то заканчивается. Вася улавливает густой аппетитный дух похлебки и, чуть не захлебнувшись слюной, лезет в зимовье. Из закромов извлекаю бутылочку горючего и в следующие пятнадцать минут слышно только сопение, прерываемое фразами «ну, за приход», «за рыбалку» и т.д.

Нехитрый быт туристов

Перед сном составляем план предстоящей компании и решаем следующий день посвятить рыбалке на озере. Валимся в спальники и под добрые шутки над Васиными мытарствами обсуждаем прошедший день. Постепенно разговор затихает, гасятся свечи.

Ночь…

Утром истеричный звон будильника врывается в мой сон вместе с Васиным стоном «Вырубите это чудовище!». Приоткрываю один глаз – светло. На улице, судя по всему, солнце. Народ начинает шевелиться и пытаться встать на то, что еще вчера было ногами. После продолжительных усилий мне, Васе и Алексею удается ходить ровно. Паша над нами хихикает. Оно и понятно, у Паши постоянная практика, а мы всю зиму просидев на заднице в офисе, теперь расплачиваемся «благородной» болью в натруженных конечностях. Ну ничего, сегодня день пройдет в адаптации без фанатичных переходов.

Собираем снасти, пакуем сухпаек, пешню и катимся к озеру через искрящуюся тайгу.

Как красива и величественна зимняя тайга Хамар-Дабана!!! Настоящий берендеев лес, заваленный 2-х метровым снегом и тишина…

Выходим на озеро, я с Пашей направляюсь к устью правой протоки, а Вася остается в устье левой на старых лунках. Легкий ветерок с Байкала, температура -3*С, тепло.

Первую лунку долблю в 8-и метрах от берега сбоку от струи в затишке. Толщина льда около 30-и см, глубина 4,5 метра. Снасть – балалайка с флуорокарбоном 0,18 мм, на конце белая вольфрамовая капля с подсадкой опарыша, выше 4 мухи фиолет, оранжевая, зелень и бордо. Поклевка последовала на первой же проводке и секачишка, чуть больше пальца, плывет в родную стихию. А вот и Паша, сев к струе поближе, начал таскать и отпускать хариузищ.

Рыбачу

Подходит Алексей, сажу его на свою лунку, а сам долблю новую ближе к берегу и на струе. Лед всего сантиметров 5, глубина около 3-х метров. Осторожно ложусь на лед и вижу как из-подо льда из черной глубины выходит стайка в 6 приличных хариусов и не доходя до настроя около метра останавливаются лениво шевеля плавниками. Начинаю судорожно дергать удочкой и вот самый крупный отделился от группы и в плавном развороте взял муху. Удар в руку, подсечка. Есть! Встаю на колени, вываживаю. Хариус сопротивляется мощно, точками пытается уйти в глубину. Аккуратно вывожу в лунку и беру в руку. Блин, сопротивлялся как большой, да и в воде выглядел прилично, а на поверку оказался максимум 150 грамм. Ладно, пригодится на жареху. Рыба клюет с завидным фанатизмом, да же прикурить-то времени нет. И на стоячую, и на игру. Поклевки следуют постоянно.

Подошел Василий. У него в закромах рыба чуть покрупнее, чем у нас с Пашей, просто скучно ему там стало одному сидеть вот и пришел.

Я пересаживаюсь на свою первую лунку, Алексей ходит вокруг – фотографирует. Вася предлагает привлечь крупную рыбу мутью. Сказано – сделано. С берега приносится пакет песка. Две горсти сыплю в лунку. И буквально через полминуты резкий удар в руку. Подсекаю и сразу понимаю, что это не моя рыба и поднять ее от дна мне не суждено. Так и вышло, приподнял на метр и досадный обрыв всей снасти. Руки дрожат, Вася сначала матерится, а потом убегает долбить себе лунку и кормить песком. Я же иду собирать разбросанную по льду рыбу. Т.к. начался довольно сильный ветер и все предметы, лежащие на льду, и лунки мгновенно заметает снегом.

Не доходя до лунки на струе около 2-х метров, внезапно правой ногой выше колена проваливаюсь под лед. Сразу вырваться не получается т.к. сильное течение заламывает плененную конечность и норовит повалить меня в сторону полыньи. Раненым ужиком изворачиваюсь и валюсь на спину, вытаскиваю ногу и откатываюсь подальше. Н-да, так и уплыть можно, причем ни Вася, ни Паша моего танца на бровях не заметили. Сидят с капюшонами на глазах, смотрят на сторожки. Одеваю лыжи, собираю рыбу. Паша встает размяться, делает пару шагов в сторону и… проваливается под лед левой ногой, но быстро вылетает из провала и откатывается в сторону! Ни-фига-се!!! Теперь в лыжи обуты все. Но такая рыбалка надоела, и мы решаем двигать к зимовью, тем более что завтра предстоит тяжелый день, нужно отдохнуть и набраться сил. Василий решает посидеть еще часок.

Алексей, ушедший раньше нас на пару часиков, успел приготовить вкусный ужин. Потрошим рыбу, заготавливаем дрова, ждем Васю. И он приходит с удивительной вестью – ему удалось поймать два вида бычков! Один — широколобка ангарская, второй – желтокрылка байкальская. Из желудков хариусов извлекается содержимое – мелкий мотыль и мелкий бормыш..

Да, озеро-то не простое. Загадок полно. Во-первых — бормыш, мелкий и темно-зеленого цвета явно не Байкальского происхождения, во-вторых – бычки. Как бычки попали в озеро через пороги и для кого они являются кормовой базой. Василий выдвигает гипотезу о существовании нескольких популяций хариуса. Первая речная, вторая проходная, третья оседлая. Вот для оседлой популяции хариуса бычок, предположительно, и должен являться кормовой базой. Как показали дальнейшие открытия, Васина гипотеза оказалась верна на все 100%.

Не торопясь ужинаем. Перед сном планируем, как и где ребята будут искать рыбу, на каких глубинах и в каких местах. Точки определяем и ложимся спать.

Утро третьего дня встречает нас снежной пеленой. Встаем, завтракаем, собираем рюкзаки, берем рацию и разбегаемся в разные стороны. Мы с Пашей через реку на ручей Медвежий в горы, а Алексей с Василием к озеру.

Почти час у нас уходит на форсирование 4-х проток Селенгинки по поваленным деревьям и снежным мостам, и начинаем набирать высоту.

Снег, по мере продвижения вверх, становится все глубже и глубже.

А вот и первый конус выноса лавины с прилегающего кулуара перекрыл русло ручья. Лавинка небольшая, но мокрая и летела так быстро, что вылетела на противоположный склон метров на 20-ь с гаком. Становится ясно, что нужно посматривать по сторонам при приближении к боковым распадкам и кулуарам, а то не ровен час накроет.

Первая лавинка

Через пару километров подходим еще к одному выносу. О-го-го, эта уже посерьезней предыдущей! Видно как она плыла по склону, вырывая и ломая деревья, и остановилась бетонным многометровым монолитом на ручье. Если такая застанет врасплох – не убежишь!

А вот и вторая... По гребню можно рассмотреть козырьки, нависшие над долиной.

Внезапный разрыв в снежной пелене позволяет просмотреть гребни склонов южной экспозиции. Видно где оторвалась доска и как по гребню висят многометровые снежные козырьки. Решаем проходить распадки в быстром темпе. За последующие полтора километра встречаем еще две лавинки, но меньше двух предыдущих. Явно все это сползло вчера, когда светило солнце и днем было +4*С. Хорошо, что взяли день на адаптацию.

Ручей поднимается все выше и выше, и мы, следуя его изгибам, продолжаем набирать высоту. Идется легко и с удовольствием. Наст держит, тропить легко. Камус и крепления позволяют брать любые подъемы в лоб, практически, без траверсов, а сердце греет мысль о том, что выкатываться обратно по лыжне будет одно удовольствие!

Вот и развилка ручья, сворачиваем налево и сразу начинается приличный набор высоты со склоном крутизной около 50*. Медленно ползем вверх выискивая проход между деревьев.

Вверх...

Снег идет не переставая, закрывая весь обзор. Видимость метров 100 не больше. За очередным контрфорсом упираемся в сплошной забор из елок, приходится доставать топор и прорубать дорогу сквозь ветки.

Неожиданный разрыв в снежных зарядах показывает, что мы находимся недалеко от границы зоны леса и на одном траверзе с цирком.

Цель там, за поворотом.

Осталось всего пару километров по горизонтали, а снег все валит и валит, сводя к нулю возможность осмотра склонов. На коротком совещании решаем, что я остаюсь на этой высоте и начинаю варить чай, а Паша поднимается на гребень и тестирует склон. Тем более, что высокогорное редколесье, по словам Павла, идеальное место для фри-райда. Договариваемся, что через полчаса Паша вернется, и он, постепенно растворяясь в снежной пелене, начинает подъем. А я достаю лопату и начинаю копать яму под костер.

Углубившись в снег по грудь беру лыжную палку и зондирую снег. До дна, палка длиной 1,5 метра, не достает. Выбираюсь из ямы, встаю на лыжи, рублю карандаш d15/20 см и делаю настил из четырех обрубков, развожу костер и вешаю, набитые снегом, котелки. Пить хочется не по-детски. Дожидаюсь влаги и залпом выпиваю пару кружек снеговой воды, отливаю еще две кружки для Паши и ставлю котлы под чай. Чай уже готов, смотрю на часы и понимаю, что прошло уже больше часа, а Паши все нет. Время 17.15, до темноты 3 часа и перспектива выкатываться через тайгу с фонарями мне совсем не улыбается, да и мало ли что могло случиться наверху… начинаю слегка нервничать.

Но тут сквозь снег сверху из далека до меня доносится восторженный рев – это Паша наконец-то начал спуск по целине! Крик все ближе и ближе, и вот в просвете меж деревьев в облаке снежной пыли появляется Паша. Изящные виражи, высоченная скорость и отточенное владение лыжами – красота! Подлетел, затормозив лицом об склон, вынырнул из сугроба, сорвал маску – улыбка до ушей, а в глазах адреналин так и плещет!!! Рука не поднимается отшлепать засранца тапочком по... за пережитые волнения, лишь куча сумбурных вопросов на которые следуют не менее сумбурные ответы.

Садимся пить чай с хлебом, салом и печеньем. За разговором выясняется, что Вася выходил на связь, сообщил, что рыбу нашел и клев отличный. Собираемся и начинаем спуск. Для меня катуха по целине на фри-райдном снаряжении в новинку и Паша проводит блицинструктаж по управлению лыжами в глубоком снегу и отправляет меня первым.

А в это время на озере...

Первые шаги младенца неуклюжи и корявы, но постепенно они обретают твердость и уверенность. И вот уже можно набрать разгон без боязни врезаться в дерево и да же заложить пару виражей. Правда один из виражей заканчивается падением головой вниз по склону боком на лыжную палку, которая не выдерживает напора тела богатырского и ломается пополам. Долгая возня в бездонном снегу и мне, не без помощи Паши, кое-как удается принять вертикальное положение. Обломки палки в куль, куль на спину и снова вниз под дикое улюлюканье, всхрапывание и восторженные вскрики.

Да-а, господа, эмоции от катания по целине словами передавать нелепо... Свобода и восторг полета – вот жалкое подобие того, что ты испытываешь при спуске!!! И с сожалением смотришь, как неумолимо приближается дно долины ручья, а с ним конец захватывающему приключению. Печаль...

И вот мы уже стоим на наших следах в том месте, где начался подъем. Весь спуск занял не более 20-ти минут, но пережитых эмоций хватило бы на несколько часов! Дальше по лыжне вниз, практически без усилий, в удовольствие выкатываемся на базу.

Вечерело, в сплошной облачной пелене стали появляться просветы и в предзакатный час Хамар-Дабан подарил нам калейдоскоп фантастических панорам с розовыми и золотыми вершинами, фиолетовыми снежными склонами и «слепым» снегопадом… Фантастика!!!

Попытка объять необъятное телефоном...

До зимовья умудрились добраться засветло, потратив на выкатку по следам всего около 2-х часов.

И еще один мостик.

А на зимовье нас ждал сюрприз. Гуру биологических наук Василий с Алексеем нарыли-таки стоянку крупной рыбы. Мало того, что Вася поймал 38 штук разного размера от 300-т грамм до килограмма, они еще пробили горизонты и четко определили глубины обитания разных популяций. А их, популяций, оказалось три, как Вася и предполагал. Причем рыба имеет ярко выраженные внешние отличия и разную кормовую базу. В желудках некоторых хариусов были обнаружены широколобки и (!!!) свежая хариусовая икра. У других мелкий местный бормыш и мотыль.

Вечер проходит за обменом впечатлениями и построением новых гипотез по биологическому составу озера.

Алексей готовит рыбу во фритюре, которой мы, невзирая на сытость, продолжаем обжираться. Этакие хрустящие чипсы из цельного хариуса, которые едятся целиком с костями, головой и хвостом.

За разговором выясняется, что к проруби в 15-и метрах от зимовья, где чистилась рыба, приходил соболь. Потроха съел и нагадил на край, типа пометил свою территорию. Пришлось смывать за ним. А еще говорят осторожный зверь…

Решаем с утра пораньше собраться, выскочить на озеро и порыбачить часиков до 12-ти на новых точках, а потом двигать на выход в город.

Утром я и Паша быстро пакуем кули и, с удочками наперевес, летим на озеро в предвкушении трофейной рыбалки. Снег шел всю ночь и утро такое же мглистое и безрадостное. По далекому гулу понимаем, что на озере настоящая метель. Так и есть, метет как в аэродинамической трубе. Идти можно только опустив лицо вниз, наваливаясь всем телом на набегающий воздушный поток.

Пришли, сели на лунки, лед двойной. Под пяти-сантиметровым льдом слой воды в 30-ть сантиметров, а ниже лед в полметра. Начинаем рыбачить, не снимая лыж. На первой лунке глубина около 7-ми метров. За 10 минут выцарапываю 3-х приличных хариусов. Подходят Алексей с Василием. Алексей делает несколько фотографий и уходит в сторону стрелки на маленькое зимовье варить чай и поджидать нас.

Процесс в самом разгаре.

Немного моих рыбок.

Вася, поймав пару рыб, то же собирает манатки и уходит, а мы с Пашей остаемся рыбачить. В 12.00 собираемся и быстрыми скачками несемся к выходу из озера.

Пара спусков и вот уже настигнут Вася, обреченно бредущий на дровах (деревянных лыжах). Немного шутим, поднимаем Васе настроение и чешем дальше. Приходим на зимовье. Алексей топит печку, тепло и уютно. Достаем газ, варим чай, перекусываем. Групповое фото на память и выходим на финишную непрямую от стрелки по Снежной до машинок.

Маленькое зимовье недалеко от Стрелки. Слева направо: Павел Левинский, Алексей Хлановский, Василий Мальцев, Игорь Михалев.

Легкая тусовка на стрелке. Через полтора месяца за моей спиной будет разбит лагерь и начнется строительство базы "Стрелка".

Отойдя от стрелки, около километра Паша вспоминает, что оставил свой фотоаппарат на зимовье выше озера. Как говорится, без комментариев… После короткого совещания решаем, что я с Васей иду до машины, Алексей остается ждать Пашу в зимовье на стрелке, а Паша дует за фотиком.

Прощальный взгляд через плечо.

Надо отдать должное физической подготовке Паши. Туда/обратно 16 км он преодолел за 3,5 часа. Вот бы его энергию да в мирных целях!!!

Первая машинка пришла в город в 22.30, а в 1.00 ночи раздался звонок от Алексея: «Игорь, все нормально, мы на трассе».

Вот так на позитивной ноте закончился наш долгожданный поход сказочный край озера Соболиного.

Выводы:

Бал удался на славу!

Долина ручья Медвежий отлично подходит для организации лыжных походов и фри-райда. Склоны пригодны для катания, лавинная опасность умеренная. Толщина снежного покрова 2,5/3 метра. На склонах северной и восточной экспозиции лежит «зимний» сухой снег. Склоны западной и южной экспозиции лавиноопасны.

В долине реки Селенгинки выше озера Соболиного Василием Мальцевым обнаружены места осенней кормежки копытных.

В озере обнаружены два вида бычков подкаменщиков и местный вид рачка бокоплава. Также установлено, что в конце марта начале апреля начинается нерест оседлой популяции хариуса.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=0sYJeVASwsQ, http://www.youtube.com/watch?v=IgAEzSAPYBQ